Использование методики Strength Deployment Inventory (SDI) в разрешении конфликтных ситуаций в коллективе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №41 (279) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 13.10.2019

Статья просмотрена: 157 раз

Библиографическое описание:

Смирнова, Е. А. Использование методики Strength Deployment Inventory (SDI) в разрешении конфликтных ситуаций в коллективе / Е. А. Смирнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 41 (279). — С. 210-213. — URL: https://moluch.ru/archive/279/62969/ (дата обращения: 04.03.2021).



Статья посвящена рассмотрению использования методики SDI в качестве инструмента разрешения конфликтов в коллективе. В статье приведены результаты эмпирического исследования, на основе которого сделаны выводы о целесообразности использования данной методики в урегулировании организационных конфликтов.

Ключевые слова: конфликт, управление конфликтом, эмоциональная компетентность, мотивация, Strength Deployment Inventory, SDI.

This article is devoted to the consideration of SDI methodology as a tool for resolving conflicts in a team. The article presents the results of empirical research, which allowed to make conclusions about the feasibility of using these techniques in resolving organizational conflicts.

Keywords: conflict, conflict management, emotional competence, motivation, Strength Deployment Inventory (SDI).

В современном мире в условиях экономической модернизации и повышения в обществе уровня социальной напряженности формирование новых технологий управления конфликтами в организации становится объективной необходимостью.

Несмотря на то, что конфликты в организациях считаются естественным и даже необходимым явлением, большинство работников ожидаемо предпочитают работать в положительном социально-психологическом климате, с дружественной и благоприятной атмосферой. Считается, что значительное влияние на удовлетворенность трудом сотрудников компании оказывает отсутствие деструктивных конфликтов в организации. [1]

Целью исследования является обоснование оправданности использования методики Strength Deployment Inventory (SDI) в урегулировании организационных конфликтов.

Объект исследования — способы разрешения конфликтов в организации.

Предмет исследования — конфликтные ситуации в организации.

Для достижения цели были выдвинуты следующие задачи:

– провести эмпирическое исследование причин возникновения конфликтных ситуаций на примере российского подразделения международной компании PricewaterhouseCoopers;

– обосновать применимость методики SDI в урегулировании организационных конфликтов.

Для решения поставленных задач использовался метод сбора, анализа и систематизации информации, а также метод анкетирования.

В исследовании приняли участие 53 сотрудника российского подразделения компании PricewaterhouseCoopers (PwC), из них 34 женщины и 19 мужчин. Уровни должностей респондентов: специалист (Associate), старший специалист (Senior Associate), менеджер (Manager) и старший менеджер (Senior Manager). Возраст респондентов: от 23 до 35 лет.

В ходе исследования было выявлено, что по частоте появления 83 % конфликтов в PwC относятся к внутригрупповым, а оставшиеся 17 % — к межгрупповым (рисунок 1).

Рис. 1. Наиболее часто встречающиеся типы конфликтов в PwC

Результаты анкетирования, направленного на выявление основных типов внутригрупповых конфликтов в организации, приведены на рисунке 2.

Рис. 2. Основные типы внутригрупповых конфликтных ситуаций в PwC

По результатам исследования можно видеть, что наибольший удельный вес имеют конфликты между руководителем и подчиненным — на это указали 59 % ответивших. На втором месте конфликты между членами группы — 26 % ответов. Следующий тип конфликтов — функционально-ролевые, на что указали ответы 15 % респондентов.

На следующем этапе анкетирования были выявлены основные причины внутригрупповых конфликтов в организации (результаты представлены на рисунке 3).

Рис. 3. Источники и причины возникновения конфликтов в организации

Можно сделать вывод, что самой частой причиной возникновения конфликтных ситуаций являются неудовлетворительные коммуникации — на это указали ответы 49 % респондентов. Неполная или неточная информация, отсутствие необходимой информации — это частая проблема. Несовершенные каналы коммуникации зачастую выступают не только в качестве причины конфликта, но и как деструктивное следствие конфликта [2].

На втором месте — личностные особенности членов группы (их отметили 24 % респондентов), и далее 19 % у стиля руководства и 8 % у ролевых неопределенностей.

