Статья посвящена теоретическому исследованию проблемы выбора партнера в трансгенерационном подходе. Выделяются основные направления трансгенерационного подхода в семейной терапии. Описывается использование семейной генограммы в качестве инструмента, помогающего исследовать трансгенерационные причины выбора брачного партнера.
Ключевые слова: тренсгенерационный подход, выбор партнера, межпоколенные связи, коллективное бессознательное, генограмма, жизненный сценарий.
В современной психотерапии человек не рассматривается отдельно от семьи.Единицей анализа в семейной психологии является вся семья, так как семейные отношения имеют прямую зависимость от семейных традиций родительской семьи и усвоенных в детстве моделей взаимодействия. В основе выбора брачного партнера лежит механизм проекции ожиданий и чувств, которые были сформированы в ранних отношениях с родительскими фигурами. Таким образом, прошлое дает единственную основу для понимания нынешних обстоятельств. Трансгенерационный подход обращается к анализу поколений, пытается понять и объяснить настоящее с помощью прошлого.
Трансгенерационный подход получил интенсивное развитие в 60–70-е гг. XX в. В его основу легли идеи и научные труды таких ученых как А.Адлер, М. Боуэн, А. Варга, Ф. Дольто, Я. Стюарт, М. Терек, З. Фрейд, Б.Хеллингер, К. Г. Юнг, Ф. Юттнер и др.
Ученые придерживаются позиции, что анализ трансгенерационных связей семьи, отражает те образцы, стили, обычаи, обряды, мифы и дисфункции, которые определяют уникальность выбора партнера. Актуальность. Несмотря на множество идей и исследований в трансгенерационном подходе остается много «белых пятен». Например, в контексте данного подхода остается малоизученным вопрос о том, каким образом факторы семейной истории (коалиции, потери, тайны, травмы и т. д.) оказывают влияние на выбор партнера.
Целью исследования является теоретический обзор исследований проблемы выбора партнера с позиции трангенерационного подхода.
Идеи межпоколенной связи изучались в различных направлениях семейной психотерапии.
З. Фрейд активно развивал идею о том, что в основе любого индивидуального опыта человека лежит опыт прошлых поколений [8, с. 12].
Продолжая разрабатывать идеи З. Фрейда о межпоколенной (трансгенерационной) связи, К. Г. Юнгом было введено понятие «коллективное бессознательное». Коллективное бессознательное, согласно К. Г. Юнгу, существует независимо от какого-либо индивидуального опыта. В нем обобщен весь человеческий опыт, который зашифрован в архетипических моделях (образах), он передается от поколения к поколению. Архетипы лежат в основе всей общечеловеческой символики (мифы, художественные тексты, сказки и др.) [11, с. 25].
Мы видим, что во взглядах З. Фрейда и К. Г. Юнга четко улавливается идея о трансгенерационной связи, посредствам которой происходит передача от предков к потомкам образов, идей, чувств, образов, переживаний и т. д.
А. Адлер так же поддерживал идею о том, что происхождение семьи человека имеет центральное значение для его личности. Стандартной практикой адлерианской терапии являлось проведение структурированного объективного интервью с целью сбора информации о семье, составление (семейного созвездия) [1, с. 41]. Структура «семейного созвездия» мало чем отличается от генограммы, которая используется в семейной терапии М. Боуэном. Тем не менее, генограмма является более стандартизированным методом для сбора подобной информации. Генограмма — это визуальная схема структуры семьи. Она включает в себя родственные связи, возраст, пол, такие события, как рождение, смерть, брак, развод, а также профессии, семейные роли и эмоциональные связи и т. д. Это схематическая диаграмма семейной системы, в которой квадраты используются для обозначения мужчин, круги для обозначения женщин, горизонтальные линии для браков и вертикальные линии для обозначения детей. Генограмма также имеет ряд очень подробных символов, обозначающих семейные паттерны отношений и другие события. В генограмме акцентируется внимание на происхождение семьи, изучаются модели взаимодействия и т. д. [7, с. 25].
Генограмма применяется в консультировании, чтобы построить наглядно увидеть структуру семьи и ее процессы. Особое внимание уделяется эмоционально-заряженным событиям. Техника применения генограммы следующая: человеку или семье предлагается ответить на вопросы, а полученные данные записываются с помощью специальных символов либо на доске, либо на бумаге. Таким образом, выявляется информация, которая подавлена или неизвестна [7, с. 29].
Генограмма выполняет как исторические, так и терапевтические функции, так как является формальным и нейтральным способом понять историю семьи. Систематичность процесса позволяет раскрыть семейные тайны, мифы, выбор партнера и т. д. Этот метод позволяет исследовать историю рода в нескольких поколениях, проследить трансгенерационные связи, а также выявить наиболее значимые трансгенерационные факторы, влияющие на судьбу человека [7, с. 31].
Выбор партнера с точки зрения трансгенерационных аспектов сосредоточен на выявлении критериев выбора с точки зрения семейного бессознательного, то есть того, каким образом осуществляется выбор партнера для семейной жизни, передающейся из поколения в поколение [13, с. 112].
А. Я. Варга придерживается той позиции, что родные семьи дают основу для всей жизни человека. В семье формируется субъективный взгляд на мир, который включает в себя ценности, убеждения, установки, представления и ожидания каким должен быть партнер. Поэтому прошлый опыт и члены семьи напрямую или опосредованно вовлечены в принятие решений [3, с. 57].
