Разработка модели информационного кейса в информационной системе профориентирования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №20 (467) май 2023 г.

Дата публикации: 18.05.2023

Статья просмотрена: 22 раза

Библиографическое описание:

Ильин, Д. А. Разработка модели информационного кейса в информационной системе профориентирования / Д. А. Ильин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 7-10. — URL: https://moluch.ru/archive/467/102757/ (дата обращения: 28.04.2024).



Одну из ключевых проблем современного высшего образования можно сформулировать как недостаточность функционала профориентационных информационных систем, предназначенного для демонстрации примеров профессиональной деятельности и связанных с нею образовательных программ, доступных для понимания абитуриентами. В качестве решения этой проблемы предлагается разработка и использование информационного сервиса, позволяющего абитуриентам понять практическое применение знаний, полученных на дисциплинах той или иной специальности.

Ключевые слова: абитуриенты, выбор специальности, информационная система, сервис профориентирования.

1. Актуальность проблемы

С каждым годом количество поступающих в высшие учебные заведения падает, в 2021 году лишь половина выпускников школ проявляло желание получать высшее образование, в 2019 году 97 тысяч человек добровольно отчислись из университета, 47 тысяч перевелись на другую образовательную программу. Из этого следует, что студенты выбрали не подходящую для них специальность, в связи с плохой профориентацией абитуриентов по вопросу выбора направления обучения.

Таким образом возрастает необходимость разработки профориентационных программных сервисов с разнообразным функционалом, в том числе информационных систем, демонстрирующих примеры профессиональной деятельности и связанных с ней образовательных программ.

2. Обзор существующих решений

Многочисленные публикации в сфере высшего образования свидетельствуют о том, что абитуриентам зачастую не хватает нужной информации для того, чтобы сделать правильный выбор. Ключевое слово — «нужной» информации. В глобальной сети множество ресурсов, предоставляющих как рекомендательные, так и информационные сервисы, которые можно разделить на 3 категории: рекомендательный сервис, информационно-рекомендательный сервис, информационный сервис.

Можно привести наиболее значимые и продуктивные, на наш взгляд, сервисы, представляющие каждую категорию соответственно, это: PCRS [1], Проектория [2], Поступи онлайн [3]. В совокупности данные сервисы дают возможность получить информацию, позволяющую принять решение о выборе будущей специальности. Рекомендательный сервис содержит алгоритмы машинного обучения, которые на основе психологических особенностей и школьной успеваемости абитуриента выделяют для него подходящие направления обучения Информационно-рекомендательный сервис содержит информацию о направлениях обучения в общем виде, не раскрывая сущность изучаемых дисциплин. Этот сервис также содержит рекомендации на основе информации о пользователе, но представляется, что такие рекомендации менее эффективны, чем в предыдущем сервисе. Информационный сервис, содержит подробную информацию о направлениях обучениях, в некоторых случаях затрагивая профессиональные навыки, которые студент получит в ходе обучения.

Во всех них либо отсутствует, либо представлено чересчур кратко и обобщенно описание задач и проблем, с которыми столкнется выпускник той или иной специальности в своей профессиональной деятельности.

3. Цель исследования

В свете вышесказанного представляется актуальным создание специализированного профориентационного сервиса, позволяющего на конкретных примерах (кейсах) продемонстрировать потенциальному студенту некоторые (возможно упрощенные) задачи, не только особенности той или иной профессиональной деятельности, но и какие дисциплины соответствующей образовательной программы (ОП) помогут ему решать те или иные задачи.

Цель данного исследования разработать информационный сервис (ИС) для возможного решения выше поставленной проблемы. При этом должна быть учтена возможность формирования банка примеров (кейсов) специалистами различных кафедр, работающих с сервисом на пользовательском уровне. Для достижения данной цели одной из главных задач является: разработка модели информационных ресурсов для ИС, задающей форматы различных примеров профессиональной деятельности, в рамках образовательных направлений вуза, а также формирование рекомендации по разработке такого рода примеров для использования в рамках самого сервиса.

4. Кейс для информационной системы

В рамках данной статьи термин «кейс» будем использовать для обозначения информационного ресурса, включающего в себя структурированное описание проблемы, а также краткие сведения о необходимых навыках и дисциплинах (где эти навыки можно получить) для ее решения. [4]

Модель структуры кейса выглядит следующим образом (рис. 1).

Модель структуры кейса

Рис. 1. Модель структуры кейса

Можно выделить 4 основные составляющие кейса: раздел, подраздел, введение и заключение. Раздел несет информацию об одной дисциплине. Введение и заключение несет информацию о направлении обучения, рассматриваемого в кейсе. Подразделами являются: проблема, возможные решения, дисциплина.

– Проблема — включает описание проблемы и постановку задачи.

