Особенности защиты прав налогоплательщиков в налоговой системе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №19 (466) май 2023 г.

Дата публикации: 11.05.2023

Статья просмотрена: 35 раз

Библиографическое описание:

Маслов, И. В. Особенности защиты прав налогоплательщиков в налоговой системе / И. В. Маслов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 19 (466). — С. 364-368. — URL: https://moluch.ru/archive/466/102465/ (дата обращения: 30.04.2024).



В данной статье рассматривается сущность способов защиты прав налогоплательщиков, анализируется современное законодательство на предмет поиска возможных способов защиты, а также рассматривается проблема, связанная с необходимостью упорядочения выявленных способов в Налоговом кодексе РФ.

Ключевые слова: налогоплательщик, налоговые споры, способы защиты.

Налоговый контроль — это составная часть финансового, а также один из основных видов определенного государственного контроля. Что же касается РФ, то здесь финансовый контроль со стороны государства состоит из контроля за выполнением федерального бюджета, различных бюджетов федеральных внебюджетных фондов, а также контроля за организацией всего денежного обращения, применением кредитных ресурсов, определенным состоянием внешнего и внутреннего долга, различных государственных резервов, а также предоставлением различных налоговых и финансовых льгот, определенных преимуществ. Ключевой целью налогового контроля можно назвать предупреждение, а также выявление различных налоговых правонарушений и налоговых преступлений, привлечение к ответственности тех лиц, которые нарушили налоговое законодательство РФ. Налоговый контроль является специальным способом обеспечения законности во всем налоговом праве. Он проводится абсолютно на всех стадиях финансово-хозяйственной деятельности, так называемых налогообязанных лиц.

Таким образом, можно сказать, что изучение сущности и особенностей налогового контроля представляет на сегодняшний день большой интерес.

Обратимся к понятию налога, под налогом принято понимать обязательный, а также индивидуально безвозмездный платеж, который взимается с физических лиц, предприятий в форме отчуждения ими принадлежащих им именно на определенном праве хозяйственного ведения, собственности, а также оперативного управления определенных денежных средств для финансового обеспечения работы государства, а также различных муниципальных образований [1].

Такое понятие как налоговое администрирование, по мнению Л. Я. Абрамчика, следует рассматривать именно как своеобразный механизм управления в сфере налогов, то есть как деятельность налоговых органов, а также должностных лиц, которые обеспечивают своевременную, а также полную уплату налогоплательщиками всех налогов и сборов и прочих обязательных платежей [5]. Как считает, О. А. Ногина, налоговое администрирование — это целостный комплекс мер, которые направлен на полную, а также своевременную уплату налогов в их максимальном объеме, но при минимальных издержках [4]. А. Г. Иванов говорит о том, что налоговое администрирование является регламентированной законами, а также прочими правовыми актами организационной и управленческой деятельностью уполномоченных различных государственных органов, прочих уполномоченных действующим законодательством субъектов именно по обеспечению изменения, возникновения, а также прекращения определенной налоговой обязанности, постоянному обеспечению поступления различных налогов в современную бюджетную систему страны [3]. В научной литературе данный термин определяется именно как урегулированная различными нормами права определенная деятельность государственных органов именно в сфере налогов, которая направлена на реализацию эффективной налоговой политики.

Можно сказать, что ключевой целью налогового администрирования является именно обеспечение определенного уровня налоговых поступлений в бюджетную систему страны в условиях оптимального сочетания методов налогового регулирования, а также налогового контроля [2]. Следует также отметить, что все указанные авторы при определении такого термина, как налоговое администрирование, четко разграничивают его с таким понятием, как налоговый контроль, при этом, предусматривая, что понятие «налоговое администрирование» является более широким по своему объёму.

Рассмотрим ключевые элементы налогового администрирования. Ими являются следующие: контроль за реализацией, а также исполнением налогового законодательства всеми налоговыми органами; контроль за соблюдением налогового законодательства всеми налогоплательщиками в стране; аналитическое и организационное, а также методическое обеспечение деятельности по контролю [2]. Можно говорить о том, что контроль за соблюдением налогового законодательства является ключевым элементом налогового администрирования. Именно в этом и состоит главное предназначение налоговых органов.

Выполнение разнообразных контрольных действий налоговыми органами страны не представляется возможным без четкого организационного, а также методического и методологического обеспечения их работы.

