Коммуникативная сфера младших школьников с задержкой психического развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №21 (468) май 2023 г.

Дата публикации: 27.05.2023

Статья просмотрена: 229 раз

Библиографическое описание:

Абасова, Д. Г. Коммуникативная сфера младших школьников с задержкой психического развития / Д. Г. Абасова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 21 (468). — С. 478-480. — URL: https://moluch.ru/archive/468/103301/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье рассматриваются особенности коммуникативной сферы младшего школьного возраста, так как в зависимости от её развития ребёнок адаптируется в новой для себя учебной обстановке, взаимодействует с учителем и сверстниками, проявляет себя в роли ученика и формируется как личность. Однако младшие школьники с задержкой психического развития (ЗПР) отличаются рядом особенностей в развитии коммуникативной сферы, эти особенности следует учитывать при обучение и взаимодействии с ними.

Ключевые слова: задержка психического развития, младший школьный возраст, коммуникативная сфера.

Особенности коммуникативной сферы у детей с задержкой психического развития исследовали многие выдающиеся педагоги и психологи (Л. Летинен, А. Штраус, В. Г. Петрова, В. Н. Романюта, Л. М. Шипицыной, С. Г. Шевченко, Е. О. Смирнова, Р. Д. Триггер и т. д.). Однако до настоящего времени не сформулировано единой характеристики особенностей коммуникативной сферы младших школьников с задержкой психического развития. В особенности имеют особое значение представления о личностных качествах, важных для формирования навыков общения. Наиболее важными качествами является умение контролировать свое поведение в зависимости от конкретной ситуации, задач общения, особенностей собеседника и т. д.

В психологической энциклопедии под редакцией Р. Корсини понятие «коммуникация» определяется как: «Взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера» [1, с. 689].

Романюта В. Н. при описание младших школьников делает акцент на том, что на этом возрастном этапе дети оказываются в новой системе взаимоотношений с окружающими людьми и в новой для себя роли ученика. В образовательной организации обучающийся усваивает определенные правила и нормы этой организации, у детей формируется такие качества личности, как самоконтроль, организованность и дисциплинированность. У младших школьников в пределах условно-возрастной нормы имеется потребность не только в общении, но и в обучении, ведущей деятельностью становится учебная. В школе ребенок учится взаимодействовать с людьми в различных ситуациях, выходить из конфликтных ситуаций и налаживать дружеские взаимосвязи, делает выбор в установлении коммуникативных связей. Все это возможно благодаря общению, которое носит целенаправленный характер. Ввиду того, что в младшем школьном возрасте взрослый для ребенка выполняет роль учителя и становится главным источником получения знаний об окружающем мире, у обучающихся формируется качественно новое общение со взрослыми [4, с. 55].

Дети с задержкой психического развития сталкиваются со сложностями в общении, что затрудняет их адаптацию в образовательной организации. Растянников А. В. указывает на то, что у детей с задержкой психического развития вербальное общение формируется в замедленном темпе в отличии от сверстников с нормотипичным развитием психики [3, с. 170].

Мотивационно-потребностная сфера обучающихся с ЗПР имеет свои особенности в отличии от обучающихся с нормотипичным развитием. В большей степени стремление контактировать с окружающими мотивируется физиологическими потребностями. Отмечаются поверхностные и кратковременные вербальные взаимодействия ребенка с ЗПР со взрослыми и сверстниками. Зачастую они вовсе избегают общения и стремятся к уединению.

В своем труде Л. И. Переслени выделил наиболее распространенные причины такого вербального поведения. У детей с ЗПР наблюдается бедный словарный запас, что мешает им быть активными участниками общения. В связи с этим таким детям не только сложно выразить свою мысль, но трудно понять своего собеседника, что влечет за собой слабо сформированные и поверхностные коммуникативные связи [2, с. 148].

В силу низкого уровня развития коммуникативной сферы, обучающимся с задержкой психического развития не свойственно включаться в игровую деятельность со сверстниками, чаще всего они являются сторонними наблюдателями в процессе игры или предпочитают игры в одиночестве. Несмотря на то, что взрослый является организующим звеном игры и всячески взаимодействует с детьми, инициируя их заинтересованность процессом, дети с ЗПР не вовлекаются в процесс игры и не проявляют интерес к ней. У них слабо развито ролевое поведение, так как оно требует определенного уровня развития коммуникативной сферы и социализации [5, с. 27].

