Развитие коммуникативных умений младших школьников посредством игры во внеурочной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (468) май 2023 г.

Дата публикации: 23.05.2023

Статья просмотрена: 203 раза

Библиографическое описание:

Миннуллина, Р. Ф. Развитие коммуникативных умений младших школьников посредством игры во внеурочной деятельности / Р. Ф. Миннуллина, А. И. Рязапова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 21 (468). — С. 539-540. — URL: https://moluch.ru/archive/468/103136/ (дата обращения: 02.05.2024).



В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования рекомендовано применение системно-деятельностного подхода, как в урочное время, так и во внеурочной деятельности, что подразумевает развитие личности младших школьников, их коммуникативных умений, направленных на сотрудничество, определение цели и решение конфликтных ситуаций. Данные навыки считаются фундаментом коммуникативных универсальных ученых действий, Социализация и становления личности младших школьников в современном мире зависит от освоения ими коммуникативных умений в учебной и внеурочной деятельности.

Ключевые слова : внеурочная деятельность, игра, игровые упражнения, коммуникативные умения, младшие школьники, общение, свойства личности.

The federal state educational standard of primary general education recommends the use of a system-activity approach, both at the appointed time and in extracurricular activities, which implies the development of the personality of younger schoolchildren, their communicative skills aimed at cooperation, goal definition and conflict resolution. These skills are considered the foundation of communicative universal educational actions, Socialization and personality formation of younger schoolchildren in the modern world depends on the development of their communicative skills in educational and extracurricular activities.

Keywords: extracurricular activities, play, game exercises, communication skills, junior schoolchildren, communication, personality traits.

Игрой считается ведущая деятельность, которая обеспечивает всестороннее воспитание и развитие младших школьников. Игра с древних времён выступает в качестве обучающей формы, первичной школы воспроизводства реальных практических ситуаций для их освоения. Исторически одним из целевых ориентиров игры считается выработка человеческих качеств, навыков и привычек. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игры как самостоятельные виды деятельности, в которых дети вступают в коммуникации со сверстниками, объединены общей целью, совместными усилиями к ее достижению и общими переживаниями [5, с.81].

Игра — это более доступный для младших школьников вид деятельности, который представляет способ переработки полученных из окружающего пространства впечатлений. В игре проявляются особенности мышления и воображения младших школьников, их эмоциональность, активность и развивающаяся потребность в коммуникационном взаимодействии [4, с.116].

Все качества и свойства личности формируются в активной деятельности, которая способствует росту жизненного тонуса младших школьников, удовлетворяют их интересы и социальные потребности. В связи с этим игра дисциплинирует младших школьников, приучая их подчинять свои действия, чувства и мысли, определенных целям, способствуя воспитанию целенаправленности и целеустремленности.

Имеются разнообразные игры и игровые упражнения, которые можно применять для формирования коммуникативных умений. В любой игровой деятельности осуществляется взаимодействие ее субъектов. Первостепенное значение принадлежит уровню сформированности коммуникативных умений, поскольку играми, а именно их творческой направленностью, сюжетом, ролевой позицией, развиваются соответствующие навыки и умения. Игры обязаны быть оригинальными и интересными, нести в себе определенную цель и проблему [3, с.45].

Для развития коммуникативных умений достаточно эффективны развивающие игры, которые способствуют развитию не только коммуникативному взаимодействию, но и развитию внимания, памяти, мышления и пр. Одной из разновидностей развивающих игр считаются настольные игры, которые в интересном красочном формате обучают самостоятельности, сообразительности и образности мышления. К примеру, детское домино с изображением геометрических фигур на фишках, не только обучат взаимодействовать в коллективе, но и запомнить основные фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и пр.).

Игры, которые влияют на формирование коммуникативных умений во внеурочной деятельности, включают такие широко известные и популярные в детской среде: «Давайте познакомимся!», «Коллекция», «Собери текст», «Остров», «Удержи равновесие», «Клубочек», «Животные», «Рисунок на спине», «Комплимент» и пр., способствующие овладеть разными социальными ролями [2, с.112].

Таким образом, развитие коммуникативных умений является важным условием нормального психического развития младших школьников и одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизнедеятельности. Именно в игровом процессе младшие школьники отражают различные стороны жизнедеятельности, особенности взаимоотношений взрослых, уточняя собственные знания об окружающем пространстве. В многообразии возможностей игровой деятельности младшие школьники раскрывают свои личностные качества, совершенствуют свои навыки и коммуникативные способности.

Литература:

  1. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 № 64100) — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_389561/ (дата обращения: 24.04.2023).
  1. Крушельницкая, О. И. Все вместе. Программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству / О. И. Крушельницкая, А. Н. Третьякова. — М.: Сфера, 2021. — 156 c.
  2. Сергеева, М. Е. Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности: Интегрированные игры по географии, биологии, экологии, экономике, основам права / М. Е. Сергеева. — М.: Учитель, 2021. — 880 c.
  3. Степанов, П. В. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе / П. В. Степанов, Д. В. Григорьев. — М.: Огни, 2021. — 128 c.
  4. Якобсон, С. Организованность и условия ее формирования у младших школьников / С. Якобсон, Н. Прокина. — М.: Просвещение, 2020. — 176 c.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, внеурочная деятельность, школьник, умение, игровая деятельность, свойство личности.


Похожие статьи

Роль внеурочной деятельности в формировании личности...

Внеурочная деятельность — это воспитательная деятельность, направленная на развитие, саморазвитие, воспитание и самовоспитание личности.

– развитие у учащихся умений организовать и осуществить сотрудничество с одноклассниками, сверстниками.

