Развитие основ культуры ресурсосбережения у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (466) май 2023 г.

Дата публикации: 09.05.2023

Статья просмотрена: 244 раза

Библиографическое описание:

Тюменцева, Ю. В. Развитие основ культуры ресурсосбережения у детей дошкольного возраста / Ю. В. Тюменцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 19 (466). — С. 519-523. — URL: https://moluch.ru/archive/466/102402/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье рассматриваются научные исследования: ресурсосбережения, культуры ресурсосбережения. Раскрыт экологический аспект сущности принципа природосообразности. Исследуются особенности развития основ культуры ресурсосбережения у детей в дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: природные ресурсы, рациональное природопользование, природосообразность, ресурсосбережение, культура ресурсосбережения, ресурсосберегающие технологии, экологическое образование.

Во всех развитых странах мира, в связи с глобальными изменениями, происходящими в окружающей среде, разумное использование природных ресурсов является приоритетным направлением государственной политики, так как именно использование природных ресурсов, как важнейших компонентов окружающей среды человека, способствует удовлетворению всевозможных материальных и культурных потребностей общества.

Природные ресурсы — это совокупность природных тел, веществ и природных явлений, которые человек использует для достижения целей, направленных на обеспечение своего существования. К ним относятся: воздух, солнце, ветер, вода, почва, лес, натуральные строительные материалы, минералы и многое другое. Природные ресурсы делятся на: возвращаемые и невозвращаемые; возобновляемые и невозобновляемые; взаимозаменяемый и незаменимый; подлежащие восстановлению и невозмещаемые.

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня, а именно, ограниченность природных ресурсов и ухудшение условий жизни людей, обуславливает необходимость поиска новых концепций общественного развития.

Основными задачами современного общества становится не только понимание необходимости перехода от ресурсорасточительства к совместному грамотному природопользованию, но и осуществление поиска путей рационального управления природными ресурсами.

Истоками и ведущим теоретическим базисом природопользования являются науки география и экология. «Природопользование», как термин вошел в науку в 1958 г., благодаря профессору Ю. Н. Куражковскому, который дал определение «природопользованию» как совокупным процессам взаимоотношений человека и природы. Задачей природопользования он определил разработку единых принципов осуществления любой деятельности, которая либо непосредственно связана с использованием природных ресурсов, либо деятельности, которая приводит к преобразованию природных компонентов. [3]

В настоящее время термин «природопользование» является объектом и предметом исследования многих отраслей мировой науки.

Реймерс Н. Ф. рассматривает «рациональное природопользование», как систему деятельности, призванную обеспечить экономную эксплуатацию природных ресурсов и наиболее эффективный режим их воспроизводства с учетом перспективных интересов развивающегося хозяйства и сохранения здоровья людей. [4]

Рациональное природопользование должно быть ориентировано на сохранение здоровья населения и способствовать сохранению качества окружающей среды, через бережное отношение и экономное использование природных ресурсов; воспроизводство природных ресурсов и сохранение качественных свойств окружающей среды; охраны природных ресурсов и естественных условий, недопущение резких изменений в природно-ресурсном потенциале и глобальных перемен в окружающей среде.

Проанализировав термин «природопользование» в науке, можно отметить, что он рассматривается с нескольких сторон:

– как средство удовлетворения потребностей общества: экономических, экологических, оздоровительных и культурных;

– как комплексная научная дисциплина, рассматривающая рациональное использование обществом ресурсов природы, которая содержит элементы социальных естественных и технических наук;

«Рациональное природопользование» с разных точек зрения рассматривается в отечественной и зарубежной литературе. В докладе Римскому клубу представлены обоснования того, что экосистема не сможет развиваться, если выйдет за рамки своей ресурсной базы [5].

Многие зарубежные авторы [6] акцентируют внимание на влияние экономического роста на состояние экологии, указывая на то, что рост экономики приводит к ухудшению экологии.

