Особенности мотивации к успеху у старшеклассников и студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №22 (312) май 2020 г.

Дата публикации: 03.06.2020

Статья просмотрена: 537 раз

Библиографическое описание:

Сайдуллаев, Ф. Ш. Особенности мотивации к успеху у старшеклассников и студентов / Ф. Ш. Сайдуллаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 484-485. — URL: https://moluch.ru/archive/312/70959/ (дата обращения: 26.04.2024).



В работе рассматривается вопрос мотивации к успеху у школьников и студентов

Ключевые слова: успех, мотивация, ценность.

В психологическом аспекте успешность рассматривается как положительный результат определенного вида деятельности субъекта. Субъект ориентирован на достижение определенных, значимых для него целей, которые соответствуют социальным нормам и требованиям. Стремление к успеху в психологии можно рассматривать как одну из наиболее важных и значимых социальных потребностей. Успешность, в свою очередь, можно рассматривать как определенное состояние, имеющее свое психическое содержание, являющееся результатом или предвкушением достижения успеха в определенной деятельности. Также успешность можно рассматривать как положительные ожидания, имеющие выраженную эмоциональную окраску и специфику.

Мотивация достижения успеха находит свое проявление в деятельности, которую человек осуществляет. По мнению Х. Хекхаузена, мотивация достижения успеха предполагает активность человека по проявлению максимального уровня активизации своих способностей [60]. Подчеркивая отличие мотивации достижения успеха от потребности в достижении, Г. Мюррей, отмечал, что мотивация достижения успеха характеризуется выраженным генерализованным характером и находит свое проявление в любых ситуациях, безотносительно от их содержания [27].

В отечественной психологии проблема мотивации достижения успеха стала активно изучаться в середине 70-х годов ХХ века. В исследования, которые были выполнены Р. С. Вайсманом, А. Б. Орловой и др. анализировались отдельные аспекты проблемы мотивации достижения успеха. Данный вид мотивации рассматривался как один из частных видов мотивации поведения человека и касающийся творческое и инициативное отношение человека к делу. Мотивация достижения успеха, по мысли ученых, оказывает влияние на характер человека, на особенности его поведения, а также на качество труда.

Следует отметить, что проблема соотношения мотивации достижения успеха и мотивации избегать неудач достаточно сложная. Отдельными учеными данного рода проблема решается достаточно просто и очевидно. Мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач рассматриваются как полюсы одной шкалы. Иными словами, в таком понимании данного феномена наличие мотивации достижения успеха исключает наличие мотивации избегания неудач [20].

Вместе с тем, существуют также теоретические позиции, в рамках которых соотношение мотивации достижения успеха и мотивации избегания неудач более сложное. Так, отмечается, что возможны такие ситуации, когда выраженная мотивация достижения успеха сочетается с выраженной мотивацией избегания неудач, особенно если неудача может привести к серьезным последствиям для жизни человека.

Таким образом, мотивация достижения успеха в современной психологии рассматривается как комплексный психологический феномен. В самом общем виде под мотивацией достижения успеха рассматривают ориентации личности на успешное выполнение задание, на настойчивость перед лицом неудач, а также переживание гордости за достижение поставленных целей. В настоящее время предметом анализа являются сущность и структура мотивации достижения успеха, анализируются социально-психологические аспекты мотивации достижения успеха [52]. Факторами мотивации достижения успеха можно рассматривать стремление человека к достижению высоких результатов, стремление делать как можно лучше, ориентированность на выполнение сложных заданий, а также желание развить собственные профессиональные качества и характеристики.

По мнению ученых, данному возрасту составляет возрастной этап от 17 до 23 лет. В. С. Мухина рассматривает юность как период в возрасте от 15–16 лет до 21–25 лет. Юность, как отмечает В. И. Слободчикова, может рассматриваться как завершающий этап ступени персонализации личности. В качестве новообразований данного возрастного периода выступает саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, формирование жизненных планов, готовность к профессиональному самоопределению, установка на сознательной и целенаправленное построение собственной жизни. Иными словами, период юности — это период определения своего жизненного пути, работа по выбранной специальности, создание семьи, тогда как для юношей — служба в армии.