– Возможные решения — включают решения для поставленной задачи

– Дисциплина — включает информацию о дисциплине, а также решение поставленной задачи в рамках этой дисциплины.

Сценарий кейса представляет собой порядок составления описательной части проблемы и ее решения. При выборе абитуриентом конкретной демонстрационной задачи, открывается страница с описанием проблемы. Она должна быть максимально понятна абитуриенту. Решение проблемы должно быть кратким и информативным. Использование средств мультимедиа (изображений, видео и др.) на данном этапе обязательно. Обязателен обзор вариантов возможных решений проблемы. При этом необходимо дать пользователю понять их плюсы и минусы. Требуется четко определить необходимые навыки для создания решения и доходчиво объяснить, что предполагается, что эти навыки будут приобретены, при изучении той или иной дисциплины. Это поможет сделать многие процессы решения сформулированных профессиональных задач более прозрачными для абитуриента, например, при рассмотрении задач, возникающих в области информационных технологий такие процессы, как процесс хранения данных, проблемы совместной разработки информационных систем и многие другие. Можно надеяться, что благодаря тому, что абитуриент поймет какие задачи он сможет решать, выбор специальности будет более осознанным.

5. Планируемый результат

Разработанный информационный сервис будет включать просмотр кейсов пользователем, причем как уже было сказано ранее, конкретный кейс, предназначен только для одной ОП, для которой он разработан.

Сценарий кейса предполагает, что при входе в него пользователь увидит описание профессиональной проблемы, например «компании необходимо создать сайт». Далее данная проблема разбивается на отдельные задачи, причем желательно, чтобы каждая такая задача могла быть решена в рамках одной дисциплины тогой или иной ОП. К примеру, в случае с созданием сайта задачами могут являться: «хранение данных», дисциплина для решения «Базы данных»; «разработка клиентской и серверной части сайта», дисциплина для решения «Web-разработка».

Пользователю показывается задача, предлагаются возможные решения в виде вариантов ответов на вопрос. Пользователь пробует ответить сам на этот вопрос, после чего ему показывают правильный ответ с пояснением. Далее он видит описание дисциплины и как знания, полученные на ней, позволяют решить данную проблему. В ходе просмотра всех задач, решается изначальная общая проблема. В заключении описывается рассматриваемое направление подготовки в ВУЗе и указываются ссылки на официальную информации ВУЗа о направлении.

Еще одним не менее важным функционалом ИС будет редактор создания кейсов, где разработчик кейса сможет создавать их. Планируется, что разработчиками будут являться заведующие кафедр университета, поэтому интерфейс редактора разрабатывается простой и интуитивно понятный. Также реализуются рекомендации и четкие требования по созданию кейсов.

6. Заключение

В настоящее время разработка в рамках поставленной задачи идет по двум направлениям. Первое — это разработка пилотного варианта самой информационной системы. Второе направление — конкретизация модели кейса и демонстрация ее для ОП «Информатика и вычислительная техника», а также разработка формата рекомендаций для разработчиков кейсов и конкретные рекомендации для вышеупомянутой ОП.

Литература:

  1. M. Qamhieh, H. Sammaneh and M. N. Demaidi, «PCRS: Personalized Career-Path Recommender System for Engineering Students», in IEEE Access, vol. 8, pp. 214039–214049, 2020, doi: 10.1109/ACCESS.2020.3040338.
  2. Проектория. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://proektoria.online (дата обращения: 15.10.2022)
  3. Поступи. Онлайн [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://postupi.online (дата обращения: 15.10.2022)
  4. Гребнева Д. М., Козырчиков Е. А. Проектирование информационной системы «конструктор кейсовых заданий» // Современные наукоемкие технологии. — 2019. — № 11–1. — С. 54–60;
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, дисциплина, информационный сервис, задача, поставленная задача, проблема, решение, высшее образование, информационная система, Информационно-рекомендательный сервис.


Ключевые слова

информационная система, выбор специальности, абитуриенты, сервис профориентирования

Похожие статьи

Информационные задачи профессиональной деятельности...

Рис. 1. Виды профессиональной деятельности экономиста.

В психолого-педагогических исследованиях проблема решения задачи отражается в работах Г

Б. Е. Одинцов в учебном пособии «Информационные системы в экономике» [5] предлагает

Информационные задачи экономиста в соответствии с видом профессиональной деятельности.

Роль современных информационных технологий...

Целью современного высшего профессионального образования является подготовка компетентного

Кроме того, применение информационных систем в обучении позволяет выстраивать более гибкий

1. Использование современных информационных технологий для решения задач

2. Инновации на основе информационных и коммуникационных технологий.

Сервисы информационных систем | Статья в журнале...

Ключевые слова: информационные системы, сервис менеджмент, информационные технологии, услуги, библиотека ITIL.

