Организация научно-исследовательской деятельности учащихся на факультативных занятиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (191) февраль 2018 г.

Дата публикации: 05.02.2018

Статья просмотрена: 357 раз

Библиографическое описание:

Лобан, А. С. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся на факультативных занятиях / А. С. Лобан. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 5 (191). — С. 180-182. — URL: https://moluch.ru/archive/191/48181/ (дата обращения: 24.04.2024).



Все мы мечтаем, чтобы в нашей школе детям было интересно учиться, преподавателям — интересно учить, а администрации — интересно управлять этим процессом. К достижению мечты ведут разные пути. Их множество, но главное — найти общее дело, которым может стать научная работа.

Вовлечение высокомотивированных учащихся и учителей в активную научно-исследовательскую деятельность (в том числе и с использованием факультативных занятий) — насущная потребность времени. Этому во многом способствует появление в школах научных обществ учащихся (НОУ).

В СШ № 11 научное общество учащихся «Прометей» функционирует с 2007 года. В 2012/2013 учебном году оно объединяет 42 учащихся 4–11 классов и 17 педагогов. НОУ «Прометей» занимает важное место как в административной структуре управления школой, так и в органах ученического самоуправления.

Цели НОУ «Прометей» включают:

‒ развитие творческих способностей учащихся;

‒ формирование аналитического и критического мышления;

‒ содействие в профессиональной ориентации;

‒ самоутверждение благодаря достижению подставленной цели.

Организацию исследовательской работы учащихся в общеобразовательной школе следует выстраивать поэтапно. Целесообразно выделение следующих этапов такой деятельности:

I- подготовительный (4–6 классы);

II- развивающий (7–8 классы);

III- собственно исследовательский (9–11 классы).

Первый, подготовительный этап, предполагает формирование у ребят навыков научной организации труда, обучение их работе с учебными пособиями и справочным материалом. Педагоги и старшеклассники помогают им грамотно формулировать цель, различать предмет и объект исследования, выдвигать гипотезу, формулировать выводы.

Второй, развивающий этап, предполагает совершенствование перечисленных навыков. Учащиеся 7–8 классов выступают ассистентами при проведении опытов, помогают производить подсчёты, оформляют приложения к исследовательским работам и т. д. Со второго этапа учащиеся СШ № 11 принимают участие в научно-практических конференциях: ежегодной школьной «Друзья Прометея», а также в открытых районных (в Слониме, Мостах, Волковыске, Лиде).

Третий, собственно исследовательский этап, является этапом непосредственной научно-исследовательской деятельности. Учащиеся III ступени принимают участие в городской научно-практической конференции «Первые шаги в науку», областной — «Хрустальная Альфа», при Гродненском государственном университете имени Я. Купалы — «От Альфа к Омеге».

Организуя деятельность школьного научного общества, следует помнить о факторах успешности, к которым относятся:

‒ соблюдение принципа добровольности;

‒ максимальная самостоятельность ученика в исследовании;

‒ осознание школьниками полезности выполняемой ими работы;

‒ компетентное руководство педагога ученической работой;

Работа школьного научного общества, как правило, открывается в начале учебного года. На общем установочном собрании учащихся происходит формирование предметных секций и составляется план работы на предстоящий год. Когда собрана команда единомышленников, можно переходить к непосредственной организации исследовательской деятельности учащихся, которая включает в себя несколько этапов.

Этап 1. Выбор направления исследования

Одним из самых ответственных и важных моментов исследовательской работы является выбор темы исследования. При ее определении необходимо учитывать следующие критерии:

  1. соответствие интересам учащегося-исследователя;
  2. актуальность темы, недостаточность её изученности;
  3. практическую ценность;
  4. реальную выполнимость;

Этап 2. Постановка задачи

После формулировки рабочего названия темы учащийся переходит к составлению рабочей программы исследовательской работы: конкретизируется состояние проблемы, формулируются задачи, методы и этапы исследования, а также делается прогноз его результатов.

Важно отметить, что цель должна вытекать из темы работы, задачи из цели, а выводы в конце работы соответствовать поставленным задачам.

Этап 3. Фиксация и предварительная обработка данных

На данном этапе работы следует обучить ребят грамотному использованию доступных материалов по выбранной проблеме, а также развивать умение выбирать значимую для исследования информацию.

На данном этапе зачастую необходима и коррекционная функция педагога, особенно при работе с начинающими исследователями.

Этап 4. Обсуждение результатов исследований, проверка гипотез

Обсуждение необходимо для того, чтобы представить предположения и догадки в форме гипотез, подлежащих проверке. Форма дискуссии любая, но по возможности демократичная. При этом каждый участник работы должен высказать свою точку зрения. Дискуссия — не экспромт, а подготовленное заранее мероприятие.

Этап 5. Оформление результатов работы

Результаты исследования оформляются в соответствии с общепринятыми нормами. Исследование должно включать в себя титульный лист, оглавление, введение, основную часть (из одной или нескольких глав), выводы, список использованных источников, приложения (по желанию).

Этап 6. Представление исследовательской работы.

