К проблеме привлечения к ответственности за налоговые правонарушения в сфере ухода от НДС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №19 (466) май 2023 г.

Дата публикации: 14.05.2023

Статья просмотрена: 27 раз

Библиографическое описание:

Егорова, А. В. К проблеме привлечения к ответственности за налоговые правонарушения в сфере ухода от НДС / А. В. Егорова, О. А. Коротаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 19 (466). — С. 329-332. — URL: https://moluch.ru/archive/466/102638/ (дата обращения: 02.05.2024).



Статья рассматривает проблему мошенничества при уплате налогов и описывает возможные меры борьбы. В статье выделены такие способы, как ужесточение наказания, расширение прав проверки налоговых органов, создание более эффективной системы наказания за неуплату налоговых платежей, внедрение новых технологий для контроля за налоговой отчетностью и совершенствование налоговой системы.

Ключевые слова: незаконные схемы, уклонение от уплаты, НДС, искусственный интеллект, анализ данных, машинное обучение, анализ текста, роботы-автоматы, анализ изображений, нейронные сети.

Актуальность данной темы заключается в том, что уход от уплаты НДС стал распространенной практикой среди предпринимателей. Последствия такой деятельности состоят в убытках для государственного бюджета и искажении конкурентной среды.

Это приводит к тому, что честные предприниматели, которые уплачивают НДС, не могут конкурировать с теми, кто не уплачивает налоги и, соответственно, снижает стоимость своей продукции. Кроме этого, уход от уплаты НДС может привести к ухудшению качества продукции и услуг, что негативно отражается на потребителях.

Поэтому, привлечение к ответственности за налоговые правонарушения в сфере ухода от НДС является важным инструментом для борьбы с этой негативной практикой. Оно способствует защите прав честных предпринимателей, улучшению конкурентной среды и повышению качества продукции и услуг.

Кроме того, уплата налогов является одним из основных источников доходов государства, которые направляются на развитие экономики и социальных программ. Поэтому привлечение к ответственности за налоговые правонарушения помогает сохранить финансовую устойчивость государства и обеспечить его развитие.

В целом, актуальность темы привлечения к ответственности за налоговые правонарушения в сфере ухода от НДС связана с необходимостью борьбы с негативными последствиями этой практики, защитой прав честных предпринимателей и обеспечением финансовой устойчивости государства.

Налог на добавленную стоимость (НДС) — это налог, который взимается на каждом этапе производства и распространения товаров или услуг [2]. Он начисляется на разницу между стоимостью продукта на каждом предыдущем этапе производства и конечной ценой товара или услуги. Обычно этот налог включен в стоимость товаров на прилавках магазинов и им же взимается при оплате. НДС является важной для государства налоговой ставкой, которая приносит значительную часть доходов в бюджет и оказывает влияние на спрос и предложение товаров и услуг на рынке.

В общем случае плательщиками НДС являются юридические и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью и производящие оборот товаров или услуг на территории Российской Федерации. Размер налога составляет 20 % от стоимости товаров или услуг, включая вознаграждения за выполненные работы и оказанные услуги [1].

В некоторых случаях, например, при экспорте товаров, плательщиками НДС могут быть иностранные юридические и физические лица. Расчет, уплата и возврат НДС с иностранных контрагентов регулируются законодательством Российской Федерации.

Также существуют особые категории плательщиков НДС, например, организации, работающие в сфере страхования, банковские и инвестиционные организации, а также предприятия, занимающиеся добычей и переработкой полезных ископаемых, которым предоставляются льготы по уплате НДС [5].

Однако некоторые из этих категорий лиц могут быть обязаны уплатить НДС в конкретных ситуациях. Например, в случае покупки имущества или услуг за границей для использования его в России, физическое лицо может быть обязано уплатить НДС по ставке, установленной Российским законодательством.

