Судебное разбирательство с участием присяжных заседателей — крайне важный элемент судебной системы Российской Федерации, гарантирующий соблюдение принципов законности, справедливости и гуманизма в уголовном процессе. Сейчас в судах России создаются необходимые условия для обеспечения возможности рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей, судьи и работники аппарата судов проходят обучение для осуществления данной формы судопроизводства.
В Конституции Российской Федерации — основном российском законе — провозглашено право каждого российского гражданина на участие в отправлении правосудия, осуществляемого в том числе и в форме уголовного судопроизводства. Одним из способов практической реализации указанного права выступает их участие при рассмотрении уголовных дел в качестве присяжных заседателей [5, с. 551]. Данное положение подкрепляется нормами Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ», с определённым указанием на то, что реализация указанного конституционного права данным способом является не просто законодательно закрепленной за каждым гражданином возможностью, а их непосредственным гражданским долгом [2].
Особое значение процессуального института присяжных заседателей заключается в том, что к осуществлению правосудия привлекаются обычные люди, не имеющие соответствующего образования, а зачастую — правовых познаний вообще, опирающиеся на свой жизненный опыт. Однако их статус требует от них особых нравственных качеств, осознания чувства долга и высокой ответственности.
В соответствии со ст. 333 УПК РФ присяжные заседатели вправе:
– принимать участие в исследованиях всех обстоятельств уголовного дела, включая участие в осмотре вещественных доказательств и документов;
– задавать вопросы (через председательствующего) допрашиваемым лицам;
– участвовать в производстве следственных действий;
– просить председательствующего разъяснить неясные для них нормы и понятия, относящиеся к рассматриваемому уголовному делу;
– делать собственные записи, использовать их для подготовки ответов на поставленные перед присяжными вопросы [2].
Ключевым тут выступает право участия в исследовании обстоятельств дела, поскольку они выносят свое решение — вердикт — только лишь на основании доказательств, которые были исследованы непосредственно в ходе судебного следствия заседания.
Требования, которые предъявляются к лицам, выступающим в качестве кандидатов в присяжные заседатели, достаточно четко и точно определены в положениях вышеупомянутого специального федерального закона, посвященного регулированию их правового статуса. К их числу отнесены следующие:
1) достижение двадцатипятилетнего возраста — вытекает из убеждения, что по достижению данного возраста индивид уже обладает достаточным жизненным опытом и личной зрелостью, его морально-нравственные устои уже сформированы;
2) отсутствие непогашенной и неснятой судимости;
3) отсутствие решения суда о признании его недееспособным или ограниченно дееспособным;
4) отсутствие состояния на учете в психоневрологическом или наркологическом диспансере, в связи с прохождением лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
5) отсутствие процессуального статуса подозреваемого и обвиняемого лица при расследовании какого-либо иного уголовного дела [1];
6) знание языка, на котором осуществляется уголовное судопроизводство — на территории Российской Федерации таким языком является русский, однако в отдельных субъектах (республиках) им может признаваться язык республики;
7) отсутствие физических или психических недостатков, которые бы явно препятствовали реализации им функций в качестве присяжного заседателя при отправлении правосудия в рамках уголовного судопроизводства. (речь идет о заболеваниях, характеризующихся угнетением нервной системы, нарушением когнитивных (познавательных) функций) [5, с. 554].
Характеризуя правовой статус присяжных заседателей, следует выделить следующие особенности:
– лица, включенные в список кандидатов в присяжные заседатели, присяжными заседателями не являются и статуса федерального судьи не имеют;
– статус присяжного заседателя возникает у лица, указанного в списке кандидатов в присяжные заседатели и привлеченного к участию в осуществлении правосудия, в момент принесения присяги присяжного заседателя и действует до момента провозглашения вердикта коллегии;
– правовой статус присяжного заседателя равен правовому статусу судьи того суда, в котором он участвует в осуществлении правосудия, а после провозглашения вердикта — статусу федерального судьи в отставке;
– присяжные заседатели обладают неприкосновенностью как федеральные судьи, в том числе после окончания срока их полномочий — как федеральные судьи в отставке;
– порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий, личного досмотра, задержания, заключения под стражу, расследования по уголовному делу, привлечения к уголовной ответственности, совершения административных и уголовных процессуальных действий в отношении присяжного заседателя или арбитражного заседателя аналогичен порядку, применяемому к федеральному судье, а по истечении срока их полномочий — применяемому к федеральному судье в отставке [3].
Таким образом, несмотря на то, что закон крайне абстрактно определил категорию «присяжный заседатель», он четко регламентировал исчерпывающим образом требования, предъявляемым к кандидатам в присяжные заседатели, что позволяет подобрать непредвзятый состав коллегии присяжных заседателей для рассмотрения уголовного дела судом. Участие граждан в уголовном процессе гарантирует увеличение доверия населения к правосудию, что является значительным шагом на пути формирования крепкой профессиональной репутации судебной системы в обществе. Участие присяжных заседателей указывает на демократизацию общества, позволяет обеспечить индивидуализированный подход к ведению каждого рассматриваемого дела.
Литература:
1 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996г. № 63-ФЗ (в ред. от 31.07.2020г.) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
2 Федеральный закон от 20.08.2004г. № 113-ФЗ (в ред. от 01.10.2019г.) «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» // Российская газета. — 2004. — № 182.
3 Манин, Я. В. Правовой статус заседателей / Я. В. Манин // Полицейская и следственная деятельность. — 2020. — № 4. — С. 1–5.
4 Мельникова, Ю. А. Полномочия присяжных заседателей в ходе рассмотрения дела / Ю. А. Мельникова // Юридический факт. — 2020. — № 101. — С. 24–27.
5 Назаренко, К. В. К вопросу о понятии «присяжный заседатель» в уголовном процессе России / К. В. Назаренко // Аллея науки. — 2020. — № 5 (44). — С. 550–557.
6 Чихутова, А. Д. Последние изменения в законодательстве РФ в деятельности суда присяжных / А. Д. Чихутова, Л.В, Гнетова // E-Scio. — 2019. — № 11 (38). — С. 683–686.