Проблемы возмещения вреда при повреждении транспортных средств, связанных с ненадлежащим содержанием дорог | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №20 (467) май 2023 г.

Дата публикации: 18.05.2023

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Хохлов, А. А. Проблемы возмещения вреда при повреждении транспортных средств, связанных с ненадлежащим содержанием дорог / А. А. Хохлов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 651-652. — URL: https://moluch.ru/archive/467/102831/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье автор выделяет основные правовые проблемы возмещения вреда, связанного с ненадлежащим содержанием дорог.

Ключевые слова: вред, вина водителя, вина корпорации, ДТП.

Практически каждый водитель, собственник транспортного средства сталкивается с ненадлежащим содержанием дорог. И нередко эти «встречи» приводят к ДТП с причинением вреда путем повреждения транспортного средства. Казалось бы, все очевидно, ведь законодатель указал следующее:

– согласно п. 1 статьи 24 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «…права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации».

– в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, «…участники дорожного движения имеют право на возмещение ущерба по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, в случаях причинения им телесных повреждений, а также в случаях повреждения транспортного средства и (или) груза в результате дорожно-транспортного происшествия».

В соответствии со статьей 12 указанного Федерального закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Однако не все требования собственников транспортных средств о возмещении вреда, направленные в обслуживающие организации удовлетворяются и не все судебные дела разрешаются в пользу собственников транспортных средств.

Рассмотрим следующие основные проблемы при рассмотрении указанных дел судами:

  1. ДТП оформляется сотрудниками ГИБДД и соответственно они же составляют документы, подтверждающие ненадлежащее содержание дорог. Отсюда две проблемы:

1) каким образом происходит фиксация дефектов — каким оборудованием (поверенным или нет), соблюдаются ли требования к измерениям подобных дефектов, каким образом сотрудник ГИБДД определят данный дефект;

2) происходит ли возбуждение административного производства в отношение обслуживающей организации по статье 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог.

В данном случае соблюдение указанных требований осложняется и квалификацией сотрудников ГИБДД, и отсутствием иногда надлежащего оборудования. Однако наличие возбуждение дела об административном производстве и наличие правильных измерений дефекта могут ввести в заблуждение собственников поврежденных транспортных средств в отношении наличия у них законных оснований для возмещения вреда. Например, по гражданскому делу № 33–1062/2021, рассматриваемого Нижегородским областным судом, было отменено первоначальное решение суда первой инстанции по возмещению ущерба транспортному средству, возникшее в результате ДТП в следствие наезда на келейность дороги, в исковых требованиях было отказано полностью. Для целей нашей статьи следует обратить внимание на следующие обстоятельства, установленные судом:

«…В обоснование заявленных требований указано, что 16.08.2019 года по адресу: 420-й км. автодороги Ряжск-Касимов-Муром-Г.Новгород, в Богородском районе Нижегородской области произошло ДТП с участием автомобиля 1, принадлежащего истцу и под его управлением. ДТП произошло по причине неудовлетворительного состояния автодороги, а именно, наличие колейности на данном участке автодороги». Как следует из его (акта о недостатках дорог) содержания, сотрудниками ОГИБДД была выявлена выбоина на проезжей части дороги отличающаяся своим расположением от места ДТП, не в дату ДТП. Кроме того, на л. д. 32 т. 2, имеется Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 22.08.2019 г. согласно которого производство по делу в отношении АО «Нижегородец№ по ст. 12.34 КоАП РФ прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. В обоснование указано, что в ходе проверки выбоина на 422км.+150 м. автодороги Ряжск — Касимов — Муром — Н.Н не обнаружена, дорожное покрытие соответствует ГОСТ Р 50597–2017. О том, что на данном участке дороги имеется колейность в постановлении и акте не указано». Таким образом, в указанном деле не была доказана вина АО «Нижегородец», как обслуживающей организации и в возмещении вреда собственнику судом апелляционной инстанции отказано.

  1. Следующая проблема это нарушением самим водителем транспортного средства правил дорожного движения РФ. Даже при наличии дефектов дорожного покрытия несоблюдение правил дорожного движения в момент ДТП является одной из основных причин отказа судами в полном или частичном возмещении вреда.

