Особенности экологического воспитания детей 5–6 лет в ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 16 июля, печатный экземпляр отправим 20 июля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (340) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 14.12.2020

Статья просмотрена: 224 раза

Библиографическое описание:

Белова, Е. А. Особенности экологического воспитания детей 5–6 лет в ДОУ / Е. А. Белова, Н. И. Цвирко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 455-457. — URL: https://moluch.ru/archive/340/76447/ (дата обращения: 02.07.2022).



Настоящая статья посвящена изучениюособенностей развития и экологического воспитания дошкольников в возрасте 5–6 лет, обучающихся в дошкольном образовательном учреждении. В ходе исследования мы анализируем роль отдельных факторов и социальных агентов, оказывающих влияние на детей в данном возрастном периоде, на их ценностное восприятие и оценку окружающей среды.

Ключевые слова : возрастной период, образовательный процесс, педагогическое средство, воспитание, экология, экосистема, социальный агент.

Актуальность темы заключается в необходимости детального изучения особенностей экологического воспитания детей дошкольного возраста 5–6 лет в дошкольном образовательном учреждении. Экологическое воспитание — неотъемлемая часть общей культуры дошкольника, оно необходимо, чтобы подготовить детей, готовящихся к поступлению в школу основам экологической культуры, умению ценить окружающую среду и иметь активную роль в вопросах, так или иначе касающихся сохранения экологического баланса и соблюдения экологических принципов на локальном, микросоциальном уровне.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать материалы статьи для корректировки педагогического процесса, направленного на изучение особенностей воспитания детей 5–6 лет и некоторых аспектов взаимосвязи системно-деятельностного подхода с разновидностью модульного подхода, предполагающего включение программы экологического воспитания.

Экологическое воспитание — это формирование осознанного и правильного отношения к природе и всему её многообразию, которое нужно начинать с малого возраста. При формировании гуманного отношения к природе, необходимо помнить следующее: важно донести до детей, что человек и природа тесно связаны друг с другом, поэтому забота о природе — это, прежде всего, забота о самом себе, о своих близких и всех окружающих.

Т. В. Волосникова [1] считает, что экологическое воспитание, хотя и не является обязательным для дошкольников в том виде, в котором представлено в школах, необходимо, поскольку с точки зрения психологии, именно в дошкольном возрасте формируются основные ценностные притязания человека. Если правильно сформировать у ребёнка представление о важности защиты окружающей среды, бережного отношения к природе, то в более зрелом возрасте эти ценности будут служить основой для нравственного развития личности [1].

С. Н. Николаева [5] пишет, что в экологическом воспитании содержатся две составляющие личностно-ориентированного развития ребёнка. Во-первых, это совокупность ценностных аттракторов — значимых ценностей, которые способствуют бережному отношению не только к природе как к окружающей среде, но и в более широком смысле — к жизни, во всех её разновидностях. Во-вторых, экологическое воспитание способно оказать влияние на ментальность подрастающего человека, сформировать социокультурные черты, присущие гражданскому обществу. Можно сказать, что экологическое воспитание — мост между миром природы и миром человека и общества [5].

Исходя из мнений двух исследователей, можно отметить, что роль процесса обучения для ребёнка, включённого также в процесс экологического воспитания, состоит не только в накоплении и расширении знаний, но и в постепенном усложнении ценностно-распознавательных функций: ориентировке в сложных аксиологических и деонтических нормах общества, восприятия своей роли в нём и самого понимания своей деятельности (внутриигровой и учебной). Безусловно, от интенсивности и соотнесённости модулей классического обучения и экологического воспитания зависит выработка познавательного интереса и непосредственно знаний. Задача педагога — соблюсти «золотую середину».

При правильной регулировке экологического воспитания в контексте общего направления образовательного процесса педагогом, дети легче воспринимают информацию, легче запоминают количество предметов, а также их качественные и функциональные характеристики. При этом, для соблюдения принципа наглядности педагог может использовать специальные технологические средства.

