Библиографическое описание:

Штефаненко И. И. Применение тренинга, направленного на снижение уровня мотивации избегания неудач, как метода повышения устойчивости к эмоциональному выгоранию [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 93-96. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/81/3385/ (дата обращения: 15.12.2017).

Эмоциональное выгорание свойственно для профессиональной деятельности людей в различных сферах. Хотелось бы обратить внимание на спортивную деятельность. Специфика данного вида деятельности определяется высокими физическими и психическими перегрузками на уровне предельных возможностей человеческого организма, ориентация на достижение максимально высоких результатов, необходимость постоянного совершенствования спортивных достижений, отсутствием времени на восстановления в течение соревновательного сезона. Длительное воздействие вышеперечисленных факторов приводит к появлению хронического стресса, следствием чего является эмоциональное выгорание [2]. В спортивной психологии существуют данные, говорящих о том, что развитию эмоционального выгорания способствуют индивидуально-личностные свойства спортсменов, в число которых входит и мотивация достижения [4].

Цель нашего исследования: разработать и апробировать методику, направленную на снижение уровня эмоционального выгорания в спортивных командах, специализирующихся на гандболе. Перед нами стояли две задачи: определить, влияет ли мотивация достижений на развитие эмоционального выгорания и разработать методику, направленную на снижение последнего. Для решения поставленной задачи использовались следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, методы психодиагностики, методы математический статистики (t-критерий Стьюдента, однофакторный дисперсионный анализ, коэффициент корреляции Спирмена).

Исследование включало в себя констатирующий и формирующий этапы. Констатирующий этап проводился с мая 2010 г. по май 2011 г. на базе училища олимпийского резерва. Для проведения исследования было отобрано три команды: две женские и одна мужская. Выборка составила 49 человек. В первую женскую команду входили 23 девушки 1994–1995 г.г., во вторую женскую команду — 12 девушек 1995–1996 г. г. Мужская команда состояла из 14 юношей 1994–1995 г. г.

В исследовании нами были использованы следующие методики: методика Athlete Burnout Questionnaire в адаптации Е. И. Гринь для оценки эмоционального выгорания [1] и методика Т.Элерса «Диагностика мотивации к достижению успеха и избеганию неудач» [3]. Исследование эмоционального выгорания проводилось в течение одного года пять раз. Это связано с необходимостью отследить изменения эмоционального выгорания в различные периоды тренировочного цикла.

Для статистического анализа нами использовался коэффициент корреляции Спирмена. Данные, достоверность различий которых доказана статистически, приведены в табл. 1

Таблица 1

Интеркорреляция параметров эмоционального выгорания «девальвация достижений», «эмоциональное / физического истощение» и мотивации избегания неудач

Показатели эмоционального выгорания

Мотивация избегания неудач

Эмоционально/физическое истощение 1

0,728**

Эмоционально/физическое истощение 2

0,613**

Эмоционально/физическое истощение 3

0,667**

Эмоционально/физическое истощение 4

0,659**

Эмоционально/физическое истощение 5

0,612**

Девальвация достижений 1

0,327*

Девальвация достижений 2

0,179

Девальвация достижений 3

0,245

Девальвация достижений 4

0,291*

Девальвация достижений 5

0,336

Примечание: * Р<0,05; ** Р<0,01.


Показатель эмоционального выгорания «эмоциональное/физическое истощение» связан положительными корреляционными связями с показателем мотивации избегания неудач. Эти связи проявились устойчиво для всех случаев регистрации эмоционального выгорания. Установленные факты важны для прогнозирования проявлений эмоционального выгорания у отдельных спортсменов в зависимости от их личностных особенностей. В трех из пяти исследований была выявлена статистически достоверная положительная связь параметра эмоционального выгорания «девальвация достижений» и мотивации избегания неудач. Результаты согласуются с литературными данными о том, что мотивация избегания неудач повышает вероятность эмоционального выгорания. Статистически достоверная связь мотивации к достижению успеха и эмоционального выгорания не была установлена. Так же не была установлена связь мотивации к достижению успеха и мотивации избегания неудач, что подтверждает теоретические данные [5].

Для уточнения взаимосвязей мотивации избегания неудач и эмоционального выгорания, достоверная корреляционная связь между которыми была статистически доказана, нами использовался однофакторный дисперсионный анализ. Результаты представлены в табл. 2:

Таблица 2

Влияние мотивации избегания неудач на показатель эмоционального выгорания «эмоциональное/физическое истощение», подтвержденное дисперсионным анализом

Показатели эмоционального выгорания

Значения F ф

Эмоциональное/физическое истощение1

5,34**

Эмоциональное/физическое истощение2

4,22**

Эмоциональное/физическое истощение3

4,01**

Эмоциональное/физическое истощение4

4,46**

Эмоциональное/физическое истощение5

4,56**

Девальвация достижений 1

1,39

Девальвация достижений 2

2,08

Девальвация достижений 3

1,14

Девальвация достижений 4

1,11

Девальвация достижений 5

1,71

Примечание: * Р<0,05; ** Р<0,01.


Полученные данные говорят о том, что преимущественно на усиление «эмоционального/физического истощения» оказывает влияние мотивация избегания неудач (р<0,01). Мотивация избегания неудач не показала достоверного влияния на показатель «девальвации достижений» (p>0,05). Следовательно, спортсмены, мотивированные на избегание неудач, более выражено испытывают «эмоциональное/физическое истощение».

