Проблемы повышения концентрации внимания учащихся на уроках | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (466) май 2023 г.

Дата публикации: 10.05.2023

Статья просмотрена: 73 раза

Библиографическое описание:

Даутова, Э. Д. Проблемы повышения концентрации внимания учащихся на уроках / Э. Д. Даутова, Н. Д. Киноятова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 19 (466). — С. 462-467. — URL: https://moluch.ru/archive/466/102354/ (дата обращения: 02.05.2024).



Цель статьи реализация на уроке активных методических приемов, используемых для пробуждения внимания учащихся к получению знаний через коррекцию проблемы дисциплины. В этой статье учителя расскажут, какие методы и приемы они использовали для повышения концентрации внимания учащихся в преподавании «истории Казахстана» и насколько они эффективны. Для исследования были отобраны учащиеся 7 и 9 — классов. Цель состоит в том, чтобы наблюдать, как возраст влияет на разных учащихся в то время, когда они используют одни и те же методы обучения.

The purpose of the article is the implementation in the lesson of active methodological techniques used to awaken students' attention to obtaining knowledge through correction of the discipline problem. In this article, teachers will tell you what methods and techniques they used to increase the concentration of students' attention in teaching the «history of Kazakhstan» and how effective they are. Students of grades 7 and 9 were selected for the study. The goal is to observe how age affects different students at a time when they use the same teaching methods.

Почему мы начали изучать этот вопрос?

Хотя учебный потенциал учащихся 7 «D» класса был высоким, во время урока часто становилось очевидным, что из-за плохой дисциплины учащихся и неспособности правильно организовать учебную деятельность, занимаясь различными делами на уроке не слушание друг друга, все эти факторы не позволяли проводить уроки в большинстве случаев должным образом. Поведение нескольких учеников на уроке,рассказывание историй,не связанных с уроком, издевательства друг над другом создавали серьезные препятствия для проведения урока. А так как у учащихся 9 «В» класса неправильно поставлена направленность на обучение, и они переживают подростковый возраст,у данных детей быстро меняется поведение, а также мысли, которые в большинстве внеурочных случаев переходят на посторонние вещи (мобильный телефон), «сконцентрировать внимание учащихся на занятия» стало проблемой.

С целью решения этой проблемы, присоединившись к исследовательской группе «Lesson Study», в целях постоянного совершенствования учения и обучения, появилось главное требование-проводить наблюдение на других занятиях, корректировать дисциплину учащихся, определять подход к обучению каждому учащемуся.

«Lesson Study» — это педагогический подход, выражающий особую форму. Исследования в деятельности на уроках, способствующие совершенствованию знаний в области педагогической практики. Об эффективности методологии подхода «Lesson Study» говорит Пит Дадли, так как это помогает учителям:

1. Процесс обучения детей более четко прослеживается в различных действиях и деталях, чем обычно;

2. Учитель должен учитывать разницу между тем, что должно происходить при обучении детей, и тем, что происходит на самом деле.;

3. Понять как планировать обучение, чтобы максимально удовлетворить потребности учащихся;

4. Реализация подхода «Lesson Study» в рамках профессионального сообщества учителей, основной целью которого является оказание помощи учащимся в обучении и профессиональном обучении членов группы.

«Lesson Study» циклін өткізген кезде мұғалімдер әртүрлі педагогикалық тәсілдерді өзгерту немесе жетілдіру, содан кейін оларды «Lesson Study» бойынша ашық өткізу немесе оны пайдалану бойынша әдістемелік ұсыныстарды жариялау арқылы жалпылайды және әріптестеріне таратады [1, 27]-деп келтіреді. Кроме того, «Lesson Study» включает в себя участие группы учителей, которые совместно проводят планирование урока, обучение, мониторинг, анализ учения и обучения, а также документирование выводов. Как это приводит Пит Дадли «при проведении цикла «Lesson Study» учителя обобщают и распространяют среди коллег методические рекомендации по изменению или совершенствованию различных педагогических подходов, а затем открыто проводят их по «Lesson Study» или используют его» [1, 27]. Таким образом, вообще говоря, «Lesson Study» — Это система, которая включает как минимум три цикла «Lesson Study», которые команда учителей совместно планирует, преподает/наблюдает и анализирует. То есть в нашем опыте мы опирались на методологию Пита Дадли.

