Введение мини-лапты в программу физической подготовки школьников младших классов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №21 (468) май 2023 г.

Дата публикации: 23.05.2023

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Жаворонков, С. В. Введение мини-лапты в программу физической подготовки школьников младших классов / С. В. Жаворонков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 21 (468). — С. 412-414. — URL: https://moluch.ru/archive/468/103128/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье автором приводятся результаты анкетирования учащихся 3-х классов с целью выявленияотношения к уроку физической культуры и удовлетворенности занятиями, а также опроса по определению игр, наиболее интересных для учащихся

Ключевые слова: младший школьный возраст, мини-лапта, подвижные игры, физическая культура

Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для формирования разнообразных двигательных умений и навыков, укрепления здоровья, воспитания личностных качеств. В младшем школьном возрасте необходимо обращать внимание на всестороннее развитие физических качеств, однако акценты делаются на воспитание координационных способностей, а также быстроты движений [1,9].

В рамках модернизации системы образования, с целью расширения диапазона образовательных услуг для обучающихся в сфере физической культуры и спорта, внедрения современных систем физического воспитания в образовательные организации, Министерством образования и науки Российской Федерации рекомендованы программы по физической культуре на основе различных видов спорта («Теннис как третий час урока физической культуры в школе для 1–4 классов», «Программа по физической культуре для общеобразовательных организаций на основе акробатического рок-н-ролла» и др.). [3,4]

На наш взгляд, разработка такой программы должна осуществляться с учетом интересов учащихся. Также немаловажным является возможность прохождения ее разделов круглогодично.

Нами было проведено анкетирование 86 учащихся 3-х классов с целью выявления отношения к уроку физической культуры и удовлетворенности занятиями. Результаты обработки анкетных данных отражены в таблице.

Таблица 1

Отношение и удовлетворенность учащихся 3-х классов занятиями физической культурой, %

Ваше отношение к урокам физической культуры

%, от общего количества респондентов

с нетерпеньем жду

93,0

хожу без желания

4,7

не хочу посещать

2,3

Удовлетворены ли вы уроками физической культуры

да

89,5

иногда

5,8

так себе

4,7

Таким образом, результаты анкетирования показали, что с интересом физической культурой занимается 93 % учащихся 3-х классов, в группе риска находится 4,7 % школьников, а явное нежелание посещать занятия показали 2,3 % школьников; удовлетворены содержанием уроков 89,5 % третьеклассников.

Также нами был проведен опрос, целью которого было определение игр, которыми бы учащиеся хотели заниматься на уроках физической культуры (табл. 2).

Таблица 2

Интересы учащихся 3-х классов по разделу «Подвижные игры» программы физического воспитания, %

п/п

Игры

% от общего количества респондентов

1

Мини-лапта (по упрощённым правилам)

27,3

2

Подвижные игры, связанные с осаливанием (разновидности салок) и выбиванием

25,1

3

Футбол (по упрощённым правилам)

20,1

4

Баскетбол (по упрощённым правилам)

16,2

5

Гандбол (по упрощённым правилам)

11,3

Анализ полученных данных показал, что наиболее интересной для учащихся данной возрастной группы является игра «Мини-лапта» (сильная корреляционная связь с удовлетворенностью уроками физической культуры — r s =0.647), интерес к занятиям которой проявляют 27,3 % учеников. 25,1 % третьеклассников с удовольствием играют в игры связанные с осаливанием и выбиванием («Салки», «Волк во рву», «Вороны и воробьи», «Коршун и наседка» и др.). Меньший интерес дети проявляют к игре в футбол (20,1 %), баскетбол (16,2 %) и гандбол (11,3 %). Следует отметить, что элементы мини-лапты в этой параллели классов стали включаться в уроки физической культуры лишь с нового учебного года.

Таким образом, актуальность работы по внедрению мини-лапты в образовательный процесс младших школьников обуславливается, во-первых, высоким интересом учащихся к данному виду игровой деятельности.

Во-вторых, русская народная физическая культура является важным средством приобщения учащихся к культурному наследию народа, к гуманистическим идеалам [7,5], поскольку ее народные игры, состязания и развлечения содействуют развитию этнического самосознания, а также определяют личную физическую культуру, имеют огромное воспитательное, оздоровительное и развивающее значение [8].

