Выявление трансгенерационных связей в процессе психологического консультирования на примере детско-родительских отношений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №20 (467) май 2023 г.

Дата публикации: 15.05.2023

Статья просмотрена: 109 раз

Библиографическое описание:

Чубукова, Н. С. Выявление трансгенерационных связей в процессе психологического консультирования на примере детско-родительских отношений / Н. С. Чубукова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 430-435. — URL: https://moluch.ru/archive/467/102691/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье раскрывается понятие передачи трансгенерационных связей, моделей и типов семейных сценариев, которые нуждаются в изучении и диагностики для последующей коррекции. Делается вывод, что трансгенерационные связи оказывают влияние на развитие семейных сценариев, в частности при доминирующем патриархальном или матриархальном типе семейных взаимоотношений.

Ключевые слова: трансгенерационная связь, семья, отношение, ребенок, связь, матриархальный тип, патриархальный тип, родительское отношение

Введение

Трансгенерационные связи — понятие новое и нечасто используемое в консультирующей психологии, так как мало изучено и требует большой работы которое занимает не один сеанс консультирования.

Трансгенерационные связи, или проекции, понимаются как межпоколенческая передача опыта на бессознательном и сознательном уровне. Межпоколенческая передача является своего рода феноменом, разворачивающийся между поколениями, через который реализуется их преемственность, передача от предшествующих поколений потомкам как структурирующих элементов, так и патологичных, в частности, психической травмы.

Таким образом, актуальность исследования исходит из того, что современные молодые пары не всегда транслируют адаптивные семейные отношения, то есть вступая в брак будучи не готовыми к ним, они демонстрируют ранее приобретенные посредством трансгенерационных связей (проекций) модели и типы семейных взаимоотношений, которые нуждаются в изучении и диагностики для последующей коррекции. Тем самым определяется потребность в изучении и диагностики трансгенерационных связей в процессе психологического консультирования на примере детско- родительских отношений.

Основателем трансгенерационного подхода в семейной терапии является М.Боуэн, он впервые начал изучение передачи паттернов взаимодействий в семье через поколения. Также в работах З. Фрейда, К. Г. Юнга, Я. Л. Морено, Ф. Дольто, Н. Абрахам, И. Бузормени-Надя, Н. Абрахам, М. Терек и др. прослеживаются раскрытие проблемы трансгенерационных связей и проекций, где говориться о том, что в истории семьи чётко прослеживаются повторяющиеся жизненные и семейные сценарии.

Так, например, в работах З.Фрейд уделялось внимание тому, что индивидуальный опыт человека имеет отражение накопленного ранее опыта предков. Так он заявлял о том, что человеку пришлось бы заново учиться жить, не имея ранее приобретённого опыта предками, которые передавались из поколения в поколения, тем самым осуществляя прогрессивное развитие как личности, так и общества в целом [3].

Такие представители как Ф.Дольто, Н. Абрахам, И. Бузормени-Надь ставят сложную проблему трансгенерационной передачи не полностью разрешенного конфликта, семейных тайн, преждевременных смертей и выбора профессии [2].

Так Ф.Дольто говорит о том, что каждый ребенок вынужден преследовать прежний жизненный опыт, доставшийся ему от матери и отца. Изучая механизм передачи трансгенерационных связей, автор приходит к мысли о том, что уже в утробе матери в процессе развития плода возникает тесная связь между бессознательным матери и будущего ребенка [1].

Основная часть

В эмпирическом исследовании приняло участие 10 семей, с одним ребенком в возрасте от 13 до 15 лет, из них 7 полных семей и 3 семьи в разводе Общее количество испытуемых 27 человек, из них 17 взрослых и 10 детей.

На первоначальном этапе проведения эмпирического исследования, с каждой семьей была проведена беседа и опросник на тему «Семейные традиции» и предложена к составлению генограмма, что позволила нам в дальнейшем провести более глубокий анализ и диагностику.

На последующих встречах были применены психодиагностические методики, позволяющие оценить детско- родительские отношения, выявление трансгенерационных связей. Все процедуры проходили в рамках психологического консультирования.

Участникам исследования была предложена к составлению генограмма позволяющая нам оценить и проследить, какие установки человек перенял от родителей, бабушек и дедушек и какие он передаст своим детям по наследству.

По результатам анализа генограмм, нами были выделены две генограммы полной семьи (СЕМЬЯ А) и семьи в разводе (СЕМЬЯ Б).