Здесь следует оговориться о том, что непосредственно для развития у детей полноценного экологического воспитания педагог не должен жертвовать запланированной программой занятий, а лишь ненавязчиво дополнять их. Для освещения глобальных проблем экологии можно выделить отдельный день, приуроченный к какому-либо событию или мероприятию.

В данном контексте целенаправленный процесс обучения подразумевает работу над ошибками (нарушениями норм экологического воспитания на глобально и локальном уровнях), как детьми, так и педагогом, разбор причин, по которым они допускались. При этом самостоятельная работа детей вне занятий в саду по углублению и расширению знаний экологического характера. должна постоянно сопровождаться личностными и социальными стимулами, но так, чтобы стимул не стал первоочередной целью выполнения самой работы [3].

Именно такая динамика позволяет максимально успешно вести воспитательную работу не только в образовательном учреждении, но и дома, что позволит детям вырасти в благоприятной среде. Так же не помешают, а даже помогут занятия в образовательном учреждении с участием родителей, чтобы показать подрастающему поколению правильное, бережное отношение к окружающему на примере мам и пап. Это могут быть совместные игры, внутригрупповые занятия, мастер-классы и даже туристические походы.

В рамках туристического подхода продуктивности восприятия можно добиться, благодаря близкому расположению к знакомому месту (к детскому саду), что поможет малышам чувствовать себя спокойно в привычной для них обстановке, что, в свою очередь, даст больше возможности для концентрации внимания. Так же, запоминанию информации поспособствует небольшое разнообразие растительности. Во время прогулки можно в сказочной форме рассказывать про пользу каждого дерева и его значимость не только для людей, но и животных [2].

Как пишет Н. Н. Мазильникова [4], при этом, можно упрощённо подать материал в сказочной форме, рассказать про процесс фотосинтеза в каждом листочке, благодаря которому вырабатывается кислород. Главное — заинтересовать ребёнка, выработать у него познавательный интерес и любознательность, затем — стимулировать и мотивировать его деятельность и познавательную активность [4].

Стоит отметить, что проблема поиск «интереса» и стимула к познанию в экологическом разделе педагогике не нова. Она заключается в том, чтобы приблизить ребёнка к авторитету — к педагогу и научению, делая обучение для ученика желанным, а экологическое воспитание — максимально приближенным к его классической форме. Ведь без столь полезной потребности, как интерес к окружающей среде, немыслимо благополучное формирование и дальнейшая познавательная деятельность ребёнка по данному направлению в принципе. Но в данном ключе он получает не только стремление к постоянному диалектическому пересмотру и анализу природы и общества, но и к непосредственному включению в образовательный процесс.

В заключение отметим, что под воздействие социальной среды в 5–6-летнем возрасте во многом зависит формирование личности человека, его интересы и его выбор занятий, хобби профессии в будущем. Именно поэтому экологическое воспитание необходимо применять в данный возрастной период. Так, формирование ценностей, понимания важности природного мира происходит ещё в детстве под воздействие первых социальных групп, в которые входит человек: семья, во многом формирующая первичные стремления и интересы человека, закрепляются друзья и класс, оказывающие высокое социально-психологическое воздействие на будущую личность, педагог, представляющий собой авторитетную фигуру взрослого, сформированной личности в глазах ребёнка.

Выводы. Таким образом, экологическое воспитание играет огромную роль в развитии детей дошкольного возраста. В систему ДОУ, по утверждению многих современных отечественных психологов и социологов экологическое воспитание является неотъемлемой частью развития ценностной системы у ребёнка, только освещая все проблемы природы и её взаимосвязи с обществом в столь раннем возрасте можно добиться уважительного отношения к окружающей среде, к природе и жизни во всех её проявлениях.