В-третьих, внедрение в образовательный процесс программы по мини-лапте будет способствовать ее развитию как национального вида спорта на территории Белгородской области [6]. Особую значимость этому придает подписанный президентом Российской Федерации Федеральный закон от 23.06.2014 № 170-ФЗ о развитии национальных видов спорта, к которым, будучи внесенной во всероссийский реестр видов спорта, относится мини-лапта. [2]

Выводы:

  1. Необходимость внедрения мини-лапты в программу физической подготовки школьников младших классов детерминирована высоким интересом к ней со стороны учащихся, а также ее воспитательным, оздоровительным и развивающим значением;
  2. Необходимость внедрения мини-лапты обусловлена федеральными и региональными законодательными актами.

Литература:

  1. Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры [Текст]: учеб. для студентов вузов / Ю. Ф. Курамшин. — 2-е изд., испр. — М.: Советский спорт, 2004. — 464 с.
  2. О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте Российской Федерации» [Текст]: федер. закон от 23.06.2014 № 170-ФЗ "
  3. О направлении на апробацию программ по физической культуре для образовательных учреждений [Текст]: Письмо Департамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области № 9–06/451-НН от 22.02.2013 г.
  4. О направлении программ по физической культуре для образовательных организаций [Текст]: Письмо Министерство образования и науки Российской Федерации. Департамент государственной политики в сфере воспитания молодежи № 09–888 от 12.05.2014 г.
  5. Русская лапта на уроках физической культуры в школе [Текст]: учеб. пособие / Е. В. Готовцев, Г. Н. Германов, И. В. Машошина. — Воронеж: Элист, 2011. — 264 с.
  6. Стратегия социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года [Текст]: офиц. текст. — Белгород, 2010. — 258 с.
  7. Таран, А. А. Использование русских народных игр в физическом воспитании школьников как средства гуманизации образования: на примере сельской школы [Текст]: автореф. дис. …канд. пед. наук: 13.00.04 / Таран Аркадий Анатольевич. — Омск, 2007. — 24
  8. Таран, А. А. Русские народные игры на уроках в младших классах [Текст]/ А. А. Таран // Физ. культура в школе. — 2008. — № 3. — С.22–25
  9. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: Учеб. для студентов вузов / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. — М.: Академия, 2008. — 480 с.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, игра, класс, младший школьный возраст, национальный вид спорта, необходимость внедрения мини-лапты, развивающее значение, Российская Федерация, удовлетворенность занятиями, физическое воспитание.


Похожие статьи

Возможности применения мини-лапты для обучения младших...

Ключевые слова: физическое воспитание, младший школьный возраст, мини-лапта, игровые виды спорта.

Элементы базовых видов спорта и возможность их применения в мини-лапте.

При игре в лапту выполняется гораздо больше работы, чем при обычном беге [6].

Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов / Авт.

Народные спортивные игры как эффективное средство...

...отношение к физической культуре и спорту, а также развивает двигательные умение [2].

В программу вошли народные спортивные игры (лапта и городки), а также народные

Динамика физического развития и физической подготовленности учащихся 5–6 классов.

Голубев А. И.Круговая тренировка в физическом воспитании детей школьного возраста / А. И. Голубев.

Программа по внеурочной деятельности «Русская лапта»

«Русская лапта» — такой вид спорта, в котором в равной степени проявляются все

Русская лапта обеспечивает возможность полного достижения цели физического воспитания.

- овладение школьниками основными техническими и тактическими приемами русской лапты

Программа разработана для обучающихся 5 класса на 34часа занятий — 1 раз в неделю.

Научный журнал «Молодой ученый» №21 (468) май 2023 г.

Название: Женская преступность в Российской Федерации на современном этапе.

Название: Мотивация сознательных занятий общей физической культурой.

Возможности применения мини-лапты для обучения младших школьников элементам базовых игровых видов спорта.

Введение мини-лапты в программу физической подготовки школьников младших классов.

Физическая культура как средство духовно-нравственного...

Библиографическое описание: Васюкова, О. Н. Физическая культура как средство духовно-нравственного

 Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание младших школьников, физическая

Важным компонентом в младшем школьном возрасте является подвижная игра.

Погадаев Г. И. Народные игры на уроках физической культуры и во внеурочное время.

Подвижные игры как эффективное средство физического...

Монотонность и шаблонность в занятиях с детьми младшего возраста приводит к быстрому утомлению школьников.

Игровые технологии национальных и подвижных игр в физическом воспитании детей...

Подвижные и спортивные игры на занятиях по физической культуре в вузе.

Только игра является одновременно и средством и методом физического воспитания.