Таким образом сделаем заключение что оба участника исследования «СЕМЬИ А» росли в полной семье. Их отношения в семьях были сплоченные и положительные. Анализируя сегодняшние отношения, то данная семья уделяет большое внимание воспитанию своего ребенка, приучают к спорту и активному образу жизни. Оба родителей работают, главой семьи является отец. Также наблюдаем течении трансгенерационных процессов на примере того, как развивались отношения в «СЕМЬЕ А» где мать унифицировала себя со своей материю и приняла роль хозяйски, встретив властного и мужественного партнера. У отца же наоборот сформировалась позиция, в которой он как мужчина является лидером и главой семьи.

По итогу генограммы «СЕМЬИ Б» делаем заключение о том, что между партнёрами были конфликтные взаимоотношения что привили к скорому разводу. Между участницей исследования и ее матерью наблюдаются близкие отношения. В данной семье матриархальный тип, здесь женщина выполняет мужские и женские функции, обеспечивает и воспитывает самостоятельно. Так же по данной генограммы мы можем наблюдать наличие трансгенерационных процессов, которые передавались от матери к дочери. А именно властность, независимость и самостоятельность.

Оценивая каждую составленную генограмму, выделяем несколько критериев оценки типов сценариев развития семей, рассмотрим их на рисунке 1.

Доминирующие типы сценариев

Рис. 1. Доминирующие типы сценариев

Таким образом доминирующими типами сценариев в семьях выступает матриархальный и патриархальный. Вероятнее всего на наш взгляд, это связанно с современными тенденциями развития семей. Каждый из партнеров стремится к финансовому благосостоянию, поэтому наблюдается противостояние гендеров. Современные женщины стали более властны и целеустремлены, а мужчины по своей природе, не готовы уступать.

При анализе ретроспективного интервью, в котором приняло участие 20 представителей старшего поколения. Длительность интервью составляла около часа с каждым представителем старшего поколения. Все вопросы были направлены на изучение наличия традиций, семейных взаимоотношений, травмирующих событий, возможных воспоминаний, оценку семейных сценариев.

Анализируя ответы, приходим к выводу о том, что жизненные сценарии имеют сходства. Так, например, матери женщин, находящихся в разводе, также были в разводе со своими мужьями и имели негативный опыт построения семейных отношений. На момент проведения интервью женщины не имели партнёра. «Когда отец Е. (имя респондента) ушел, я была разбита, и больше не смогла построить новых отношений», «Развод с моим мужем мне принес много страданий, были и другие мужчины, но я так и не научилась доверять, я так и сказала своей дочери, доверяй, но проверяй, вот и теперь она в разводе»

Другой пример семей, которые являются полными. Старшее поколение указывало на то, что их семьи были полными и имели много детей. Так, например: « Мой отец работал в поле, а мать на кухне, нас было много братьев и сестер, мы были дружны и сплочены. Отец любил мать, хотя были разные случаи, но они оставались всегда вместе. Так и у меня с моим мужем».

Так мы видим, что среди испытуемых, есть отношения, которые не сложились и закончились разводом, где мать выполняет функции мужчины, как и ее мать. Также есть семьи, где каждый член семьи занимает свою роль и живут в гармонии.

Таким образом можно сделать вывод о том, что дети повторяют сценарий своих родителей. Усвоенный пример передается из поколения в поколение.

Далее перейдём к рассмотрению результатов, полученных в ходе проведения опросника. По результатам опроса тему «Семейные традиции», участие в котором приняли взрослые (17 человек), были получены следующие результаты рассмотрим их на рисунке 2:

Доминирующие механизмы трансгенерационных связей

Рис. 2. Доминирующие механизмы трансгенерационных связей

Результаты данного опросника дают основание полагать о наличии трансгенерационных процессов в семьях. Наличие таких механизмов как знакомство с семейными историями, соблюдение семейных традиций или создание новых, передача реликвий, являются критериями влияние трансгенерационных проекций на развитие внутрисемейных отношений.

Анализ результатов, полученных в ходе применения методики «Шкала оценки семейного окружения» что позволил оценить социальный климат в семьях принимавшие участие.

На рисунке 3 отражены представления о социальном климате в семьях с разными семейными сценариями.

Социальный климат семьи

Рис. 3. Социальный климат семьи

При помощи теста родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин) определили родительское отношение к детям. По результатам теста были получены следующие показатели родительских установок по отношению к своим детям. Результаты представлены на рисунке 4.

