В статье автор пытается определить актуальные проблемы формирования коллегии присяжных заседателей, а конкретно требования о наличии образования, предъявляемого к присяжным заседателям.
Ключевые слова: суд присяжных, присяжные заседатели, формирование коллегии присяжных.
Председатель Верховного суда Российской Федерации Вячеслав Лебедев на совещании судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов сообщил, что всего с участием присяжных заседателей в 2021 году было рассмотрено 1019 уголовных дел в отношении 1150 лиц, из которых осуждено 68 %, оправдано 32 % обвиняемых. Присяжные заседатели оправдали треть обвиняемых по уголовным делам. Были отменены обвинительные приговоры в отношении 93 человек и оправдательные приговоры в отношении 235 человек [12].
В связи с увеличением уголовных дел, рассматриваемых с участием присяжных заседателей, и большим количеством отмененных приговоров, был выявлен ряд проблем в отношении требований, предъявляемых к присяжным заседателям.
В рамках данной статьи рассмотрена актуальная проблема формирования коллегии присяжных заседателей, а конкретно требование об образовании, которое я полагаю необходимым включить в перечень требований, предъявляемых к присяжным заседателям.
Требования, предъявляемые к присяжным заседателям изложены в ст. 2, 3 и 7 Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации». В соответствии с данным законом, присяжным заседателем может стать гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, полностью дееспособный, не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере и не имеющий судимости (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48943/).
Отсутствие в перечне требований, предъявляемым к присяжным заседателям, пункта о наличии образования у кандидата в присяжные заседатели, является спорным вопросом, так как, судом присяжных, рассматриваются дела, обвиняемые по которым совершили тяжкие преступления. Коллегия присяжных рассматривает сложные и важные вопросы.
Так, А. С. Шаталов говорит о том, что «Присяжные, будучи представителями российского общества, участвуют в судебном разбирательстве, и решают возложенные на них законом задачи, действуя независимо от профессионального судьи» [11].
Образование — это процесс, благодаря которому общество передает свои накопленные знания, навыки и ценности от одного поколения другому.
Образование включает в себя большой опыт, который оказывает обучающее воздействие на характер, сознание и умственные способности человека. Оно оказывает важное влияние на способности и потенциал человека, а также является гарантом его социального и экономического успеха.
Образование — это один из ключевых факторов развития человека, а также увеличения потенциала людей. Образование предоставляет людям информацию и знания, способствует воспитания чувства самоуважения и уверенности в себе, помогает реализовать свои способности.
Н. Г. Чернышевский говорил, что «Образование — самое великое благо для человека. Без образования люди грубы, и бедны, и несчастны».
В свою очередь среднее и высшее образование направлено на получение человеком профессиональных навыков, самодисциплины, целеустремленности, воспитанности, толерантности, на развитие полезных качеств и навыков, которые необходимы человеку в повседневной жизни. Получение человеком образования, направлено на развитие самостоятельности и ответственности. Во время учебы человек учится самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Данные навыки необходимы в работе присяжного заседателя.
Помимо вышеперечисленного, профессиональное образование направлено на развитие таких навыков, как умение подобрать аргументы и отстоять свою точку зрения, быстро находить и обрабатывать информацию, эффективно взаимодействовать с другими людьми.
Люди, имеющие среднее и высшее образование, являются более грамотными и эрудированными. Именно такими должны быть кандидаты в присяжные заседатели: образованными, эрудированными, самостоятельными, способными принимать ответственные решения. Участие в суде присяжных — это своеобразная проверка гражданина на зрелость и ответственность.
Борохова Н. Е. говорит о том, что «Присяжные заседатели оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в деле доказательств. При этом, как уже было сказано, они берут во внимание свой жизненный опыт, прислушиваются к своей совести» [2]. Насонов С. А. в своих статьях так же говорит, что присяжные должны при вынесении вердикта опираться на свой жизненный опыт.
В свою очередь образование играет ключевую роль в жизни человека, ведь вместе с ним передается опыт поколений.
Учитывая вышеизложенное, считаю необходимым, включить в ст. 3 Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» требование о наличии среднего или высшего образования.
Литература:
- Борохова Н. Е. Процессуальные и тактические особенности формирования коллегии присяжных заседателей // Проблемы Науки. 2019. № 10 (143),
- Борохова, Н. Е. Принципы уголовного судопроизводства в суде присяжных // Право: история, теория, практика: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2019 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2019.
- Гулевич О. А. Психология в суде присяжных / О. А. Гулевич. — Псков: Американская ассоц. юристов, 2011,
- Загвязинский А. Е. Современная образовательная ситуация и задачи модернизации российского образования // Народное образование № 5. — 2012,
- Колесникова И. А. Воспитание к духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен // Педагогика — № 9.- 2008
- Насонов С. А. Европейские модели производства в суде присяжных: суд присяжных в Австрии (сравнительно-правовое исследование) // Юридические исследования. 2016.
- Насонов Сергей Александрович Производства в суде присяжных Бельгии и России (сравнительно-правовое исследование) // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2016. № 4 (59).
- Насонов С. А. Формирование коллегии присяжных заседателей: проблемы законодательного регулирования и судебной практики // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 12. С. 2841–2846.
- «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ,
- Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» от 20.08.2004 N 113-ФЗ,
- Шаталов А. С. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации / Учебный курс в 3-х томах. Т.2. Общие положения: Москва — Великий Новгород, ИД МПА-Пресс, 2012.
- https://www.vsrf.ru/press_center/mass_media/30777/