Весьма полезным является предварительное представление исследования в рамках школьной научно-практической конференции. Этот этап не просто тренировка, а возможность оценить и исправить определенные недостатки в выступлении. Помимо этого, выступление перед большой аудиторией важно и с психологической точки зрения — участники должны быть уверены в предстоящей победе на конференции.

Наиболее распространенной в последнее время является модель защиты, которая основывается на устном выступлении с непременным отражением главных исследовательских аспектов, а именно:

‒ актуальности и новизны исследования;

‒ описания основных научных подходов к решению проблемы;

‒ обоснования выбора методов исследования;

‒ описания основных этапов работы;

‒ предоставлением основных выводов по содержанию работы.

Защита научно-исследовательской работы также предполагает демонстрацию мультимедийной презентации и использование раздаточного материала.

Важно помнить, что только при тщательном соблюдении перечисленных условий и факторов научно-исследовательская деятельность учащихся может быть эффективной и продуктивной, а участие в научно-практических конференциях — результативным.

Педагогика во все времена стремилась создать идеальную систему обучения, и наш современный век не является исключением. Новые приоритеты образования подталкивают учителей к поиску и внедрению в школах современных технологий преподавания, помогающих достичь более ощутимых результатов обучения и воспитания.

Современный урок должен обеспечивать социализацию, развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер обучаемых, освоение правил речевого поведения, формирование дружелюбного отношения и толерантности друг к другу. Учитель должен делать упор на взаимодействие учащихся друг с другом, чтобы каждый из них стал активным участником образовательного процесса в комфортной для себя обстановке.

Всем этим требованиям соответствует сингапурская методика, которая основана на идеях совместного, кооперативного обучения. Кратко ее можно описать как набор тезисов и формул, которые называются структурами. Они основаны на командных формах работы, создании психологически комфортной безопасной среды для обучающихся, использовании разнообразных приемов для объединения класса, команды. Во время урока задействован весь класс. В форме тренингов и игр детям дают знания и навыки, позволяющие учить их мыслить, высказывать свое мнение, постоянно быть активными.

Плюс этой системы в том, что учащимся, хотят они этого или нет, приходится учиться самостоятельно думать, отвечать на поставленные вопросы, дополнять друг друга, обмениваться мнениями. У них развивается устная речь.

Наряду с закреплением изученного, освежением в памяти забытого, развитием речи это способствует воспитанию чувства уважения друг к другу. На таком уроке нет лидера, все на равных. В сингапурской методике учитель уже не является центром урока. Он лишь направляет и организовывает деятельность учащихся.

Необходимо отметить, что данная методика не требует изменения хода всего урока, она предусматривает применение лишь одного-двух элементов, которые вправе выбирать сам учитель.

Outside — Inside circle (внешний и внутренний круг). Ребята встают в два круга лицом друг к другу и отвечают на вопросы, потом делают шаг влево (внутренний круг) и шаг вправо (внешний круг), тем самым они меняют партнера по диалогу. В начальной школе можно использовать эту структуру для отработки фраз What’s your name? How old are you? Have you got …? Can you…? Данный прием может использоваться и в старшей школе при отработке определенных грамматических структур (What would you do if…?)

Round Robin (высказывание по кругу). В течение 1 минуты учащиеся готовят высказывание на определенную тему. Каждый член команды по очереди высказывается в течение 15 секунд. Другие слушают, благодарят за высказывание. Затем один из слушавших рассказывает классу полученную информацию.

Tic Tac Toe («крестики-нолики»). Учащиеся пишут на карточках 9 слов определенной тематики и выкладывают их на середину стола в 3 ряда. Каждый член команды составляет 3 предложения, используя 3 слова на одной линии (по горизонтали, вертикали или диагонали). Структура позволяет эффективно организовать повторение и отработку лексики.

Take off-Touch down (встать-сесть). Структура используется при проверке задания (Stand up if the statement is true). Также структура может использоваться по принципу «верю-не верю» в качестве физминутки.

High five (поднятая рука) — структура, означающая, что учитель требует внимания. Учитель поднимает руку, учащиеся в ответ должны тоже поднять руку и посмотреть на учителя. Данная структура учит сконцентрировать внимание на учителе и приготовиться к следующему этапу работы.

Stir the class («перемешай класс»). Для каждой группы дается задание, и учащиеся выполняют его в течение 3 минут. Затем подводят черту, и один человек из команды идет в другую группу, чтобы дополнить этот список. Поблагодарив всех, кто помогал, ученик возвращается в свою команду, которая обрабатывает полученный результат, а затем озвучивает его. Происходит так называемый «мозговой штурм» двух разных мыслей по одной проблеме.

Corners («углы»). В 4 угла (или на стены класса) размещается определенный материал, например, цитаты великих людей, пословицы. Учащиеся должны выбрать один из «углов», подойти, обдумать и прокомментировать свой выбор.

Обучающие структуры позволяют организовать продуктивное общение на иностранном языке, значительно повышая эффективность урока. При этом они помогают создать на занятии атмосферу эмоционального комфорта, обеспечить заинтересованность и активность каждого учащегося, развивать такие качества, как коммуникативность, сотрудничество, критическое мышление, креативность. И это уже не просто урок, а увлекательная и захватывающая игра, заставляющая думать и творить.