Для того, чтобы сохранить и улучшить состояние окружающей среды, изменить сложившуюся экологическую ситуацию, необходимо создать условия для мотивирования общества на недопущение и предотвращение глобальных проблем в природной среде, на переход к ресурсосберегающей деятельности; способствовать развитию экологического мышления, уровень развития которого оказывает влияние на развитие культуры ресурсосбережения и наоборот.

Под культурой ресурсосбережения мы понимаем мировоззренческие взгляды, нормы поведения человека и усвоенные ценности восприятия природы, природных ресурсов и рационального природопользования, являющейся частью экологической культуры.

Развивать культуру ресурсосбережения возможно благодаря систематической, целенаправленной работе по информированию общества о рациональном природопользовании, о необходимости соблюдения экологически целесообразной деятельности, о том, что каждый лично отвечает за сохранение природной среды и ресурсов.

Культура — творение человека, все, что создано его руками и умом, в процессе исторической деятельности. Культура, не имела бы развития и существования без участия человека. Природа же, не является продуктом человеческой деятельности и может существовать самостоятельно, но человек с низким уровнем культуры ресурсосбережения может нанести колоссальный вред природной среде и своему здоровью.

Неразвитая культура ресурсосбережения проявляется на данный момент в поведении человека, который ориентирован исключительно на природопользование. Отмечается так же отсутствие экологического просвещения в обществе и низкой уровень знаний о природных ресурсах возобновляемых и не возобновляемых, о влиянии человека на окружающую среду и последствиях, к которым приводит не грамотное природопользование; в отсутствии систематической воспитательной и образовательной деятельности, направленной на развитие основ культуры ресурсосбережения.

Мы считаем, что развивать культуру ресурсосбережения необходимо на всех ступенях образования, которые способны решать задачи повышения уровня знаний о ресурсосбережении, воспитания и развития ценностных установок на сохранение, восстановление и приумножение природных ресурсов; просвещения родительской общественности об экологических проблемах и способах их решения.

В России непрерывное экологическое образование является одной из первостепенных государственных проблем. Известно, что ключевые основы личности закладываются в дошкольном возрасте, именно в этом возрасте начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта.

Н. А. Рыжова считает, что необходимо искать новые подходы экологического образования дошкольников, обосновывая это тем, что традиционная модель, ориентирована на потребительский подход человека к природе, «господин и хозяин» природы, способный ее изменять, чтобы удовлетворить их потребности» [8]. Такой подход не допустим в современном мире, он провоцирует не рациональное потребление ресурсов и не развивает культуру ресурсосбережения. Отношение к природе необходимо воспитывать по принципу, благодаря которому человек будет отвечать на вопросы, которые обозначил Г. А. Ягодин [9] «Мы должны снова и снова задавать себе извечные вопросы: кто мы такие? ", дети природы или ее повелители? Зачем вы пришли в этот мир? Потреблять или создавать?»

Обобщая вышеизложенное, отметим, что, осуществляя поиск новых моделей экологического образования по развитию основ культуры ресурсосбережения, необходимо все же опираться на метапринципы, выражающие единство природы и человека и всеобщую закономерность. В качестве основы, таким метапринципом может стать принцип природосообразности, если рассматривать его направление как экологическое, а функционирование как здоровьесберегающую технологию воспитания, исследуется З. И. Тюмасевой, Г. М. Коджаспировой, А. Ю. Коджаспировым и др. [1]

В организации развития культуры ресурсосбережения у дошкольников, можно руководствоваться новым направлением принципа природосообразности — ноосферное образование, которое характеризуетсяя Н. В. Масловой, как «осознанно управляемое природосообразно ориентированное соразвитие Человека, Природы и Общества, при котором удовлетворение потребностей происходит без ущерба для Вселенной и последующих поколений» [2]

А. В. Мудрик считает, что важно на основе принципа природосообразности развивать и формировать у людей ценностные установки поведения в природе, отношения к природе, ресурсосберегающее и природоохранное мировозрение. [9]

Исследователи (З. И. Тюмасева, С. В. Лебедев) считают, что в ситуации, когда современное образование отдаляется от природосообразности и не ориентировано на здоровьесбережение, необходимо обращение методологии и практики образования к природным законам естественного обучения. [10]

Природосообразность так же рассматривается учеными, как принцип организации педагогической и исследовательской деятельности.