За неуплату налога на добавленную стоимость (НДС) предусмотрены следующие виды ответственности:

  1. Налоговая ответственность — плательщики НДС обязаны уплачивать налог в порядке и сроки, установленные законодательством. В случае неуплаты налога или неправильного расчета суммы налога плательщики могут быть обязаны уплатить не только сам налог, но и проценты на задолженную сумму и штрафы.
  2. Административная ответственность — юридические и физические лица, нарушившие требования законодательства в области НДС, могут быть привлечены к административной ответственности. Штрафы за административные правонарушения могут составлять от 1000 до 50000 рублей.
  3. Уголовная ответственность — за особо тяжкие нарушения законодательства по уходу от уплаты НДС лица могут быть привлечены к уголовной ответственности. К примеру, за неуплату налога путем использования фиктивных организаций предусмотрено наказание в виде лишения свободы до 6 лет [4].

В дополнение к этому, неуплата налогов может привести к наложению ареста на имущество должника, штрафов и различным другим ограничениям.

Привлечение к ответственности за налоговые правонарушения в сфере ухода от уплаты НДС может осуществляться налоговыми органами — Федеральной налоговой службой, ее территориальными органами, а также правоохранительными органами. В частности, налоговый орган вправе выписать штраф за неуплату вовремя НДС и начислить неустойку за просрочку уплаты налога. При серьезных налоговых правонарушениях налоговый орган может оформить материалы на уголовное преследование.

Наиболее распространенными нарушениями налогового законодательства в сфере уплаты НДС являются:

  1. Неуплата налога или частичная его уплата.
  2. Оформление неправильных налоговых деклараций, в которых указывается меньшая сумма налога, чем была фактически начислена.
  3. Использование фиктивных организаций для скрытия доходов и ухода от уплаты налога.
  4. Осуществление фиктивных сделок с целью снижения налоговой базы и уменьшения суммы налога.
  5. Умышленное искажение информации об объеме продажи товаров или услуг для уменьшения налогооблагаемой базы.
  6. Непредставление налоговой отчетности и документов, связанных с уплатой налога.
  7. Обход законодательства при экспорте и импорте товаров и услуг, связанных с уплатой налога [3].

Такие нарушения могут привести к административной и уголовной ответственности, а также к штрафам и налоговым платежам, которые плательщик обязан уплатить в соответствии с требованиями налогового законодательства.

Налоговые органы выявляют схемы уклонения от уплаты НДС с помощью специальных аналитических программ и конкретных проверок, направленных на проверку налоговой отчетности плательщиков НДС.

Одна из основных методик — это анализ данных бухгалтерской отчетности и информации о сделках, полученных от налогоплательщиков и третьих организаций. При этом, налоговые органы обращают внимание на следующие аспекты:

  1. Соответствие данных в налоговой отчетности фактической деятельности плательщика НДС.
  2. Соответствие объема продаж и закупок в налоговой отчетности объему ресурсов, используемых на производстве товаров и услуг.
  3. Проверка легитимности коммерческих операций, проводимых налогоплательщиком.
  4. Анализ использования фиктивных организаций, связанных с производством и распространением товаров и услуг.
  5. Определение возможных расхождений между налоговой отчетностью и информацией, полученной от третьих организаций.
  6. Сопоставление данных налоговой отчетности с суммами, уплаченными налогоплательщиком по другим налогам и сборам на территории России [6].

Более того, налоговые органы могут использовать методы оперативного и разведывательного контроля, включая проведение проверок внезапными выездными проверками, для выявления схем уклонения от уплаты НДС на ранних стадиях их применения.

Одной из основных проблем привлечения к ответственности за неуплату НДС является сложность выявления и доказательства факта уклонения от уплаты налога, особенно в случаях использования сложных схем и фиктивных организаций. Кроме того, существует проблема неопределенности налогового законодательства в отношении некоторых налоговых схем, что затрудняет их правильную оценку и приведение в соответствие с налоговым законодательством. Также существует проблема низкой эффективности системы правоприменения в этой области, что может вести к отсутствию адекватных мер и наказаний в отношении нарушений налогового законодательства.

Одной из схем уклонения от уплаты НДС являются схемы использования фиктивных организаций. Они основаны на создании несуществующих организаций или на использовании подставных документов для зарегистрированных организаций.

Примером может быть создание фиктивной компании с выделением ей фиктивного товарного запаса, который был списан в качестве убытков, и налоговых работников, которые знали о схеме, не взимали НДС с продаж этой компании.

