В данной статье анализируется зарубежный опыт конституционного регулирования принципов избирательного права и реализации институтов выборов на примере Франции, а также сравнивается с отечественным избирательным правом с целью выделения положительных и отрицательных черт обеих систем.
Ключевые слова : конституция, выборы, избирательное право, принципы избирательного права, принципы права.
This article analyzes the foreign experience of constitutional regulation of the principles of suffrage and the implementation of electoral institutions on the example of France, and also compares it with domestic suffrage in order to highlight the positive and negative features of both systems.
Keywords : constitution, elections, suffrage, principles of suffrage, principles of law.
Институт выборов в современном демократическом обществе является одним из важнейших институтов государства. Данный институт является инструментом граждан в стране по осуществлению народовластия, а также выступает в виде гарантии и предпосылки.
Отечественный и зарубежный опыт показывают, что к определенному позитивному результату приводит строго налаженная, грамотно сформированная система, при которой минимизируются риски проявления беззакония. Избирательное право зарубежных стран представляет собой одно из главных конституционных прав человека и гражданина, поскольку на практике реализация данного института выступает как средство, обеспечивающее такие избирательные принципы, как состязательность, реальность политического процесса. Данные принципы должны реализовываться в рамках конституционных возможностей. [1, С.303]
Рассмотрим принципы избирательного права во Франции. Конституция Франции, принятая в 1958 году, устанавливает основные принципы избирательной системы. В соответствии с основными положениями суверенитет «принадлежит народу, который осуществляет его через своих представителей и посредством референдума», из данного высказывания следует принцип народовластия. Также во Франции избирательное право может быть как косвенным, так и прямым, в соответствии с условиями настоящей Конституции. Закрепляются такие неотъемлемые принципы, как всеобщность, равность и тайность голосования. Без данных принципов, в настоящее время, трудно представить страну с развитой демократией. Некоторые ученные дополняют данные принципы еще одними: периодичность выборов и достойный характер избирательного права. Последний заключается в том, что показное поведение или же пренебрежительное несовместимо с достойными выборами и влечет за собой отмену голосов и уголовное наказание.
Также во Франции на конституционном уровне закрепляются избирательные цензы, задача которых состоит в том, чтобы допустить только тех граждан, которые в полной мере обладают правосубъектностью. Таким образом, избирательным правом во Франции обладают: «все совершеннолетние граждане Франции, которые пользуются гражданскими и политическими правами» [2].
Конституция Франции закрепляет, что выборы в стране являются правом граждан на осуществление народовластия, но никак не обязанностью или «гражданским долгом».
Также, избирательное право во Франции регулируется Избирательным кодексом, принятым в 1956 году. В данном нормативно-правовом акте содержится комплекс актов, которые были объединены в один. Данный кодекс состоит из двух частей. Первая часть собрала в себе виды выборов, основополагающие принципы, а также стадии избирательного процесса и порядок подведения результатов. Вторая — является некой базой нормативной документации, предназначенной для проведения выборов. В соответствии с Избирательным кодексом Франции выделяются следующие типы выборов: европейские, президентские, законодательные, региональные и муниципальные. [3]
Президент республики избирается сроком на 5 лет. Возможность переизбрания предоставляется только один раз. Выборы проходят по мажоритарной системе в два тура. Во второй тур выходят два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов. С момента введения во Франции всеобщих выборов, все Президенты были избраны во втором туре голосования.
Также как и Президент, так и Национальное собрание избирается сроком на 5 лет, в два тура. Избирательная система остается мажоритарной абсолютного большинства. Таким образом, в случае не выявления победителя в первом туре, проводится второй, однако, уже по мажоритарной системе относительного большинства. В соответствии с Конституцией Франции численный состав парламента не должен превышать 577 человек.
Принцип избрания сенаторов в Сенат является другим. Он проходит с помощью косвенных выборов. Сенаторы избираются на 6 лет. Однако каждые три года происходит переизбрание половины членов Сената.
В марте 2014 года были проведены первые региональные выборы по смешанной избирательной системе. Так, 80 % распределяются по мажоритарной системе, а оставшиеся 20 % — по смешанной. [4, С.16]
В случае отечественного законодательства, избирательное право также закрепляется основным нормативно-правовым актом — Конституцией РФ. К основным конституционным избирательным принципам в Российской Федерации относятся: всеобщность голосования, равенство граждан при голосовании, тайность голосования. Также, выделяют еще один принцип — прямое голосование, однако, данное голосование применимо только к выборам Президента Российской Федерации, поскольку он избирается сроком на 6 лет посредством референдума.
Институт выборов в Российской Федерации относит к основным: выборы в Государственную Думу РФ и выборы Президента РФ. Также существуют выборы в региональные законодательные органы и органы местного самоуправления. [7, С.54]
Выборы Президента РФ, как отмечалось ранее, проходят посредством референдума по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства, как и во Франции. Референдум предполагает также выбора в два тура в случае, если победитель не был выявлен после подсчета голосов первого тура. Во втором туре принимают участие два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов. [5]
Выборы в Государственную Думу РФ проводятся иным образом. Избирательной системой, предусмотренной Федеральным Законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [6], является смешанная, которая заключается в избрании части депутатов по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства и пропорциональной, при которой устанавливается определенный порог для партии. Данная система выборов позволяет некоторым депутатом баллотироваться лично, ввиду их авторитета в обществе, а депутаты, не обладающие таким авторитетом, могут быть внесены в партийный список.
Подводя итог вышесказанному, нельзя не отметить демократичность выборов во Франции и в Российской Федерации. Однако, Российская Федерация может перенять часть зарубежного опыта Франции. Введение принципа переизбрания в Государственную Думу РФ каждые три года, с повышением срока созыва. Такой же принцип стоит ввести в верхнюю палату Федерального собрания — Совет Федерации РФ, тем самым сделать его избираемым органом, а не назначаемым. Данное нововведение лучшим образом повлияет на законодательную ветвь власти, поскольку сократит время пребывания депутатов, тем самым снизит риски злоупотребления властью со стороны последних и понизит уровень коррупции. Со стороны Франции тоже стоит провести реформу в сфере избирательной системы Национального собрания. Смешанная избирательная система позволит наиболее лучшим способом сформировать депутатский корпус для дальнейшей эффективной работы.
Таким образом, можно сказать, что выбранные мною страны обладают достаточно демократичными избирательными институтами и развитым избирательным правом. Однако имеются некоторые недочеты, исправление которых привело бы к большей эффективности работы законодательной ветви власти.
Литература:
- Тхаркахо М. М. Конституционное регулирование принципов избирательного права: зарубежный опыт // Вестник Адыгейского государственного университета. 2015. № 3 (163). С. 302–307.
- Конституция Франции от 4.10.1958 г. // Официальный интернет-ресурс правовой информации: https://www.legifrance.gouv.fr/loda/id/JORFTEXT000000571356/ (дата обращения 2.04.2023).
- Избирательный кодекс Франции от 1956 г. // Официальный интернет-ресурс правовой информации: https://www.legifrance.gouv.fr/codes/texte_lc/LEGITEXT000006070239 (дата обращения 2.04.2023).
- Бочкарев С. В. Избирательное право и избирательная система в современной Франции // Научный поиск. 2017. № 4.1. С. 15–17.
- Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 2. Ст. 171.
- Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2005. № 21. Ст. 1919.
- Бурбина Ю. В. Основные принципы реализации избирательного права в России // Международный научный журнал «Символ науки». 2022. № 2–1. С. 54–55.