Как началась работа...

Самым первым шагом в работе стало знакомство с проектом «Lesson Study» и понимание того, как его реализовать. «Lesson Study» способствует повышению квалификации опытных и неопытных учителей, так как в результате совместного планирования, совместного контроля, совместного анализа педагоги формируют «совместное представление» об обучении. При этом аспекты обучения рассматриваются не только со своей позиции, но и глазами коллег, готовящихся к «Lesson Study» [1,29].

На первой встрече была проведена исследовательская работа «Lesson Study» по методике Пита Дадли. По ней было сформировано 5 групп. В качестве молодых специалистов мы зарегистрировались в 5-ю группу и начали работу с января. Мы организовали наши расписания, в которых участникам этой группы, т. е. учителям, было бы удобно посещать занятия друг друга. Поскольку доминирующими членами группы были молодые специалисты, в состав группы входил как минимум один из представителей лидерства,то есть тренеры и учителя с большим преподавательским опытом. Поэтому в качестве лидера и главного советника учителя «Дизайна» и «Казахского языка» оказали свою первую помощь.

На следующем заседании были обсуждены проблемы и потребности каждого учителя. В конце исследования мы рассказали, каких результатов мы ожидаем. Как показано на рисунке 1, уроки учителей планировалось проводить в 3 цикла.

Структура подхода Lesson Study

Рис.1. Структура подхода Lesson Study

Так как выбранная нами проблема схожа,то для совместного планирования урока и применения на уроке тех же методов и приемов объединились учитель «Истории Казахстана» 7 «Д» класса и учитель «Истории Казахстана» 9 «В» класса. Из 7 «Д» и 9 «В» классов были отобраны учащиеся А, В,С,ниже высшего, среднего и среднего уровня в общем образовании или конкретных учебных навыках по определенным предметам. При завершении исследовательской работы» Lesson Study мы показали ожидаемый результат учащихся 7 «Д» класса и 9 «В» класса (в таблицах 1 и 2).

Таблица 1

Ожидаемый результат от учащихся 7 «Д» класса

Ученик А

Ученик В

Ученик С

– Всегда активен на уроке и аккуратно выполняет задания самостоятельно на раннем этапе;

– Может сделать анализ на исторических событий;

– Проявляет лидерские качества в парной или групповой работе.

– Проявляет активность в некоторых ситуациях на уроке;

– Выполняет задания с помощью учителя,но вовремя;

– Проявляет активность в парной или групповой работе.

– Не проявляет активности к занятиям, но старается выполнять задания;

– Не очень активно в парной или групповой работе.

Таблица 2

Ожидаемый результат от учащихся 9» В " класса

Ученик А

Ученик В

Ученик С

– Активный на уроке, постоянно участвует в обсуждении внутри класса;

Проявляет себя лидером в парной и групповой работе, помогает другим ученикам

– Активно участвует в занятиях

– Самостоятельно выполняет поставленные задачи

– Активно работает при парной и групповой работе

– Может ответить на вопросы, которые ему задают во время урока;

– Может выполнять заданное задание под наблюдением учителя;

– Старается проявлять активность в парной и групповой работе.

Следующим шагом мы провели небольшой опрос учащихся от других учителей, которые обучают учащихся 7 «Д» и 9 «В» классов. По результатам опроса в 7 «Д» классе:

Установлено, что у учащихся по имени Б, имени С, имени А, имени Д показатель дисциплины худшее (рис. 2).

Показатели учащихся, нарушающих дисциплину в 7 «Д» классе.

Рис. 2. Показатели учащихся, нарушающих дисциплину в 7 «Д» классе.

А в 9 «В» классе были выявлены учащиеся по имени Р, имени А, имени С, имени А, не проявляющие особой активности на уроке. Показатель показан на следующей (рис. 3).

Показатель неактивных учащихся в 9 «В» классе

Рис. 3. Показатель неактивных учащихся в 9 «В» классе

Наша цель при проведении опроса состояла в том, чтобы определить, каким учащимся необходимо переключить свое внимание, которые вызывают беспорядок в классе, а также спланировать дальнейшие действия, которые будут применяться к ним.