Существует несколько эффективных способов выявления незаконных схем уклонения от уплаты НДС, которые могут помочь налоговым органам:

  1. Использование аналитических инструментов и методов машинного обучения для анализа данных о компаниях и их транзакциях. Это может помочь в выявлении подозрительных схем, связанных с использованием подставных документов, фиктивных компаний, завышенных стоимостей товаров и услуг и других нарушений.
  2. Проведение систематической проверки деятельности компаний, которые попали в зону риска на основании анализа данных или получили подозрения по другим критериям. Это позволяет выявить нарушения, связанные с неправильной учетной записью, недостаточным документальным оформлением сделок и другими нарушениями.
  3. Развитие междепартаментального сотрудничества, а также сотрудничества с общественностью и бизнес сообществом. Это позволяет быстро обнаруживать подозрительные транзакции, ограничивать возможности злоупотреблений и создавать эффективную систему ответственности для нарушителей закона.
  4. Эффективное использование ресурсов и материально-технической базы налоговых органов, а также обеспечение оптимального соотношения между качеством и количеством проводимых проверок. Это позволяет эффективно использовать ограниченные ресурсы налоговых органов и добиваться наилучших результатов в борьбе с налоговыми преступлениями.

Применение искусственного интеллекта в налоговой сфере позволяет эффективно выявлять подозрительные схемы уклонения от уплаты НДС, которые могут быть пропущены через традиционные методы анализа данных. Некоторые из методов применения искусственного интеллекта в налоговой сфере включают:

  1. Анализ больших объемов данных: Метод анализа больших данных (Big Data Analytics) позволяет собрать, обработать и анализировать огромные объемы данных с целью выявления скрытых трендов и паттернов, которые могут указывать на незаконные схемы уклонения от уплаты налогов.
  2. Использование нейронных сетей: Нейронные сети могут использоваться для определения необычных или подозрительных паттернов в данных, которые могут указывать на налоговые мошенничества. Например, нейронные сети могут анализировать идентификационные данные и данные о кредитных картах, чтобы определить, есть ли связь между различными транзакциями, которые могут указывать на схемы уклонения от уплаты налогов.
  3. Использование анализа текста: Анализ текста может применяться для выявления подозрительных схем уклонения от уплаты налогов, основанных на информации, содержащейся в документах и отчетах компаний.
  4. Использование роботов-автоматов: Роботы-автоматы могут быть настроены для автоматического мониторинга больших объемов данных и выявления необычных или подозрительных паттернов, которые могут указывать на незаконные схемы уклонения от уплаты налогов.
  5. Использование анализа изображений: Анализ изображений может быть использован для выявления компаний, которые занимаются незаконными действиями. Алгоритмы машинного обучения могут использоваться для анализа изображений зданий компаний, номерных знаков на автомобилях и других данных, которые могут указывать на подозрительные действия.

В целом, применение искусственного интеллекта в налоговой сфере может значительно повысить эффективность выявления незаконных схем уклонения от уплаты НДС и помочь налоговым органам более успешно бороться с налоговыми мошенничествами.

Для более эффективного привлечения к ответственности за неуплату НДС необходимо внести следующие изменения в законодательство:

  1. Для решения проблем привлечения к ответственности за несоблюдение налогового законодательства желательно внести изменения в следующие статьи налогового кодекса РФ:

— В статье 122 Налогового кодекса — «Неуплата или неполная уплата сумм налога» — увеличить взыскиваемый штраф до 50 % от неуплаченной суммы налогов.

— В статье 129.1 Налогового кодекса — «Неправомерное несообщение сведений налоговому органу» — ужесточить взыскиваемый штраф до 10000 рублей.

