Понятие и сущность налогового администрирования налогоплательщиков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №49 (339) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 03.12.2020

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Гайрабеков, И. А. Понятие и сущность налогового администрирования налогоплательщиков / И. А. Гайрабеков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 86-89. — URL: https://moluch.ru/archive/339/75954/ (дата обращения: 27.02.2021).



В статье автор пытается обобщить современные теоретические аспекты понятия налогового администрирования с акцентом на отражение наиболее часто используемых в РФ представлений о нем.

Ключевые слова: администрирование, государство, управление.

Одна из основных проблем государства — обеспечение гарантии поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы страны и во внебюджетные фонды налогов, сборов и других платежей, установленных законом. Финансовая деятельность такого института, как государство, будет эффективной, только если в стране функционирует оптимальным образом выстроенный механизм налогового администрирования.

По мнению доктора юридических наук, профессора М. В. Карасевой [4, c. 6], государство стремится к выполнению со стороны налогоплательщика на добровольной основе его обязанности по уплате налогов и сборов в бюджетную систему и во внебюджетные фонды РФ при минимизации собственных усилий. Кроме того, она считает, что решения и действия государства в сфере обеспечения процесса реализации налоговой обязанности являются вторичными (вынужденными) в системе налогового регулирования. Здесь нужно добавить, что добровольное выполнение налоговой обязанности нельзя достичь без совершения встречных действий от государства.

Далее необходимо представить определения понятия налогового администрирования. Его официально признанного определения в РФ нет, но, тем не менее, словосочетание «налоговое администрирование» все шире применяется в официальных документах государственных и муниципальных органов власти, относящихся к налоговой политике в стране.

В таблице 1 представлены определения понятия «налоговое администрирование», данные отдельными российскими авторами.

Таблица 1

Определения понятия «налоговое администрирование», данные отдельными российскими авторами [3, c. 224–229]

Авторы определений

Содержание определений

Гончаренко Л. И. [1, c. 7]

Это с организационной точки зрения элемент системы управления налоговыми отношениями.

Дадашев А. З. [2, c. 8]

Это организационно-управленческая система по воплощению налоговых правоотношений в виде набора форм и методов, применение которых должно обеспечивать процесс пополнения бюджетной системы страны налогами, сборами и другими платежами.

Майбуров И. А. [5, c. 8]

Это процесс, связанный с управлением налоговым производством, который реализуется органами ФНС России с конкретными полномочиями относительно экономических субъектов — плательщиков налогов, сборов и взносов.

Пансков В. Г. [6, c. 9]

Управленческая деятельность государства и муниципалитетов, связанная с налоговым планированием, созданием и развитием системы налогов и сборов, а также связанная с контролем за соблюдением действующих норм отечественного налогового права в разрезе полномочий и обязанностей всех участников налоговых правоотношений.

Рамазанова Б. К. [7, c. 399–401]

Набор организационно-экономических отношений в налоговой сфере, базирующейся на юридическом регулировании в системе определения, введения, взимания налогов и сборов и других обязательных платежей, налогового правового контроллинга, ответственности и защиты прав экономических субъектов — плательщиков налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджетную систему.

Цель системы налогового администрирования состоит в упрощении процесса уплаты налогов и сборов для налогоплательщика и в снижении затрат по их сбору для органов ФНС России. В роли объекта налогового администрирования РФ выступает деятельность органов ФНС России и отечественная система налогов и сборов. В роли его предмета — совокупность налоговых взаимоотношений между их субъектами (между экономическими субъектами — плательщиками налогов и сборов, органами ФНС России и т. д.).

Налоговое администрирование подразумевает не подготовку нормативно-правовых актов в налоговой сфере, а именно управление, т. е. организацию процесса, связанного с их исполнением, и выявление факторов, препятствующих результативному развитию рассматриваемой системы.

В итоге, информация, аккумулирующаяся в ходе налогового администрирования, может помогать эффективно пополнять доходную часть консолидированного бюджета РФ и формировать запрос на проведение в стране налоговых реформ. В этой связи стоит отметить, что результат непрерывно ведущейся в стране работы по оптимизации норм налогового права — это постоянно вносимые в части I-II НК РФ изменения, и ключевую роль здесь играет как раз налоговое администрирование.

На рисунке 1 представлены уровни решения задач налогового администрирования в РФ.

Уровни решения задач налогового администрирования в РФ [8]

Рис. 1. Уровни решения задач налогового администрирования в РФ [8]

В таблице 2 представлена характеристика задач налогового администрирования в РФ в разрезе уровней государственного управления.

