Экологическое воспитание старших дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (346) январь 2021 г.

Дата публикации: 22.01.2021

Статья просмотрена: 428 раз

Библиографическое описание:

Бархатова, А. М. Экологическое воспитание старших дошкольников / А. М. Бархатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 4 (346). — С. 330-332. — URL: https://moluch.ru/archive/346/77891/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье рассматриваются основные вопросы экологического воспитания детей старших групп в условиях детского сада.

Ключевые слова: экологическая культура, экологическое воспитание, природа, ребенок, детский сад.

Все прекрасное на Земле — от Солнца, и все хорошее от человека. Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. Охранять природу — значит охранять Родину.

Михаил Пришвин

В настоящее время вопрос об экологическом воспитании детей стоит как никогда остро. Развитие мировоззрения, экологической культуры необходимо с самого начала жизни ребенка. На нашей планете Земля существует множество глобальных проблем, таких как загрязнение океана, уменьшение площади лесов, лесные пожары, в которых наше подрастающее поколение может помочь с самых ранних лет.

На сегодняшний день экологическая ситуация в мире очень нестабильна: таяние ледников, озоновые дыры, загрязнение водного богатства планеты, пожары по вине человека. Ни один человек не сможет отрицать тот факт, что экологическое воспитание и образование являются одной из актуальнейших проблем общества XXI века. Благоразумное потребление природных ресурсов и благоприятное отношение к окружающему миру способствуют поднятию ответственности за свои действия в отношении природного мира.

В дошкольном возрасте закладываются основы конкретных знаний и представлений о природе. Окружающая нас природа дает большие возможности для разнообразной деятельности детей и формирования экологической культуры. Это влияет на развитие интеллектуальных и нравственных способностей детей.

Великий советский педагог-новатор В. А. Сухомлинский имел уникальный опыт использования в педагогических целях взаимосвязь человека и природной среды. Он создал «открытую» систему, которая была в тесной взаимосвязи с окружающей средой.

Всю созданную педагогическую систему Сухомлинского связывает невидимая нить — воспитание человека через общение с родной природой. В процессе организованной деятельности В. А. Сухомлинский решал комплекс педагогических задач: умственное воспитание, трудовое, физическое воспитание, развитие памяти и оздоровление детей. Природное окружение помогает педагогу воспитывать в подрастающем поколении такие качества как доброта, отзывчивость и честность, а также предоставляет большой опыт во взаимодействии с природой.

Одной из приоритетных задач современного образования, согласно Федеральному закону № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, является формирование духовно-нравственной личности.

Духовно-нравственное образование многогранно по своему содержанию: любовь к своим родным местам, неразрывность с окружающим миром, гордость за свой народ и культуру.

Направления духовно-нравственного образования основаны на системе ценностей, которые являются базовыми. Детям должны обеспечить усвоение правильных систем ценностей. Экологическое образование также включается в данные направления.

Экологическое воспитание дошкольников в детском саду заключается в непрерывном процессе обучения, воспитания и развития детей от рождения до поступления в школу, которое направлено на формирование его экологической культуры. Она проявляется в его положительном отношении к окружающему миру, в ответственном отношении к здоровью своих близких, соблюдении моральных норм поведения, рациональному потреблению природных ресурсов [5].

Обучение на занятиях у старших дошкольников становятся основным средством всей образовательной деятельности, в том числе и по формированию экологической культуры и формирование отношения к окружающей среде.

Основной задачей обучения является формирование обобщенных знаний об объектах и явлениях природы, а также сезонных изменениях в ней. Другой важной задачей является развитие навыков познавательной деятельности и совершенствование ее способов. Особое внимание уделяется развитию умений целенаправленно наблюдать и анализировать природные явления, сравнивать объекты природы, устанавливать взаимосвязь между ними, а также делать обобщенные выводы и умозаключения.

Занятия используются для формирования у детей осознанно-правильного отношения к природе [5].

Систематическое общение с природой является важнейшим условием формирования отзывчивости и ответственного отношения детей к ее объектам и явлениям. К. Д. Ушинский говорил о том, что только непосредственное общение с природой способствует развитию у ребенка чувства природы и пониманию ее многообразия и универсальной ценности, а также формированию экологической культуры поведения [4].