Смирнова Е. О. в своем труде обратила внимание на то, что у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического сохранятся игровая деятельность в качестве ведущей и ещё слабо сформирована учебная деятельность. В связи с этим у детей с ЗПР имеются трудности при установлении контактов со взрослыми, они в меньшей степени интересуются процессом обучения, их вопросы, адресованные взрослым, обычно сводятся знаниям о внешних особенностях какого-либо предмета или явления, а не к сущностным характеристикам. Автор отметила и то, что обучающиеся быстро утомляются в процессе общения, что приводит к различного рода неадекватным психическим реакциям: раздражительность, злость, агрессия, плаксивость, обидчивость, гиперактивность. Подобного рода реакции зачастую обусловлены органическими нарушениями, из-за которых ребенок не может контролировать свое поведение [5, с. 134].

Учитывая психические особенности обучающегося с ЗПР, можно сделать вывод, что коммуникативная сфера у детей с таким диагнозом находится на низком уровне развития. Обучающиеся с ЗПР склоны к таким трудностям в рамках коммуникативной сферы, как избегание общения со взрослыми и сверстниками, конфликтность, неумение создавать продолжительные межличностные связи. Слабый уровень сформированности эмоциональной сферы приводит к поверхностным контактам, проявляющимся в неустойчивости и ситуативности, к неумению проявлять эмпатию к другим людям. Часто у таких детей наблюдается повышенная агрессия, обидчивость, неадекватная реакция на замечания взрослых. Подобные поведенческие проявления проявляются по причине расторможенности психических процессов и повышенной возбудимости детей с задержкой психического развития.

Подводя итог, можно отметить следующие ключевые особенности обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития: избегание общения со взрослыми и сверстниками, конфликтность; эмоциональная поверхность коммуникативных связей с другими людьми, низкий уровень эмпатии (сопереживание); повышенная возбудимость нервной системы, ведущая к аффективным реакциям и неадекватным способам выхода из конфликта. Всё это происходит по причине особенностей психического развития обучающихся с ЗПР.

Литература:

  1. Корсини Р. Психологическая энциклопедия/Р. Корсини, А. Ауэрбаха — М.: СПб, 2012.
  2. Переслени Л. И. Задержка психического развития: вопросы дифференциации и диагностики/Л. И. Переслени, Е. М. Мастюкова // Вопросы психологии — 2011.
  3. Растянников А. В. Рефлексивный подход к проблеме формирования групповой способности к совместному творческому мышлению/А. В. Растянников, 2012.
  4. Романюта В. Н. Ты и твои друзья. Учим детей общаться: метод. пособие для учит. нач. школы, психологов, воспитателей и родителей/В. Н. Романюта. — 2-е изд.,испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2014.
  5. Смирнова Е. О. Детская психология / Смирнова Е. О. — М.: Владос, 2013.
  6. Триггер Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития/Р. Д. Тригер. — СПб.: Питер, 2011.
  7. Шевченко С. Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособ. для учит. и спец. кор.-разв. обуч. / под ред. С. Г. Шевченко — М.: Аркти — 2014.
  8. А. Штраус и Л. Летинен «Психопатология и обучение ребенка с повреждением мозга» под редакцией В. Черемошкина, Светлана В. Мурафа. Эффект неспособности срисовать ранее запомненный материал детьми с задержкой психического развития — 2011.
Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативная сфера, психическое развитие, младший школьный возраст, ребенок, взрослый, задержка, уровень развития, игровая деятельность, избегание общения, образовательная организация.


Похожие статьи

Возрастные особенности развития коммуникативных навыков...

...у детей младшего школьного возраста, проблема развития коммуникативных навыков.

В младшем школьном возрасте дети очень восприимчивы к критике и резким фразам.

Младший школьный возраст — это период значительных изменений всего психического

Таким образом, младший школьный возраст — это период развития ребенка в возраст от 6...

Особенности протекания коммуникативной дезадаптации...

Задержка психического развития (ЗПР) — это нарушение в формировании и развитии

...у детей младшего школьного возраста, проблема развития коммуникативных навыков.

В основе развития межличностных взаимоотношений в коллективе младших школьников.

Именно в этом возрасте видна неравномерность физического и психического развития...

Особенности развития коммуникативных навыков у детей...

 Статья посвящена проблеме развития коммуникативных навыков у детей 5–6 лет с

У детей с диагнозом «Задержка психического развития» (ЗПР) общение носит

Для выявления уровня развития коммуникативных навыков у детей с ЗПР было

состоящая из 8 детей 5–6 летнего возраста с задержкой психического развития и 8 детей из массовой группы.

Значение театрализованной деятельности в развитии...

Развитие коммуникативных навыков имеет огромное значение для развития младших школьников, поскольку именно в этом возрасте происходит смена ведущего вида деятельности ребенка ― с игровой деятельности на учебную деятельность.