Близкие идеи о роли трансгенерационного фактора (фактора семейной истории) в судьбе человека развивает основатель транзактного анализа Э.Берн. Описывая различные варианты воздействия семьи, отдельных ее членов на личность ребенка, он использует понятие-метафору «сценарий»: «Сценарий — это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется... еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Этот психический импульс с большой силой толкает человека вперед, навстречу его судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора». Истоки многих жизненных сценариев, по Э. Берну, лежат даже не в родительской семье, а в более ранних поколениях [2, с. 15]. Автор обращает внимание, что в наших представлениях заложен определенный тип партнеров. Мы из раза в раз выбираем портнеров в соответствии с этими представлениями. Партнеры могут быть похожи на нас самих, на родителей, сестер и т. д. Сценарий предполагает не только выбор партнера, но и время и условия того, как этот сценарий будет реализовываться. Например, мама растила дочь одна. С детства девочка слушала, какие мужчины «мерзавцы». Когда дочь вырастет, с очень большой вероятностью она выберет себе в партнеры такого «мерзавца», родит от него ребенка и будет растить его одна.
Б. Хеллингер, в контексте анализа трансгенерационных процессов, уверждает, что семья и семейные узы представляют психогенеалогическую основу в выборе партнера. Механизм выбора в данном случае заключается в ранжировании наиболее востребованных для конкретной семейной системы качеств. Например, если в семье ценностью является рождение и воспитание детей, то человек при выборе партнера будет подсознательно выделять качества, которые будут указывать, что эта женщина (мужчина) способен дать хорошее потомство. [9, с. 92].
А. А. Шутценбергер пишет, что психические трансмиссии между поколениями и трансгенерациями подразумевают непрерывный процесс передачи различного психического контента от одного члена семьи к другому, получатель должен обработать их и интегрировать собственную систему психических представлений. Выбор партнера из поколения в поколение относится к бессознательным механизмам передачи идентификационных ролей (идентификация, проекция, включение, невидимая лояльность и т. д.), а также особенности сексуальных и межличностных отношений семейной группы и др. [10, с. 202].
Л. Сонди было введено понятие «родовое / семейное бессознательное. В 1923 году, им была опубликована работа «теория наследственного выбора объекта любви». Согласно данной теории, партнёры находят друг друга по уникальной «схожести».
Л. Сонди была проведена огромная работа по составлению генеалогических деревьев различных семей, где были рождены дети с разнообразными патологиями в развитии. Он вел летописи этих семей, в которой описывалась информация минимум двух поколений. Полученные данные дополнялись результатами биохимических, клинических, эндокринологических и других исследований. Данное исследование он начал как врач, а продолжил и завершил как психолог. Изучение клинической генетики переросло в исследование «феномена не случайности выбора объекта любви». Ученый считал, что любой выбор неслучаен. Например, зачем здоровой женщине выходить замуж за мужчину с депрессией, чтобы потом родить от него четверых детей, которые в последствии так же будут страдать от аналогичного расстройства. Работая с данной семьей, Л.Сонди составил и проанализировал генеалогическое дерево женщины, что показывало, что ее дедушка и его сестра так же страдали эндогенной депрессией. Таким образом была сформирована гипотеза о неслучайности браков.
Л. Сонди обращает внимание на то, что выбор партнера имеет глубокий психогенеалогический характер. Трансгенерационная передача происходит после активации семейной тени, охватывающей три поколения. Партнерские отношения поляризованы вокруг трансгенерационных сценариев, основанных на механизмах идентификации и контридентификации.
Уточняя идентификацию или контридентификацию наших предков, мы можем получить понимание аспектов, унаследованных от них через функцию психического отражения. Все эти аспекты являются ориентирами в процессе психологической «идентификации» при выборе партнера [5, с. 67].
Таким образом, психогенеалогические механизмы выбора партнера соответствуют информации о том, как пара или семья функционирует. Помимо нашего сознания, есть ряд бессознательных причин и явлений, которые направляют и регулируют наше сознание.
Следовательно, выстраивая внутриродовые связи, прослеживая семейную историю и анализируя наиболее ярко прослеживаемые межпоколенные феномены, будь то трансгенерационные повторения или тайны, мы более ясно начинаем осознавать роль трансгенерационной передачи в формировании жизненного сценария при выборе партнера конкретным индивидом.
Литература:
- Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.:Издательство Института психотерапии, 2002. — 224 с.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — СПб.: Университетская книга, 1996. — 399 с.
- Варга А. Я. Введение в системную семейную психотерапию. — Москва: Когито-Центр, 2009. — 182 с.
- Петрова Е. А. Межпоколенные отношения как ресурс совладающего поколения: авторф. дис.... канд пс. наук. Москва, 2008. 25 с.
- Сонди Л. Судьбоанализ. — М.: Три квадрата, 2007. — 274 с.
- Стюарт Я., Джойнс В. Современный транзактный анализ. — СПб.: Социально-психологический центр, 1996. — 480 с.
- Теория семейных систем Мюррея Боуэна: Основные понятия, методы и клиническая практика / ред. А. Я. Варга. — М.: Когито-Центр, 2005. — 496 с.
- Фрейд З. Тотем и табу: Книга 1 / З. Фрейд // «Я» и «Оно»: Труды разных лет / пер. с нем. — Тбилиси: Мерани, 1991. — С. 193–350.
- Хеллингер Б. Порядки любви: Разрешение семейно-системных конфликтов и противоречий. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. — 400 с.
- Шутценбергер А. А. Синдром предков: Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. — 256 с.
- Юнг К. Г. Архетип и символ. — М.: Ренессанс, 1991. — 304 с.
- Юнг К. Г. Брак как психологическое отношение // Конфликты детской души. — М., 1995. — С. 185–209.
- Юттнер Ф. Судьбоанализ в выводах. — Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2002. — 262 с.
- Юттнер Ф. Судьбоанализ Липота Сонди. — Екатеринбург: Изд-во УрО РАН. -1994. — 264