Основные копинг-стратегии, используемые во временном детском коллективе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №21 (468) май 2023 г.

Дата публикации: 23.05.2023

Статья просмотрена: 25 раз

Библиографическое описание:

Валяева, А. А. Основные копинг-стратегии, используемые во временном детском коллективе / А. А. Валяева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 21 (468). — С. 484-485. — URL: https://moluch.ru/archive/468/103094/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье определены основные копинг-стратегии, используемые во временном детском коллективе.

Ключевые слова: постоянный детский коллектив, временный детский коллектив, психологические проблемы, копинг-стратегии.

Во временном детском коллективе ребенок раскрывает свои способности и умения, улучшает свои коммуникативные навыки, обретает новые знакомства и закрепляет положительный опыт. В коллективе происходит формирование крепких связей со сверстниками и педагогами [1, с. 32].

Среда во временном детском коллективе может быть изменчива, что приводит к появлению стрессовых ситуаций [3, с. 21]. Чтобы справиться с ситуациями, которые рассматриваются участниками временного детского коллектива как проблемные, они используют копинг-стратегии, чтобы преодолеть их [2, с. 80], [4, с. 63].

При наличии научных работ по проблеме копинг-стратегий, используемых подростками, не широко изучалась проблема используемых копинг-стратегий участниками временного детского коллектива, то есть детьми во время пребывания в лагере. В современном мире происходит стремительное развитие детских лагерей с направленностью на личность ребенка, что и предполагает изучение психологических аспектов пребывания детей в нем. А также особый интерес представляют различия в используемых копинг-стратегиях в постоянном детском коллективе и временном детском коллективе. Это и обосновывает актуальность нашего исследования.

Целью нашего исследования было: описать основные копинг-стратегии, используемые во временном детском коллективе.

Гипотеза исследования: предполагается, что подростки выбирают определенные копинг-стратегии для того, чтобы справиться с проблемами, возникающими во временном и постоянном детском коллективе.

Выборка исследования составила 100 человек, подростки 12–14 лет: 50 респондентов временного детского коллектива и 50 респондентов постоянного детского коллектива.

Проведенный сравнительный анализ (с использованием U критерия Манна-Уитни) показал наличие значимых различий в исследовании психологических проблем и используемых копинг-стратегий между респондентами постоянного детского коллектива и временного детского коллектива.

Результаты исследования психологических проблем показали, что участники постоянного детского коллектива обладают более налаженными взаимоотношениями с учителями и одноклассниками, в отличие от взаимоотношений между отрядом и его членами во временном детском коллективе.

Участники временного детского коллектива имеют множество способов, как провести свободное время, а также обладают постоянной компанией, в отличие от участников постоянного детского коллектива, у которых много времени отнимает учеба.

Состояние здоровья больше беспокоит участников временного детского коллектива, чем участников постоянного коллектива.

Участники временного детского коллектива больше, чем участники постоянного детского коллектива, обеспокоены проблемами экологии и насилия в обществе.

Результаты исследования копинг-стратегий показали, что регулировать свои чувства и действия в стрессовой ситуации более склонны участники постоянных детских коллективов, нежели чем временных.

Участники постоянных детских коллективов более склонны избегать возникающие проблемы, нежели участники временных коллективов.

Исходя из результатов корреляционного анализа, мы можем описать следующие взаимосвязи в исследовании психологических проблем и копинг-стратегий у участников постоянного детского коллектива: чем больше возникает проблем со сверстниками, тем более враждебно могут быть настроены подростки.

Подростки не признают своей роли в возникновении проблем, связанных со школой. У них могут быть нарушены коммуникации с учителями, и подростки не могут разрешить эти ситуации.

При возникновении проблем, связанных с учителями, одноклассниками, домашней работой, у подростков в постоянных детских коллективах снижается уверенность в себе, что может говорить о неблагоприятной атмосфере в школе, ее незащищенности. При этом подростки могут не признавать свою роль в возникновении проблемы и не пытаются ее решить.

Попытки решения проблемы — это стрессовая ситуация, которая приводит к ухудшению здоровья подростка.

Чем больше подросток берет на себя ответственность в возникновении проблемы и пытается ее решить, тем меньше у него появляется беспокойств о проблемах общества. Подросток понимает, что играет роль в развитии общества.

Проведенный корреляционный анализ позволяет нам сделать следующие выводы: подростки временных детских коллективов с позитивным оцениванием самого себя склонны обращаться за помощью в стрессовых ситуациях к окружающим. Такие подростки не стесняются обратиться за эмоциональной поддержкой к своим знакомым.

Подростки временного детского коллектива, которые не знают, чем будут заниматься, мысленно избегают будущего, считают его неопределенным.

Выводы:

  1. Корреляционные связи показали, что чем больше у подростков постоянного детского коллектива возникает проблем, связанных со сверстниками, тем больше они используют копинг-стратегию «конфронтация».
  2. Чем больше подростков постоянного детского коллектива волнуют проблемы, связанные с развитием общества, тем больше они используют копинг-стратегию «принятие ответственности».
  3. Корреляционные связи показали, что чем больше у подростков временного детского коллектива возникает проблем с самим собой, тем больше они используют копинг-стратегию «социальная поддержка».
  4. Чем больше у подростков временного детского коллектива возникает проблем, связанных с определением в будущем, тем больше они прибегают к использованию копинг-стратегии «бегство-избегание».
  5. Чем больше подростков беспокоят проблемы, связанные со школой (отношения с учителями, одноклассниками, трудности с выполнением домашней работы) и собственным досугом, тем больше подростки используют копинг-стратегию «планирование решения».

Литература:

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 624 с.
  2. Артемьев Т. В. Исследование копинг-стратегий педагогов в профессиональной деятельности // Образование и саморазвитие. — 2014. — № 4 (42). — С. 79–82.
  3. Психологические проблемы подростков / Л. А. Регуш, Е. В. Алексеева, А. В. Орлова, Ю. С. Пежемская. — Текст: непосредственный // Научно-методические материалы. — 2012. — № РГПУ им. А. И. Герцена. 191186, С.-Петербург, наб. р. Мойки, 48. — с. 1–35
  4. Луговская, А. А. Диагностические свойства модифицированной методики «Опросник способов совладания» Р. Лазаруса / А. А. Луговская, М. А. Ассанович // Психологические науки. — 2017. — № 11. — С. 61–65.
Основные термины (генерируются автоматически): временный детский коллектив, детский коллектив, подросток, проблема, участник, возникновение проблем, возникновение проблемы, домашняя работа, развитие общества, стрессовая ситуация.


Ключевые слова

копинг-стратегии, психологические проблемы, постоянный детский коллектив, временный детский коллектив

Похожие статьи

Межличностные проблемы в среде подростков и их...

К формальным подростковым обществам относятся в основном группы учащихся.

Кроме того, межличностные проблемы в среде подростков могут возникать и вследствие других причин.

11. Клейберг, Ю.А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков / Ю.А. Клейберг.

14. Кучменко, А. В. Методика изучения коллектива, общения, личности.

Психологические особенности конфликтов во временном...

 Статья посвящена обсуждению особенностей возникновения конфликтов в отряде в условиях

В ней отдельно рассматриваются характеристики лидеров детского коллектива.

Детский коллектив в условиях летнего оздоровительного лагеря в своем развитии проходит

Не маловажным фактором в развитии коллектива является правильный выбор лидера.

«Трудные» дети в школьной среде: или почему они такими...

Изменения, происходящие в современном социуме, выдвинули целый ряд проблем, одной из

Актуальность её заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской

Это может быть и учебный коллектив класса, и группы по интересам, и объединения подростков

Задачи индивидуально-профилактической работы – это выявление детей и подростков, склонных к...

Социально-психологические аспекты проблемы конфликтного...

 Проблема конфликтного поведения подростков становится в настоящее время все более актуальной. Стрессовый характер современной ситуации развития общества, повышенная нагрузка

Для детско-родительских отношений этого периода характерна амбивалентность.

Коррекционная работа проводится на основе диагностики конфликтности подростков.

Причины и особенности возникновения стресса у младших...

Длительное время состояние стресса считалось проблемой взрослого мира.

трудности, обусловленные изменением ситуации в семейной среде ребенка, связанной с его поступлением в школу [4, с. 150].

Сасина К. В. Стресс и стрессовая ситуация в детском возрасте: особенности и специфика реагирования

Причины возникновения трудностей в обучении...

Подросток и конфликты | Статья в журнале «Молодой ученый»

В статье «Подросток и конфликты» дается понятие термина «конфликт».

По Н. В. Гришиной: противостояние участников, воспринимаемое и переживаемое ими как значимая

Межличностные конфликты подростков проявляются в таких сферах, как семья, коллектив, общество.

Именно обострение этих чувств приводит подростка к конфликтным ситуациям.

Теоретические аспекты формирования коллектива младших...

Развитие коллектива и процесс развития личности связаны.

Проблема формирования и развития коллектива в современной школе актуальна для

в отношениях коллектива постепенно овладевают ценностями, осваивают традиции и нормы взаимоотношений в обществе.

14. Сластенин В. А. Методика воспитательной работы. — М.: Просвещение, 2002.

Конфликт между учениками в классе... | Статья в журнале...

Составляющими конфликтной ситуации являются: - участники конфликта (оппоненты)

2. Нарушение отношений между учениками. 3. Ухудшение климата в коллективе.

Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.

5. Чернышев А. С. «Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций»- Москва: Пед. общество России,2008.

Социальный стресс и его проявления в подростковом возрасте

Общая конфликтность в семье также может являться источников стрессов у подростка [12, 1037].

Смена школьного коллектива является мощным стрессом для подростка, поскольку

Вероятность возникновения стресса у подростка возрастает, если у него нет возможности

Намазова-Баранова, Л. С. Проблемы здоровья подростков в Российской Федерации / Л. С...

Похожие статьи

Межличностные проблемы в среде подростков и их...

К формальным подростковым обществам относятся в основном группы учащихся.

Кроме того, межличностные проблемы в среде подростков могут возникать и вследствие других причин.

11. Клейберг, Ю.А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков / Ю.А. Клейберг.

14. Кучменко, А. В. Методика изучения коллектива, общения, личности.

Психологические особенности конфликтов во временном...

 Статья посвящена обсуждению особенностей возникновения конфликтов в отряде в условиях

В ней отдельно рассматриваются характеристики лидеров детского коллектива.

Детский коллектив в условиях летнего оздоровительного лагеря в своем развитии проходит

Не маловажным фактором в развитии коллектива является правильный выбор лидера.

«Трудные» дети в школьной среде: или почему они такими...

Изменения, происходящие в современном социуме, выдвинули целый ряд проблем, одной из

Актуальность её заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской

Это может быть и учебный коллектив класса, и группы по интересам, и объединения подростков

Задачи индивидуально-профилактической работы – это выявление детей и подростков, склонных к...

Социально-психологические аспекты проблемы конфликтного...

 Проблема конфликтного поведения подростков становится в настоящее время все более актуальной. Стрессовый характер современной ситуации развития общества, повышенная нагрузка

Для детско-родительских отношений этого периода характерна амбивалентность.

Коррекционная работа проводится на основе диагностики конфликтности подростков.

Причины и особенности возникновения стресса у младших...

Длительное время состояние стресса считалось проблемой взрослого мира.

трудности, обусловленные изменением ситуации в семейной среде ребенка, связанной с его поступлением в школу [4, с. 150].

Сасина К. В. Стресс и стрессовая ситуация в детском возрасте: особенности и специфика реагирования

Причины возникновения трудностей в обучении...

Подросток и конфликты | Статья в журнале «Молодой ученый»

В статье «Подросток и конфликты» дается понятие термина «конфликт».

По Н. В. Гришиной: противостояние участников, воспринимаемое и переживаемое ими как значимая

Межличностные конфликты подростков проявляются в таких сферах, как семья, коллектив, общество.

Именно обострение этих чувств приводит подростка к конфликтным ситуациям.

Теоретические аспекты формирования коллектива младших...

Развитие коллектива и процесс развития личности связаны.

Проблема формирования и развития коллектива в современной школе актуальна для

в отношениях коллектива постепенно овладевают ценностями, осваивают традиции и нормы взаимоотношений в обществе.

14. Сластенин В. А. Методика воспитательной работы. — М.: Просвещение, 2002.

Конфликт между учениками в классе... | Статья в журнале...

Составляющими конфликтной ситуации являются: - участники конфликта (оппоненты)

2. Нарушение отношений между учениками. 3. Ухудшение климата в коллективе.

Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.

5. Чернышев А. С. «Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций»- Москва: Пед. общество России,2008.

Социальный стресс и его проявления в подростковом возрасте

Общая конфликтность в семье также может являться источников стрессов у подростка [12, 1037].

Смена школьного коллектива является мощным стрессом для подростка, поскольку

Вероятность возникновения стресса у подростка возрастает, если у него нет возможности

Намазова-Баранова, Л. С. Проблемы здоровья подростков в Российской Федерации / Л. С...

Задать вопрос