Основными формами организационного, а также методического обеспечения их работы являются следующие: определение структуры, а также функциональных обязанностей всех уровней налоговых органов страны; разработка форм, а также содержания определенной отчетности налогоплательщиков по различным налоговым платежам; различные процедуры обработки, представления, а также проверки определенной налоговой отчетности у всех налогоплательщиков; строгий порядок регулирования всех налоговых платежей, использования применения налоговых санкций; прогнозирование и планирование различных налоговых платежей [4].

Можно сказать, что, учитывая уровень компетенции различных исполнительных органов, некоторую содержательную наполняемость налогового администрирования на различных уровнях управления, принято выделять два уровня налогового администрирования.

Рассмотрим первый уровень. Его субъектами выступают Министерство финансов РФ, а также Федеральная налоговая служба России. Ключевой целью налогового администрирования здесь является проектирование мер по повышению объема собираемых налогов, составление различных прогнозов, а также планирование налоговых поступлений в бюджет и прочее.

Что же касается второго уровня, то здесь находятся территориальные определенные налоговые органы, различные отдельные подразделения Налоговой Службы РФ.

Содержание определенного налогового администрирования здесь составляют различные мероприятия по осуществлению различного налогового контроля за строгим соблюдением действующего налогового законодательства всеми налогоплательщиками, различными нижестоящими определенными налоговыми органами, активное привлечение к ответственности именно за различные административные и налоговые правонарушения всех виновных лиц [1].

Таким образом, можно говорить о том, что, учитывая данные рассмотренные выше аспекты такого понятия, как налоговое администрирование, данное понятие является намного более узким понятием, чем понятие управления налоговой системой, однако намного более широким, чем, например, понятие налогового контроля.

Налоговый контроль на сегодняшний день является комплексной и целенаправленной системой определенных экономико-правовых различных действий каких-либо компетентных органов власти. Данная система основана на действующем законодательстве в сфере налогообложения, она направлена на определенный сбор, подробный анализ всей информации об исполнении абсолютно всеми налогоплательщиками своей обязанности по уплате различных налогов.

Ключевой целью проведения налогового контроля является определение фактов нарушения современного налогового законодательства, их пресечение, а также обеспечение высокого уровня достоверности данных о полноте, своевременности уплаты налогов, сборов, проверка законности всех операций, действий, а также привлечение к ответственности налогоплательщиков [1]. Таким образом, можно сказать, что налоговый контроль дает возможность пополнять государственный бюджет, а также дисциплинировать налогоплательщиков.

В достаточно широком смысле определенный налоговый контроль сегодня охватывает абсолютно все области деятельности различных уполномоченных органов, также включая и ведение определенного налогового учета, различных налоговых проверок, все сферы работы контролируемых субъектов, которые связаны с уплатой налогов и сборов, предоставлением налоговой отчетности и прочее. В узком же смысле под определенным налоговым контролем принято понимать проведение различных налоговых проверок определенными уполномоченными органами.

Ключевые задачи налогового контроля: обеспечение полноты и своевременности выполнения всех налоговых обязательств перед определенным бюджетом; содействие четкому и правильному ведению всего бухгалтерского учета, а также составлению определенной налоговой отчетности; обеспечение соблюдения современного налогового законодательства; выявление и пресечение налоговых правонарушений. Вообще методы налогового контроля являются совокупностью приемов, способов, при помощи которых все контролирующие органы проводят налоговый контроль [3].

Можно сказать, что ключевыми субъектами налогового контроля являются определенные органы, которым именно в соответствии с налоговым законодательством предоставлены различные полномочия по проведению каких-либо мероприятий налогового контроля в отношении контролируемых предприятий, физических лиц, а это: налоговые органы; таможенные органы; различные органы определенных государственных внебюджетных фондов [4].

Особенно значимой составной частью всех органов финансового контроля можно назвать органы, которые обеспечивают постоянный контроль за сбором налогов, а также их своевременным поступлением в доходную часть бюджетов самых разных уровней. Вообще в органам налогового контроля в нашей стране принято относить органы налоговой службы и таможенные органы, а также федеральные органы налоговой полиции, определенные органы, которые осуществляют контроль за уплатой госпошлины и прочих сборов.

Сегодня в целостную систему органов налоговой службы входит Министерство РФ по налогам и сборам, а также его территориальные подразделения по всем субъектам страны, муниципальным образованиям. Определенные органы, которые осуществляют налоговый контроль, выполняют все возложенные на них ключевые задачи в постоянном взаимодействии между собой, с прочими государственными органами.