Рис. Соотношение средних значений жизненных сфер старшеклассников и студентов

У студентов и старшеклассников, можно заключить, что для студентов характерным является более высокий уровень значимости ценности собственного престижа, они более ориентированы на получение более высокого материального положения, чем старшеклассники, а также направлены на проявление креативности, обеспечения активных социальных контактов, а также развитие себя. Также можно говорить о более высоком уровне субъективной значимости для студентов таких сфер жизни, как профессиональная сфера, сфера обучения и образования, а также семейной жизни.

Таким образом, результаты диагностики мотивации достижения у старшеклассников и студентов позволили заключить, что уровень мотивации достижения примерно одинаковый в двух группах. Преобладающими являются значения умеренного уровня. Также показано, что примерно треть участников имеют выраженную мотивацию достижения успеха.

Литература:

  1. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения [Текст] /Х. Хекхаузен. — СПб.: Речь, 2017. — 240
  2. Клеветова Т. В. Методологические основы формирования у старшеклассников мотивации достижения при изучении физики [Текст]/Т. В. Клеветова// Грани познания. 2018. № 1 (1). — С. 57–63.
  3. Саблина Т. А. Мотивация достижения в младшем школьном возрасте: автореф. дис.... канд. психол. наук. [Электронный ресурс] /Т. А. Саблина//https://www.dissercat.com/content/razvitie–motivatsii–dostizheniya–v–mladshem–shkolnom–vozraste (дата доступа: 04.05.2020)
  4. Дильман Д. А. Организационный успех в феноменологическом поле социологии управления: концептуальные основания и эмпирические методы исследования [Электронный ресурс] / Д. А. Дильман//https://search.rsl.ru/ru/record/01003292034 (дата доступа: 04.05.2020)
Основные термины (генерируются автоматически): мотивация достижения успеха, выраженная мотивация достижения успеха, мотивация избегания неудач, студент.


Ключевые слова

мотивация, Ценность, успех

Похожие статьи

Мотивация «на успех» и мотивация «на избегание неудач»...

Положительная и отрицательная мотивации - это мотивации к достижению успеха и избеганию неудач.

Студентам, у которых преобладает мотив «избегания неудач», очень важно найти ту область деятельности, где можно применять в современной жизни свои...

Мотивация «на успех» и мотивация «на избегание неудач»...

Проблемой мотивации достижения успеха занимались многие психологи, к таким можно отнести: Б.Вайнера, Т. О. Гардееву, М. Селигмана, Э

Эмпирические (тест: «Методика диагностики личности на мотивацию достижения успеха и избегания неудач Т. Элерса»).

Связь тревожности c мотивацией достижения успеха...

Практически любая деятельность может легко превратиться в деятельность, связанную с достижениями, стоит её субъекту в структуре побуждения актуализировать мотивы стремления к успеху и избеганию неудачи.

Мотивы к достижению успеха и избеганию неудач...

В экспериментальных исследованиях показано, что учащиеся, имеющие сильную мотивацию достижения успехов и низкую мотивацию избегания неудач, обладают адекватной или умеренно повышенной самооценкой и высоким уровнем притязаний. [4, с.52] Следовательно...

Мотивация «на успех» и мотивация «на избегание неудач»...

Зачастую мотивацию достижения определяют, как попытку увеличить или сохранить максимально высокими способности человека ко всем видам

В целом же идея достижения сконцентрирована вокруг двух возможностей: достижения успеха или избегания неудачи.

Мотивация как фактор успешности профессиональной...

Чем выше мотивация человека к успехудостижению цели, тем ниже готовность к риску.

у 75 процентов сотрудников мотивационный полюс ярко не выражен; в том числе — 67 процентов в возрасте до 30 лет, 73 процента в возрасте от 30 до 50 лет и 84 процента в возрасте старше...

Мотивационная готовность студентов-психологов...

___ мотивация избегания неудач; ---- мотивация достижения успеха. Самые низкие результаты по учебно-познавательной мотивации наблюдаются у четвертого курса, это может быть связано с тем, что на третьем курсе появляются специализации, где идёт углубленное...

