Физическая культура как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Васюкова, О. Н. Физическая культура как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста / О. Н. Васюкова, С. Б. Сабирова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 9-14. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/369/15780/ (дата обращения: 27.04.2024).



Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание младших школьников, физическая культура и спорт, военно-патриотическое воспитание, клубный час, квест-игра, метод проектов.

Руководить нравственным воспитанием, это значит, создавать тот неуловимый с первого взгляда моральный тонус жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печется и беспокоится, кому-то отдает свое сердце.

В. А. Сухомлинский

Душа каждого человека — зародыш прекрасного цветка, но расцветет ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. Все мы родом из детства. А детство и школа — во многом тождественные понятия. И счастливы те люди, в чьей памяти неизгладимый след оставили мудрые слова учителя, те, чья память хранит самые добрые и тёплые воспоминания о любимом классе, родной школе.

Школа — это место, где дети получают не только образование, но и где происходит духовно-нравственное формирование ребенка, и приобщение к миру культуры и общечеловеческих ценностей. А также школа — единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Актуальность этой задачи в современной России отражена в ряде документов:

– В «Концепции духовно — нравственного развития и воспитания личности гражданина России» от 05.11.2008 г.

– В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», принятой распоряжением Правительства РФ 29 мая 2015 г.

– В Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования.

Одним из эффективных средств решения задач духовно-нравственного воспитания детей, на мой взгляд, являются занятия физической культурой и спортом. Чтобы быть уверенным, что нашим детям будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и других, и учить этому детей, воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, развивать нравственные качества.

Иными словами, нужно воспитывать высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного будущего гражданина России. Я считаю, что физические упражнения, игры и уроки могут внести свой вклад в решение этой задачи, т. к. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно волевых черт личности. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна и направлять свои умения и силу только на добрые поступки.

Чтобы достичь положительных результатов в формировании личности через двигательную сферу ребенка я поставила перед собой следующие задачи:

  1. Способствовать развитию нравственно — волевых качеств (выдержки, настойчивости, решительности), инициативности, самостоятельности с помощью физической культуры и спорта.
  2. Развивать у детей психофизические качества (терпение и выносливость при занятии спортом, желание достигать результата).
  3. Побуждать детей на примере героев художественных произведений проявлять такие духовно — нравственные качества как: умение выстраивать стратегию и смело реализовывать ее в жизни; проявление дружеских и доброжелательных отношений друг к другу; оказание взаимопомощи; принятие сверстника таким, какой он есть, и быть достойным гражданином своей страны.

Реализация задач духовно-нравственного воспитания младших школьников может, осуществляется посредством разных форм и методов работы. Необходимо хорошо подбирать и организовывать систему упражнений и игр с тем, чтобы в них всегда просматривалась нравственная задача.

Важным компонентом в младшем школьном возрасте является подвижная игра. Которая играет большую воспитательную роль в плане духовно-нравственного развития детей: сдержать свои желания, чтобы не толкнуть соперника в игре; не рассмеяться над неудачей своего товарища; помочь тому, кто упал, пожалеть товарища, если он упал и ему больно; соблюдать правила игры — всё это позволяет воспитывать подвижная игра.

Большую роль в формировании духовно-нравственного потенциала младших школьников я отвожу ознакомлению с культурой и традициями народов России. В урок, спортивные праздники включаю народные игры, в процессе которых дети познают игровой опыт прошлых поколений. В них дети ненавязчиво знакомятся с образом жизни людей прошлого, их трудом, бытом, национальными устоями, приобретают представления о чести, смелости, мужестве. Я стараюсь вызвать у детей желание обладать такой же силой, ловкостью, выносливостью, как у былинных героев, проявлять смекалку, выдержку, находчивость как герои русских сказок. Таким образом, радость движения мы сочетаем с духовным обогащением детей.

Особым успехом пользуются игры народов Севера: «Ручьи и озера», «Льдинки, ветер и мороз»; подвижная ненецкая игра «Ловись рыбка», «Прыжки через нарты»; якутская игра «Ястреб и утки»; долгана-ненецкая игра «Хейро», «Ловля Оленя» и другие. Прежде чем разучить новую народную игру, мы с детьми кратко знакомимся с культурой и бытом того или иного народа. Таким образом, радость движения сочетаем с духовным обогащением детей.

Большой воспитательный эффект на ребенка оказывают спортивные праздники и развлечения, они входят в жизнь ребенка ярким событием и остаются в памяти надолго. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы, объединить детей разного возраста общими чувствами и переживаниями. Становятся доброй традицией проведение такого спортивного праздника как «Спартакиада «Северные старты», или спортивного праздника «Валенки, валенки, не подшиты, стареньки», который я провожу во время рождественских колядок.

