Проведено исследование способов защит личности: защитных механизмов и копинг-стратегий у подростков с онкогематологическими заболеваниями, сравнение полученных данных с данными подростков без соматической патологии. Выявлена тенденция использования неадаптивных способов защит личности у исследуемой группы в сравнение с более адаптивными механизмами защит подростков без заболеваний.
Введение. Актуальность изучения защитных механизмов личности у подростков с онкогематологическими заболеваниями связана с увеличением распространенности данной патологии и влиянием болезни на все стороны личности пациентов с данным диагнозом [1, c. 7]. Несмотря на достижение эффективности при лечении данной патологии психический облик подростков претерпевает существенные изменения. Они отражаются как на личностных особенностях, так и в эмоционально-волевой сфере, что не может не влиять на адаптивные возможности личности [2, c. 50]. Главной задачей всех психологических исследований является разработка программы психологической помощи детям с данными заболеваниями с целью снятия дискомфортных переживаний, изменения модальности их переживаний, а также на активизацию усилий по конструктивному приспособлению к болезненным состояниям, коррекция когнитивных установок и способов рационализации своего состояния [3, c. 4]. В большинстве случаев у детей выявляется тревожность, которая носит генерализованный характер, а дети с такими проявлениями тревожности нуждаются в длительной индивидуальной психокоррекционной работе [4, c.69].
Цель: изучение механизмов психологической защиты и копинг стратегий у подростков с онкогемотологическими заболеваниями для разработки психокоррекционной программы.
Методы исследования: анализ научной литературы по исследуемой проблематике, психологическое тестирование. Методы статистической обработки и качественного анализа полученных данных: программы Microsoft Office Excel, Statistical Package for the Social Sciences (SPSS). Использовались методики: «Индекс жизненного стиля» Плутчика-Келлермана, опросник личностной и ситуативной тревожности Спилбергера-Ханина, опросник «Копинг стратегии» Лазаруса.
Результаты исследования. Анализируя результаты, полученные по методике «Индекс жизненного стиля», были выявлены общие тенденции в использовании большинства защитных механизмов личности у подростков с онкогематологическими заболеваниями и их сверстников без заболеваний. Можно судить об общих тенденциях в использовании таких защитных механизмов как: вытеснение (3,6 и 3,4), проекция (6,2 и 7,67), замещение(5,8 и 4,33), компенсация (3,8 и 3,6), интеллектуализация(4,93 и 5,47), реактивное образование (4,47 и 3,2). Однако, несмотря на сходство показателей, у подростков с онкогематологическими заболеваниями наблюдается отклонение от нормативных показателей по механизмам «проекция» (6,2 в сравнении с 8,2) и «замещение» (5,8 в сравнении с 3,8).
Наиболее выраженными являются различия в использовании таких защитных механизмов как отрицание (6,2 и 3,4) и регрессия (8,27 и 5,33). У подростков с онкогематологическими заболеваниями данные показатели превышают средне-нормативные данные. При анализе данных результатов с помощью T-критерия Стьюдента было выявлено, что различия в уровне выраженности использования механизмов отрицания и регрессии, в исследуемых группах, статистически значимы на уровне р<0,01. В использовании остальных защитных механизмов статистически значимых отличий не выявлено.
Оба этих защитных механизма свидетельствуют о наиболее упрощенных способах восприятия неприятных событий, а именно: отказ от признания неприятных ситуаций, уход от реальности путем отрицания неприемлемых фактов и возврату к наиболее детским моделям поведения, для которых характерна импульсивность и слабость эмоционально-волевого контроля. Все это свидетельствует о дезадаптивности используемых психологических защит.
Анализ полученных результатов по методике копинг-стратегии Лазаруса позволяет сделать вывод о характерном использовании копингов дистанцирования (60,74), принятия ответственности (61,6) и избегания (61,8) среди подростков с онкогематологическими заболеваниями. Показатели по остальным копинг стратегиям свидетельствуют об умеренном использовании данных типов совладающего поведения. Для здоровых подростков характерно также использование копинга дистанцирования (62,14) и принятия ответственности (67,75), кроме того, отмечается преобладание использования поиска социальной поддержки (62,23). Таким образом, можно сделать вывод о том, что совладание посредством дистанцирования и принятия ответственности является общей моделью поведения подростков обеих групп, в то время как совладание посредством избегания является типичным для больных с онкогематологическими заболеваниями.
Сравнивая полученные результаты при помощи t-критерия Стьюдента, были обнаружены статистически значимые различия в использовании копингов конфронтации и избегания. Для копинга «конфронтация» характерно умеренное применение для обеих групп, поэтому отличие по данному показателю не является значимым. Выявленные статистические различия в использовании копинга «дистанцирование» (р<0,05) доказывает предположение о том, что использование данной модели совладания с трудными ситуациями характерно для подростков с онкогематологическими заболеваниями.
Таким образом, преобладание копинга дистанцирования позволяет утверждать, что для подростков с онкогематологическими заболеваниями является характерным использование неконструктивных форм поведения в стрессовых ситуациях: отрицание либо полное игнорирование проблемы, уклонение от ответственности и действий по разрешению возникших трудностей, пассивность, нетерпение, вспышки раздражения, погружение в фантазии. Также преобладание данного копинга соотносится с уже полученными данными по методике ИЖС, а именно преобладанием защитных механизмов в виде отрицания и регрессии.
В ходе исследования личностной и ситуативной тревожности высокие показатели отмечаются по шкале личностной тревожности у обеих групп. Из гистограммы (Рис.3) видно, что личностная тревожность больных с онкогема-тологическими заболеваниями находится на грани умеренной и высокой выраженности (45), в то время как для здоровых подростков характерен высокий показатель(48,1). Показатели ситуативной тревожности находятся в пределах нормы у обеих групп.
Выводы. Входе проведенного исследования у подростков с онкогематологическими заболеваниями были выявлены неконструктивные механизмы защит и совладания со стрессом, что свидетельствует о плохой адаптивности у данной группы подростков.
Литература:
- Володин, Н.Н., Цейтлин, Г.Я., Сидоренко, Л.В., Румянцев, А.Г. и др. Стратегия медико-психолого-социальной реабилитации детей с гематологическими и онкологическими заболеваниями / Н. Н. Володин, Г. Я. Цейтин, Л. В. Сидоренко, А. Г. Румянцев и др. // Онкогематология. — 2015. — № 1. — С.7–15.
- Катасонова, А.В., Полякова, Н. Д. Особенности психокоррекции тревожности у детей с онкогематологическими заболеваниями / А. В. Катасонова, Н. Д. Полякова // Человек и современный мир. — 2017. — № 11 (12). — С. 49–56.
- Набиуллина, Р.Р., Тухтарова, И. В. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом. Учебное пособие. — Казань: Казанская государственная медицинская академия, 2003. — 83 с.
- Обердерфер, А. В. Дизонтогенетические особенности детей с онко-гематологическими заболеваниями и их коррекция: дис. … канд. психолог. наук / Обердерфер Анна Валерьевна. — Екатеринбург. — 2011. — 122 с.