Следующее занятие проводилось по собственному плану каждого учителя, благодаря чему мы смогли заметить, насколько актуальна наша проблема. При этом совместно планируем повысить познавательные интересы учащихся двух классов, повысить качество образования и дисциплинировать в классе. Для этого мы использовали аналогичные методы(создание газет, плакатов, классов и т. д.) Для обоих классов в одном и том же кейсе [3]. Мы предлагаем несколько типов используемых методов.

Для «вызова к уроку» мы использовали методы: «4 рисунка — 1 слово», «Пазл»,«Кроссворд», «Мозговой штурм» [3]. Благодаря этому у учащихся развились навыки работы с рисунком, его понимания и анализа, критического мышления, запоминания информации с прошлого урока.

Момент когда учащиеся 7 «Д» собирают «Пазл» Момент когда учащиеся 7 «Д» собирают «Пазл»

Рис. 4.Момент когда учащиеся 7 «Д» собирают «Пазл»

В ходе урока учащимся было уделено приоритетное внимание проведению индивидуальной, парной и групповой работы. Групповые задания были организованы по созданию «Газет», «Постеров», «Класстеров», исследовательской работе и организации проектов. Здесь цель состоит в том, чтобы ученик сам мог развиваться как личность, а также поддерживать развитие единства среди одноклассников как «коллектив» [2]. То есть работа в команде является важным методом формирования вышеперечисленных навыков и личностных качеств, так как она формирует навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи; в результате общения достигается взаимопонимание, столь необходимое для развития личности [2]. Ни для кого не секрет, что современные дети отдают предпочтение мобильным телефонам, социальным сетям. В связи с этим мы подготовили специальную коробку для сбора мобильного телефона, хотя это и простая уловка, чтобы направить внимание учащихся «на обучение и соблюдения дисциплины» во время урока. Это способствовало устранению одного препятствия в проведении занятий в двух классах.

После проведения совместно спланированного урока 7 «Д» класса по проекту «Lesson study» во время обсуждения учителю было предложено сосредоточиться на учащемся, который очень старается на уроке, и в целом быть внимательным, чтобы не искоренить интерес учащихся к заданным вопросам. Предложения, высказанные после обсуждения, были учтены при планировании следующих занятий. Также для регулирования воспитательной работы с учащимися 7 «Д» класса применялся способ «поощрения и наказания». В данном методе отдельная похвала учителя показала «положительный результат» среди учащихся 7 «Д» класса. Учитель 9 «В» класса дал свободу организации «исследовательской» работы, учитывая возрастную особенность учащихся. Учащиеся самостоятельно проводили сбор,обработку,сортировку,анализ информации по исследовательской работе, проводимой по совету учителя. Это также дало «положительный результат» в 9 «В» классе на раскрытие интереса к учебе. На рисунке ниже показан результат самостоятельной исследовательской работы учащихся.

Журналы, созданные учащимися 9 «В» класса группой

Рис. 5.Журналы, созданные учащимися 9 «В» класса группой

В качестве учителей предмета «История Казахстана» 7 «Д» и 9 «В» классов мы провели анкетирование с целью выяснить мысли учащихся и определения конкретных результатов.

Результаты анкетирования учащихся 7 «Д» класса

Рис. 6. Результаты анкетирования учащихся 7 «Д» класса

Результаты анкетирования учащихся 9 "В" класса

Рис. 7. Результаты анкетирования учащихся 9 "В" класса

В ходе проекта Lesson Study, проведенного с учащимися 7 «Д» класса, были достигнуты следующие хорошие результаты. Было замечено улучшение общения среди одноклассников. Их смешивание местами оказал продуктивный результат.В групповой работе учащиеся А,В были активны и проявляли лидерство. Ученик С начал проявлять интерес к выполнению заданий. Конечно, вначале на уроке возникли трудности, но, несмотря на то, что мы старались вовлекать всех учеников в занятия, 2–3 ученика не переставали шуметь. Было видно, что девочки не проявляют особой активности из-за того, что большое внимание уделялось мальчикам на начальных этапах наблюдения за занятиями. А поскольку у мальчиков преобладает энергия, решение этой проблемы все еще остается в процессе поиска. Кроме того, возникли трудности из-за несоблюдения сроков выполнения заданий, дедлайнов, так как в большинстве случаев задача оставалась несвоевременной из-за того, что учащиеся разговаривали друг с другом.