Отдельным направлением духовно-нравственного воспитания младших школьников я выделяю военно-патриотическое воспитание. Центральным, стержневым моментом патриотического воспитания является празднование ежегодных дней воинской славы: 23 февраля — День Защитника Отечества, 9 мая –День Победы(Приложение 1). Эти праздники, с моей точки зрения, оказывают наибольшее влияние на воспитание патриотических чувств младших школьников.

С большим азартом и вдохновением участвуют дети и в спортивных развлечениях разной тематики: «Бравые солдаты», «Нет лучше дружка, чем родная матушка», «Выходи скорей во двор», в основе которого лежат игры, знакомые нам с детства, в которые мы играли во дворах (резиночка, классики, «Казаки-разбойники» и т. д.).

Современные технологии я активно использую для эффективного решения задач нравственного воспитания младших школьников в их двигательной сфере.

Квест-игра — это игра по станциям, которая требует от детей решение тех или иных задач для преодоления препятствий и движения по сюжету. Такие игры способствуют развитию аналитических способностей, развитию фантазии и творчества и, конечно, нравственных качеств: дети учатся вместе находить какое-то решение, помогать друг другу, переживать за своих товарищей.

Празднование дня Защитника Отечества в форме квест — игры «Как мальчишки богатырями стали» начиналось с общего построения. Детям раздавали план — карту маршрута игроки последовательно двигались по «станциям», решая различные задания (логические, творческие, двигательные). После прохождения каждой станции («Застава», «Разведчики», «Силачи» и др.), команда получала пакет со следующим направлением и двигалась к следующему заданию. Таким образом, выполнив все задания, пройдя все препятствия, дети попадали в крепость к Воеводе, где происходило посвящение мальчиков в богатыри.

В результате данной игры совершенствуются физические качества бег, ловкость, глазомер, развиваются выносливость и смекалка, воспитываются такие качества, как взаимопомощь, сопереживание, чувства коллектива.

Клубный час. Как вы знаете, эта технология заключается в том, что дети могут в течение определённого периода времени перемещаться по параллельным классам, соблюдая определённые правила. Дети посещают различные станции, где находят себе занятия по интересам. В свою очередь, я совместно с воспитателями как учитель по физической культуре на своей «станции» организую различные народные, спортивные игры или какие-то состязания, эстафеты, знакомлю с традиционными играми народов Севера, играми наших бабушек и дедушек. Участвуя в играх и состязаниях, дети познают народную мудрость, учатся проявлять инициативу в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания, воспитываются дружеские отношения между детьми различного возраста.

В подготовке и организации клубных часов участвуют воспитатели, педагоги, а также родители, организуются различные «станции», где каждый по-своему формирует определённые знания детей, воспитывает их нравственные качества.

Традиционно в марте проходит клубный час «Твори добро на всей земле». Дети вместе со взрослыми учатся делать добрые дела: кто-то ремонтирует книжки, мастерят кормушки для птиц, а на станции «Сказочная» ребят ждут весёлые эстафеты с мамами.

Метод проектов — это, прежде всего метод развития творческого познавательного мышления. Но, вместе с тем, работа над проектом имеет большое значение и для формирования нравственных качеств младших школьников. Ведь дети не только познают что-то новое, но и учатся взаимодействовать со сверстниками, помогать друг другу в работе над проектом.

В работе над проектом «Папа, мама, я — спортивная семья», были созданы условия для формирования у детей уважительного отношения к своим родителям, а взрослым участникам проект дал возможность передать свой опыт младшему поколению. Итогом проекта стал фестиваль подвижных игр с участием родителей и детей.

На таких мероприятиях создается определенный эмоциональный настрой от взаимного общения, у детей развивается чувство гордости за успехи своих родителей, что является важным фактором в формировании нравственных качеств.

Таким образом, благодаря данному направлению моей работы осуществляется эффективная реализация всех поставленных задач по нравственному воспитанию младших школьников. Которые не только физически развиты, но и приобретают активную гражданскую позицию, овладевают социальными ценностными, нравственными качествами и потребностью в здоровом образе жизни с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию.

Литература:

  1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. –М., Айриспресс, 2002.
  2. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование –2005 № 4.
  3. Лях В. И.и Зданевич А. А.; издательство «Просвещение», Москва — 2017г
  4. Погадаев Г. И., Мишин Б. И. Организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе. 1–11 классы: методическое пособие. — М.: Дрофа, 2010г.
  5. Погадаев Г. И. Народные игры на уроках физической культуры и во внеурочное время. 1–11 классы: методическое пособие. — М.: Дрофа, 2010г.
  6. Российский патриотизм и патриотическое воспитание молодёжи // Интернет-ресурс: http://www.nirsi.ru/100
  7. Спортивно-патриотическое воспитание в сфере физической культуры и спорта//Интернет-ресурс: http://online.rae.ru/594
  8. Физическая культура и патриотическое воспитание // Интернет-ресурс: http://rusbiathlon.ru/health/id25771
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, духовно-нравственное воспитание, игра, качество, физическая культура, клубный час, нравственное воспитание, школьник, военно-патриотическое воспитание, подвижная игра.