Формирование спортивной мотивации у младших школьников

3) не допускать во время спортивных, подвижных игр или другого активного занятия (отдыха)

Характерным для младшего школьного возраста является то, что юные спортсмены «идут на

Например, бокс является индивидуальным видом спорта и в нем нет совместных

интерес, ребенок, начальная школа, мотив, младший школьный возраст, класс, учебная...

Подвижные игры народов России — отражение климатических...

По данным исследователей, подвижные игры являются носителями национальной культуры и быта народов России.

Учащиеся 5–6 класса за одно занятие могут научиться игре в русскую лапту, что не под силу в

Коротков И. П., Подвижные игры в занятиях спортом. — М.,1991.

Физическая культура: Учебное пособие/Под ред. В. А. Коваленко. — М.: Изд-во АСВ, 2000.

Народная подвижная игра как ценное педагогическое средство...

Мы рассматриваем игру в узком значении, как особый вид человеческой деятельности, а точнее

Чем младше возраст, тем важнее значение игры, так как детство — это время игр.

Таким образом, значение подвижной игры состоит в том, что являясь развлечением, она

3. Лях В. И., Зданевич А. А.. Комплексная программа физического фоспитания 1–11 классы.

Похожие статьи

Возможности применения мини-лапты для обучения младших...

Ключевые слова: физическое воспитание, младший школьный возраст, мини-лапта, игровые виды спорта.

Элементы базовых видов спорта и возможность их применения в мини-лапте.

При игре в лапту выполняется гораздо больше работы, чем при обычном беге [6].

Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов / Авт.

Народные спортивные игры как эффективное средство...

...отношение к физической культуре и спорту, а также развивает двигательные умение [2].

В программу вошли народные спортивные игры (лапта и городки), а также народные

Динамика физического развития и физической подготовленности учащихся 5–6 классов.

Голубев А. И.Круговая тренировка в физическом воспитании детей школьного возраста / А. И. Голубев.

Программа по внеурочной деятельности «Русская лапта»

«Русская лапта» — такой вид спорта, в котором в равной степени проявляются все

Русская лапта обеспечивает возможность полного достижения цели физического воспитания.

- овладение школьниками основными техническими и тактическими приемами русской лапты

Программа разработана для обучающихся 5 класса на 34часа занятий — 1 раз в неделю.

Научный журнал «Молодой ученый» №21 (468) май 2023 г.

Название: Женская преступность в Российской Федерации на современном этапе.

Название: Мотивация сознательных занятий общей физической культурой.

Возможности применения мини-лапты для обучения младших школьников элементам базовых игровых видов спорта.

Введение мини-лапты в программу физической подготовки школьников младших классов.

Физическая культура как средство духовно-нравственного...

Библиографическое описание: Васюкова, О. Н. Физическая культура как средство духовно-нравственного

 Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание младших школьников, физическая

Важным компонентом в младшем школьном возрасте является подвижная игра.

Погадаев Г. И. Народные игры на уроках физической культуры и во внеурочное время.

Подвижные игры как эффективное средство физического...

Монотонность и шаблонность в занятиях с детьми младшего возраста приводит к быстрому утомлению школьников.

Игровые технологии национальных и подвижных игр в физическом воспитании детей...

Подвижные и спортивные игры на занятиях по физической культуре в вузе.

Только игра является одновременно и средством и методом физического воспитания.

Формирование спортивной мотивации у младших школьников

3) не допускать во время спортивных, подвижных игр или другого активного занятия (отдыха)

Характерным для младшего школьного возраста является то, что юные спортсмены «идут на

Например, бокс является индивидуальным видом спорта и в нем нет совместных

интерес, ребенок, начальная школа, мотив, младший школьный возраст, класс, учебная...

Подвижные игры народов России — отражение климатических...

По данным исследователей, подвижные игры являются носителями национальной культуры и быта народов России.

Учащиеся 5–6 класса за одно занятие могут научиться игре в русскую лапту, что не под силу в

Коротков И. П., Подвижные игры в занятиях спортом. — М.,1991.

Физическая культура: Учебное пособие/Под ред. В. А. Коваленко. — М.: Изд-во АСВ, 2000.

Народная подвижная игра как ценное педагогическое средство...

Мы рассматриваем игру в узком значении, как особый вид человеческой деятельности, а точнее

Чем младше возраст, тем важнее значение игры, так как детство — это время игр.

Таким образом, значение подвижной игры состоит в том, что являясь развлечением, она

3. Лях В. И., Зданевич А. А.. Комплексная программа физического фоспитания 1–11 классы.

Задать вопрос