Особенности мотивации достижения у студентов вузов разных курсов обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №21 (468) май 2023 г.

Дата публикации: 28.05.2023

Статья просмотрена: 63 раза

Библиографическое описание:

Овчинникова, А. И. Особенности мотивации достижения у студентов вузов разных курсов обучения / А. И. Овчинникова, М. Ю. Шаблиевский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 21 (468). — С. 497-499. — URL: https://moluch.ru/archive/468/103298/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье представлены результаты изучения мотивации достижения студентов разных курсов обучения. Показано, что для первокурсников характерно доминирование мотива избегания неудачи по сравнению со студентами выпускного курса.

Ключевые слова: мотивация, мотив достижения успеха, мотив избегания неудачи, студенты.

Мотивация достижения — это феномен, без которого нельзя представить полноценное развитие личности. Достижение чего-либо — это деятельность, при которой человек ставит достаточно высокие для себя стандарты и стремится добиться соответствующих этим стандартам результатов, после чего проводит оценку проделанной работы, т. е. достигает определенного уровня, который считает обязательным для себя. В конце 1930–х гг. Г. Мюррей в рамках собственной теории психологических потребностей указал на то, что потребность достижения, т. е. стремление побеждать, преуспевать и преодолевать препятствия, характерна для любого человека.

Место мотивации достижения в структуре личности может быть представлено когнитивным и атрибутивным подходами. В рамках когнитивного подхода выдвигается положение о том, что роль мотивации и веры человека в собственные силы оказывает большее влияние на успешное выполнение деятельности, чем объективные способности субъекта. В атрибутивном подходе рассматриваются особенности понимания причин переживаемых и наблюдаемых событий, а также чьего-либо поведения [1].

Мотивацию достижения обычно рассматривают в рамках учебной и профессиональной деятельности — то есть в сферах, где присутствует направленность на результат, так как в этих областях она имеет наибольшее значение. Согласно Х. Хекхаузену, эта деятельность должна:

1) оставлять после себя осязаемый результат;

2) результат деятельности должен оцениваться качественно или количественно;

3) требования к оцениваемой деятельности не должны быть ни заниженными, ни завышенными, т. е. деятельность может увенчаться успехом, но этого может и не произойти;

4) для оценки результатов деятельности должна иметься определенная сравнительная шкала и в рамках этой шкалы некий нормативный уровень, считающийся обязательным;

5) деятельность должна быть желанной для субъекта, и ее результат должен быть получен им самим [2].

Решительные сдвиги в общем строении и содержании мотивационной сферы человека происходят в старшем подростковом и юношеском возрасте, приходящимся на годы студенчества.

Целью нашего исследования являлось изучение особенностей мотивации достижения студентов в процессе обучения в вузе. В исследовании принимали участие студенты НИУ «БелГУ» 1 курса обучения (30 человек) и 4 курса (34 человека). В качестве диагностического инструментария была использована методика «Диагностика мотивации достижения» А. Мехрабиана.

Результаты исследования показали, что для 57 % первокурсников характерно доминирование мотива избегания неудачи (рис. 1). Это проявляется в мотивации избежать неудачи больше, чем добиться непосредственно успеха. Для таких студентов более характерна неуверенность в себе, а также озабоченность оценками и боязнь критики.

Распределение студентов 1 курса по доминирующему типу мотивации достижения (%)

Рис. 1. Распределение студентов 1 курса по доминирующему типу мотивации достижения (%)

Для 29 % первокурсников характерно доминирование мотива достижения успеха, что указывает на постановку данными студентами положительных целей, к достижению которых они стремятся. Такие студенты рассчитывают на успех в новом деле.

У 14 % студентов 1 курса не был выявлен доминирующий мотив достижения. Это может указывать на наличие у студентов как признаков поведения стремления к успеху, так и избегания неудачи.

Результаты исследования мотивации достижения студентов 4 курса представлены на рисунке 2.

Распределение студентов 4 курса по доминирующему типу мотивации достижения (%)

Рис. 2. Распределение студентов 4 курса по доминирующему типу мотивации достижения (%)

По сравнению с первокурсниками количество студентов 4 курса с доминированием мотива избегания неудачи уменьшилось на 42 %. В то же время на 36 % увеличилось количество студентов, у которых выявлен неопределенный мотив достижения. Количество студентов с доминированием мотива достижения успеха увеличилось на 6 %.

Статистический анализ данных с помощью U-критерия Манна-Уитни показал, что существуют значимые различия (p≤0,01) мотивации достижения студентов 1 и 4 курсов обучения.

Мы полагаем, что наблюдаемые изменения в структуре мотивации достижения студентов 4 курса связаны с более глубоким и содержательным освоением профессии, с завершением процесса обучения и получением диплома и, соответственно, большей ориентацией на будущую профессиональную деятельность.

Литература:

  1. Крупнов А. И., Шляхта Д. А. Комплексные исследования свойств личности: теория и практика [Текст] /А. И. Крупнов, Д. А. Шляхта. — М.: Просвещение, 2017. — 220 с.
  2. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения/ Х. Хекхаузен — СПБ.: Речь, 2001. — 256 с.
Основные термины (генерируются автоматически): студент, доминирование мотива избегания неудачи, курс обучения, атрибутивный подход, доминирование мотива достижения успеха, доминирующий тип мотивации достижения, курс, мотивация достижения, мотивация достижения студентов, распределение студентов.


Ключевые слова

мотивация, студенты, мотив достижения успеха, мотив избегания неудачи

Похожие статьи

Мотивация «на успех» и мотивация «на избегание неудач»...

