Процесс обучения детей с ОВЗ правилам дорожного движения и пользования общественным транспортом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (467) май 2023 г.

Дата публикации: 16.05.2023

Статья просмотрена: 127 раз

Библиографическое описание:

Андросова, Т. В. Процесс обучения детей с ОВЗ правилам дорожного движения и пользования общественным транспортом / Т. В. Андросова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 158-159. — URL: https://moluch.ru/archive/467/102710/ (дата обращения: 28.04.2024).



Цель: научить ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития самостоятельно пользоваться общественным транспортом и соблюдать правила дорожного движения.

Очень важной задачей и необходимым навыком является обучение детей безопасному поведению на улицах и в общественном транспорте. Сложно научить особого ребенка правильному поведению на дороге и в общественном транспорте, но начинать нужно как можно раньше. Также очень важно признать, что детям с тяжелыми нарушениями развития не хватает лишь теоретического понимания, вместо этого они должны применять эту информацию на практике.

Родители, которые ежедневно возят детей в реабилитационный центр на автобусах, метро и других специализированных учебных заведениях, обратились к педагогам с просьбой обучить воспитанников правилам дорожного движения, которые помогают при передвижении по городу, а также правилам пользования общественным транспортом.

Обучение детей происходило поэтапно.

Вначале в центре была проведена большая подготовительная работа, в том числе изучение наглядных пособий, основных дорожных знаков и сигналов светофора во время просмотра обучающих телепередач. На базе центра велись беседы о том, как правильно вести себя на дороге, в общественном транспорте, при оплате проезда, навыки отрабатывались в искусственно придуманных сценариях. На территории центра были отмечены пешеходные переходы, островки безопасности и дороги, а также проводились мероприятия на свежем воздухе, чтобы помочь воспитанникам лучше понять, как вести себя на дороге. После занятий, во время похода в магазин или прогулки в парк, ребята могли продемонстрировать свое понимание ПДД.

Самым важным уроком для детей было всегда держать взрослого за руку при переходе улицы и всегда следить за светофором и движущимися автомобилями, когда переход осуществляется самостоятельно.

В качестве практики мы использовали наземный общественный транспорт города, сопровождая воспитанников в типографию для применения теоретических знаний. По пути от центра до автобусной остановки воспитатель и ребенок регулярно шли пешком, соблюдая и проговаривая все правила техники безопасности, запоминали номер нужного автобуса, наблюдали, как другие пассажиры садятся и выходят из других транспортных средств на автобусной остановке. В результате воспитатель и ребенок совместно установили следующий порядок посадки в общественный транспорт: дождаться высадки пассажиров, сесть в автобус, приложить проездную карту к валидатору для оплаты, занять свободное место, если оно есть, или встать, держась за поручень, соблюдая правила поведения в общественном транспорте: разговаривать тихо, не толкаться. Вместе с воспитанниками воспитатель, находясь в салоне автобуса, следовал по пути к обозначенной остановке, вместе считали их количество, запоминали ориентиры по пути и определяли остановку, на которой необходимо было выйти.

На втором этапе обучения воспитанники самостоятельно добирались до автобусной остановки и пользовались общественным транспортом под наблюдением взрослых. Они сообщали воспитателю о своих действиях, маршруте и поведении при использовании общественного транспорта.

Родители отметили, насколько активно ребята применяли полученные знания в повседневной жизни и как это было практично.

В настоящее время учащиеся с тяжелыми и множественными нарушениями развития могут добираться до полиграфической мастерской на общественном транспорте под пристальным наблюдением взрослых.

Знания, «впаянные» в повседневную жизнь, облегчают соблюдение правил в любой ситуации. Ребенку будет проще вести себя правильно, если родители сами будут приучены к соблюдению правил дорожного движения, ребенок будет свидетелем этого, а также если дети будут проинструктированы о безопасном поведении на подготовительных уроках.

Чтение книг (например, «О правилах дорожного движения» Волкова, «О правилах дорожного движения» Усачева, стихотворения Гуриной «Непослушный пешеход», «Зебра», «Тротуар и проезжая часть»), отгадывание загадок и просмотр ярких изображений помогают наглядно изучить правила и отработать знания правила дорожного движения и поведения в общественном транспорте. Однако в современном мире общепринятой практикой является использование фильмов и мультфильмов на уроках в качестве наиболее ярких материалов.