Для профилактики и разрешения конфликтных ситуаций в организации предлагается использовать методику SDI (Strength Deployment Inventory). Это одна из уникальных методик для развития самоосознания и эмоционального интеллекта, основанная на теории построения отношений Э. Х. Портера. Методика разработана компанией Personal Strengths Publishing, Inc.

SDI с помощью набора эффективных инструментов дает возможность понять мотивы и ценности, стоящие за поведением человека, и на основе этого понимания управлять конфликтом.

Эта методика рассматривает мотивы — именно они управляют поведением людей и способами их взаимодействия с другими. В SDI выделено три основных положения [3]:

– поведение человека основано на намерении добиться личной значимости;

– поведение человека изменяется в условиях конфликта;

– личные фильтры влияют на наше восприятие себя и других людей.

С помощью распознавания мотивационных ценностей (личных и других людей) увеличиваются способности эффективного взаимодействия и решения конфликтов.

Типология мотиваций, предложенная в SDI:

– альтруистически-поддерживающая мотивация — забота о защите, росте и благополучии других;

– настойчивая-устремленная мотивация — забота о выполнении задания; организации людей, времени, денег и других ресурсов для достижения желаемых результатов;

– аналитически-независимая мотивация — забота о том, чтобы выполнение задания было тщательно продуманно, что поддерживается необходимый установленный порядок;

– гибкая-гармоничная мотивация — заинтересованность в гибком отношении, благополучии всей группы, многообразии и вовлеченности, сохранении целостности всей группы;

– настойчивая поддерживающая мотивация — забота о защите, росте и благополучии других путем обучения, поддержки, ведущих к выполнению задания, а также проявления лидерских способностей при достижении целей;

– рассудительно-соревновательная мотивация — заинтересован в рассудительном подходе, справедливости, лидерстве, порядке и честной конкуренции;

– предусмотрительно-поддерживающая мотивация — забота об утверждении и развитии самодостаточности и самостоятельности для себя и других людей; заинтересован в продуманной и справедливой поддержке других людей.

Первые четыре типа являются основными. Оставшиеся три типа являются промежуточными.

Люди с разными типами мотиваций не всегда понимают друг друга из-за разницы в мотивах, отсюда возникают и недовольство коммуникациями, и неприятие личностных особенностей.

Сотрудники с разными типами мотивации будут при коммуникации использовать те слова и аргументы, которые удовлетворили бы их самих. На практике это часто приходит к возникновению конфликтных ситуаций, т. к. к каждому типу нужен свой подход. Используя SDI и руководствуясь особенностями взаимодействия с конкретным типом мотивации личности, можно повысить эффективность взаимодействия и значительно снизить количество возникающих в организации конфликтов.

В SDI подход заключается в том, чтобы помочь людям понять, как их мотивы управляют их поведением, как эти мотивы и поведение меняются в различных ситуациях и как лучше понять мотивы и поведение других. Это подход, который формирует эффективные команды и создает крепкие отношения.

На основании исследования можно сделать вывод, что применение SDI в разрешении организационных конфликтов является обоснованным.

Литература:

  1. Александрова Н. А. Удовлетворенность трудом как фактор снижения кадровых рисков//Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования. — Екатеринбург: Изд-во: Уральский государственный университет им. М. Горького, 2010. — С. 206–209.
  2. Александрова Н. А., Галюк А. Д., Шестопалова О. Н. Социология. — Екатеринбург: УрГУПС, 2016. — 134 с.
  3. TotalSDI: Strengths-Based Assessments [сайт]. URL: https://totalsdi.com/
Основные термины (генерируются автоматически): SDI, конфликт, выполнение задания, поведение человека, забота, методика, мотив, ситуация, тип.


Похожие статьи

Поведение человека в трудных ситуациях | Статья в сборнике...

Исследовать типы поведений при конфликтных ситуациях в группе студентов первокурсников. Конфликтная ситуация — это ситуация, в которой участники (оппоненты) отстаивают свои, несовпадающие с другими цели, интересы и объект конфликта.

Методы разрешения конфликтов в детских взаимоотношениях

В детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться.

Надо, чтобы они научились самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты. Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей...

Связь тревожности c мотивацией достижения успеха и избегания...

При доминировании мотивации достижения успеха человек предпочитает задачи средней или слегка повышенной степени трудности, так

Выполнение деятельности и достижение успеха в ней, кроме наличия у человека мотивации достижения, зависит и от уровня его тревожности.