А у учащихся 9 «В» класса в ходе проекта «Lesson Study» мы добились следующих положительных результатов. Выполнение групповой и парной работы, хотя поначалу это было проблемой, в конце концов окупилось, и между учениками начали налаживаться «хорошие отношения». Учащихся интересовал процесс групповой и самостоятельной работы во время занятий, в частности, поиск фотографий с информацией. В частности, самостоятельное ведение журнала не только пробудило интерес учащихся, но и развило их как дизайнеров, журналистов. Школьникам понравилось частое использование средств ИКТ на уроках. Однако возник и ряд трудностей. Так как большая часть работы проводилась в группе, наблюдалась несвоевременная успеваемость, аналогичная проблеме в 7 «Д» классе, основная причина которой заключалась в том, что учащиеся еще не могли работать по ролям в группе. Все еще остаются 1–2 ученика, которые «все еще используют сотовый телефон, скрываясь от учителя». В качестве его решения была рассмотрена сторона сбора телефонов у учащихся в начале урока, если в дальнейшем телефонная помощь не понадобится.

Подводя итог, в рамках проекта «Lesson Study» помимо коррекции дисциплины и раскрытия внимания к уроку учащегося., мы рассмотрели различные способы интересного проведения урока с использованием различных методик. Это, в свою очередь, принесло свои плоды, доказательством чего являются работы, выполненные учащимися во время урока, и результаты анкетирования, полученные за время окончания 3-х циклов. Однако мы пришли к мысли, что работу по некоторым вопросам, которые не нашли полного решения, мы все же должны продолжить. Работа будет продолжена и в следующем учебном году.

Литература:

  1. Lesson Study: теория и практика применения/Пит Дадли (Великобритания) Lesson Study UK www.lessonstudy.uk Астана, 2013.
  2. Тәрбие жұмысының теориясы мен әдістемесі /Иманбаева С. Т.,Майғаранова Ш..Алматы,2017.
  3. Психологияны оқытудың белсенді әдістері: оку құралы/ Бапаева М.Қ., Ауталипова Ұ.И., Бапаева С. Т..-Алматы: «Отан» баспасы, 2016.- 188 б.
Основные термины (генерируются автоматически): учащийся, групповая работа, класс, урок, время урока, Дадли, исследовательская работа, учитель, занятие, имя А.


Похожие статьи

Качественная подготовка учителя к уроку | Статья в журнале...

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы).

Преподаватель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке.

 продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся

План урока — это конечный результат подготовительной работы учителя к проведению урока.

Использование групповых методов обучения на уроках

3) Шум на уроке, возникающий при совместной работе учащихся, потеря «должной дисциплины»

3. Напишите напротив каждого пункта имя члена группы, чтобы каждый принимал участие в работе и знал, когда и что он

Например (из практики на уроке Технологии в 1-м классе).

Структура Коннерс часто используется на этапе рефлексии или в начале урока.

Общие рекомендации по проведению урока специальности...

Урок является основной формой организации учебной и воспитательной работы.

Цели уроков. Урок представляет собой ограниченную во времени, организованную систему

Что же такое цель, и какие цели урока ставит учитель? Общепринято, что цель - это

следующие виды уроков: теоретическое занятие, практическое занятие, самостоятельная работа, лекция...

Исследование в действии: Как развивать диалогическую речь на...

При проведении уроков в 9 G классе я отмечала, что учащиеся неохотно ведут обсуждение в группе, в парах

На первом интегрированном уроке (физика-информатика) «Закон сохранения импульса.

В процессе кодирования информации учащиеся оценивали работу друг друга.

Групповая работа — одна из традиционных форм организации урока физической культуры, а...

Организация самостоятельной работы школьников на уроках

3. В процессе занятия учителю необходимо следить за ходом самостоятельной работы.

1. Постановку темы занятий и определение задач лабораторной работы.

Если это групповая работа, значительная часть успеха зависит от ее состава — уровень знаний, умений и навыков в каждой группе должен быть

1. Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках.

Влияние групповой работы на активизацию познавательной...

Не менее интересны ученикам на уроках биологии различные интерактивные методы.

