Экологическое воспитание старших дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (346) январь 2021 г.

Дата публикации: 22.01.2021

Статья просмотрена: 82 раза

Библиографическое описание:

Бархатова, А. М. Экологическое воспитание старших дошкольников / А. М. Бархатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 4 (346). — С. 330-332. — URL: https://moluch.ru/archive/346/77891/ (дата обращения: 19.01.2022).



В статье рассматриваются основные вопросы экологического воспитания детей старших групп в условиях детского сада.

Ключевые слова: экологическая культура, экологическое воспитание, природа, ребенок, детский сад.

Все прекрасное на Земле — от Солнца, и все хорошее от человека. Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. Охранять природу — значит охранять Родину.

Михаил Пришвин

В настоящее время вопрос об экологическом воспитании детей стоит как никогда остро. Развитие мировоззрения, экологической культуры необходимо с самого начала жизни ребенка. На нашей планете Земля существует множество глобальных проблем, таких как загрязнение океана, уменьшение площади лесов, лесные пожары, в которых наше подрастающее поколение может помочь с самых ранних лет.

На сегодняшний день экологическая ситуация в мире очень нестабильна: таяние ледников, озоновые дыры, загрязнение водного богатства планеты, пожары по вине человека. Ни один человек не сможет отрицать тот факт, что экологическое воспитание и образование являются одной из актуальнейших проблем общества XXI века. Благоразумное потребление природных ресурсов и благоприятное отношение к окружающему миру способствуют поднятию ответственности за свои действия в отношении природного мира.

В дошкольном возрасте закладываются основы конкретных знаний и представлений о природе. Окружающая нас природа дает большие возможности для разнообразной деятельности детей и формирования экологической культуры. Это влияет на развитие интеллектуальных и нравственных способностей детей.

Великий советский педагог-новатор В. А. Сухомлинский имел уникальный опыт использования в педагогических целях взаимосвязь человека и природной среды. Он создал «открытую» систему, которая была в тесной взаимосвязи с окружающей средой.

Всю созданную педагогическую систему Сухомлинского связывает невидимая нить — воспитание человека через общение с родной природой. В процессе организованной деятельности В. А. Сухомлинский решал комплекс педагогических задач: умственное воспитание, трудовое, физическое воспитание, развитие памяти и оздоровление детей. Природное окружение помогает педагогу воспитывать в подрастающем поколении такие качества как доброта, отзывчивость и честность, а также предоставляет большой опыт во взаимодействии с природой.

Одной из приоритетных задач современного образования, согласно Федеральному закону № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, является формирование духовно-нравственной личности.

Духовно-нравственное образование многогранно по своему содержанию: любовь к своим родным местам, неразрывность с окружающим миром, гордость за свой народ и культуру.

Направления духовно-нравственного образования основаны на системе ценностей, которые являются базовыми. Детям должны обеспечить усвоение правильных систем ценностей. Экологическое образование также включается в данные направления.

Экологическое воспитание дошкольников в детском саду заключается в непрерывном процессе обучения, воспитания и развития детей от рождения до поступления в школу, которое направлено на формирование его экологической культуры. Она проявляется в его положительном отношении к окружающему миру, в ответственном отношении к здоровью своих близких, соблюдении моральных норм поведения, рациональному потреблению природных ресурсов [5].

Обучение на занятиях у старших дошкольников становятся основным средством всей образовательной деятельности, в том числе и по формированию экологической культуры и формирование отношения к окружающей среде.

Основной задачей обучения является формирование обобщенных знаний об объектах и явлениях природы, а также сезонных изменениях в ней. Другой важной задачей является развитие навыков познавательной деятельности и совершенствование ее способов. Особое внимание уделяется развитию умений целенаправленно наблюдать и анализировать природные явления, сравнивать объекты природы, устанавливать взаимосвязь между ними, а также делать обобщенные выводы и умозаключения.

Занятия используются для формирования у детей осознанно-правильного отношения к природе [5].

Систематическое общение с природой является важнейшим условием формирования отзывчивости и ответственного отношения детей к ее объектам и явлениям. К. Д. Ушинский говорил о том, что только непосредственное общение с природой способствует развитию у ребенка чувства природы и пониманию ее многообразия и универсальной ценности, а также формированию экологической культуры поведения [4].

В части экологического воспитания делается уклон на формирование экологических представлений; развитие представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее. В составную часть экологического воспитания включается информация о значении солнца, воздуха, растений и животных в жизни человека и окружающей живой природе [1].

Детский сад является самым первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед воспитателями встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования и бережного отношения к окружающей ребенка среде.

У детей старшего дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности к природе. Именно в старшем дошкольном возрасте дети воспринимают мир в целом, что способствует формированию экологического мировоззрения. Важно поддерживать этот познавательный интерес у ребенка [3].

Основной формой работы в формировании экологических знаний у детей старшей группы является наблюдение. Наблюдение, как важнейший метод познания природы нашел свое отражение в работах чешского педагога Я. Коменского: «…источником знаний о природе являются наблюдения. Начало познания всегда должно начинаться с осязания, потому что ничего не существует в познании, чего раньше не было в ощущениях, поэтому и ученье необходимо воспринимать не словесным объяснением вещей, а предметным наблюдением их» [2].

Исходя из этого, практическая деятельность старших дошкольников в природе имеет ключевое значение. Индивидуальные проявления ребенка в практической деятельности по отношению к природе является показателем его экологической воспитанности и экологической культуры.

В процессе активной деятельности ребенок осуществляет свои потребности любознательного исследователя, делает выводы и обобщает полученную информацию, т. е. доминирующее наглядно-образное мышление постепенно заменяется теоретическим — основой экологического мышления человека.

Огромное значение в работе с детьми дошкольного возраста имеет игра. Освоение детьми представлений экологического характера осуществляется легче, если в процессы познания природы включаются игровые обучающие ситуации, элементы сюжетно-ролевой игры и дидактические игры.

Дидактические игры экологического содержания помогают ребенку увидеть взаимосвязь не только определённого организма, но и всей экосистемы в целом. Игры экологического содержания используются с целью уточнения, закрепления, обобщения и систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях живой и неживой природы.

В конце хочется сказать то, что содержание экологического воспитания старших дошкольников и возможность его реализации в детских садах связаны с условиями воспитания ребенка в семье и методами их воспитания.

Результатом формирования экологической культуры в детском саду является экологическая культура личности. Её составляющими являются знания об окружающей природе, и ее экологическая направленность и их умение использовать в реальной жизни, а также в разнообразной деятельности.

Литература:

  1. Веракса, Н. Е. От рождения до школы. Инновационная программа от рождения до школы / Н. Е. Веракса. — Москва: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2020. — 401 c.
  2. Коменский, Я. А. Великая дидактика / Я. А. Коменский. — Москва: ЁЁ-Медиа, 2012. — 320 с.
  3. Маневцова, Л. М. Мир природы и ребенок / Л. М. Маневцова. — Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2003. — 313 c.
  4. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы. / М. Д. Маханева. — Москва: АРКТИ, 2004. — 316 c.
  5. Рыжова, Н. А. Программа Наш дом-природа: блок занятий Я и Природа. / Н. А. Рыжова. — Москва: Карапуз-Дидактика, 2005. — 192 c.
Основные термины (генерируются автоматически): экологическая культура, детский сад, природа, ребенок, экологическое воспитание, окружающий мир, формирование, дошкольный возраст, духовно-нравственное образование, познавательный интерес.


Задать вопрос