Особенности поведения в конфликтных ситуациях старших...

В настоящее время все больше детей подвержены тревожности, беспокойству, страхам и эмоциональной нестабильности. Поэтому проблема тревожности старших дошкольников является особенно актуальной.

Предупреждение и способы разрешения конфликтов...

Конфликт (от лат. сonflictus) — столкновение сторон, мнений, сил; высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных явлений, общества в целом. Конфликт — сложное социальное явление.

Межличностные конфликты в подростковом возрасте

Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте. Здесь рассмотрены причины, типы конфликтного поведения, стили поведения подростков в спорах. Ключевые слова: конфликт, конфликтное поведение, подросток, причины, типы, стиль.

Профилактика конфликтного поведения у подростков

Данная статья исследования состоит в предположении о том, что проведение тренинговых занятий способствует снижению уровня склонности подростков к конфликтному поведению и выбору ими оптимальных стратегий поведения в конфликтных ситуациях.

Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте

Здесь рассмотрены причины, типы конфликтного поведения, стили поведения подростков в спорах. Ключевые слова: конфликт, конфликтное поведение, подросток, причины, типы, стиль. В современном обществе практически каждый родитель подростка сталкивается с такой...

Взаимосвязь типов привязанности и ранних дезадаптивных схем...

Наркозависимое поведение является аутодеструктивным и пагубно влияет как на зависящую личность, так и на его окружение. Последствия наркомании иногда бывают, необратимы и заканчиваются смертью наркозависимого.

Взаимосвязь уровня тревожности, мотивации достижения...

Мотивация — это комплекс психологических причин и факторов, объясняющих направленность и активность поведения человека.

Поведение каждого индивида, направленное на достижение, предполагает наличие мотивов достижения успеха и избегания неудачи.

Похожие статьи

Поведение человека в трудных ситуациях | Статья в сборнике...

Исследовать типы поведений при конфликтных ситуациях в группе студентов первокурсников. Конфликтная ситуация — это ситуация, в которой участники (оппоненты) отстаивают свои, несовпадающие с другими цели, интересы и объект конфликта.

Методы разрешения конфликтов в детских взаимоотношениях

В детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться.

Надо, чтобы они научились самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты. Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей...

Связь тревожности c мотивацией достижения успеха и избегания...

При доминировании мотивации достижения успеха человек предпочитает задачи средней или слегка повышенной степени трудности, так

Выполнение деятельности и достижение успеха в ней, кроме наличия у человека мотивации достижения, зависит и от уровня его тревожности.

Особенности поведения в конфликтных ситуациях старших...

В настоящее время все больше детей подвержены тревожности, беспокойству, страхам и эмоциональной нестабильности. Поэтому проблема тревожности старших дошкольников является особенно актуальной.

Предупреждение и способы разрешения конфликтов...

Конфликт (от лат. сonflictus) — столкновение сторон, мнений, сил; высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных явлений, общества в целом. Конфликт — сложное социальное явление.

Межличностные конфликты в подростковом возрасте

Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте. Здесь рассмотрены причины, типы конфликтного поведения, стили поведения подростков в спорах. Ключевые слова: конфликт, конфликтное поведение, подросток, причины, типы, стиль.

Профилактика конфликтного поведения у подростков

Данная статья исследования состоит в предположении о том, что проведение тренинговых занятий способствует снижению уровня склонности подростков к конфликтному поведению и выбору ими оптимальных стратегий поведения в конфликтных ситуациях.

Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте

Здесь рассмотрены причины, типы конфликтного поведения, стили поведения подростков в спорах. Ключевые слова: конфликт, конфликтное поведение, подросток, причины, типы, стиль. В современном обществе практически каждый родитель подростка сталкивается с такой...

Взаимосвязь типов привязанности и ранних дезадаптивных схем...

Наркозависимое поведение является аутодеструктивным и пагубно влияет как на зависящую личность, так и на его окружение. Последствия наркомании иногда бывают, необратимы и заканчиваются смертью наркозависимого.

Взаимосвязь уровня тревожности, мотивации достижения...

Мотивация — это комплекс психологических причин и факторов, объясняющих направленность и активность поведения человека.

Поведение каждого индивида, направленное на достижение, предполагает наличие мотивов достижения успеха и избегания неудачи.

Задать вопрос