Ключевые слова

военно-патриотическое воспитание, метод проектов, физическая культура и спорт, квест-игра, духовно-нравственное воспитание младших школьников, клубный час

Похожие статьи

Патриотизм в физическом воспитании дошкольников

Патриотическое воспитание — одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми нами, кто имеет отношение к детям. Чувство любви к Отчизне формируется у детей постепенно...

Роль народных подвижных игр в формировании нравственных...

Целью нашей работы является воспитание нравственной личности ребенка и приобщение его к истокам русской народной культуры через использование народных подвижных игр в различных видах деятельности дошкольников.

Детские народные подвижные игры как средство...

Используя в своей практике дошкольного воспитания народные игры, я закрепляю знания детей о народных традициях. Ведь народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, они оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают...

Система нравственно-патриотического воспитания...

В нашем дошкольном учреждении воспитание патриотических качеств личности ребенка

Задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников в равной степени

Патриотическое воспитание ребенка — это основа формирования будущего гражданина.

Патриотическое воспитание как основа формирования...

Патриотическое воспитание — это и воспитание любви к родным местам, и формирование ощущения своей неразрывной связи с окружающим с детства миром, наряду с желанием сохранять и приумножать культуру и неповторимое богатство своей родной страны.

Психолого-педагогические основы нравственного воспитания на...

Содержание нравственного воспитания в нашем обществе, в том числе и в процессе физического воспитания, как известно, направлено на

Нравственное воспитание — это процесс, направленный на формирование твердых моральных убеждений, нравственных...

Народная подвижная игра как ценное педагогическое средство...

Поэтому, народная подвижная игра — традиционное и ценное средство педагогики, средство развития и воспитания человека. Чем младше возраст, тем важнее значение игры, так как детство — это время игр. Содержание игр изменяется с возрастом и развитием ребёнка.

Подвижные игры как эффективное средство физического...

В системе всестороннего развития личности физическое воспитание ребенка занимает

Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей старшего

игра, физическая культура, игровой метод, физическое... Подвижные игры относятся к тем...

Сюжетно-ролевая игра как средство патриотического...

Игра — это центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех

В. А. Сухомлинский утверждал, «игра — это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается

В организации патриотического воспитания детей, мы обращаем внимание на...

Похожие статьи

Патриотизм в физическом воспитании дошкольников

Патриотическое воспитание — одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми нами, кто имеет отношение к детям. Чувство любви к Отчизне формируется у детей постепенно...

Роль народных подвижных игр в формировании нравственных...

Целью нашей работы является воспитание нравственной личности ребенка и приобщение его к истокам русской народной культуры через использование народных подвижных игр в различных видах деятельности дошкольников.

Детские народные подвижные игры как средство...

Используя в своей практике дошкольного воспитания народные игры, я закрепляю знания детей о народных традициях. Ведь народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, они оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают...

Система нравственно-патриотического воспитания...

В нашем дошкольном учреждении воспитание патриотических качеств личности ребенка

Задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников в равной степени

Патриотическое воспитание ребенка — это основа формирования будущего гражданина.

Патриотическое воспитание как основа формирования...

Патриотическое воспитание — это и воспитание любви к родным местам, и формирование ощущения своей неразрывной связи с окружающим с детства миром, наряду с желанием сохранять и приумножать культуру и неповторимое богатство своей родной страны.

Психолого-педагогические основы нравственного воспитания на...

Содержание нравственного воспитания в нашем обществе, в том числе и в процессе физического воспитания, как известно, направлено на

Нравственное воспитание — это процесс, направленный на формирование твердых моральных убеждений, нравственных...

Народная подвижная игра как ценное педагогическое средство...

Поэтому, народная подвижная игра — традиционное и ценное средство педагогики, средство развития и воспитания человека. Чем младше возраст, тем важнее значение игры, так как детство — это время игр. Содержание игр изменяется с возрастом и развитием ребёнка.

Подвижные игры как эффективное средство физического...

В системе всестороннего развития личности физическое воспитание ребенка занимает

Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей старшего

игра, физическая культура, игровой метод, физическое... Подвижные игры относятся к тем...

Сюжетно-ролевая игра как средство патриотического...

Игра — это центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех

В. А. Сухомлинский утверждал, «игра — это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается

В организации патриотического воспитания детей, мы обращаем внимание на...