  1. Расширить возможности налоговых органов для проверок на предмет налоговых правонарушений. Налоговым органам необходимо дать больше прав для проведения проверок, а также использовать более совершенные методы анализа и контроля налоговой отчетности.
  2. Создать более эффективную систему наказания за неуплату налогов. Необходимо разработать более эффективный механизм взыскания задолженностей.
  3. Внедрить новые технологии для контроля за налоговой отчетностью. Необходимо создать системы, которые позволят налоговым органам автоматически анализировать и контролировать налоговую отчетность компаний, а также выявлять подозрительные транзакции и события.
  4. Совершенствовать налоговую систему и улучшать условия для бизнеса. Необходимо создать более дружественную среду для бизнеса, уменьшить количество налогов и упростить налоговую отчетность, что может снизить численность налоговых правонарушений

Ожидается, что внесение предложенных изменений в налоговый кодекс РФ позволит более эффективно бороться с нарушениями налогового законодательства и повысить прозрачность в налоговой сфере, а также увеличит доходы бюджета за счет снижения налоговых потерь.

Литература:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // Российская газета», N 148–149, 06.08.1998,
  2. Башкатова, Л. И. Исчисление и уплата НДС по-новому / Л. И. Башкатова // Бухгалтерский учет. — 2023. — № 3. — С. 6–9.
  3. Исхакова, Г. М. Наиболее распространенные типовые схемы незаконного возмещения НДС в России / Г. М. Исхакова, Е. Б. Сайфеева, С. Ю. Левачкова // Казанский экономический вестник. — 2022. — № 2(58). — С. 73–79.
  4. Падунова, М. С. Новые ставки НДС на 2020 год и последствия повышения ставки НДС / М. С. Падунова // Повышение эффективности национальной экономики: Материалы Национальной научно-практической конференции, Армавир, 13 мая 2020 года. — Армавир: Армавирский государственный педагогический университет, 2020. — С. 177–179.
  5. Сайдулаев, Д. Д. Пути Совершенствования налогового контроля по НДС / Д. Д. Сайдулаев // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2020. — № 11–2(50). — С. 183–187. — DOI 10.24411/2500–1000–2020–11413.
  6. Хижняк, Е. П. Контрольная работа налоговых органов по НДС в условиях функционирования АСК НДС / Е. П. Хижняк, А. В. Оганесян // Теоретические и практические аспекты трансформации налоговой системы России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 12 ноября 2020 года. — Ростов-на-Дону: Индивидуальный предприниматель Беспамятнов Сергей Владимирович, 2020. — С. 43–48.
Основные термины (генерируются автоматически): уплата НДС, налоговая отчетность, налоговое законодательство, уплата налогов, орган, услуга, искусственный интеллект, налоговая сфера, незаконная схема уклонения, уплата налога.


Ключевые слова

нейронные сети, искусственный интеллект, анализ данных, НДС, машинное обучение, анализ текста, уклонение от уплаты, незаконные схемы, роботы-автоматы, анализ изображений

Похожие статьи

Внедрение цифровых технологий в процессы налогового...

Внедрение цифровых технологий в налоговую сферу дает новые возможности для повышения качества и

Искусственный интеллект внедряет такие форма анализа, как налоговый анализ («умное»

Существуют 3 вида взимаемых налогов и сборов, а именно: Федеральные налоги и сборы.

налоговое администрирование, орган, налогоплательщик, уплата налогов, основное.

Неуплата налогов как социально-экономическое явление

Уклонение от уплаты налогов считается одним из самых серьезных преступлений в большинстве стран мира, уступая лишь насильственным преступлениям.

Уклонение от уплаты налогов и сборов заключается в непоступлении денежных средств в бюджет [5].

Налоговые органы в новом цифровом пространстве

Также важным для ФНС России постепенно подойти к отмене налоговой отчетности, так как кассовый аппарат уже стал генерировать информацию и передавать её налоговым органам. Создан новый порядок уплаты НДС при реализации цифровых услуг.

Внедрение информационных технологий в систему налогового...

Данная тема является достаточно актуальной, так как физические и юридические лица должны передавать в налоговые органы множество документов для осуществления регистрации налогоплательщиков, уплаты налогов и прочих операций.

Основной способ уклонения от уплаты налогов: незаконное...

Ключевые слова: способ уклонения от уплаты налога, незаконное использование налогового режима, схемы получения необоснованной налоговой выгоды.

Как правило, незаконное использование налогового режима связано с применением упрощенных налоговых режимов.

Предупреждение уклонения от уплаты налогов

Уклонение от уплаты налогов приводит к различным негативным последствиям, к таким как

нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления» [5].

