Взаимосвязь между особенностями совладающего поведения и внутренней картиной болезни у подростков с острым лимфобластным лейкозом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №21 (468) май 2023 г.

Дата публикации: 29.05.2023

Статья просмотрена: 57 раз

Библиографическое описание:

Милинцова, В. А. Взаимосвязь между особенностями совладающего поведения и внутренней картиной болезни у подростков с острым лимфобластным лейкозом / В. А. Милинцова, Ю. А. Бурдукова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 21 (468). — С. 493-495. — URL: https://moluch.ru/archive/468/103283/ (дата обращения: 21.11.2024).



В статье раскрывается важная для специальной психологии тема взаимосвязи копинг-стратегий и внутренней картины болезни у подростков с острым лимфобластным лейкозом.

Ключевые слова: острый лимфобластный лейкоз, внутренняя картина болезни, копинг-стратегии, подростки.

Изучение психологии подростков с острым лимфобластным лейкозом (ОЛЛ) имеет особое значение для специальной психологии. В первую очередь, психологический аспект играет важную роль в общем процессе лечения и реабилитации подростков с лейкозом. Подростки, страдающие от этого онкологического заболевания, помимо трудностей, связанных с самим заболеванием и лечением, испытываюсь сильнейшие внутренние переживания, находятся в состоянии повышенной тревожности, испытывают стресс, приводящий в некоторых случаях к депрессии и другим расстройствам [2]. Их психическое состояние может значительно влиять на их способность справляться с болезнью, принимать лечение и адаптироваться к изменениям в их жизни. Изучение психологии подростков с лейкозом позволяет специалистам понять эти эмоциональные и психологические факторы и разработать подходы, которые помогут поддержать пациентов во время лечения и после него. Во-вторых, психологическое благополучие подростков с острым лимфобластным лейкозом может оказывать влияние на их физическое здоровье и прогноз заболевания. Неконтролируемый стресс и психологические проблемы могут негативно сказываться на иммунной системе и общем состоянии организма. Изучение психологии подростков с ОЛЛ помогает выявить факторы риска и разработать стратегии для снижения стресса, повышения психологической поддержки и улучшения качества жизни пациентов [3].

Среди тяжелых соматических заболеваний, которые встречаются у детей и подростков, онкологические заболевания представляют собой группу наиболее опасных и сложных с точки зрения медицинской терапии. Острый лимфобластный лейкоз является самым распространенным онкологическим заболеванием у детей — он составляет около 25 % всех злокачественных новообразований у детей и подростков в возрасте до 18 лет. При этом именно лимфобластный лейкоз диагностируется в 80–90 % случаев заболевания детской лейкемией.

В нашем исследовании приняли участие 18 подростков (11 мальчиков, 7 девочек) в возрасте от 13 до 17 лет. Все подростки имеют диагноз острый лимфобластный лейкоз и на момент исследования проходили лечение интенсивной химиотерапией в отделении онкологии, гематологии и химиотерапии в областной детской клинической больнице (ГБУЗ ЯО «ОДКБ»).

Мы исследовали взаимосвязь между особенностями совладающего поведения и внутренней картиной болезни у подростков с острым лимфобластным лейкозом и провели эмпирическое исследование с применением следующих диагностических методик: проективная методика «Незаконченные предложения» И. К. Шаца и В.Е Кагана, методика «Тип отношения к болезни» (ТОБОЛ) Л. И. Вассерман, опросник «Личностный смысл болезни» В. М. Ялтонского, опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса [4]. Для анализа полученных эмпирических данных в нашем исследовании был использован корреляционный анализ связей внутри выборки по методу ранговой корреляции Спирмена.

В ходе анализа данных с применением расчета коэффициента корреляции Спирмана нам удалось установить корреляционные связи между особенностями совладающего поведения (копинг-стратегий) и показателями типов отношения к болезни подростков. Результаты представлены в Таблице 1.


Таблица 1

Корреляционные связи копинг-стратегий и типов отношения к болезни

Шкалы

Г

Р

З

Т

И

Н

М

А

С

Э

П

Д

К

r

-0,2

0,2

-0,4

-0,02

0,4

-0,6

0,4

-0,08

-0,03

0,1

0,3

0,08

Д

r

0,2

0,07

0,06

-0,07

-0,4

-0,01

0

0,1

0,2

-0,1

-0,04

0,4

С

r

-0,01

0,2

0,1

-0,4

-0,2

-0,1

-0,2

0,3

-0,6*

-0,6*

0

0,4

ПСП

r

-0,05

-0,3

-0,5*

0,7**

0,4

0,4

0,2

0,1

0,3

0,3

-0,1

0,03

ПРО

r

0,1

0,3

0,5*

-0,6**

-0,3

-0,4

-0,3

-0,02

-0,6**

-0,3

0,3

-0,03

БИ

r

0,1

0,02

0,4

-0,7**

-0,5*

-0,1

-0,2

0,3

-0,7**

-0,3

0,09

-0,1

ПЛРП

r

0,2

-0,2

-0,03

-0,4

-0,2

-0,09

-0,04

0,4

-0,4

-0,4

-0,05

0,2

ПОЛП

r

-0,3

-0,2

-0,09

0,07

0,2

0,3

0,6*

0,3

0,1

0,3

0,3

0,05

Примечание: **Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя). * Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).