А. И. Новгородова, в соответствии с идеологией «учиться у природы», выделяет к организации исследовательской деятельности инновационные подходы. [21]

Руководство принципом природосообразности и рассмотрение данных направлений могут способствовать решению проблем в организации деятельности по развитию в современных условиях у дошкольников культуры ресурсосбережения.

Обучение ресурсосбережению и формирование основ его культуры, необходимо осуществлять в рамках дошкольного экологического образования, которое призвано решать следующие задачи:

– отбор и внедрение эффективных форм реализации мероприятий, направленных на экологическое воспитание обучающихся дошкольного возраста;

– организация системы мероприятий, направленных на формирование ценностного отношения дошкольников к окружающей среде, воспитание любви к природе родного края, бережного отношения к растениям, животным и другим природным объектам;

– создание условий для реализации мероприятий, направленных на формирование у дошкольников познавательного интереса к вопросам экологии, представления о значении природы в жизни человека.

Для развития основ культуры ресурсосбережения дошкольников в дошкольной организации необходимо организовать соответствующее образовательное пространство и создать необходимые педагогические условия.

  1. Создать единое образовательное пространство «Семья -ребенок — ДОО», для привлечения внимания воспитанников и их родителей к вопросу рационального пользования природными ресурсами.

Для того чтобы ребенок полноценно развивался, приобщался к нравственно экологическим ценностям, успешно овладел способами природ сберегающей деятельности, дошкольной организации необходимо выстраивать работу с родителями, направленную на формирование у дошкольников бережливости, которое невозможно без участия родителей, ведь первые шаги в мир природы и использования природных ресурсов ребенок делает в семье.

В этом помогут грамотно подобранные формы и методы взаимодействия не только традиционные, но и инновационные:

– социально-экологические и природоохранные акции «Сдай макулатуру-спаси дерево», «Сдай батарейку-спаси ёжика», «Мы за раздельный сбор мусора» и т. д.;

– экологические фестивали «Берегите землю», «Зеленая планета» и т. д., — конкурсы творческих работ по использованию вторичного сырья «Вторая жизнь журналов»;

– конкурсы рисунков «Мы за раздельный сбор мусора», «сбережем природу от загрязнений», экологических плакатов «Берегите лес», агитационных листовок по теме ресурсосбережения;

– познавательно-исследовательская деятельность «Дело бумажное-для природы важное», «Собери, раздели, смастери», «Вторая жизнь ненужных вещей»;

– создание экологических лепбуков «Что мы знаем о лесе?», «Вода-источник жизни» и ай-стопперов «Береги природные ресурсы»;

– создание агитационных видеороликов, призывающих к бережному отношению к природе «Берегите лесные ресурсы», «Берегите воду» и т. д.;

– создание группы в социальных сетях «Эко-амбассадоры», с целью привлечения внимания родительской общественности к проблемам ресурсосбережения, к проблемам экологии; необходимости бережного отношения к природе, её животному и растительному миру.

Взаимодействие с родителями будет эффективнее, благодаря совместной природоохранной деятельности, благодаря которой потребность в ресурсосбережении станет определенным образом мысли для ребёнка и его родителей.

  1. Экологизировать предметно — развивающую среду детского сада.

В каждом из взаимопроникающих составляющих звеньев логической цепочки эффективного экологического пространства ДОО должны прослеживаться определенные образовательные, воспитательные и развивающие роли, способствующие не только развитию культуры ресурсосбережения, но и в целом экологическому образованию дошкольников.

Для развития у дошкольников основ культуры ресурсосбережения, целесообразно включать в предметно-развивающую среду дошкольных групп следующие компоненты:

Центр природы. Наполнение центра ориентировано на развитие познавательного интереса к экологии, формирование экологической культуры, экологического сознания. Всех обитателей центра следует делить на постоянных и временных. Постоянные обитатели — комнатные растения, растения, выращиваемые в огороде на окне. Временные обитатели — это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени, в соответствии с тематикой проекта, недели, образовательным событием или ситуацией.