В части экологического воспитания делается уклон на формирование экологических представлений; развитие представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее. В составную часть экологического воспитания включается информация о значении солнца, воздуха, растений и животных в жизни человека и окружающей живой природе [1].

Детский сад является самым первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед воспитателями встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования и бережного отношения к окружающей ребенка среде.

У детей старшего дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности к природе. Именно в старшем дошкольном возрасте дети воспринимают мир в целом, что способствует формированию экологического мировоззрения. Важно поддерживать этот познавательный интерес у ребенка [3].

Основной формой работы в формировании экологических знаний у детей старшей группы является наблюдение. Наблюдение, как важнейший метод познания природы нашел свое отражение в работах чешского педагога Я. Коменского: «…источником знаний о природе являются наблюдения. Начало познания всегда должно начинаться с осязания, потому что ничего не существует в познании, чего раньше не было в ощущениях, поэтому и ученье необходимо воспринимать не словесным объяснением вещей, а предметным наблюдением их» [2].

Исходя из этого, практическая деятельность старших дошкольников в природе имеет ключевое значение. Индивидуальные проявления ребенка в практической деятельности по отношению к природе является показателем его экологической воспитанности и экологической культуры.

В процессе активной деятельности ребенок осуществляет свои потребности любознательного исследователя, делает выводы и обобщает полученную информацию, т. е. доминирующее наглядно-образное мышление постепенно заменяется теоретическим — основой экологического мышления человека.

Огромное значение в работе с детьми дошкольного возраста имеет игра. Освоение детьми представлений экологического характера осуществляется легче, если в процессы познания природы включаются игровые обучающие ситуации, элементы сюжетно-ролевой игры и дидактические игры.

Дидактические игры экологического содержания помогают ребенку увидеть взаимосвязь не только определённого организма, но и всей экосистемы в целом. Игры экологического содержания используются с целью уточнения, закрепления, обобщения и систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях живой и неживой природы.

В конце хочется сказать то, что содержание экологического воспитания старших дошкольников и возможность его реализации в детских садах связаны с условиями воспитания ребенка в семье и методами их воспитания.

Результатом формирования экологической культуры в детском саду является экологическая культура личности. Её составляющими являются знания об окружающей природе, и ее экологическая направленность и их умение использовать в реальной жизни, а также в разнообразной деятельности.

Литература:

  1. Веракса, Н. Е. От рождения до школы. Инновационная программа от рождения до школы / Н. Е. Веракса. — Москва: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2020. — 401 c.
  2. Коменский, Я. А. Великая дидактика / Я. А. Коменский. — Москва: ЁЁ-Медиа, 2012. — 320 с.
  3. Маневцова, Л. М. Мир природы и ребенок / Л. М. Маневцова. — Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2003. — 313 c.
  4. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы. / М. Д. Маханева. — Москва: АРКТИ, 2004. — 316 c.
  5. Рыжова, Н. А. Программа Наш дом-природа: блок занятий Я и Природа. / Н. А. Рыжова. — Москва: Карапуз-Дидактика, 2005. — 192 c.
Основные термины (генерируются автоматически): экологическая культура, детский сад, природа, ребенок, экологическое воспитание, окружающий мир, формирование, дошкольный возраст, духовно-нравственное образование, познавательный интерес.


Похожие статьи

Воспитание экологической культуры в ДОУ | Статья в журнале...

Тема экологического воспитания детей дошкольного возраста всегда была и будет

Самое главное — в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к

Экологическое образование дошкольников — это не просто дань «модному»

Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир...

Экологическая культура как средство познавательного...

Основные термины (генерируются автоматически): экологическая культура, экологическое образование, детский сад, познавательное развитие

природа, экологическое воспитание, экологическое воспитание дошкольников, окружающий мир, дошкольный возраст

природа, экологическое воспитание, экологическое воспитание дошкольников, окружающий мир, дошкольный возраст...

Воспитание нравственных чувств у дошкольников через...

А формирование экологической культуры легче начинать в дошкольном детстве на

Работу по экологическому воспитанию дошкольников необходимо проводить, начиная с

Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогике, которое

Полноценное экологическое воспитание детей возможно при условии построения процесса экологического...