Типы родительских отношений (Тест родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин))

Рис. 4. Типы родительских отношений (Тест родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин))

Таким образом, сделаем заключение о том, что в семьях с патриархальным сценарием, ярко выражены такие параметры как контроль, принятие и кооперация. Здесь наблюдается строгий уклад семьи в совокупности с заботой и вниманием. В семьях с матриархальным сценарием присуще такие виды отношений как отвержение и контроль, а также недооценивание своих детей, прослеживается такой механизм передачи трансгенерационных связей как «долг лояльности семьи».

Далее рассмотрим результаты по методике «Поведение родителей и отношение подростков к ним». Здесь принимали участие 10 подростков, из них 6 мальчиков и 4 девочки, они оценивали поведение и отношение своих родителей. По итогам данной методике были получены следующие результаты рассмотрим их на рисунке 5:

Поведение родителей и отношение подростков к ним. Е. Шафер (ПОР — Подростки о родителях))

Рис. 5. Поведение родителей и отношение подростков к ним. Е. Шафер (ПОР — Подростки о родителях))

Далее были изучены взаимосвязи ролевых распределений с детско-родительскими отношениями.

.

Рис. 6.

Примечание:

* — значение коэффициента корреляции достоверны верны при р≤0,05

** — значение коэффициента корреляции достоверны верны при р≤0,01

Таким образом, сделаем заключение о том, что при патриархальном и матриархальном типе ролевого распределения в семьях, наиболее выражены проявления трансгенерационных связей. Влияние пережитого опыта и травмирующих событий, наличие семейных традиций и вербальных семейных историй оказывают непосредственное влияние на трансляцию семейных сценариев.

Выводы

В результате глубинного анализа было определённо, что трансгенерационные связи транслируют семейные сценарии, которые реализуют последующие поколения. Так, в ходе исследования было установлено, что дети, воспитывающиеся в матриархальных семьях, демонстрируют подобное поведение. В патриархальных семьях наблюдается подобная тенденция. Не полные и полные семья по-разному передают различные семейные сценарии. Не полные семьи в большей степени передают травматичный опыт.

Литература:

  1. Берн, Э. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы / Э. Берн. — М.: Эксмо. — 2010. — 576 с.
  2. Браун, Д. Теория и практика семейной психотерапии. / Д.Брацн, Д.Кристенсен. — СПб.: Питер, 2001. — 352 с.
  3. Диагностика и коррекция детско-родительских отношений: учебное пособие / под редакцией О. В. Токарь, О. А. Усанова. — 3-е издание, стереотипное. — Москва: ФЛИНТА, 2019– 48 с. — ISBN 978–5-9765–2012–7– URL: https://e.lanbook.com/book/122697 (дата обращения:18.03.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): семья, отношение, связь, матриархальный тип, ребенок, родительское отношение, быль, мать, поколение, старшее поколение.


Ключевые слова

семья, ребёнок, связь, отношение, родительское отношение, трансгенерационная связь, матриархальный тип, патриархальный тип

Похожие статьи

Взаимодействие с зарубежными партнёрами в сфере бизнеса на примерах стран, относящихся к разным типам кросс-культурных психологий

Данная статья раскрывает роль кросс-культурной психологии на переговорах с зарубежным партнером. Рассматривается три основных типа кросс-культурной психологии, а также выделяются и описываются их характерные особенности на примерах конкретных стран. ...

Влияние типа привязанности к родителям на становление личности в юношеском возрасте

Статья посвящена исследованию факторов, влияющих на становление личности в юношеском возрасте. Одним из таких факторов является тип привязанности к родителям. По итогам исследования нашло подтверждение предположение, что при надежном типе привязаннос...

Стиль семейного воспитания и особенности развития рефлексивности

В статье выдвигаются идеи об эффективности более централизированного подхода для понимания ведущей роли семьи как фактора психического развития и обоснованности анализа особенностей развития рефлексивности как своеобразного ядра при таком подходе.

Копинг-стратегии личности во взаимосвязи с гендером и темпераментом

Данная работа посвящена изучению взаимосвязи темперамента и гендера с копинг-стратегиями, применяемыми человеком в ситуации стресса. В результате удалось выяснить, что существуют определенные связи между темпераментом и некоторыми стратегиями совлада...

Понятие и типология детско-родительских отношений

В статье представлен анализ понятия «детско-родительские отношения». Представлена типология детско-родительских отношений. Проанализированы научные подходы к данному понятию. Охарактеризованы учебная мотивация, адаптация, учебная деятельность младшег...