Типы отношения к болезни: Г- гармоничный, Р- эргопатический, З — анозогнозический, Т — тревожный, И — ипохондрический, Н — неврастенический, М — меланхолический, А — апатический, С — сенситивный, Э — эгоцентрический, П — паранойяльный, Д — дисфорический. Стратегии совладающего поведения: К-конфронтация, Д-дистанцирование, С-самоконтроль, ПСП-поиск социальной поддержки, ПРО-принятие ответственности, БИ-бегство-избегание, ПЛРП-планирование решения проблемы, ПОЛП-положительная переоценка.


Наиболее тесная связь с выраженной тревожной симптоматикой была обнаружена по шкалам предпочтения стратегий «поиск социальной поддержки», «принятие ответственности» и «бегство-избегание» на уровне значимости 0,01. Такая зависимость видится весьма закономерной, поскольку приведенные в нашем исследовании данные, в которых отражается дезадаптивный характер стратегии избегания, характерный при субъективном оценивании трудной жизненной ситуации, переживание беспомощности, тревожность и эмоциональное напряжение, указывают на это. Показатели по шкале «сенситивный тип отношения к болезни» также коррелировали с показателями по шкалам таких копинг-стратегий как: самоконтроль, принятие ответственности, бегство-избегание.

Далее нами были установлены слабые корреляционные связи между личностными смыслами заболевания у подростков с особенностями совладающего поведения (копинг-стратегий). Полученные данные представлены в Таблице 2.

Таблица 2

Корреляционные связи копинг-стратегий и личностных смыслов болезни

Шкалы

Р

С

П

У

О

ПЩ

В

О

К

r

0,3

0,1

-0,2

-0,2

-0,3

-0,05

-0,3

0,06

Д

r

-0,3

0

-0,5*

0,01

0,2

0,1

0,01

0,2

С

r

-0,2

-0,3

-0,01

-0,4

-0,01

-0,3

-0,04

0,3

ПСП

r

-0,07

-0,02

0,2

0,05

-0,3

0,1

0,2

-0,09

ПРО

r

-0,4

-0,4

0,07

-0,5*

-0,1

-0,1

-0,2

0,4

БИ

r

-0,4

-0,4

-0,1

-0,2

-0,3

-0,4

-0,2

0,4

ПЛРП

r

-0,3

-0,2

-0,09

-0,08

-0,07

-0,1

0,09

0,2

ПОЛП

r

0,4

0,2

-0,05

0,04

0,2

-0,07

-0,04

0,07

*Примечание. **Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя). * Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).

Личностные смыслы заболевания: Р-расплата, С-слабость, П-потеря, У-угроза, О-облегчение, ПЩ-помощь, В-вызов, О-опыт. Стратегии совладающего поведения: К-конфронтация, Д-дистанцирование, С-самоконтроль, ПСП-поиск социальной поддержки, ПРО-принятие ответственности, БИ-бегство-избегание, ПЛРП-планирование решения проблемы, ПОЛП-положительная переоценка.

Негативные личностные смыслы болезни как «потеря» и «угроза» имеют отрицательные корреляционные связи с копинг-стратегиями: «дистанцирование» и «принятие ответственности». Приписывание своему заболеванию смысла невосполнимой потери здоровья и угрозы, которую невозможно преодолеть, характерно для подростков, в структуре совладающего поведения, применяющие дистанцирование и принятия ответственности. Указанные стратегии предполагают снижение эмоциональной вовлеченности за счет субъективности снижения значимости заболевания, поэтому подростки воспринимают его как угрозу своей жизни и здоровью [1].

В результате исследования мы сформулировали вывод о том, что существует взаимосвязь между особенностями совладающего поведения и внутренней картиной болезни у подростков с острым лимфобластным лейкозом. У подростков с ОЛЛ с выраженной тревожной симптоматикой с наибольшей вероятностью могут быть сформированы следующие копинг-стратегии: «поиск социальной поддержки», «принятие ответственности» и «бегство-избегание». У подростков с ОЛЛ с такими личностными смыслами как «потеря» и «угроза» наиболее редко встречаются такие копинг-стратегии как «дистанцирование» и «принятие ответственности».

Литература:

  1. Грановская Р. М. Психологическая защита у детей / Р. М. Грановская, И. М. Никольская — СПб., 2010. — 352 с.
  2. Ивашкина М. Г. Психологические особенности личности онкологически больных детей: дис.... канд. психол. наук. М., 1998. 166 с.
  3. Ташлыков, В. А. Психология лечебного процесса / В. А. Ташлыков. — Л.: Медицина, 1984. — С. 128.
  4. Lazarus, R.S., Folkman, S., Stress, appraisal, and coping. New York: Springer, 1984.
Основные термины (генерируются автоматически): подросток, внутренняя картина болезни, лейкоз, социальная поддержка, изучение психологии подростков, поведение, тип отношения, выраженная тревожная симптоматика, ПОЛП-положительная переоценка, специальная психология.