Так по делу 33–10556/2020 рассматриваемого Нижегородским областным судом, суд отказывая в исковых требованиях указал на следующие обстоятельства: «…Выше уже указывалось, на схеме с места ДТП, составленной инспектором ГИБДД, отображено, что на участке дороге, где произошёл наезд автомобиля Ford Focus на выбоину, имеются дорожные знаки 3.20 (Обгон запрещён), 3.24 (Ограничение максимальной скорости — 60 км/ч), расположенные в 167,7 м от начала опасного участки дороги, а также щит с надписью «Внимание аварийный участок» с размещёнными на нём дорожными знаками 1.33 (Прочие опасности), 8.2.1 (Зона действия — 1 км), расположенный в 113,7 м до начала опасного участки дороги. Из указанной схемы также следует, что табличка 8.2.1 установлена под знаком 1.33, что свидетельствует о том, что знак был установлен как повторяющийся после перекрёстка, в связи с чем размещение данного знака с табличкой на расстоянии 113,7 м до начала опасного участка дороги соответствует положениям ГОСТ Р 52289–2004.

При таких обстоятельствах водитель автомобиля Ford Focus, проехав дорожный знак 3.24 (Ограничение максимальной скорости — 60 км/ч), не мог не видеть размещённый на расстоянии 54 м от указанного знака щит с надписью «Внимание аварийный участок» с дорожными знаками 1.33 (Прочие опасности), 8.2.1 (Зона действия — 1 км)»., «…Учитывая дорожную обстановку, дневное время суток (при которых выбоины на спорном участи дороги хорошо видно, что подтверждается видеозапись, представленной стороной истца), дождливую погоду в совокупности с наличием соответствующих дорожных знаков, предупреждающих о наличии впереди опасного участка дороги, Желудков Я. Ю., управляя 19.04.2018 транспортным средством Ford Focus, руководствуясь п.10.1 ПДД РФ, должен был выбрать скорость безопасную для дорожного движения и принять все возможные меры к снижению скорости, вплоть до остановки транспортного средства, поскольку состояние дорожного покрытия не освобождает водителя от выполнения требований п.10.1 ПДД РФ»..

По смыслу действующего законодательства применение деликтной ответственности предполагает доказывание оснований и условий ее наступления путем установления всех элементов состава правонарушения: незаконности действий (бездействия) лица, на которое предполагается возложить ответственность; наступления вреда и его размера; причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и наступившими для истца неблагоприятными последствиями; вины причинителя вреда.

На основании указанного выше необходимо отметить, что в гражданском законодательстве вина является не мерой ответственности, а лишь условием, что хорошо видно при рассмотрении дел по ДТП, возникших в результате ненадлежащего содержания дорог. А в данном случае даже при наличии вины обслуживающей организацией (корпорацией) приводит к возникновению ответственности за причинения вреда при указанных ДТП, только при отсутствии нарушений ПДД РФ водителем транспортного средства, а именно п.10.1 ПДД РФ.

Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, Российская Федерация, транспортное средство, ненадлежащее содержание дорог, возмещение вреда, обслуживающая организация, административное производство, дорожное покрытие, какой образ, РФ.


Ключевые слова

вред, ДТП, вина водителя, вина корпорации

Похожие статьи

Проблемы административной ответственности за...

С другой стороны, это неудовлетворительное состояние дорожного покрытия, непринятие

Кодекс об административных правонарушениях РФ (далее — КоАП РФ) [1] не ранжирует

Так, например, часть 4 статьи 12.15 КоАП РФ в качестве наказания предусматривает лишение права на

Таким образом, оценивая существующую конструкцию главы 12 КоАП РФ системно...

Сущность и структура административной ответственности за...

К последним относятся не только дорожные покрытия и полосы земли, предназначенные для

дорожное движение, РФ, административная ответственность, административное

административное правонарушение, РФ, дорожное движение, транспортное средство...

без транспортных средств, а также интересы лиц при перемещении людей и грузов...

Административная ответственность за правонарушения...

Вместе с тем, существующая дорожно-транспортная ситуация, а также низкий уровень

части 2 статьи 2.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

дорожное движение, РФ, административная ответственность, административное.

Кодекс об административных правонарушениях РФ (далее — КоАП РФ) [1] не ранжирует.

Правовая характеристика административных правонарушений...