С тех пор, как в Российской Федерации произошли серьезные изменения в финансово-политической сфере, прошло уже более 20 лет. Однако, несмотря на проведение разнообразных реформ в различных областях экономической деятельности страны, и по сей день остаются проблемы в налоговой системе, в частности, в институте налогового администрирования, в который входит налоговый контроль. На пути развития налоговой системы имеется большое количество проблем, которые вызваны как внешними, так и внутренними факторами, решить которые в 21 веке пока не удалось. Таким образом, в настоящее время существует проблема обеспечения стабильного развития налоговой системы, причем наиважнейшее значение имеет совершенствование налогового контроля Российской Федерации с помощью самых разнообразных методов [5].

В последнее время в налоговых органах Российской Федерации были разработаны новейшие методологические основы контрольной деятельности. Реформирование Налогового Кодекса позволило налоговым органам более эффективно проводить камеральные и выездные налоговые проверки. Практически во все времена своего существования налоговые органы чаще проводили камеральные налоговые проверки. И это неудивительно, т. к. именно посредством камеральных налоговых проверок чаще всего выявляются значительные нарушения налогоплательщиками налогового законодательства. Кроме того, в последние годы все чаще проводятся углубленные камеральные налоговые проверки, которые предусматривают проверку дополнительных сведений о налогоплательщике, а также исследование важных бухгалтерских документов.

Углубленные налоговые проверки позволяют охватить большее количество налогоплательщиков, нежели стандартным методом. И, кроме того, при проведении углубленной камеральной проверки трудозатраты значительно ниже, чем при проведение выездных налоговых проверок, так как налоговый инспектор при осуществлении такого типа проверки не выезжает на само предприятие, а готовит документы в налоговой инспекции. Многие налоговые инспекции в России уже давно перешли на электронную систему обработки документов, что позволило автоматизировать камеральные налоговые проверки, т. к. системы позволяет осуществлять арифметический и логический контроль налоговой отчетности. Применение налогового администрирования в Российской Федерации является одним из самых важных способов обеспечения нормального экономического функционирования государства, поэтому организация налогового контроля, а также внедрение новых методов тактики его проведения позволит обеспечить бюджет Российской Федерации дополнительными средства, поступающими в бюджеты различных уровней. Кроме того, эффективный налоговый контроль позволит защитить права и законные интересы добросовестных налогоплательщиков. Таким образом, реформирование налоговой системы в России сделало решение проблем налогового контроля очень востребованными в теоретическом и практическом плане.

Ключевым фактором увеличения эффективности всей контрольной работы современных налоговых органов можно назвать совершенствование всех действующих процедур определенных контрольных проверок. Особенно необходимыми признаками абсолютно любой эффективной системы налогового контроля являются следующие: наличие специальной системы определенного отбора налогоплательщиков именно для осуществления процедуры налоговых проверок, которая дает возможность выбор наиболее эффективного и оптимального направления использования кадровых и финансовых ресурсов налогового органа, в целях увеличения результативности налоговых проверок; использование новейших форм и методов налоговых проверок, которые основаны на единой комплексной определенной стандартной процедуре по организации всех контрольных проверок; необходимость использования системы бальной оценки работы налоговых инспекторов, которая позволила бы учитывать результаты деятельности каждого инспектора, а также эффективно распределяла бы налоговые обязанности при планировании камеральных и выездных налоговых проверок; необходимость существенного увеличения определенных размеров наказания абсолютно за все налоговые правонарушения [4].

Можно говорить о том, что проблема определенного рационального отбора конкретных налогоплательщиков именно для проведения различных контрольных проверок сегодня приобретает особую актуальность в условиях определенных массовых нарушений действующего в стране налогового законодательства. Для надежного обеспечения финансовой безопасности необходимо создание специальных условий функционирования всей финансовой системы Российской Федерации, при которой исключается малейшая возможность развития коррупции и злоупотребления должностными полномочиями. Проблема совершенствования налогового контроля обусловлена тем, что в настоящее время налоговое законодательство в его нынешнем виде еще не полностью совершенно, а его изменения совершенно не способствуют формированию достаточно стабильной и современной налоговой системы.