Похожие статьи

Зависимость способов совладающего поведения и особенностей внутренней картины болезни у подростков с острым лимфобластным лейкозом от длительности лечения в стационаре

В статье раскрывается важная для специальной психологии тема личностных особенностей у подростков с острым лимфобластным лейкозом в зависимости от срока лечения.

Особенности эмоционального реагирования в межличностных отношениях у подростков с атопическим дерматитом

В статье авторы осуществляют сравнительный анализ характеристик межличностных отношений у подростков с атопическим дерматитом и подростков, не имеющих кожных заболеваний.

Восприятие и речевое развитие дошкольников с косоглазием и амблиопией

Данная статья посвящена особенностям восприятия детей с функциональными нарушениями зрения. Особое внимание уделяется выявлению предпосылок возникновению речевых нарушений.

Коррекция тревожности младших школьников с задержкой психического развития методами арт-терапии

В статье описана экспериментальная работа, направленная на коррекцию тревожности младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) методами арт-терапии.

Формирование графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи (дизартрией)

В данной статье представлены результаты исследования сформированности графомоторных навыков детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, обусловленным дизартрией, описаны приемы работы по формированию графо-моторных навыков и эффективность ...

Причины, диагностика и лечение нервной анорексии и булимии у детей и подростков

В статье анализируются причины, особенности диагностики и лечения нервной анорексии и булимии у детей и подростков. Рассматриваются проявления, диагностические критерии и природа нервной анорексии и нервной булимии. Выявляется специфика формирования ...

Игровая деятельность в коррекции тревожных реакций у младших школьников с расстройствами аутистического спектра

В статье рассматриваются особенности проявления тревожных реакций у младших школьников с расстройствами аутистического спектра. Рассмотрены цель и основные задачи использования игровой деятельности в коррекции — тревожных реакций у младших школьников...

Коррекция и снижение тревожности у детей 5–7 лет с ОВЗ через арт-терапевтические техники

В статье раскрывается тема снижения тревожности посредством арт-терапевтических техник.

К вопросу о выборе подхода к работе с детьми с расстройствами аутистического спектра и умственной отсталостью

Автор статьи анализирует современные методы коррекционного воздействия при расстройствах аутистического спектра, успешно применяемых на практике в России и за рубежом.

Формирование пространственно-временных представлений у младших школьников с расстройством аутистического спектра

В данной статье автором рассматривается специфика формирования пространственно-временной ориентации у младших школьников с расстройством аутистического спектра. Особое внимание уделяется построению и содержанию коррекционной работы.

Похожие статьи

Зависимость способов совладающего поведения и особенностей внутренней картины болезни у подростков с острым лимфобластным лейкозом от длительности лечения в стационаре

В статье раскрывается важная для специальной психологии тема личностных особенностей у подростков с острым лимфобластным лейкозом в зависимости от срока лечения.

Особенности эмоционального реагирования в межличностных отношениях у подростков с атопическим дерматитом

В статье авторы осуществляют сравнительный анализ характеристик межличностных отношений у подростков с атопическим дерматитом и подростков, не имеющих кожных заболеваний.

Восприятие и речевое развитие дошкольников с косоглазием и амблиопией

Данная статья посвящена особенностям восприятия детей с функциональными нарушениями зрения. Особое внимание уделяется выявлению предпосылок возникновению речевых нарушений.

Коррекция тревожности младших школьников с задержкой психического развития методами арт-терапии

В статье описана экспериментальная работа, направленная на коррекцию тревожности младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) методами арт-терапии.

Формирование графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи (дизартрией)

В данной статье представлены результаты исследования сформированности графомоторных навыков детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, обусловленным дизартрией, описаны приемы работы по формированию графо-моторных навыков и эффективность ...

Причины, диагностика и лечение нервной анорексии и булимии у детей и подростков

В статье анализируются причины, особенности диагностики и лечения нервной анорексии и булимии у детей и подростков. Рассматриваются проявления, диагностические критерии и природа нервной анорексии и нервной булимии. Выявляется специфика формирования ...

Игровая деятельность в коррекции тревожных реакций у младших школьников с расстройствами аутистического спектра

В статье рассматриваются особенности проявления тревожных реакций у младших школьников с расстройствами аутистического спектра. Рассмотрены цель и основные задачи использования игровой деятельности в коррекции — тревожных реакций у младших школьников...

Коррекция и снижение тревожности у детей 5–7 лет с ОВЗ через арт-терапевтические техники

В статье раскрывается тема снижения тревожности посредством арт-терапевтических техник.

К вопросу о выборе подхода к работе с детьми с расстройствами аутистического спектра и умственной отсталостью

Автор статьи анализирует современные методы коррекционного воздействия при расстройствах аутистического спектра, успешно применяемых на практике в России и за рубежом.

Формирование пространственно-временных представлений у младших школьников с расстройством аутистического спектра

В данной статье автором рассматривается специфика формирования пространственно-временной ориентации у младших школьников с расстройством аутистического спектра. Особое внимание уделяется построению и содержанию коррекционной работы.

Задать вопрос