Центр экспериментирования. Создается с целью развития у детей практических умений и навыков рационального использования природных ресурсов, формирования познавательно — исследовательской деятельности детей, обретения способностей самим формулировать вопросы и получать на них фактические ответы, развитие социокультурных навыков. Наполнение всевозможным природным и бросовым материалом, экспериментальным оборудованием — порождает у детей необычайный интерес, способствует развитию творческого воображения и логического мышления. Выводы и заключения исследовательской и экспериментальной деятельности дети фиксируют в специальные дневники наблюдений.

Игротека. Поскольку игра характеризуется ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, следует организовать игротеки, с играми, ориентированными на развитие у дошкольников отношения к природным ресурсам, в которых присутствует активная экологически нацеленная игровая деятельность. В игротеке могут размещаться экологические лепбуки, игровые задания которых способствуют формированию первоначальных представлений об экологии и природе в целом; освоению основ экологической грамотности и элементарных правил поведения в природе.

Мини-библиотека, в которой располагаются книги и журналы, ориентированные на формирование у воспитанников представлений о природных ресурсах и способах их потребления; позволяющие расширить экологические знания и кругозор дошкольников энциклопедии, фотографии, картины с изображением природных объектов, открытки и т. п. Время от времени следует организовывать выставки книг и поделок, рисунков, созданных руками детей и родителей в результате творческих проектов, конкурсов, акций.

  1. Использовать в работе с детьми методы и приемы, способствующие развитию основ культуры ресурсосбережения у дошкольников.

Наряду с традиционными методами и приемами работы с воспитанниками в вышеуказанном направлении деятельности, следует рассматривать и использование инновационных подходов к вопросу развития у детей основ культуры ресурсосбережения, такие как:

– использование проблемно — практических ситуаций в развитии ресурсосбережения детей старшего дошкольного возраста;

– разработка и реализация познавательно-исследовательских проектов, нацеленных на исследование состояния окружающей среды и способов сохранения природных ресурсов;

– социально-экологические и природоохранные акции направленные на привлечение внимания общественности на экологические проблемы и необходимость бережного отношения к природным ресурсам;

– создание экологических ай-стопперов, призывающих к рациональному природопользованию;

– детская журналистика, рубрика «Эковолонтеры»;

– создание агитационных экологических видеороликов и т. д.

  1. Создание условий для повышения педагогической компетентности в вопросах развития основ культуры ресурсосбережения у дошкольников через:

– обеспечение теоретической, психологической, методической поддержки воспитателей;​

– организацию активного участия педагогов в планировании, проектировании, разработке и реализации содержания деятельности с детьми и родителями, направленного на развитие культуры ресурсосбережения.

Применение активных форм повышения педагогической компетентности:

– проведение семинаров-практикумов, мастер-классов для педагогов по использованию инновационных форм и методов, направленных на развитие культуры ресурсосбережения у детей;

– участие педагогов в экологических квестах, природоохранных акциях и экологических фестивалях и конкурсах педагогического мастерства.

Сопровождение индивидуального маршрута самообразования по вопросам развития культуры реурсосбережения у дошкольников.

Вывод

Использование в практике деятельности дошкольной образовательной организации инновационных форм взаимодействия с родителями и организованная совместная природоохранная деятельность, позволят повысить уровень знаний родителей о ресурсосбережении, будут способствовать мотивации на осуществление грамотного природопользования, помогут в реализации целей и задач воспитания бережного отношения к природным ресурсам у детей дошкольного возраста.

Экологизация предметной развивающей среды детского сада и использование инновационных подходов к вопросу развития у детей основ культуры ресурсосбережения на основе принципа природосообразности, позволит создать единое образовательное пространство воспитания и развития ценностных установок на сохранение, восстановление и приумножение природных ресурсов; просвещения родительской общественности об экологических проблемах и способах их решения.