В общем случае IT-сервис определяется по следующим параметрам [2, с. 78]

Почетов И.В. ITIL в рамках дисциплины «Информационные системы и технологии»

информационная система головного удостоверяющего центра [4. c. 152].

Использование справочно-правовых систем в юридической...

 Справочно-правовые системы (СПС) или информационно-правовые системы (ИПС) — это компьютерные базы данных, ядром которых являются электронные базы и банки юридической информации.

Информационная система поддержки принятия решений...

Ключевые слова: информационная система, поддержка принятия решений

Рис. 1. Структурная схема компонентов информационной системы.

Самохина, В. М. Исследовательская деятельность старшеклассников как фактор их

информационная система, поддержка принятия решений, профессиональное самоопреде-ление.

Использование информационно-аналитических систем для...

Несмотря на то, что процедура принятия решений в информационно-аналитических системах, как правило, производится без использования технических средств, однако основой для принятия решения является анализ информации, полученной именно с помощью этих систем.

Особенности содержания методической системы формирования...

«Информационные системы в экономике». Представленные выше общие требования к

Переводя представления авторов об информационных задачах, решаемых субъектом, в

4. Савостьянова И. Л. Информационные задачи профессиональной деятельности

Основные термины (генерируются автоматически): информатик, пакет, задача, решение задач...

Проблемы вузовской подготовки бакалавров в области...

...подготовки бакалавров в области ИТ-образования и пути их решения / И. И. Шамуратова.

Именно такой тип деятельности требует трехкомпонентной структуры профессиональной

Затонский А.В. Информационные технологии: разработка информационных моделей и систем: Учеб. пособие.

Арунянц Г.Г. Проектирование информационных систем: курс лекций.

Формирование информационно-технологической компетентности...

Сформированные мотивационный и когнитивный аспекты информационно-технологической компетентности образуют ценностно-смысловое поле, которое проецируется на ситуацию использования студентом информационных технологий при решении различного рода задач.

Похожие статьи

Информационные задачи профессиональной деятельности...

Рис. 1. Виды профессиональной деятельности экономиста.

В психолого-педагогических исследованиях проблема решения задачи отражается в работах Г

Б. Е. Одинцов в учебном пособии «Информационные системы в экономике» [5] предлагает

Информационные задачи экономиста в соответствии с видом профессиональной деятельности.

Роль современных информационных технологий...

Целью современного высшего профессионального образования является подготовка компетентного

Кроме того, применение информационных систем в обучении позволяет выстраивать более гибкий

1. Использование современных информационных технологий для решения задач

2. Инновации на основе информационных и коммуникационных технологий.

Сервисы информационных систем | Статья в журнале...

Ключевые слова: информационные системы, сервис менеджмент, информационные технологии, услуги, библиотека ITIL.

В общем случае IT-сервис определяется по следующим параметрам [2, с. 78]

Почетов И.В. ITIL в рамках дисциплины «Информационные системы и технологии»

информационная система головного удостоверяющего центра [4. c. 152].

Использование справочно-правовых систем в юридической...

 Справочно-правовые системы (СПС) или информационно-правовые системы (ИПС) — это компьютерные базы данных, ядром которых являются электронные базы и банки юридической информации.

Информационная система поддержки принятия решений...

Ключевые слова: информационная система, поддержка принятия решений

Рис. 1. Структурная схема компонентов информационной системы.

Самохина, В. М. Исследовательская деятельность старшеклассников как фактор их

информационная система, поддержка принятия решений, профессиональное самоопреде-ление.

Использование информационно-аналитических систем для...

Несмотря на то, что процедура принятия решений в информационно-аналитических системах, как правило, производится без использования технических средств, однако основой для принятия решения является анализ информации, полученной именно с помощью этих систем.

Особенности содержания методической системы формирования...

«Информационные системы в экономике». Представленные выше общие требования к

Переводя представления авторов об информационных задачах, решаемых субъектом, в

4. Савостьянова И. Л. Информационные задачи профессиональной деятельности

Основные термины (генерируются автоматически): информатик, пакет, задача, решение задач...

Проблемы вузовской подготовки бакалавров в области...

...подготовки бакалавров в области ИТ-образования и пути их решения / И. И. Шамуратова.

Именно такой тип деятельности требует трехкомпонентной структуры профессиональной

Затонский А.В. Информационные технологии: разработка информационных моделей и систем: Учеб. пособие.

Арунянц Г.Г. Проектирование информационных систем: курс лекций.

Формирование информационно-технологической компетентности...

Сформированные мотивационный и когнитивный аспекты информационно-технологической компетентности образуют ценностно-смысловое поле, которое проецируется на ситуацию использования студентом информационных технологий при решении различного рода задач.

Задать вопрос