Хотелось бы отметить, что на сегодняшний день в РФ всем налогоплательщикам гарантируется судебная и административная защита их определенных прав, а также всех законных интересов. Конкретный порядок защиты всех прав, а также законных интересов определенных налогоплательщиков на сегодняшний день определяется Налоговым Кодексом РФ, прочими федеральными законами. Различные права налогоплательщиков на сегодняшний день обеспечиваются обязанностями различных должностных лиц всех налоговых органов, прочих уполномоченных органов. Ненадлежащее исполнение всех обязанностей по обеспечению определенных прав налогоплательщиков в итоге влечет ответственность, которая предусматривается различными федеральными законами [1]. Статья 137 Налогового Кодекса РФ предоставляет всем налогоплательщикам или же налоговым агентам право обжаловать определенные акты налоговых органов именно ненормативного характера, различные действия или же бездействие их определенных должностных лиц, если, данные акты, а также действия, бездействие как-либо нарушают их права [3]. Именно в зависимости от определенных различий в процессуальном порядке и материальных нормах нормативными правовыми актами нашей страны предусматриваются такие способы активной защиты прав всех налогоплательщиков, как: президентский и административный, а также судебный и самозащита прав.

Можно говорить о том, что президенту страны могут быть обжалованы абсолютно любые действия или же бездействие различных контролирующих органов именно в финансовой сфере. Что же касается административного способа, то он подразумевает под собой обращение за определенной защитой, а также восстановлением некоторого нарушенного права к определенному вышестоящему органу власти. Однако административный порядок также не отрицает определенной возможности в дальнейшем обращения за защитой в суд, или же предоставляется какой-либо альтернативный порядок определенной защиты прав различных субъектов современных налоговых правоотношений. Вместе с определенным административным сегодня активно применяется и судебный порядок обжалования. Он подразумевает под собой обращение гражданина в надлежащий суд именно в порядке искового производства.

Таким образом, на сегодняшний день в РФ всем налогоплательщикам гарантируется судебная и административная защита их определенных прав, а также всех законных интересов. Конкретный порядок защиты всех прав, а также законных интересов определенных налогоплательщиков на сегодняшний день определяется Налоговым Кодексом РФ, прочими федеральными законами. Именно в зависимости от определенных различий в процессуальном порядке и материальных нормах нормативными правовыми актами нашей страны предусматриваются такие способы активной защиты прав всех налогоплательщиков, как: президентский и административный, а также судебный и самозащита прав.

Литература:

  1. Зотиков, Н. З. Налоговая система России: проблемы и перспективы // Интернет-журнал Науковедение. 2017. Т. 9. № 3. С. 76.
  2. Имыкшенова, Е. А. Налоги и сборы: некоторые вопросы классификации / Е. А. Имыкшенова // Налоговед. 2019. № 9. С. 2–5.
  3. Казакова, О. Б. Инфраструктурное обеспечение инновационного развития экономики // Казакова О. Б. — М.: Палеотип, 2019.– 164 c.
  4. Крохина, Ю. А. Налоговое право: учебник для бакалавров [Текст] / Ю. А. Крохина. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 495 с.
  5. Пономарев, А.И., Экономический и налоговый потенциал налоговой системы РФ // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2019. № 1 (56) С. 47–51
Основные термины (генерируются автоматически): налоговый контроль, налоговое администрирование, орган, налоговое законодательство, налогоплательщик, налоговая система, Российская Федерация, налоговая отчетность, Налоговый Кодекс РФ, проверка.


Похожие статьи

Налоговый контроль как элемент управления налогообложением

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством (рис 1)

‒ получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора

Налоговый кодекс РФ различает два вида налоговых проверок

налоговый контроль, орган, налоговый кодекс, налоговый учет, Российская...

Понятие и роль налоговых проверок в системе налогового права

Она осуществляется путем сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций, представленных налогоплательщиками или налоговыми агентами в налоговые органы.

Нормативно-правовое регулирование налогового учета...

Ключевые слова: налоговый контроль, налоговый учет, налоговое право.

Налоговый кодекс Российской Федерации определяет налоговый контроль как.

налоговый контроль, Российская Федерация, проблема, орган, уплата налогов. Налоговый кодекс РФ. Основные направления налоговой политики на 2014 плановый.

Налоговый контроль как основной элемент системы...

В России налоговый контроль проводится в форме двух основных видов проверок

Основные направления налоговой политики на 2014 плановый период 2015–2016 годов.

налоговое законодательство, налоговое администрирование, налоговый контроль

Налоговый контроль — это одна из составляющих налоговой системы Российской...

Понятие и сущность налогового администрирования...

Далее необходимо представить определения понятия налогового администрирования.

На рисунке 1 представлены уровни решения задач налогового администрирования в РФ.

Система налоговых органов в Российской Федерации построена в соответствии с.

РФ, налоговый контроль, выездная налоговая проверка, налоговый орган.

