Роль и место прокуратуры в системе органов государственной власти | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №18 (465) май 2023 г.

Дата публикации: 08.05.2023

Статья просмотрена: 2804 раза

Библиографическое описание:

Тюрина, Е. Н. Роль и место прокуратуры в системе органов государственной власти / Е. Н. Тюрина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 18 (465). — С. 376-378. — URL: https://moluch.ru/archive/465/102232/ (дата обращения: 19.10.2024).



Для начала необходимо дать определение понятию «Прокуратура Российской Федерации». Согласно Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.

Из этого определения, закрепленного законодателем, следует, что прокуратура представляет собой самостоятельный орган государственной власти, который не относится ни к одной из ветвей власти.

В связи с этим, необходимо отметить актуальность данного вопроса. Так, многие правоведы и практикующие работники высказываются о месте прокуратуры в системе органов государственной власти. Некоторые высказываются о необходимости отнесения органов прокуратуры к определенной ветви власти, а некоторые, наоборот, высказываются о нежелательности этого.

В данной статье будет рассмотрен вопрос о месте и роли органов прокуратуры в системе органов государственной власти и аргументирована позиция о недопустимости отнесения данных органов к определенной ветви власти.

Важно отметить, что, согласно статье 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Однако, Конституция РФ не относит прокуратуру РФ ни к одной из ветвей власти.

В первую очередь, необходимо выделить то, какие задачи и цели поставлены перед органами прокуратуры и какие функции данный орган выполняет.

Согласно статье 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», основными целями деятельности Прокуратуры РФ являются: обеспечение верховенства закона и укрепление законности в стране, обеспечение охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, общества и государства.

В связи с вышеизложенным, можно выделить основную функцию органов прокуратуры, а именно — надзорная функция.

Для обеспечения реализации задач, возложенных на данный орган, прокуратура осуществляет надзор за соблюдением и исполнением законов органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также иными субъектами общественных отношений. Кроме того, прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, осуществляет уголовное преследование и координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Можно сказать, что данные функции довольно специфичны и носят всеобъемлющий характер, поскольку подразумевают взаимодействие органов прокуратуры почти со всеми субъектами общественных отношений. В связи с этим, роль и место прокуратуры в системе органов государственной власти также специфичны.

Рассмотрим позицию некоторых правоведов, которые высказываются о том, что Прокуратура РФ относится, к примеру, к судебной ветви власти. В Конституции РФ нормы, регламентирующие положение прокуратуры РФ, закреплены в главе 7, которая называется «Судебная власть и прокуратура». В связи с этим, данные исследователи утверждают, что сам законодатель не выделил прокуратуру в самостоятельную главу и, следовательно, ее необходимо отнести в судебной ветви власти, поскольку она регулируется той же самой главой Конституции РФ. Кроме того, некоторые авторы пытаются обосновать, что включенные статьи о прокуратуре в главу о судебной власти обусловлены якобы существующей зависимостью первой от второй [1].

Однако, в этой позиции есть существенные противоречия. Так, согласно ФЗ «О судебной системе Российской Федерации», судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Из этого следует, что законодатель определил круг субъектов, которые правомочны осуществлять судебною власть в Российской Федерации.

Кроме того, важным противоречием в данной позиции является то, что судебный процесс обладает таким важным принципом, как состязательность. Отнесение прокуратуры Российской Федерации к судебной власти подрывает данный принцип. По мнению российского ученого-правоведа Олега Емельяновича Кутафина — «Прокуратура РФ не является составной частью судебной власти и, следовательно, ст.129, посвященная прокуратуре, ошибочно включена в эту главу, что не может не дезориентировать как науку, так и практику» [2].

Так, в одной из функций прокуратуры РФ является осуществление уголовного преследование. Следовательно, отнеся прокуратуру к судебной власти, можно будет сказать, что суд осуществляет уголовное преследование, однако это положение будет противоречить всем основополагающим принципам и нормам, которые призваны не допустить осуществление деятельности суда с обвинительным уклоном.

Также существует позиция, согласно которой, некоторые правоведы относят прокуратуру РФ к законодательной ветви власти. Данную позицию аргументируют тем, что прокуратура РФ в процессе своей деятельности в большинстве случаев взаимодействует с нормативно-правовыми актами. Следовательно, прокуратура РФ обладает большим объемом необходимой актуальной информации о наличии пробелов в законодательной базе Российской Федерации, в связи с этим она может осуществлять правотворческую деятельность.

По мнению российского правоведа Валентина Вениаминовича Клочкова, общий надзор может осуществлять только законодательная власть, к которой, по его мнению, и должны относиться органы надзора. Эти изменения принесли бы в какой-то степени положительный результат, с точки зрения правотворческой деятельности, так как прокуратура видит проблемы, противоречия в правовом регулировании, которые можно было бы решить.

Однако, на наш взгляд, это не является основанием для отнесения данного органа к законодательной ветви власти. Вышеперечисленные положения являются лишь функциями и правомочием органов Прокуратуры, поскольку данная функция не относится к их обязанностям и основной функция данного органа является осуществление надзора.

Следовательно, в данном случае органы прокуратуры призваны лишь содействию органам законодательной власти.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что прокуратура занимает важное положение среди органов всех органов государственной власти. Она не отнесена ни к одной из ветвей власти — это является важной особенностью данного органа. Прокуратура РФ должна быть независимым органом государственной власти, поскольку основная ее функция — осуществление надзора за законностью и правопорядком, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, общества и государства. В случае, если прокуратура РФ будет отнесена к какой-либо ветви государственной власти, это может поставить под сомнение принцип независимости прокуратуры и, соответственно, подорвать ее авторитет и уровень доверия граждан.

Литература:

  1. Батманова, Е. Ю. Место и роль российской прокуратуры в системе органов государственной власти / Е. Ю. Батманова, Е. В. Писарев // Актуальные проблемы правоведения. — 2016. — № 2(50). — С. 26–30.
  2. Закирзянова, Л. Р. Место и роль органов прокуратуры в системе органов государственной власти / Л. Р. Закирзянова // Вестник науки. — 2022. — Т. 3, № 12(57). — С. 269–275.
  3. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения 25.04.2023).
  4. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202–1 (ред. от 29.12.2022) «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения 25.04.2023).
  5. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) «О судебной системе Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения 25.04.2023)
Основные термины (генерируются автоматически): государственная власть, Российская Федерация, прокуратура РФ, судебная власть, ветвь власти, прокуратура, орган, свобода человека, система органов, уголовное преследование.


Задать вопрос