Следовательно, процесс формирования основ культуры ресурсосбережения у детей дошкольного возраста требует решения всех перечисленных задач в единстве и будет наиболее эффективным, при условии сформированной культуры ресурсосбережения и ресурсопотребления у родителей и педагогов. Таким образом, предложенные в статье особенности ресурсосбережения, ресурсопотребления и способы организации условий развития основ культуры ресурсосбережения, можно рассматривать как часть воспитательного процесса, раскрывающего ресурсосберегающий аспект экологического образования в интересах устойчивого развития.

Литература:

  1. Маслова Н. В. Ноосферное образование. — М.: Международная академия наук о природе и обществе, РАЕН, 1999.
  2. Козлова П. П., Максимова И. М., Абдрахманова М. В. Преемственность в теориях природосообразного и экологического воспитания / Под ред. А. С. Гаязова. — Стерлитамак: СФ МГГПУ им.М. А. Шолохова, Стерлитамак. гос. пед. академия, 2004. — 107 с.
  3. Реймерс Н. Ф. Природопользование: словарь-справочник. — М.: Мысль, 1990. — 637с
  4. Игнатьева М. Н., Литвинова А. А., Косолапов О. В. К методическому обеспечению прогнозирования экологических последствий воздействия добычи нефти и газа в северных регионах // Изв. вузов. Горный журнал. 2011. № 7. С. 70–76
  5. Мидоуз Д. Х., Мидоуз Д. Л., Рандерс Дж., Беренс III У. В. Пределы роста.Отчет для проекта Римского клуба о затруднительном положении человечества. Нью-Йорк:Universe Books, 1972. 211 с.
  6. Бут Д. Подсел на рост: экономические пристрастия и окружающая среда. Нью-Йорк:Издательство Rowman & Littlefield Publishers, 2004. 228 с.
  7. Д'Алессандро С., Луццати Т., Моррони М. Энергетический переход к экономической и экологической устойчивости: возможные пути и последствия для политики // Journal of CleanerПроизводство. 2010. Том 18. С. 291–298.
  8. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду / Н. А. Рыжова; науч. ред. — академик РАО Г. А. Ягодин — М.: Изд. дом «Карапуз», 2001. — 432 с.
  9. Абдрахманова М. В., Валеева Р. Р. Разработка принципа природосообразности в современной отечественной педагогике // Фундаментальные исследования. — 2015. — № 2–13. — С. 2940–2943;
  10. Тюмасева, З. И. Методические рекомендации по экологическому образованию/Челяб. обл. ин-т усоверш. учителей. — Челябинск. 1989. — 83 с. 23. Урсул, А. Д. Концепция опережающего образования // Вестник высшей школы.-2006. — № 7.-С.28–33
  11. Никитина, Е. Ю. Теоретико-методологические подходы к проблеме подготовки будущего учителя в области управления дифференциацией образования: моногр. / Е. Ю. Никитина — Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. — 101 с.
  12. Соколова, Н. А. Формирование культуры природолюбия младших школьников: дис. …канд. пед. наук.- Курган, 2008.- 213 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ресурс, окружающая среда, бережное отношение, культура ресурсосбережения, дошкольный возраст, природа, рациональное природопользование, развитие, развитие культуры ресурсосбережения, развитие основ культуры ресурсосбережения.


Похожие статьи

Формирование экологической культуры и эстетического...

 Формирование экологической культуры иэстетического отношения человека кприроде посредством экологического воспитания.

Цель формирования экологической культуры состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе.

Воспитание экологической культуры в ДОУ | Статья в журнале...

Развитие экологического сознания невозможно без осознания своего единства с природой.

экологическая культура, природная среда, окружающая среда, окружающий мир

Формирование у детей основ экологической культуры.

Воспитание основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством музыкальной деятельности.

Особенности формирования экологической культуры...

Процесс формирования экологической культуры включает различные виды деятельности, имеющие целью первичное ознакомление дошкольников с объектами предметами природы, углубляющее и расширяющее их представления о природе.

Теоретическое содержание понятий «устойчивое развитие»...