Формирование познавательных универсальных учебных действий...

В статье раскрываются особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников, а также рассматривается практическое применение и результаты внедрения игровых технологий во внеурочной деятельности.

Групповая игра на уроках окружающего мира, занятиях...

Системно-деятельностный подход — это процесс деятельности ученика, направленный на

Это мощное средство развития творческих способностей младших школьников.

— Что же такое групповая игра? Каковы особенности групповой игровой деятельности?

почвой для общения и деятельности, получения знаний, формирования умений и развития навыков.

Роль игровой деятельности в развитии личностного потенциала...

Одной из форм обучения и воспитания, развивающей подобные умения, является игра [1].

В игровой деятельности также происходит развитие подструктур личности ребенка и сфер психики

Обладая уникальными психотерапевтическими свойствами, игра вводит ребенка с наименьшими для него

Влияние игры на развитие личности представлено на рисунке № 1

Внеурочная предметная деятельность и её роль на...

Внеурочная деятельность: сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся 5–8

Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников.

ребенок, внеурочная деятельность, предмет, игра, игровое поле, начальная школа

Внеурочная деятельность организуется по основным направлениям развития личности.

Игра во внеурочной деятельности как средство воспитания...

Библиографическое описание: Мунтянова, О. Г. Игра во внеурочной деятельности как

Всем процессом игровой деятельности руководит педагог-организатор, который следит за

Одним из средств является внеурочное занятие в виде ролевой игры, которое выступает

поэтому в таких играх знания, умения личностны, легко актуализируются в деятельности.

Игровые технологии как средство формирования универсальных...

...предлагает собственную классификацию игр, определяет их место и роль в формировании личности.

Плигин А.А «Учить младших школьников учиться» Начальная школа 2007г№ 11. Царёва С. Е. «Учебная деятельность и умение учиться» Начальная школа 2007г. № 9.

игра, учебный процесс, игровая деятельность, процесс игры, группа игр, умение...

Интеллектуальная игра как мотиватор познавательной активности...

 Дидактическая игра — это активная деятельность, организуемая в процессе обучения, обеспечивающая эффективность усвоения, познавательный интерес за счет эмоционально окрашенных игровых действий. М. В. Кларин. Самое любимое занятие детей — это игра.

Работа со школьниками на развитие внимания во внеурочной...

Развитие личности тесно связано с её мыслительными способностями, в том числе

Самой распространенной формой развития внимания является игровая деятельность.

Игра проводится в течение 5–10 мин, 2–3 раза в неделю, в течение 1–2 месяцев.

Формирование исследовательских умений у учащихся начальных классов во внеурочной деятельности.

Похожие статьи

Роль внеурочной деятельности в формировании личности...

Внеурочная деятельность — это воспитательная деятельность, направленная на развитие, саморазвитие, воспитание и самовоспитание личности.

– развитие у учащихся умений организовать и осуществить сотрудничество с одноклассниками, сверстниками.

Формирование познавательных универсальных учебных действий...

В статье раскрываются особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников, а также рассматривается практическое применение и результаты внедрения игровых технологий во внеурочной деятельности.

Групповая игра на уроках окружающего мира, занятиях...

Системно-деятельностный подход — это процесс деятельности ученика, направленный на

Это мощное средство развития творческих способностей младших школьников.

— Что же такое групповая игра? Каковы особенности групповой игровой деятельности?

почвой для общения и деятельности, получения знаний, формирования умений и развития навыков.

Роль игровой деятельности в развитии личностного потенциала...

Одной из форм обучения и воспитания, развивающей подобные умения, является игра [1].

В игровой деятельности также происходит развитие подструктур личности ребенка и сфер психики

Обладая уникальными психотерапевтическими свойствами, игра вводит ребенка с наименьшими для него

Влияние игры на развитие личности представлено на рисунке № 1

Внеурочная предметная деятельность и её роль на...

Внеурочная деятельность: сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся 5–8

Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников.

ребенок, внеурочная деятельность, предмет, игра, игровое поле, начальная школа

Внеурочная деятельность организуется по основным направлениям развития личности.

Игра во внеурочной деятельности как средство воспитания...

Библиографическое описание: Мунтянова, О. Г. Игра во внеурочной деятельности как

Всем процессом игровой деятельности руководит педагог-организатор, который следит за

Одним из средств является внеурочное занятие в виде ролевой игры, которое выступает

поэтому в таких играх знания, умения личностны, легко актуализируются в деятельности.

Игровые технологии как средство формирования универсальных...

...предлагает собственную классификацию игр, определяет их место и роль в формировании личности.

Плигин А.А «Учить младших школьников учиться» Начальная школа 2007г№ 11. Царёва С. Е. «Учебная деятельность и умение учиться» Начальная школа 2007г. № 9.

игра, учебный процесс, игровая деятельность, процесс игры, группа игр, умение...

Интеллектуальная игра как мотиватор познавательной активности...

 Дидактическая игра — это активная деятельность, организуемая в процессе обучения, обеспечивающая эффективность усвоения, познавательный интерес за счет эмоционально окрашенных игровых действий. М. В. Кларин. Самое любимое занятие детей — это игра.

Работа со школьниками на развитие внимания во внеурочной...

Развитие личности тесно связано с её мыслительными способностями, в том числе

Самой распространенной формой развития внимания является игровая деятельность.

Игра проводится в течение 5–10 мин, 2–3 раза в неделю, в течение 1–2 месяцев.

Формирование исследовательских умений у учащихся начальных классов во внеурочной деятельности.

Задать вопрос