Литература:

  1. Волосникова Т. В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. — 2005. — № 6. — С. 16–20.
  2. Горбунова Г. А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. — 2005. — № 6. — С. 10–16.
  3. Егоренков Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. — Москва: АРКТИ, 2001. — 128с.
  4. Мазильникова Н. Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период / Н. Н. Мазильникова, С. В. Терехина. — Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. — 96с.
  5. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — Москва: Издательский центр «Академия», 2002. — 336с.
Основные термины (генерируются автоматически): экологическое воспитание, окружающая среда, бережное отношение, возрастной период, дошкольный возраст, образовательный процесс, дошкольное образовательное учреждение, образовательное учреждение, познавательный интерес, сказочная форма.


Похожие статьи

Экологическая культура как средство познавательного развития...

В дошкольных учреждениях система экологического образования создавалась

природа, экологическое воспитание, окружающая среда, ребенок, экологическая культура

дошкольный возраст, ребенок, экологическое образование, природа, экологическая...

Народная сказка как средство формирования экологического...

Старший дошкольный возрастпериод активного освоения норм, формирования привычек, чувств, отношений. Он является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом.

Экологическое воспитание дошкольников | Статья в журнале...

Экологическое воспитание — это формирование осознанного и правильного отношения к природе и всему её многообразию, которое нужно начинать с малого возраста. Это отношение к себе, как к маленькой частице окружающего мира, взаимодействие с самой природой.

Формирование экологической воспитанности у детей...

природа, экологическое воспитание, экологическое воспитание дошкольников, окружающий мир, дошкольный возраст, экологическая культура детей, формирование системы, окружающая среда... Изучение уровней экологической компетенции детей...

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного...

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы, и окружающему миру в целом, развитию чувства эмпатии к объектам природы. природа...

Экологическое воспитание как одно из современных...

окружающий мир, дошкольный возраст, ребенок, дошкольное детство, окружающая среда, природа, экологическое воспитание, гуманное отношение, живая природа, экологическая культура.

Особенности формирования экологической культуры...

Процесс формирования экологической культуры включает различные виды деятельности

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа

Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться...

Форма работы по экологическому воспитанию детей старшего...

В работе с детьми используются формы работы, соответствующие программе образовательного учреждения по экологическому воспитанию. Методы и приемы, использованные по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста.

Воспитание экологической культуры в ДОУ | Статья в журнале...

Тема экологического воспитания детей дошкольного возраста всегда была и будет актуальна.

Мы считаем, что проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста

Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс...

Похожие статьи

Экологическая культура как средство познавательного развития...

В дошкольных учреждениях система экологического образования создавалась

природа, экологическое воспитание, окружающая среда, ребенок, экологическая культура

дошкольный возраст, ребенок, экологическое образование, природа, экологическая...

Народная сказка как средство формирования экологического...

Старший дошкольный возрастпериод активного освоения норм, формирования привычек, чувств, отношений. Он является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом.

Экологическое воспитание дошкольников | Статья в журнале...

Экологическое воспитание — это формирование осознанного и правильного отношения к природе и всему её многообразию, которое нужно начинать с малого возраста. Это отношение к себе, как к маленькой частице окружающего мира, взаимодействие с самой природой.

Формирование экологической воспитанности у детей...

природа, экологическое воспитание, экологическое воспитание дошкольников, окружающий мир, дошкольный возраст, экологическая культура детей, формирование системы, окружающая среда... Изучение уровней экологической компетенции детей...

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного...

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы, и окружающему миру в целом, развитию чувства эмпатии к объектам природы. природа...

Экологическое воспитание как одно из современных...

окружающий мир, дошкольный возраст, ребенок, дошкольное детство, окружающая среда, природа, экологическое воспитание, гуманное отношение, живая природа, экологическая культура.

Особенности формирования экологической культуры...

Процесс формирования экологической культуры включает различные виды деятельности

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа

Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться...

Форма работы по экологическому воспитанию детей старшего...

В работе с детьми используются формы работы, соответствующие программе образовательного учреждения по экологическому воспитанию. Методы и приемы, использованные по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста.

Воспитание экологической культуры в ДОУ | Статья в журнале...

Тема экологического воспитания детей дошкольного возраста всегда была и будет актуальна.

Мы считаем, что проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста

Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс...

Задать вопрос