Экологическое воспитание как одно из современных...

ребенок, окружающий мир, экологическое воспитание, природа, экологическое

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — это и нравственное

Особенности формирования экологической культуры дошкольников среднего возраста в

экологическое воспитание, ребенок, практическая деятельность, природа, природный материал, художественная литература...

Формирование основ экологической культуры у детей...

Предполагается, что формирование основ экологической культуры у дошкольников

экологическое воспитание, экологическая культура должны быть базовой потребностью и

Модель формирования основ экологической культуры у детей дошкольного возраста

Развивающее обучение на основе игры — его главная цель состоит в...

Экологическое воспитание дошкольника | Статья в сборнике...

Экологическое воспитание дошкольников — это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на, этой основе правильных форм взаимодействия с ним. К экологическому воспитанию относится и то

- Совершенствование умений и навыков наблюдений за живыми и неживыми объектами...

Формирование основ экологической культуры у детей...

Была поставлена цель: формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада. Определены следующие задачи: Познакомить детей с понятиями «живая», «неживая» природа, научить устанавливать причинно-следственные

Формирование основ экологической культуры у детей... неживая природа, ребенок, форма...

Обучение и воспитание экологической культуре детей...

Экологическое образование и воспитание в последние годы стало не просто желательным, а необходимым.

Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды

Исследователями доказана возможность воспитания у дошкольников гуманных чувств (З. А...

Формирование основ экологической культуры дошкольников...

В детском саду имеется экологическая тропинка. Была разработана форма работы на

Одной из наиболее сложных форм по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста через

Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей

повседневная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, неживая природа, природа, экологическая тропинка...

Похожие статьи

Воспитание экологической культуры в ДОУ | Статья в журнале...

Тема экологического воспитания детей дошкольного возраста всегда была и будет

Самое главное — в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к

Экологическое образование дошкольников — это не просто дань «модному»

Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир...

Экологическая культура как средство познавательного...

Основные термины (генерируются автоматически): экологическая культура, экологическое образование, детский сад, познавательное развитие

природа, экологическое воспитание, экологическое воспитание дошкольников, окружающий мир, дошкольный возраст

природа, экологическое воспитание, экологическое воспитание дошкольников, окружающий мир, дошкольный возраст...

Воспитание нравственных чувств у дошкольников через...

А формирование экологической культуры легче начинать в дошкольном детстве на

Работу по экологическому воспитанию дошкольников необходимо проводить, начиная с

Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогике, которое

Полноценное экологическое воспитание детей возможно при условии построения процесса экологического...

Экологическое воспитание как одно из современных...

ребенок, окружающий мир, экологическое воспитание, природа, экологическое

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — это и нравственное

Особенности формирования экологической культуры дошкольников среднего возраста в

экологическое воспитание, ребенок, практическая деятельность, природа, природный материал, художественная литература...

Формирование основ экологической культуры у детей...

Предполагается, что формирование основ экологической культуры у дошкольников

экологическое воспитание, экологическая культура должны быть базовой потребностью и

Модель формирования основ экологической культуры у детей дошкольного возраста

Развивающее обучение на основе игры — его главная цель состоит в...

Экологическое воспитание дошкольника | Статья в сборнике...

Экологическое воспитание дошкольников — это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на, этой основе правильных форм взаимодействия с ним. К экологическому воспитанию относится и то

- Совершенствование умений и навыков наблюдений за живыми и неживыми объектами...

Формирование основ экологической культуры у детей...

Была поставлена цель: формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада. Определены следующие задачи: Познакомить детей с понятиями «живая», «неживая» природа, научить устанавливать причинно-следственные

Формирование основ экологической культуры у детей... неживая природа, ребенок, форма...

Обучение и воспитание экологической культуре детей...

Экологическое образование и воспитание в последние годы стало не просто желательным, а необходимым.

Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды

Исследователями доказана возможность воспитания у дошкольников гуманных чувств (З. А...

Формирование основ экологической культуры дошкольников...

В детском саду имеется экологическая тропинка. Была разработана форма работы на

Одной из наиболее сложных форм по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста через

Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей

повседневная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, неживая природа, природа, экологическая тропинка...

Задать вопрос