Положительная и отрицательная мотивации - это мотивации к достижению успеха и избеганию неудач.

При диагностике личности на выявление мотивации к успеху и мотивации к избеганию неудач Т. Элерс даёт интерпретацию преобладающим мотивам

Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений

Мотивация основывается на мотивах, под которыми имеются ввиду конкретные побуждения, стимулы, заставляющие личность действовать и совершать поступки. В качестве мотивов могут выступать в связке эмоции и стремления, интересы и потребности, идеалы и установки.

Особенности мотивации к успеху у старшеклассников и студентов

Особенности временной перспективы у студентов с мотивацией достижения успеха и мотивацией избегания неудач: теоретический аспект / Иконникова А. П. — Материалы 67-й научно-практической конференции преподавателей и студентов в 2х частях.

Современные теории мотивации в образовательной деятельности

В статье рассматриваются современные теории мотивации, которые предлагаются

Впервые определение мотивации как «потребность в достижении» было дано психологом Х. Марреем

Анализируя научные подходы в области изучения мотивации, можно выделить наиболее

мотив, потребность, теория мотивации, мотивация, успех, мотивационный процесс, личный...

Теоретические основы исследования учебной мотивации...

Технологии изучения учебной мотивации студентов почти не рассматриваются

М. В. Матюхина выделяет три вида мотивов в зависимости от источников учебной мотивации [4]

Виды мотивации: 1. Мотивация, лежащая вне учебной деятельности.

Мотивация достижения успеха, а также мотив получения высокой оценки характерны для начала...

Особенности формирования мотивации к учебной деятельности...

Мотивация достижения успеха является определяющим фактором в мотивации учебной деятельности и в становлении студента в будущей профессии, выполняя связующую функцию при переходе от одного вида мотивации к другой.

Использование методики Strength Deployment Inventory...

Для достижения цели были выдвинуты следующие задачи

Сотрудники с разными типами мотивации будут при коммуникации использовать те слова и аргументы

При доминировании мотивации достижения успеха человек предпочитает задачи

индивида, направленное на достижение, предполагает наличие мотивов достижения успеха и избегания неудачи.

Мотивационный профиль личности студентов-психологов...

Когда у студента высокая мотивация к достижению успеха, то он стремиться получать высокие

В 1930-х годах Г. Мюрреей выделил понятие «мотив достижения».

Потребность во власти и стремление к соперничеству менее важны для данных студентов.

Следовательно, у студентов разного курса обучения мотивационный профиль личности практически одинаков.

Изучение учебной мотивации студентов вуза | Статья в журнале...

В статье рассмотрены виды мотивов в отношении учебной деятельности студентов. На основе классификации мотивации, учебная мотивация студентов определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность.

Похожие статьи

Мотивация «на успех» и мотивация «на избегание неудач»...

Положительная и отрицательная мотивации - это мотивации к достижению успеха и избеганию неудач.

При диагностике личности на выявление мотивации к успеху и мотивации к избеганию неудач Т. Элерс даёт интерпретацию преобладающим мотивам

Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений

Мотивация основывается на мотивах, под которыми имеются ввиду конкретные побуждения, стимулы, заставляющие личность действовать и совершать поступки. В качестве мотивов могут выступать в связке эмоции и стремления, интересы и потребности, идеалы и установки.

Особенности мотивации к успеху у старшеклассников и студентов

Особенности временной перспективы у студентов с мотивацией достижения успеха и мотивацией избегания неудач: теоретический аспект / Иконникова А. П. — Материалы 67-й научно-практической конференции преподавателей и студентов в 2х частях.

Современные теории мотивации в образовательной деятельности

В статье рассматриваются современные теории мотивации, которые предлагаются

Впервые определение мотивации как «потребность в достижении» было дано психологом Х. Марреем

Анализируя научные подходы в области изучения мотивации, можно выделить наиболее

мотив, потребность, теория мотивации, мотивация, успех, мотивационный процесс, личный...

Теоретические основы исследования учебной мотивации...

Технологии изучения учебной мотивации студентов почти не рассматриваются

М. В. Матюхина выделяет три вида мотивов в зависимости от источников учебной мотивации [4]

Виды мотивации: 1. Мотивация, лежащая вне учебной деятельности.

Мотивация достижения успеха, а также мотив получения высокой оценки характерны для начала...

Особенности формирования мотивации к учебной деятельности...

Мотивация достижения успеха является определяющим фактором в мотивации учебной деятельности и в становлении студента в будущей профессии, выполняя связующую функцию при переходе от одного вида мотивации к другой.

Использование методики Strength Deployment Inventory...

Для достижения цели были выдвинуты следующие задачи

Сотрудники с разными типами мотивации будут при коммуникации использовать те слова и аргументы

При доминировании мотивации достижения успеха человек предпочитает задачи

индивида, направленное на достижение, предполагает наличие мотивов достижения успеха и избегания неудачи.

Мотивационный профиль личности студентов-психологов...

Когда у студента высокая мотивация к достижению успеха, то он стремиться получать высокие

В 1930-х годах Г. Мюрреей выделил понятие «мотив достижения».

Потребность во власти и стремление к соперничеству менее важны для данных студентов.

Следовательно, у студентов разного курса обучения мотивационный профиль личности практически одинаков.

Изучение учебной мотивации студентов вуза | Статья в журнале...

В статье рассмотрены виды мотивов в отношении учебной деятельности студентов. На основе классификации мотивации, учебная мотивация студентов определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность.

Задать вопрос