Особенности работы с детьми младшего школьного возраста...

Исследования Г. Е. Сухаревой, Т. А. Власовой, М. С. Певзнер, В. И. Лубовского, К. С. Лебединской позволили выделить особую категорию детей с задержкой темпа психического развития. Сам термин «задержка психического развития» был предложен Г. Е. Сухаревой.

Игровая деятельность как средство коррекции межличностных...

...младшего школьного возраста, дети с речевыми нарушениями, игровая деятельность.

Ребенок в школьном коллективе получает возможность проявить свое «Я» и свою позицию. Отношения между младшими школьниками играют важнейшую роль в развитии личности.

Дети школьного возраста в младших классах быстро осваивают навыки общения.

Исследование коммуникативных навыков у дошкольников...

 Целью данной работы является рассмотрение теоретических аспектов проблемы общения и коммуникативных навыков у дошкольников. А также представление методов исследования коммуникативных навыков у дошкольников с ЗПР в общении со взрослыми и сверстниками.

Влияние игры на формирование социальных компетенций у детей...

Ведущим видом деятельности детей в дошкольном возрасте принято считать игровую деятельность.

Задержки в психическом развитии ребенка ставит под угрозу формирование игровых навыков

Организация социально- коммуникативного развития детей дошкольного возраста.

Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста — это владение.

Формирование социальных компетенций у детей с задержанным...

Развитие ребенка с задержкой психического развития обуславливается тем что возникают трудности

Это совокупность компетенций ребенка в сфере познавательной деятельности.

Насколько адекватны проявления эмоций детей в коммуникативной сфере.

- развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.

Похожие статьи

Возрастные особенности развития коммуникативных навыков...

...у детей младшего школьного возраста, проблема развития коммуникативных навыков.

В младшем школьном возрасте дети очень восприимчивы к критике и резким фразам.

Младший школьный возраст — это период значительных изменений всего психического

Таким образом, младший школьный возраст — это период развития ребенка в возраст от 6...

Особенности протекания коммуникативной дезадаптации...

Задержка психического развития (ЗПР) — это нарушение в формировании и развитии

...у детей младшего школьного возраста, проблема развития коммуникативных навыков.

В основе развития межличностных взаимоотношений в коллективе младших школьников.

Именно в этом возрасте видна неравномерность физического и психического развития...

Особенности развития коммуникативных навыков у детей...

 Статья посвящена проблеме развития коммуникативных навыков у детей 5–6 лет с

У детей с диагнозом «Задержка психического развития» (ЗПР) общение носит

Для выявления уровня развития коммуникативных навыков у детей с ЗПР было

состоящая из 8 детей 5–6 летнего возраста с задержкой психического развития и 8 детей из массовой группы.

Значение театрализованной деятельности в развитии...

Развитие коммуникативных навыков имеет огромное значение для развития младших школьников, поскольку именно в этом возрасте происходит смена ведущего вида деятельности ребенка ― с игровой деятельности на учебную деятельность.

Особенности работы с детьми младшего школьного возраста...

Исследования Г. Е. Сухаревой, Т. А. Власовой, М. С. Певзнер, В. И. Лубовского, К. С. Лебединской позволили выделить особую категорию детей с задержкой темпа психического развития. Сам термин «задержка психического развития» был предложен Г. Е. Сухаревой.

Игровая деятельность как средство коррекции межличностных...

...младшего школьного возраста, дети с речевыми нарушениями, игровая деятельность.

Ребенок в школьном коллективе получает возможность проявить свое «Я» и свою позицию. Отношения между младшими школьниками играют важнейшую роль в развитии личности.

Дети школьного возраста в младших классах быстро осваивают навыки общения.

Исследование коммуникативных навыков у дошкольников...

 Целью данной работы является рассмотрение теоретических аспектов проблемы общения и коммуникативных навыков у дошкольников. А также представление методов исследования коммуникативных навыков у дошкольников с ЗПР в общении со взрослыми и сверстниками.

Влияние игры на формирование социальных компетенций у детей...

Ведущим видом деятельности детей в дошкольном возрасте принято считать игровую деятельность.

Задержки в психическом развитии ребенка ставит под угрозу формирование игровых навыков

Организация социально- коммуникативного развития детей дошкольного возраста.

Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста — это владение.

Формирование социальных компетенций у детей с задержанным...

Развитие ребенка с задержкой психического развития обуславливается тем что возникают трудности

Это совокупность компетенций ребенка в сфере познавательной деятельности.

Насколько адекватны проявления эмоций детей в коммуникативной сфере.

- развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.

Задать вопрос