Ключевые слова: административные правонарушения, дорожное движение, Кодекс об

Такими, как принято, выступают водители транспортных средств, иногда пешеходы

части 2 статьи 2.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Таким образом, в последующем физические лица, которые являются лишенными специального...

Актуальные проблемы, возникающие при рассмотрении дел...

Содержание, капитальный ремонт, реконструкцию и строительство дорог осуществляет

5. Ненадлежащее обслуживание подрядными организациями дорог города Кургана.

В случаях ненадлежащего исполнения работ по обслуживанию дорог города Кургана, орган

5. При рассмотрении искового заявления, связанного с возмещением ущерба в результате ДТП...

дорожное движение, РФ, административная ответственность...

Таким образом, деятельность, направленная на обеспечение безопасности дорожного движения

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, Российская Федерация

транспортное средство, дорожное движение, средство...

К вопросу о совершенствовании применения административной...

аварийности и смертности на дорогах как в России в целом, так и ее отдельных субъектах.

Таким образом, обобщая важность модернизации административного законодательства в области

Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, РФ

Административное наказание в виде лишения права управления транспортными средства...

Порядок возмещения вреда, причиненного в результате...

Возмещение вреда, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, выражается в денежной форме путем взыскания убытков и морального вреда. Причинение морального вреда ведет к возможности получения денежной компенсации за причиненный вред.

Административная ответственность в области дорожного...

Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, транспортное средство, КоАП РФ, административное

Всего же в авариях за неполный 2019 г. был причинен вред здоровью 168 146 граждан.

РФ, дорожное движение, мера наказания, административный арест.

административная ответственность , дорожное движение , правовая ответственность.

Похожие статьи

Проблемы административной ответственности за...

С другой стороны, это неудовлетворительное состояние дорожного покрытия, непринятие

Кодекс об административных правонарушениях РФ (далее — КоАП РФ) [1] не ранжирует

Так, например, часть 4 статьи 12.15 КоАП РФ в качестве наказания предусматривает лишение права на

Таким образом, оценивая существующую конструкцию главы 12 КоАП РФ системно...

Сущность и структура административной ответственности за...

К последним относятся не только дорожные покрытия и полосы земли, предназначенные для

дорожное движение, РФ, административная ответственность, административное

административное правонарушение, РФ, дорожное движение, транспортное средство...

без транспортных средств, а также интересы лиц при перемещении людей и грузов...

Административная ответственность за правонарушения...

Вместе с тем, существующая дорожно-транспортная ситуация, а также низкий уровень

части 2 статьи 2.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

дорожное движение, РФ, административная ответственность, административное.

Кодекс об административных правонарушениях РФ (далее — КоАП РФ) [1] не ранжирует.

Правовая характеристика административных правонарушений...

Ключевые слова: административные правонарушения, дорожное движение, Кодекс об

Такими, как принято, выступают водители транспортных средств, иногда пешеходы

части 2 статьи 2.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Таким образом, в последующем физические лица, которые являются лишенными специального...

Актуальные проблемы, возникающие при рассмотрении дел...

Содержание, капитальный ремонт, реконструкцию и строительство дорог осуществляет

5. Ненадлежащее обслуживание подрядными организациями дорог города Кургана.

В случаях ненадлежащего исполнения работ по обслуживанию дорог города Кургана, орган

5. При рассмотрении искового заявления, связанного с возмещением ущерба в результате ДТП...

дорожное движение, РФ, административная ответственность...

Таким образом, деятельность, направленная на обеспечение безопасности дорожного движения

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, Российская Федерация

транспортное средство, дорожное движение, средство...

К вопросу о совершенствовании применения административной...

аварийности и смертности на дорогах как в России в целом, так и ее отдельных субъектах.

Таким образом, обобщая важность модернизации административного законодательства в области

Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, РФ

Административное наказание в виде лишения права управления транспортными средства...

Порядок возмещения вреда, причиненного в результате...

Возмещение вреда, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, выражается в денежной форме путем взыскания убытков и морального вреда. Причинение морального вреда ведет к возможности получения денежной компенсации за причиненный вред.

Административная ответственность в области дорожного...

Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, транспортное средство, КоАП РФ, административное

Всего же в авариях за неполный 2019 г. был причинен вред здоровью 168 146 граждан.

РФ, дорожное движение, мера наказания, административный арест.

административная ответственность , дорожное движение , правовая ответственность.

Задать вопрос