Синдром эмоционального выгорания как пример дезадаптации к организационной культуре

В статье проведен обзор исследований, посвященных проблеме эмоционального выгорания в различных типах организационных культур. Освещаются проблемы эмоционального выгорания с точки зрения дезадаптации сотрудников к организационной культуре. Прослежива...

Специфика общения в условиях целостного педагогического процесса в системе «учитель-ученик»

В статье говорится о том, что одной из важнейших форм взаимодействия людей является общение. Эффективность межличностных отношений между учителем и учеником во многом зависит от структуры, функций и стилей общения.

Отношение к семье и браку у современной молодежи

В данной статье теоретически раскрыто содержание такого понятия, как установка на брачно-семейные отношения. Так же в работе конкретизировано представление о ней, как о разновидности одной из социальных установок. Изучение отношения молодежи к законн...

Выбор партнера в трансгенерационном подходе

Статья посвящена теоретическому исследованию проблемы выбора партнера в трансгенерационном подходе. Выделяются основные направления трансгенерационного подхода в семейной терапии. Описывается использование семейной генограммы в качестве инструмента, ...

Мотивационно-ценностный компонент в обучении английскому языку современных специалистов высшей школы

Статья раскрывает общие характеристики исследовательской культуры будущих специалистов с точки зрения мотивации и системы ценностей личности, формулирует определение данного явления, а также предоставляет более детальную характеристику мотивационно-ц...

Похожие статьи

Взаимодействие с зарубежными партнёрами в сфере бизнеса на примерах стран, относящихся к разным типам кросс-культурных психологий

Данная статья раскрывает роль кросс-культурной психологии на переговорах с зарубежным партнером. Рассматривается три основных типа кросс-культурной психологии, а также выделяются и описываются их характерные особенности на примерах конкретных стран. ...

Влияние типа привязанности к родителям на становление личности в юношеском возрасте

Статья посвящена исследованию факторов, влияющих на становление личности в юношеском возрасте. Одним из таких факторов является тип привязанности к родителям. По итогам исследования нашло подтверждение предположение, что при надежном типе привязаннос...

Стиль семейного воспитания и особенности развития рефлексивности

В статье выдвигаются идеи об эффективности более централизированного подхода для понимания ведущей роли семьи как фактора психического развития и обоснованности анализа особенностей развития рефлексивности как своеобразного ядра при таком подходе.

Копинг-стратегии личности во взаимосвязи с гендером и темпераментом

Данная работа посвящена изучению взаимосвязи темперамента и гендера с копинг-стратегиями, применяемыми человеком в ситуации стресса. В результате удалось выяснить, что существуют определенные связи между темпераментом и некоторыми стратегиями совлада...

Понятие и типология детско-родительских отношений

В статье представлен анализ понятия «детско-родительские отношения». Представлена типология детско-родительских отношений. Проанализированы научные подходы к данному понятию. Охарактеризованы учебная мотивация, адаптация, учебная деятельность младшег...

Синдром эмоционального выгорания как пример дезадаптации к организационной культуре

В статье проведен обзор исследований, посвященных проблеме эмоционального выгорания в различных типах организационных культур. Освещаются проблемы эмоционального выгорания с точки зрения дезадаптации сотрудников к организационной культуре. Прослежива...

Специфика общения в условиях целостного педагогического процесса в системе «учитель-ученик»

В статье говорится о том, что одной из важнейших форм взаимодействия людей является общение. Эффективность межличностных отношений между учителем и учеником во многом зависит от структуры, функций и стилей общения.

Отношение к семье и браку у современной молодежи

В данной статье теоретически раскрыто содержание такого понятия, как установка на брачно-семейные отношения. Так же в работе конкретизировано представление о ней, как о разновидности одной из социальных установок. Изучение отношения молодежи к законн...

Выбор партнера в трансгенерационном подходе

Статья посвящена теоретическому исследованию проблемы выбора партнера в трансгенерационном подходе. Выделяются основные направления трансгенерационного подхода в семейной терапии. Описывается использование семейной генограммы в качестве инструмента, ...

Мотивационно-ценностный компонент в обучении английскому языку современных специалистов высшей школы

Статья раскрывает общие характеристики исследовательской культуры будущих специалистов с точки зрения мотивации и системы ценностей личности, формулирует определение данного явления, а также предоставляет более детальную характеристику мотивационно-ц...

Задать вопрос