На результатах анализа данных констатирующего этапа исследования был основан формирующий этап: для повышения устойчивости спортсменов к эмоциональному выгоранию необходимо снижать уровень мотивации избегания неудач при помощи такой методики, как психологический тренинг. Нами было разработан и проведен тренинг: «Мотивация достижения успеха». Цель тренинга: снизить уровень мотивации избегания неудач. Задачи тренинга: развитие стойкого желания и умения в самостоятельной постановке адекватных целей деятельности; обучение регуляции собственной мотивации; обучение анализу мотивов и реализации поставленных целей.

В тренинге участвовала первая женская команда, куда входило 23 девушки. Контрольная группа состояла из второй женской команды — 12 девушек и мужской — 14 юношей. Тренинг и посттренинговое сопровождение проводились только в экспериментальной группе. Период проведения тренинга 05.2011–01.2012 г.г. Тренинг рассчитан на 3 часа, что обусловлено тренировочным циклом юных спортсменов. По окончанию тренинга спортсмены заполняли анкеты обратной связи, что необходимо для разработки посттренингового сопровождения, цель которого: закрепить и поддержать поведенческие изменения. Посттренинговое сопровождение проводилось спустя 4 недели после первичного тренинга, так как через этот период начинает угасать эффект от тренинга. Вторичный тренинг проводился через 2 недели после первого посттренингого сопровождения. Программы первичного и вторичного тренинга одинаковы. Второе посттренинговое сопровождение было проведено через 4 недели после вторичного тренинга.

Нами исследовался уровень эмоционального выгорания и мотивации избегания неудач в экспериментальной группе до и после проведения тренинга. Диагностика тех же показателей была проведена и в контрольной группе.

Результаты были проанализированы при помощи метода Стьюдента. Данные сравнительного анализа контрольной группы в начале и в конце исследования указаны в табл. 3:

Таблица 3

Средние показатели мотивации избегания неудач и «эмоционального/ физического истощения» в контрольной группе до и после формирующего эксперимента

Показатели

Средние значения (баллы)

Достоверность различий

До эксперимента

После эксперимента

Значение t

Уровень достоверности

Мотивация избегания неудач

15,96

16,15

1,3

P >0,05

Эмоциональное/физическое истощение

10,26

13,11

1,97

P >0,05


Исходя из данных таблицы, можно сделать такой вывод: изменения показателей мотивация избегание неудач и «эмоциональное/ физическое истощение» в контрольной группе статистически не достоверны (p>0,05).

Данные экспериментальной группы до и после проведения тренингов приведены в табл. 4:

Таблица 4

Средние показатели мотивации избегания неудач и «эмоционального/ физического истощения» в экспериментальной группе до и после формирующего эксперимента

Показатели

Средние значения (баллы)

Достоверность различий

До эксперимента

После эксперимента

Значение t

Уровень достоверности

Мотивация избегания неудач

19

13,8

5,29

P<0,05

Эмоциональное/физическое истощение

12,88

11,43

3,30

P<0,05


Статистически были доказаны различия до и после тренинга таких показателей как мотивация избегания неудач и «эмоциональное / физическое истощение» (p<0,05). Для сравнения показателей контрольной и экспериментальной групп нами был использован t-критерий Стьюдента для независимых выборок. Данные представлены в табл. 5:

Таблица 5

Средние показатели мотивации избегания неудач и «эмоционального/ физического истощения» в контрольной и экспериментальной группах после формирующего эксперимента

Показатели

Средние значения

Достоверность различий

Экспериментальная группа после эксперимента

Контрольная группа после эксперимента

Значение t

Уровень достоверности

Мотивация избегания неудач

13,8

16,15

2,45

P<0,05

Эмоциональное/физическое истощение

11,43

13,11

2,15

P<0,05


Из данных таблицы мы видим, что статистически были доказаны различия между контрольной и экспериментальной группой в таких показателях как мотивация избегания неудач и эмоциональное/физическое истощение (p<0,05).

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что применение тренинга, направленного на снижение уровня мотивации избегания неудач, ведет к повышению устойчивости к эмоциональному выгоранию. Тренинг эффективен и может использоваться, как метод снижения уровня эмоционального выгорания.


Литература:

  1. Гринь Е. И. Личностные ресурсы преодоления психического выгорания у спортсменов: диссертация. Краснодар. 2009. 24 с.

  2. Качина А. А., Дайняк В. Н. Специфика профессионального стресса в деятельности тренера по фигурному катанию // Психология психических состояний: теория и практика: материалы Первой Всероссийской научно-практической конференции. — Ч.1. — Казань: ЗАО «Новое знание». 2008. 419–423 с.

  3. Розанова В. А. Психология управления. Учебное пособие. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез»,1999. 352 с.

  4. Smith R. E. Toward a cognitive-affective model of athletic burnout // Journal of Sport Psychological. 1986. V 8.

  5. Sorrentino R. M., Short J.-A. The case of the mysterious moderates: Why motives sometimes fail to predict behavior. — N.Y., 1972.

Основные термины (генерируются автоматически): эмоционального выгорания, избегания неудач, мотивации избегания неудач, мотивация избегания неудач, уровня эмоционального выгорания, уровня мотивации избегания, Исследование эмоционального выгорания, развитие эмоционального выгорания, эмоционального выгорания «девальвация, развитию эмоционального выгорания, уровень мотивации избегания, вероятность эмоционального выгорания, Показатели эмоционального выгорания, снижение уровня мотивации, Показатель эмоционального выгорания, изменения эмоционального выгорания, оценки эмоционального выгорания, проявлений эмоционального выгорания, регистрации эмоционального выгорания, показатель эмоционального выгорания.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос