Причины и особенности возникновения стресса у младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 декабря, печатный экземпляр отправим 15 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №42 (384) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 18.10.2021

Статья просмотрена: 55 раз

Библиографическое описание:

Федулова, И. А. Причины и особенности возникновения стресса у младших школьников / И. А. Федулова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 42 (384). — С. 208-211. — URL: https://moluch.ru/archive/384/84684/ (дата обращения: 03.12.2021).



Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме исследования стрессового состояния у детей младшего школьного возраста. В данной статье раскрыто понятие стресса в научной литературе, определены основные негативные эмоциональные состояния, присущие младшим школьникам при длительном стрессе. Выделены возрастные трудности и проблемы, которые при неблагоприятных условиях могут приводить к возникновению стресса у детей, а также причины и характерные черты проявления стресса в младшем школьном возрасте. Особое внимание в статье уделяется роли педагога как главного помощника в преодолении стресса в школе. На основании анализа научной и методической литературы выделяются особенности внеурочной деятельности, которые позволяют рассматривать ее как эффективное средство профилактики стресса в педагогической деятельности.

Ключевые слова: стресс, эмоциональное состояние, младшие школьники.

The article is devoted to the current problem of studying the stress state in children of primary school age. This article reveals the concept of stress in the scientific literature, identifies the main negative emotional states inherent in younger schoolchildren during prolonged stress. The article highlights age-related difficulties and problems that, under unfavorable conditions, can lead to stress in children, as well as the causes and characteristics of stress manifestation in primary school age. Particular attention in the article is paid to the role of the teacher as the main assistant in overcoming stress at school. Based on the analysis of scientific and methodological literature, the features of extracurricular activities are highlighted, which allow us to consider it as an effective means of preventing stress in pedagogical activity.

Keywords: stress, emotional condition, junior schoolchildren.

Все чаще неотъемлемой частью современной жизни становится стресс. Длительное время состояние стресса считалось проблемой взрослого мира. Только в начале 70-х годов XX столетия ученые обратили внимание на слабую степень изученности данного феномена у детей, когда стало понятно, что стресс укореняется в жизни детей не меньше, чем у взрослых.

На сегодняшний день существует ряд причин, определяющих появление стресса у детей младшего школьного возраста. При отсутствии должной помощи, соответствующих изменений средств обучения и воспитания, это может оформляться в устойчивые черты личности и деформировать ее последующее развитие, а также стать причиной ухудшения успеваемости и поведения, вызвать нарушения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками и серьезно повлиять на состояние здоровья. Таким образом, изучение причин возникновения стресса у школьников, проблемы его развития, благовременной профилактики и коррекции, было и остается на сегодняшний день важной задачей. Целью данной статьи является освещение причин возникновения и специфики проявления стресса у детей младшего школьного возраста.

Стресс — это понятие для обозначения широкого спектра состояний, возникающие в ответ на различные раздражители — стрессоры. Иными словами, стресс являет собой реакцию организма на отрицательные факторы внешней среды [1, с. 126]. Проблеме стресса посвящен ряд публикаций ученых в области психологии, психогигиены, педагогики, медицины. Психофизиологические особенности влияния стресса на детский организм освещены в публикациях Поляшовой Н. В., Соловьёва А. Г., Новиковой И. А., Шибковой О. В., Быкова Е. В., Чипышева А. В. [4; 6] и др. Риски и особенности развития стресса в детском возрасте исследовали Минсабирова В. Н., Шакирзянова Л. Р., Сасина К. В., Зубаирова Р. Р., Сулейманова Ф. М., Ширванова Ф. В., Каримова Д. Н. [2; 3; 5; 7] и др.

Стресс присутствует в жизни почти каждого ребенка, однако стрессовые импульсы в его организме зависят от индивидуальных качеств и навыков самоуправления. Стресс может вызываться внешними (например, перегрев, холод) или внутренними (страхи, тревоги или ссоры) обстоятельствами, величина которых пересекает некоторую черту.

В краткосрочной перспективе стресс может подтолкнуть ребенка на освоение новой деятельности или вдохновить подростка на учебу. Но хронический стресс — другое дело.