Проблемы и перспективы налогового администрирования...

сокращению налоговых платежей в бюджетную систему РФ. Налоговая система Российской Федерации подвергается постоянным изменениям, ориентируясь на современное состояние экономики в целом с целью увеличения налоговых поступлений в бюджет РФ.

Налоговый контроль и оценка его эффективности

Ключевые слова: налоги, налоговый контроль, налоговый кодекс (НК РФ), камеральная проверка

Именно поэтому важно знать, насколько эффективен налоговый контроль на практике.

Порядок проведения налоговых проверок урегулирован главой 14 НК РФ [1].

При осуществлении выездной налоговой проверки налоговый орган контролирует то, как...

Налоговая система Российской Федерации | Статья в журнале...

Для каждого налога различны налоговые ставки, налоговая база, налоговый период и кем будет являться налогоплательщик. В Российской Федерации существует два вида налогоплательщиков — юридические лица и физические лица.

Налоговый контроль: формы осуществления и результативность

В соответствии со ст. 82 НК РФ налoговый контроль проводится уполномоченными на то лицами налоговых органов с помощью: − налоговых проверок (ст.87–89 НК РФ) для пoлучения объяснений от налогоплательщиков, плательщиков сбора и налоговых агентов

Электронные сервисы налоговых органов Российской Федерации

Статья посвящена изучению отдельных электронных сервисов, предоставляемых налоговыми органами для юридических и физических лиц Российской Федерации. Авторами рассмотрены сервисы налоговых органов и предложен ряд действий для рационального их использования.

Похожие статьи

Налоговый контроль как элемент управления налогообложением

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством (рис 1)

‒ получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора

Налоговый кодекс РФ различает два вида налоговых проверок

налоговый контроль, орган, налоговый кодекс, налоговый учет, Российская...

Понятие и роль налоговых проверок в системе налогового права

Она осуществляется путем сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций, представленных налогоплательщиками или налоговыми агентами в налоговые органы.

Нормативно-правовое регулирование налогового учета...

Ключевые слова: налоговый контроль, налоговый учет, налоговое право.

Налоговый кодекс Российской Федерации определяет налоговый контроль как.

налоговый контроль, Российская Федерация, проблема, орган, уплата налогов. Налоговый кодекс РФ. Основные направления налоговой политики на 2014 плановый.

Налоговый контроль как основной элемент системы...

В России налоговый контроль проводится в форме двух основных видов проверок

Основные направления налоговой политики на 2014 плановый период 2015–2016 годов.

налоговое законодательство, налоговое администрирование, налоговый контроль

Налоговый контроль — это одна из составляющих налоговой системы Российской...

Понятие и сущность налогового администрирования...

Далее необходимо представить определения понятия налогового администрирования.

На рисунке 1 представлены уровни решения задач налогового администрирования в РФ.

Система налоговых органов в Российской Федерации построена в соответствии с.

РФ, налоговый контроль, выездная налоговая проверка, налоговый орган.

Проблемы и перспективы налогового администрирования...

сокращению налоговых платежей в бюджетную систему РФ. Налоговая система Российской Федерации подвергается постоянным изменениям, ориентируясь на современное состояние экономики в целом с целью увеличения налоговых поступлений в бюджет РФ.

Налоговый контроль и оценка его эффективности

Ключевые слова: налоги, налоговый контроль, налоговый кодекс (НК РФ), камеральная проверка

Именно поэтому важно знать, насколько эффективен налоговый контроль на практике.

Порядок проведения налоговых проверок урегулирован главой 14 НК РФ [1].

При осуществлении выездной налоговой проверки налоговый орган контролирует то, как...

Налоговая система Российской Федерации | Статья в журнале...

Для каждого налога различны налоговые ставки, налоговая база, налоговый период и кем будет являться налогоплательщик. В Российской Федерации существует два вида налогоплательщиков — юридические лица и физические лица.

Налоговый контроль: формы осуществления и результативность

В соответствии со ст. 82 НК РФ налoговый контроль проводится уполномоченными на то лицами налоговых органов с помощью: − налоговых проверок (ст.87–89 НК РФ) для пoлучения объяснений от налогоплательщиков, плательщиков сбора и налоговых агентов

Электронные сервисы налоговых органов Российской Федерации

Статья посвящена изучению отдельных электронных сервисов, предоставляемых налоговыми органами для юридических и физических лиц Российской Федерации. Авторами рассмотрены сервисы налоговых органов и предложен ряд действий для рационального их использования.

Задать вопрос