В начале урока учащиеся берут со стола учителя листок бумаги и в процессе урока

Учитель периодически подходит к вопросам и отвечает на них. Если в процессе урока

основании чего они сделали такой вывод, и представляют свои доводы классу во время сессии опроса мнения.

Организация групповой работы в начальной школе в рамках...

И на других этапах урока. Групповая работа в 1–2 классах преобладает в форме парной работы.

В 3–4 классах уже можно использовать более сложные виды групповой работы.

Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках.

В заключение несколько советов учителю по организации групповой работы.

Применение стратегий критического мышления на различных...

[1,с.131]. Именно поэтому, на первый план для учителя выходит задача развития

В совмещённых классах, особенно в первое время, сложно организовать работу по данному

Педагог может начать работу с «младшим» классом, создав для этого класса проблемную

Как правило, в малокомплектных школах- это групповая работа. Из опыта работы можно...

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся...

В СШ № 11 научное общество учащихся «Прометей» функционирует с 2007 года.

Этап 6. Представление исследовательской работы.

Во время урока задействован весь класс. В форме тренингов и игр детям дают знания и навыки, позволяющие учить их мыслить

Его повседневная работа в классе направлена на воспитание и развитие учащихся.

Похожие статьи

Качественная подготовка учителя к уроку | Статья в журнале...

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы).

Преподаватель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке.

 продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся

План урока — это конечный результат подготовительной работы учителя к проведению урока.

Использование групповых методов обучения на уроках

3) Шум на уроке, возникающий при совместной работе учащихся, потеря «должной дисциплины»

3. Напишите напротив каждого пункта имя члена группы, чтобы каждый принимал участие в работе и знал, когда и что он

Например (из практики на уроке Технологии в 1-м классе).

Структура Коннерс часто используется на этапе рефлексии или в начале урока.

Общие рекомендации по проведению урока специальности...

Урок является основной формой организации учебной и воспитательной работы.

Цели уроков. Урок представляет собой ограниченную во времени, организованную систему

Что же такое цель, и какие цели урока ставит учитель? Общепринято, что цель - это

следующие виды уроков: теоретическое занятие, практическое занятие, самостоятельная работа, лекция...

Исследование в действии: Как развивать диалогическую речь на...

При проведении уроков в 9 G классе я отмечала, что учащиеся неохотно ведут обсуждение в группе, в парах

На первом интегрированном уроке (физика-информатика) «Закон сохранения импульса.

В процессе кодирования информации учащиеся оценивали работу друг друга.

Групповая работа — одна из традиционных форм организации урока физической культуры, а...

Организация самостоятельной работы школьников на уроках

3. В процессе занятия учителю необходимо следить за ходом самостоятельной работы.

1. Постановку темы занятий и определение задач лабораторной работы.

Если это групповая работа, значительная часть успеха зависит от ее состава — уровень знаний, умений и навыков в каждой группе должен быть

1. Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках.

Влияние групповой работы на активизацию познавательной...

Не менее интересны ученикам на уроках биологии различные интерактивные методы.

В начале урока учащиеся берут со стола учителя листок бумаги и в процессе урока

Учитель периодически подходит к вопросам и отвечает на них. Если в процессе урока

основании чего они сделали такой вывод, и представляют свои доводы классу во время сессии опроса мнения.

Организация групповой работы в начальной школе в рамках...

И на других этапах урока. Групповая работа в 1–2 классах преобладает в форме парной работы.

В 3–4 классах уже можно использовать более сложные виды групповой работы.

Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках.

В заключение несколько советов учителю по организации групповой работы.

Применение стратегий критического мышления на различных...

[1,с.131]. Именно поэтому, на первый план для учителя выходит задача развития

В совмещённых классах, особенно в первое время, сложно организовать работу по данному

Педагог может начать работу с «младшим» классом, создав для этого класса проблемную

Как правило, в малокомплектных школах- это групповая работа. Из опыта работы можно...

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся...

В СШ № 11 научное общество учащихся «Прометей» функционирует с 2007 года.

Этап 6. Представление исследовательской работы.

Во время урока задействован весь класс. В форме тренингов и игр детям дают знания и навыки, позволяющие учить их мыслить

Его повседневная работа в классе направлена на воспитание и развитие учащихся.

Задать вопрос