Если не обращать внимание на длительный стресс, он может стать причиной целого ряда проблем с физическим и психическим здоровьем. Продолжительный стресс может вызвать высокое кровяное давление, ослабить иммунную систему и способствовать таким заболеваниям, как ожирение и болезни сердца. Это также может привести к проблемам с психическим здоровьем, таким как тревога и депрессия — расстройства, которые становятся все более распространенными среди детей и подростков.

Причины и характерные черты стресса у детей отличаются в разных возрастных группах. В возрасте от 5 до 10 лет, наиболее интересном для нашего исследования, основными особенностями стресса у ребенка являются необъяснимые боли и расстройства (включая рвоту), повышенная озабоченность своим здоровьем, отказ от посещения школы и прогулок с другими детьми, слишком рьяное желание казаться хорошим, необъяснимые тревоги и страхи (фобии), стереотипные нервные движения, низкая самооценка, нарушения сна и питания. Причинами стресса являются, как правило, школа, друзья и неуспехи или конкуренция в учебе. Дети в этом возрасте начинают понимать, что кто-то умнее, кто-то сильнее, а кто-то красивее их, и это является для них серьезной психологической нагрузкой. Однако причиной детского стресса в любом возрасте может стать крупное семейное событие, например, развод, рождение еще одного ребенка, переезд на другое место жительства и другие социальные и семейные факторы. [1, с. 128].

Как отмечают исследователи Шибкова О. В., Быков Е. В. и Чипышев А. В., сегодня в обществе имеют место негативные тенденции, которые затрудняют формирование личности ребенка и, прежде всего, развитие его эмоционально-волевой сферы [6, с. 44]. Среди них можно выделить следующие:

  1. Рост занятости родителей, особенно матерей, следствием чего является уменьшение времени общения с детьми, недостаточность близких взаимоотношений и ряд других факторов, которые отражаются на личностном, прежде всего эмоциональном, развитии ребенка.
  2. Обеднение коммуникаций с ребенком в сочетании с повышенной требовательностью к его исполнительской дисциплине.
  3. Рост числа разводов в обществе и семейных конфликтов. [2, с. 174].

Поляшова Н. В., Соловьёв А. Г. и Новикова И. А., исследуя психофизиологические особенности школьников младшего возраста, отмечают ряд трудностей, которые при неблагоприятных внешних условиях способны привести к возникновению у детей стресса:

— трудности, связанные с поступлением в школу, вызванные появлением в их жизни режима дня;

— трудности, продуцированные проблемой адаптации ребенка к классному коллективу и педагогу;

— трудности, обусловленные изменением ситуации в семейной среде ребенка, связанной с его поступлением в школу [4, с. 150].

Для маленьких детей состояние напряжения, связанное с домашней обстановкой — частый источник стресса. Например, детей могут беспокоить заметные им разногласия в семье. Большие жизненные перемены, такие как появление нового отчима или нового дома, также могут быть тяжелыми для ребенка. Это имеет место даже тогда, когда изменения бывают счастливыми, например, с появлением нового брата или сестры.

Школа — еще один частый источник беспокойства для детей. Маленькие дети могут испытывать стресс из-за того, что знакомятся с новыми людьми (в том числе, и когда заводят новых друзей), имеют дело с хулиганами или не ладят со своими учителями. Их также могут беспокоить частые контрольные работы и получаемые ими оценки.

По мере того как дети становятся старше, круг источников их стресса расширяется. Подростки чаще, чем маленькие дети, подвергаются стрессу из-за событий или ситуаций вне дома. Но несмотря на возрастные различия, школа для детей остается одним из главных источников стресса.

Поскольку дети проводят достаточно продолжительное время в школе, учителя могут сыграть важную роль в ограничении стресса. Одним из эффективных способов по управлению стрессом может стать внеурочная деятельность.

За последние годы урочная деятельность становится все более напряженной, что отрицательно сказывается на самочувствие детей, их эмоциональном состоянии и работоспособности.

Внеурочная же работа позволяет разгрузить учащихся, помогает противостоять различным жизненным трудностям, а также обеспечить эмоциональное благополучие.