Таблица 2

Характеристика задач налогового администрирования в РФ в разрезе уровней государственного управления [8]

Уровни управления

Содержание задач налогового администрирования

Исполнительные органы государственной (федеральной и региональной) власти — от Правительства РФ до Правительств субъектов РФ

Разработка и принятие решения о главных направлениях ведения государственной налоговой политики. При этом преследуются следующие цели: определение величин ключевых параметров для исчисления ряда налогов (перечень налогоплательщиков, ставки и льготы), проведение анализа и составление прогнозов величин будущих налоговых поступлений во все бюджеты бюджетной системы и во внебюджетные фонды РФ, выработка предложений для корректировок норм НК РФ.

Минфин России

Формирование определенных процедур в сфере налогообложения и методологию отчетности, предоставление консалтинговых услуг для налогоплательщиков по аспектам использования действующих норм отечественного налогового права.

ФНС России

Прямое взаимодействие с налогоплательщиками и осуществление контроллинга за правильностью использования действующих норм налогового права.

В итоге, налоговое администрирование предполагает ведение деятельности по следующим направлениям:

– установление направлений для ведения государственной налоговой политики;

– определение значений параметров по исчислению налогов;

– организация налогового учета (учета плательщиков налогов и сборов);

– подготовка форм налоговой отчетности;

– организация деятельности, связанной со сбором налогов;

– контроль за исполнением действующих норм налогового права;

– обработка данных по собираемым фискальным платежам;

– составление прогнозов и проведение анализа величин налоговых поступлений;

– определение противоречивых или не результативно работающих норм налогового права;

– поиск схем, связанных с уклонением от уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджетную систему;

– определение направлений сотрудничества между разными структурами для получения дополнительных данных, требуемых с целью осуществления результативного налогового контроллинга.

По ряду аспектов функции налогового администрирования, воплощаемые на разных уровнях управления, пересекаются.

На рисунке 2 представлен состав функций налогового администрирования.

Состав функций налогового администрирования [8]

Рис. 2. Состав функций налогового администрирования [8]

В итоге, категория налогового администрирования является сильно шире категории налогового контроля, хотя его базис составляет, прежде всего, контроль за налогоплательщиками и за налоговиками. Это подразумевает формирование детальной методологии проверок в виде составного элемента налогового администрирования, в т. ч. порядка осуществления контроллинга со стороны вышестоящих органов ФНС России в отношении нижестоящих.

Следствие действия функции контроля — это возникновение возможности для привлечения виновных лиц к различным видам ответственности за нарушение определенных правил, и это помимо всего прочего составляет часть функций налогового администрирования.

Серьезная роль в системе налогового администрирования играет функция методологического обеспечения процесса расчета налогов, относительно которых нормы налогового права определяют исключительно общие принципы их исчисления.

Функция сбора информации и ее обработки — это еще одна важная функция налогового администрирования. Сюда относится информация по начислению налогов, по процедуре ее сбора, методологии проверок, обнаруженным схемам ухода от уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей.

Действие функции совершенствования налогового права РФ символизирует протекание завершающего этапа налогового администрирования в определенном налоговом периоде.

Наибольший объем среди методов, используемых в системе налогового администрирования, занимают камеральные и выездные налоговые проверки экономических субъектов — плательщиков налогов, сборов и иных обязательных платежей. Для уменьшения затрат на администрирование, главным из которых являются затраты на содержание органов, ведется работа по развитию системы взаимодействия между налоговиками и плательщиками налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет.

Литература:

  1. Гончаренко, Л. И. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебник и практикум для академического бакалавриата / отв. ред. Л. И. Гончаренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 524 с.
  2. Дадашев, А. З. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебное пособие / А. З. Дадашев. — М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 240 с.
  3. Жакенова, Г. И. Научные подходы к определению понятия «налоговое администрирование» / Г. И. Жакенова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — Т. 3. — С. 224–229.
  4. Карасева, М. В. Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. М. В. Карасева. — М.: Юристъ, 2004. — 576 с.
  5. Майбуров, И. А. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Экономика» и «Менеджмент», специальностям «Экономическая безопасность», «Таможенное дело» / И. А. Майбуров [и др.]; под ред. И. А. Майбурова. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. — 503 с.
  6. Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В. Г. Пансков. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 436 с.
  7. Рамазанова, Б. К. Истоки принципов налогообложения и их значение в современных условиях / Б. К. Рамазанова // Теория и практика общественного развития. — 2014. — № 2. — С. 399–401.
  8. Официальный сайт Федеральной налоговой службы России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.nalog.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): налоговое администрирование, РФ, сбор, плательщик налогов, бюджетная система, орган ФНС России, платеж, уплата налогов, государственная налоговая политика, государственное управление.


Задать вопрос