Мотивация «на успех» и мотивация «на избегание неудач»...

Мотивация избегания неудач не показала достоверного влияния на показатель «девальвации достижений» (p>0,05).

Мотивы к достижению успеха и избеганию неудач, поддерживающие и направляющие поведение индивида, влияют на его успешность деятельности и встречаются...

Мотивация как основная составляющая в процессе обучения

Особенности временной перспективы у студентов с мотивацией достижения успеха и мотивацией избегания неудач: теоретический аспект / Иконникова А. П. — Материалы 67-й научно-практической конференции преподавателей и студентов в 2х частях. 2017. С. 235–240.

Мотивация «на успех» и мотивация «на избегание неудач»...

У неуспевающих учеников престижная мотивация не развивается. Мотивация достижения успеха, а также мотив получения высокой оценки характерны для начала обучения в школе. Но и в это время отчетливо проявляется вторая тенденция — мотивация избегания неудачи.

Похожие статьи

Мотивация «на успех» и мотивация «на избегание неудач»...

Положительная и отрицательная мотивации - это мотивации к достижению успеха и избеганию неудач.

Студентам, у которых преобладает мотив «избегания неудач», очень важно найти ту область деятельности, где можно применять в современной жизни свои...

Мотивация «на успех» и мотивация «на избегание неудач»...

Проблемой мотивации достижения успеха занимались многие психологи, к таким можно отнести: Б.Вайнера, Т. О. Гардееву, М. Селигмана, Э

Эмпирические (тест: «Методика диагностики личности на мотивацию достижения успеха и избегания неудач Т. Элерса»).

Связь тревожности c мотивацией достижения успеха...

Практически любая деятельность может легко превратиться в деятельность, связанную с достижениями, стоит её субъекту в структуре побуждения актуализировать мотивы стремления к успеху и избеганию неудачи.

Мотивы к достижению успеха и избеганию неудач...

В экспериментальных исследованиях показано, что учащиеся, имеющие сильную мотивацию достижения успехов и низкую мотивацию избегания неудач, обладают адекватной или умеренно повышенной самооценкой и высоким уровнем притязаний. [4, с.52] Следовательно...

Мотивация «на успех» и мотивация «на избегание неудач»...

Зачастую мотивацию достижения определяют, как попытку увеличить или сохранить максимально высокими способности человека ко всем видам

В целом же идея достижения сконцентрирована вокруг двух возможностей: достижения успеха или избегания неудачи.

Мотивация как фактор успешности профессиональной...

Чем выше мотивация человека к успехудостижению цели, тем ниже готовность к риску.

у 75 процентов сотрудников мотивационный полюс ярко не выражен; в том числе — 67 процентов в возрасте до 30 лет, 73 процента в возрасте от 30 до 50 лет и 84 процента в возрасте старше...

Мотивационная готовность студентов-психологов...

___ мотивация избегания неудач; ---- мотивация достижения успеха. Самые низкие результаты по учебно-познавательной мотивации наблюдаются у четвертого курса, это может быть связано с тем, что на третьем курсе появляются специализации, где идёт углубленное...

Мотивация «на успех» и мотивация «на избегание неудач»...

Мотивация избегания неудач не показала достоверного влияния на показатель «девальвации достижений» (p>0,05).

Мотивы к достижению успеха и избеганию неудач, поддерживающие и направляющие поведение индивида, влияют на его успешность деятельности и встречаются...

Мотивация как основная составляющая в процессе обучения

Особенности временной перспективы у студентов с мотивацией достижения успеха и мотивацией избегания неудач: теоретический аспект / Иконникова А. П. — Материалы 67-й научно-практической конференции преподавателей и студентов в 2х частях. 2017. С. 235–240.

Мотивация «на успех» и мотивация «на избегание неудач»...

У неуспевающих учеников престижная мотивация не развивается. Мотивация достижения успеха, а также мотив получения высокой оценки характерны для начала обучения в школе. Но и в это время отчетливо проявляется вторая тенденция — мотивация избегания неудачи.

Задать вопрос