На основе анализа научной литературы, нами были выделены следующие особенности внеурочной деятельности:

  1. Содержание программы внеурочной деятельности выстраивается на основе интересов и потребностей детей младшего школьного возраста.
  2. Добровольное участие учащихся во внеурочной деятельности.
  3. Создание неформальной психологической атмосферы.
  4. Формирование равноправных отношений между учащимися и педагогом.
  5. Повышенный уровень межличностного взаимодействия.
  6. Безотметочность процесса.
  7. Позволяет объединить все группы учащихся (детей с ОВЗ, одаренных детей, детей с девиантным поведением и др.).
  8. Быстрое реагирование на изменения заказа ученического коллектива или родителей учащихся.
  9. Практическая значимость формируемых в рамках внеурочной деятельности знаний, умений и навыков.
  10. Широта возможностей при использовании образовательного пространства. Занятия могут проводить в библиотеке, в игровой комнате, на прогулках, в спортивном зале и т. п.
  11. Отсутствие строго подчинения задачам обучающей направленности. В приоритете задачи, направленные на формирование определенных качеств, умений и навыков, необходимых в жизни.

Данные особенности делают внеурочные занятия гораздо менее стрессовыми по сравнению с учебной деятельностью. Это означает, что внеклассная работа способна предотвращать и даже снижать уровень стресса у детей. То есть хорошо организованная внеурочная деятельность, кроме познавательной возможности, может выполнять еще и функцию средства профилактики стресса у детей.

Итак, стрессы в детском возрасте рассматриваются в качестве специфического психического состояния, выражающегося в своеобразном восприятии личностью сложной, экстремальной ситуации, в которой он находится. Стресс — это многоуровневое образование или явление, негативно виляющее на состояние здоровья ребенка и его благополучие в целом.

Большинство детей временами испытывают стресс. В краткосрочной перспективе он не может привести к серьезным последствиям, но, затянувшийся стресс опасен для психического и физического здоровья. Детский возраст, особенно младший школьный, является определяющим в становлении личности ребенка, так как в этот период жизни складывается и во многом определяется все его последующее развитие. От того как ребенок будет справляться с новым жизненным этапом, таким как поступление в школу, будет зависеть его успешность обучения, адаптация к школе и взаимоотношения со сверстниками. Педагог в данном случае может стать источником помощи для преодоления стресса. Для этого он может использовать средства внеурочной деятельности, ведь особенности ее организации, такие как: безотметочность процесса, включение детей в активную творческую деятельность, создание благоприятной психологической атмосферы в коллективе, могут иметь профилактическую сторону. А это значит, что внеурочная работа может стать действенным средством в педагогической деятельности по профилактике стресса у детей младшего школьного возраста.

Литература:

  1. Громова О. А., Торшин И. Ю., Гришина Т. Р., Федотова Л. Э. Дефицит магния как проблема стресса и дезадаптации у детей // Регулярные выпуски «РМЖ». 2012. № 16. С. 126–137.
  2. Зубаирова Р. Р., Сулейманова Ф. М. Детский стресс // Современные научные исследования и разработки. 2017. № 9 (17). С. 174–175.
  3. Минсабирова В. Н., Шакирзянова Л. Р. Психолого-педагогические особенности проявления стресса у младших школьников // Евразийское Научное Объединение. 2020. № 5–6 (63). С. 450–452.
  4. Поляшова Н. В., Соловьёв А. Г., Новикова И. А. Психофизиологические особенности младших школьников в динамике обучения // Бюллетень сибирской медицины. 2010. № 1. С. 148–154.
  5. Сасина К. В. Стресс и стрессовая ситуация в детском возрасте: особенности и специфика реагирования // Молодежная наука: тенденции развития. 2018. № 1. С. 11–19.
  6. Шибкова О. В., Быков Е. В., Чипышев А. В. Показатели психофизиологического развития детей с повышенным уровнем тревожности в условиях умственных нагрузок и коррекционных воздействий // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. 2016. № 1 (9). С. 43–48.
  7. Ширванова Ф. В., Каримова Д. Н. Особенности проявления школьной тревожности // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2019. №. 1–2 (29–30). С. 74–79.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, внеурочная деятельность, младший школьный возраст, стресс, детский возраст, школа, длительный стресс, краткосрочная перспектива, научная литература, педагогическая деятельность.


Задать вопрос