Непрерывность экологического образования важна так же на стадии дошкольного уровня.

Это было отражено с помощью формирования концепции ресурсосбережения — экономия тепла, воды

Ярким примером этого служит взаимосвязь природы и культуры.

М., 2009. Назаренко В. М. Экологическое образование в интересах устойчивого развития: опыт...

Экологическая культура, важный элемент в развитии...

Библиографическое описание: Григорьева, Г. Е. Экологическая культура, важный элемент в

Конференция ООН по окружающей среде и устойчивому развитию в 1992 году в

Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека

Формирование начальных основ экологической культуры у детей требует включения...

Экологическое воспитание старших дошкольников

Ключевые слова: экологическая культура, экологическое воспитание, природа, ребенок

экологическое воспитание, экологическая культура должны быть базовой потребностью и.

Предполагается, что формирование основ экологической культуры у дошкольников.

Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры личности.

Особенности экологического воспитания детей 5–6 лет в ДОУ

Настоящая статья посвящена изучению особенностей развития и экологического воспитания дошкольников в возрасте 5–6 лет, обучающихся в дошкольном образовательном учреждении.

Экологическое воспитание как одно из современных направлений...

Основополагающий аспект дошкольного детства — это приобщение к ценностям культуры.

развитие положительного опыта эмоционально-чувственного восприятия природы

Маханева М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста.

природа, экологическое воспитание, ребенок, мир природы, окружающая среда...

Экологическая культура как средство познавательного развития...

 В работе рассмотрены средства познавательного развития, которые используются при воспитании экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Ключевые слова: экологизация, познавательное развитие, средства познавательного развития.

Похожие статьи

Формирование экологической культуры и эстетического...

 Формирование экологической культуры иэстетического отношения человека кприроде посредством экологического воспитания.

Цель формирования экологической культуры состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе.

Воспитание экологической культуры в ДОУ | Статья в журнале...

Развитие экологического сознания невозможно без осознания своего единства с природой.

экологическая культура, природная среда, окружающая среда, окружающий мир

Формирование у детей основ экологической культуры.

Воспитание основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством музыкальной деятельности.

Особенности формирования экологической культуры...

Процесс формирования экологической культуры включает различные виды деятельности, имеющие целью первичное ознакомление дошкольников с объектами предметами природы, углубляющее и расширяющее их представления о природе.

Теоретическое содержание понятий «устойчивое развитие»...

Непрерывность экологического образования важна так же на стадии дошкольного уровня.

Это было отражено с помощью формирования концепции ресурсосбережения — экономия тепла, воды

Ярким примером этого служит взаимосвязь природы и культуры.

М., 2009. Назаренко В. М. Экологическое образование в интересах устойчивого развития: опыт...

Экологическая культура, важный элемент в развитии...

Библиографическое описание: Григорьева, Г. Е. Экологическая культура, важный элемент в

Конференция ООН по окружающей среде и устойчивому развитию в 1992 году в

Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека

Формирование начальных основ экологической культуры у детей требует включения...

Экологическое воспитание старших дошкольников

Ключевые слова: экологическая культура, экологическое воспитание, природа, ребенок

экологическое воспитание, экологическая культура должны быть базовой потребностью и.

Предполагается, что формирование основ экологической культуры у дошкольников.

Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры личности.

Особенности экологического воспитания детей 5–6 лет в ДОУ

Настоящая статья посвящена изучению особенностей развития и экологического воспитания дошкольников в возрасте 5–6 лет, обучающихся в дошкольном образовательном учреждении.

Экологическое воспитание как одно из современных направлений...

Основополагающий аспект дошкольного детства — это приобщение к ценностям культуры.

развитие положительного опыта эмоционально-чувственного восприятия природы

Маханева М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста.

природа, экологическое воспитание, ребенок, мир природы, окружающая среда...

Экологическая культура как средство познавательного развития...

 В работе рассмотрены средства познавательного развития, которые используются при воспитании экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Ключевые слова: экологизация, познавательное развитие, средства познавательного развития.

Задать вопрос