Основные термины (генерируются автоматически): учащийся, III, этап, друг, исследовательская работа, класс, структура, учитель, внутренний круг, критическое мышление.


Похожие статьи

Психолого-педагогические аспекты развития критического...

внутренняя мотивация, установка на развитие критического мышления

– система целенаправленной работы педагогического коллектива по психолого-педагогическому обеспечению

Важные аспекты критического мышления у учащихся начальных классов.

Технология развития критического мышления...

Другими словами, этот вид мышления позволяет учащимся обрабатывать информацию

III фаза: Рефлексия.

Важным критерием развития критического мышления на данном этапе является отслеживание своего понимания при работе с новым материалом.

Критическое мышление как средство развития творческих...

Библиографическое описание: Алтаева Ш. К. Критическое мышление как средство развития творческих способностей учащихся на уроках

Но основное и главное — это подготовленный учитель. Его повседневная работа в классе направлена на воспитание и развитие учащихся.

Развитие критического мышления у учащихся на уроках...

Руководство для учителя. Издание третье, 2012.

Основные термины (генерируются автоматически): критическое мышление, урок, внешний круг, учебный материал, Учащийся, группа, POWERPOINT, мозговая атака, внутренний круг, предложение.

Применение технологии критического мышления на уроках...

Учитель не только активизирует, стимулирует учащегося, направляет его на дальнейшую работу, но и

Третий этап — рефлексия (размышление). Роберт Бустром в книге «Развитие творческого и критического мышления» отмечает: «Рефлексия — особый вид мышления...

Технология развития критического мышления как средство...

Схема 1 -Трехфазная структура учебного занятия. Первая фаза предоставляет возможность учащимся проанализировать то, что они уже

Виноградова А.В. Формирование критического мышления школьников при проведении устной работы по геометрии в старших классах / А.В...

Формирование духовного мира личности и интеллектуальное...

Прием «Письмо по кругу» предполагает групповую форму работы.

Основные термины (генерируются автоматически): критическое мышление, учащийся

Развитие критического мышления у школьников на примере исторической личности Владимира Святославича.

Использование проектной технологии развития критического...

Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого

Работая по технологии развития критического мышления через чтение и письмо, учащийся

Мастер-класс «Использование приемов технологии развития критического мышления на...

Важные аспекты критического мышления у учащихся начальных...

В результате выбора и представления учебных заданий, которые побуждают учащихся развивать критическое мышление, они компактны, убедительны и универсальны, чтобы критически

Похожие статьи. Работа учителя начальных классов с родителями учащихся.

Похожие статьи

Психолого-педагогические аспекты развития критического...

внутренняя мотивация, установка на развитие критического мышления

– система целенаправленной работы педагогического коллектива по психолого-педагогическому обеспечению

Важные аспекты критического мышления у учащихся начальных классов.

Технология развития критического мышления...

Другими словами, этот вид мышления позволяет учащимся обрабатывать информацию

III фаза: Рефлексия.

Важным критерием развития критического мышления на данном этапе является отслеживание своего понимания при работе с новым материалом.

Критическое мышление как средство развития творческих...

Библиографическое описание: Алтаева Ш. К. Критическое мышление как средство развития творческих способностей учащихся на уроках

Но основное и главное — это подготовленный учитель. Его повседневная работа в классе направлена на воспитание и развитие учащихся.

Развитие критического мышления у учащихся на уроках...

Руководство для учителя. Издание третье, 2012.

Основные термины (генерируются автоматически): критическое мышление, урок, внешний круг, учебный материал, Учащийся, группа, POWERPOINT, мозговая атака, внутренний круг, предложение.

Применение технологии критического мышления на уроках...

Учитель не только активизирует, стимулирует учащегося, направляет его на дальнейшую работу, но и

Третий этап — рефлексия (размышление). Роберт Бустром в книге «Развитие творческого и критического мышления» отмечает: «Рефлексия — особый вид мышления...

Технология развития критического мышления как средство...

Схема 1 -Трехфазная структура учебного занятия. Первая фаза предоставляет возможность учащимся проанализировать то, что они уже

Виноградова А.В. Формирование критического мышления школьников при проведении устной работы по геометрии в старших классах / А.В...

Формирование духовного мира личности и интеллектуальное...

Прием «Письмо по кругу» предполагает групповую форму работы.

Основные термины (генерируются автоматически): критическое мышление, учащийся

Развитие критического мышления у школьников на примере исторической личности Владимира Святославича.

Использование проектной технологии развития критического...

Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого

Работая по технологии развития критического мышления через чтение и письмо, учащийся

Мастер-класс «Использование приемов технологии развития критического мышления на...

Важные аспекты критического мышления у учащихся начальных...

В результате выбора и представления учебных заданий, которые побуждают учащихся развивать критическое мышление, они компактны, убедительны и универсальны, чтобы критически

Похожие статьи. Работа учителя начальных классов с родителями учащихся.

Задать вопрос