Содержание общественной опасности преступлений в сфере уплаты налогов, является.

Налоговое преступление в 22 главе раскрывается как совершенное в налоговой сфере.

Цифровая трансформация налогового администрирования как...

 В настоящее время в связи с ростом налоговой нагрузки все больше возникает ситуаций нарушения налогового законодательства, обусловленные стремлением минимизации налоговых платежей, создавая «серые» и «черные» схемы уклонения от уплаты налогов [1].

Некоторые аспекты совершенствования налогового...

Полученные в результате анализа схемы уклонения от уплаты НДС предъявляются

Наряду с этим, для физических лиц с 2019 года Законодателем введён такой налоговый режим как

Налог исчисляется самостоятельно налоговым органом, результат к уплате направляется в

налоговый орган, налоговая сфера, камеральная налоговая проверка, единая задача.

Особенности проведения налогового контроля в условиях...

Ключевые слова: налоги, налогообложение налоговый контроль, цифровая экономика, цифровизация.

— определение роли налоговых органов в сфере контроля в эпоху активной информатизации

6) надзор за полнотой уплаты налогов грузовыми перевозчиками

В настоящее время данные системы активно используются в системе налогового контроля.

Похожие статьи

Внедрение цифровых технологий в процессы налогового...

Внедрение цифровых технологий в налоговую сферу дает новые возможности для повышения качества и

Искусственный интеллект внедряет такие форма анализа, как налоговый анализ («умное»

Существуют 3 вида взимаемых налогов и сборов, а именно: Федеральные налоги и сборы.

налоговое администрирование, орган, налогоплательщик, уплата налогов, основное.

Неуплата налогов как социально-экономическое явление

Уклонение от уплаты налогов считается одним из самых серьезных преступлений в большинстве стран мира, уступая лишь насильственным преступлениям.

Уклонение от уплаты налогов и сборов заключается в непоступлении денежных средств в бюджет [5].

Налоговые органы в новом цифровом пространстве

Также важным для ФНС России постепенно подойти к отмене налоговой отчетности, так как кассовый аппарат уже стал генерировать информацию и передавать её налоговым органам. Создан новый порядок уплаты НДС при реализации цифровых услуг.

Внедрение информационных технологий в систему налогового...

Данная тема является достаточно актуальной, так как физические и юридические лица должны передавать в налоговые органы множество документов для осуществления регистрации налогоплательщиков, уплаты налогов и прочих операций.

Основной способ уклонения от уплаты налогов: незаконное...

Ключевые слова: способ уклонения от уплаты налога, незаконное использование налогового режима, схемы получения необоснованной налоговой выгоды.

Как правило, незаконное использование налогового режима связано с применением упрощенных налоговых режимов.

Предупреждение уклонения от уплаты налогов

Уклонение от уплаты налогов приводит к различным негативным последствиям, к таким как

нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления» [5].

Содержание общественной опасности преступлений в сфере уплаты налогов, является.

Налоговое преступление в 22 главе раскрывается как совершенное в налоговой сфере.

Цифровая трансформация налогового администрирования как...

 В настоящее время в связи с ростом налоговой нагрузки все больше возникает ситуаций нарушения налогового законодательства, обусловленные стремлением минимизации налоговых платежей, создавая «серые» и «черные» схемы уклонения от уплаты налогов [1].

Некоторые аспекты совершенствования налогового...

Полученные в результате анализа схемы уклонения от уплаты НДС предъявляются

Наряду с этим, для физических лиц с 2019 года Законодателем введён такой налоговый режим как

Налог исчисляется самостоятельно налоговым органом, результат к уплате направляется в

налоговый орган, налоговая сфера, камеральная налоговая проверка, единая задача.

Особенности проведения налогового контроля в условиях...

Ключевые слова: налоги, налогообложение налоговый контроль, цифровая экономика, цифровизация.

— определение роли налоговых органов в сфере контроля в эпоху активной информатизации

6) надзор за полнотой уплаты налогов грузовыми перевозчиками

В настоящее время данные системы активно используются в системе налогового контроля.

Задать вопрос