Персонажи, с которыми ребенок знаком, объяснят основные правила через мультфильмы: Смешарики «Азбука безопасности», «Уроки тётушки Совы», «Поли и его друзья», «Робокар», «Аркадий Паровозов спешит на помощь».

Игры для закрепления

Цель игры — задействовать нейронные пути, лежащие в основе способности ребенка запоминать информацию и применять ее на практике.

Игра в песочнице «Улица нашего города». В этой игре участвуют несколько детей, для игры используем машинки, куклы, кубики и строительный материал. Взрослые создают из бумаги или картона дорожные знаки и светофор, разукрашивая из соответствующими цветами совместно с детьми, делают постройки из кубиков и строительного материала.

Вместе с детьми размещаем все объекты на песке: обозначаем дорогу, расставляем здания и дорожные знаки. Распределяем роли по желанию между детьми и взрослыми: пешеходы и водители. Проигрываем жизненную ситуацию с помощью кукол и машинок, чтобы добраться до магазина, школы или детского сада. Все это происходит в соответствии с ПДД, родители и воспитатели напоминают и проговаривают вместе с детьми все правила, контролируют их выполнение, оказывают помощь при допущении ошибок.

Игра «Магазин Детский мир» может проводиться на улице, в которой несколько детей делятся на группы, или только с одним ребенком, который будет исполнять роль по очереди.

Мелом отмечаем пешеходный переход на асфальте, можно также использовать бумажную ленту, если игра проходит дома. За перекрестком расположен магазин. Вместо прилавков с товаром дома могут использоваться диван или кровать, заполненные игрушками, а на улице — скамейка или стол.

Взрослый берет на себя роль экзаменатора и проверяет знание ребенка правил дорожного движения, задает ему вопросы, для чего нужен пешеходный переход, на какой сигнал светофора можно переходить дорогу, а когда машинам можно ехать, какие знаки ему знакомы и что они означают. Цель состоит в том, чтобы дойти или доехать до магазина игрушек, соблюдая все правила дорожного движения. Для закрепления знаний дети и взрослые меняются ролями.

Помимо описанных рекомендаций (игр, мультфильмов и книг) используются множество других материалов для обучения правилам дорожного движения и использования общественным транспортом.

Основные термины (генерируются автоматически): общественный транспорт, дорожное движение, ребенок, автобусная остановка, игра, правило, безопасное поведение, пешеходный переход, повседневная жизнь, строительный материал.


Похожие статьи

Проект тематической недели по правилам дорожного движения...

Знание и соблюдение правил дорожного движения поможет сформировать безопасное.

Правилам дорожного движения мы учим детей с раннего возраста.

– закреплять знания о правилах дорожного движения; о безопасном поведении на улицах.

– Где пешеходу безопасно перейти проезжую часть? (по пешеходному переходу).

Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного...

 «Ребенок–водитель детских транспортных средств (велосипед, ролики и др.)». В связи с этим работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно.

Правила дорожного движения — закон жизни

...ближайшего пешеходного перехода, то такой маршрут станет ребенку просто необходим.

дорожное движение, ребенок, поисковая деятельность, окружающий мир, дошкольный возраст, дорога

- формирование у детей знаний правил дорожного движения и умений применять их в.

дорожное движение, детский дорожно-транспортный травматизм, подвижная игра...

Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков...

В связи с этим работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. дорожное движение, проезжая часть, безопасное поведение, ребенок, пешеходный переход, дорога, Правило, обучение детей.

Как научить ребёнка правилам дорожного движения?

Библиографическое описание: Шарамок, Л. Н. Как научить ребёнка правилам дорожного

Мы решили постоянно вести работу по обучению детей правилам дорожного движения.

дорожное движение, знак, воспитатель, ребенок, игра, ребята, дошкольный возраст

дорожное движение, проезжая часть, безопасное поведение, ребенок, пешеходный...

Конспект интегрированного занятия в средней группе по ПДД...

Материал: Макет улицы, карточки с видами транспорта, карточки дорожных знаков.

Дети, а где ожидают пассажиры общественный транспорт? Дети: Ответы детей.

— Взрослым и детям необходимо выполнять правила дорожного движения?

дорожное движение, проезжая часть, безопасное поведение, ребенок, пешеходный переход, дорога, Правило...

Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения...

Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки

5. В детском саду. Цель проекта. Вызвать интерес у детей к изучению правил дорожного

- Закрепить знания о видах транспорта; познакомить с правилами поведения пассажиров.

дорожное движение, ребенок, светофор, пешеходный переход, дорога, правило, постовой...

Психолого-педагогические исследования по проблеме обучения...

Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному

Умение правильно вести себя в общественном транспорте должно стать привычкой.

Каждый ребёнок должен подойти к пешеходному переходу, остановиться на некотором расстоянии

3. Рекомендации родителям по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге.

Создание условий в ДОУ для формирования у дошкольников...

– формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.

Пешеходный переход — «зебра» разрешает переходить дорогу только в обозначенных местах (если есть

Полученные знания дети используют в игре, как основном виде деятельности. Играя, они быстрее усваивают правила дорожного движения и культурного поведения.

Конспект квест-игры по ПДД «Знают правила друзья, значит, знаю...

инспектор ГИБДД, воспитатель, ребенок, дорожное движение, улица, пешеход, пешеходный переход, правило, улица города, дорога. Сценарий детско-родительской гостиной «Правила дорожного...» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим (ПДД) в старшей...

Похожие статьи

Проект тематической недели по правилам дорожного движения...

Знание и соблюдение правил дорожного движения поможет сформировать безопасное.

Правилам дорожного движения мы учим детей с раннего возраста.

– закреплять знания о правилах дорожного движения; о безопасном поведении на улицах.

– Где пешеходу безопасно перейти проезжую часть? (по пешеходному переходу).

Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного...

 «Ребенок–водитель детских транспортных средств (велосипед, ролики и др.)». В связи с этим работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно.

Правила дорожного движения — закон жизни

...ближайшего пешеходного перехода, то такой маршрут станет ребенку просто необходим.

дорожное движение, ребенок, поисковая деятельность, окружающий мир, дошкольный возраст, дорога

- формирование у детей знаний правил дорожного движения и умений применять их в.

дорожное движение, детский дорожно-транспортный травматизм, подвижная игра...

Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков...

В связи с этим работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. дорожное движение, проезжая часть, безопасное поведение, ребенок, пешеходный переход, дорога, Правило, обучение детей.

Как научить ребёнка правилам дорожного движения?

Библиографическое описание: Шарамок, Л. Н. Как научить ребёнка правилам дорожного

Мы решили постоянно вести работу по обучению детей правилам дорожного движения.

дорожное движение, знак, воспитатель, ребенок, игра, ребята, дошкольный возраст

дорожное движение, проезжая часть, безопасное поведение, ребенок, пешеходный...

Конспект интегрированного занятия в средней группе по ПДД...

Материал: Макет улицы, карточки с видами транспорта, карточки дорожных знаков.

Дети, а где ожидают пассажиры общественный транспорт? Дети: Ответы детей.

— Взрослым и детям необходимо выполнять правила дорожного движения?

дорожное движение, проезжая часть, безопасное поведение, ребенок, пешеходный переход, дорога, Правило...

Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения...

Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки

5. В детском саду. Цель проекта. Вызвать интерес у детей к изучению правил дорожного

- Закрепить знания о видах транспорта; познакомить с правилами поведения пассажиров.

дорожное движение, ребенок, светофор, пешеходный переход, дорога, правило, постовой...

Психолого-педагогические исследования по проблеме обучения...

Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному

Умение правильно вести себя в общественном транспорте должно стать привычкой.

Каждый ребёнок должен подойти к пешеходному переходу, остановиться на некотором расстоянии

3. Рекомендации родителям по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге.

Создание условий в ДОУ для формирования у дошкольников...

– формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.

Пешеходный переход — «зебра» разрешает переходить дорогу только в обозначенных местах (если есть

Полученные знания дети используют в игре, как основном виде деятельности. Играя, они быстрее усваивают правила дорожного движения и культурного поведения.

Конспект квест-игры по ПДД «Знают правила друзья, значит, знаю...

инспектор ГИБДД, воспитатель, ребенок, дорожное движение, улица, пешеход, пешеходный переход, правило, улица города, дорога. Сценарий детско-родительской гостиной «Правила дорожного...» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим (ПДД) в старшей...

Задать вопрос