Кинезиологические упражнения в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (464) апрель 2023 г.

Дата публикации: 25.04.2023

Статья просмотрена: 1269 раз

Библиографическое описание:

Любимова, А. А. Кинезиологические упражнения в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста / А. А. Любимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 17 (464). — С. 121-123. — URL: https://moluch.ru/archive/464/101904/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье автор рассказывает о пользе кинезиологических упражнений в коррекционной работе.

Ключевые слова: кинезиология, упражнения, дети .

Как поддержать познавательную активность ребёнка и улучшить мыслительную деятельность? Как развить умственные способности, не перегружая излишней информацией? Ответом на эти вопросы стала кинезиология.

Старение организма начинается со старения мозга. Сохраняя мозг в состоянии молодости, мы не даём стариться всему телу. Существует множество определений, что такое кинезиология, но если выделить характерные черты, можно сказать, что кинезиология. это наука о развитии мозга через движение.

Развитие головного мозга у ребёнка начинается ещё в пренатальном периоде, активно продолжая после его рождения. По исследованиям физиологов, правое полушарие головного мозга — гуманитарное, образное, творческое — отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.

Левое полушарие головного мозга — математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое — отвечает за восприятие — слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Стандарт дошкольного образования ставит педагогом задачи, связанные с укреплением психического и физического здоровья. За последние годы увеличилось количество детей, имеющих быструю утомляемость и рассеянность внимания, которые уже в раннем возрасте имеют проблемы со здоровьем, нарушения в области мышления, речи.

Все вышеуказанные факторы обуславливают поиск путей решения. Одним из перспективных средств решения выступает такая педагогическая находка, как кинезиология.

Основной целью кинезиологии является помощь детям, развитие их высших психических функций с помощью кинезиологических упражнений.

Кинезиологические упражнение — это совокупность, движений позволяющих задействовать оба полушария мозга. Упражнениями пользовались ещё в древности Гиппократ и Аристотель.

Упражнения в кинезиологии бывают таких видов:

Телесные: нормализуют гипертонус и гипотонус, снимают непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.

(“Перекрестное марширование” Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге).

2. Глазодвигательные: позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие.

( “Взгляд влево вверх” . Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх под углом в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.)

3. Упражнения, способствующие развитию мелкой моторики.

Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга).

4. Дыхательные — развивающие самоконтроль, ритмику организма.

(“Дышим носом” Исходное положение — лежа на спине или стоя. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое).

5. Упражнения для релаксации — способствующие снятию напряжения, подходят рекомендуются гиперактивным детям.

( “Путешествие на облаке” Сядьте удобнее и закройте глаза. Два — три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными).

При использовании кинезиологических упражнений в практике, важно помнить основные правила:

— упражнения лучше проводить в маленьких подгруппах или индивидуально;

— важно начинать с самого простого, увеличивая сложность и темп;

— заниматься ежедневно;

— соблюдать эмоциональную комфортную обстановку для ребёнка.

Кинезиологические упражнения применимы во всех образовательных областях. Через познавательное развитие — идёт ориентировка в пространстве, счёт, геометрические фигуры, социально-коммуникативное развитие — это взаимодействие друг с другом, работа в парах, физическое развитие развивает координацию движений, мелкая и крупную моторику, а через художественно-эстетическое развитие проходит рисование ладонями, пальцами, ступнями, рисование с использованием песочного стола, развитие чувства ритма. В речевое развитие входит вся работа логопеда: развитие связной речи, разучивание стихотворений, формирование слоговой структуры, автоматизация звуков.

Упражнения можно активно использовать во время динамических пауз, в рамках проведения утреннего круга в детском саду, в любой педагогической деятельности и в дома.

Использование кинезиологических упражнений актуально для всех педагогов: воспитатели, учителя-логопеды, педагоги-психологи, учителя-дефектологи, музыкальные руководители и физкультурные инструктора.

И родители с детьми, конечно же, могут выполнять все эти упражнения дома.

Применяя в практике кинезиологические упражнения, отмечаются следующие результаты: снижается тревожность, дети становятся спокойнее и увереннее; развивается устная речь; формируется логическое мышление; улучшаются коммуникативные навыки; улучшаются внимание, память, воображение; ребёнок развивает усидчивость, концентрацию и творческое мышление.

Каждый ребёнок уникален, и эти упражнения помогают раскрыть его потенциал.

Литература:

  1. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М: ТЦ Сфера, 2001
  2. Деннисон Пол И., Деннисон Гейл И. Гимнастика мозга. Руководство для педагогов и родителей. М., 1999.
  3. Ханнафорд К. Мудрое движение. Мы учимся не только головой. Пер. с англ. М., 1999 г
Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, левая рука, правая рука, головной мозг, координация движений, облако, пар движений, правая ноздря, противоположная нога, ребенок.


Похожие статьи

Особенности пальцевой моторики рук у детей...

Тренировка пальцев рук важна с момента рождения ребенка, она ускоряет процесс функционального созревания мозга, стимулирует созревание центральной нервной системы, влияет на общее интеллектуальное развитие, на развитие речи (устной и письменной) в целом.

Формирование контроля за звукопроизношением у старших...

Было замечено, что процесс формирования фонетической стороны речи у детей с ОНР

‒ проверка сохранности этапов и качества выполняемых движений с опорой на план, на

так и по акустическим характеристикам: выделяется дифференцируемая пара, и

головной мозг, упражнение, ребенок, развитие речи, мелкая моторика, координация движений, занятие...

Формирование моторного праксиса в структуре преодоления...

Мало внимания уделяется развитию тонких движений пальцев рук. В основном используются упражнения на движение сжатия, лишь изредка на растяжение и почти

головной мозг, упражнение, ребенок, развитие речи, мелкая моторика, координация движений

Педагогика оздоровления в системе коррекции общего... ребенок, упражнение, развитие, мелкая...

Стимулирование речевого развития детей раннего возраста как...

Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль

Котова Н. В. Развитие речи детей средствами развития моторики рук/Н.

головной мозг, упражнение, ребенок, развитие речи, мелкая моторика, координация

мелкая моторика, ребенок, палец, упражнение, рука, развитие, пальчик, кисть рук, головной мозг, пальчиковая гимнастика.

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка...

- Поднять то правую, то левую руку. - Взять предмет то правой, то левой рукой.

Зрительно-двигательная координация — это согласованные действия рук и глаза.

Под понятием «мелкая моторика» подразумевают движения мелких мышц кистей рук.

ребенок, мелкая моторика, лист бумаги, движение, предмет, рука, головной мозг, занятие, письмо, развитие.

Бинокулярное зрение и его формирование. Нарушения...

Нарушения бинокулярности у детей. Развитие бинокулярного зрения у дошкольников с косоглазием и

Объединение этих двух изображений происходит в коре головного мозга

После появления на свет малыш еще не имеет сознательного зрения, глазные движения его

Для этого можно предлагать детям задания, игры и упражнения на развития слуховых и...

Специфика речевых нарушений при поражении средних и задних...

Выделяют следующие речевые зоны мозга: задние отделы нижней лобной извилины, височные извилины, нижняя теменная область, зона перекрытия на стыке височной, теменной и затылочной области левого полушария головного мозга.

Роль лечебной физкультуры в течении анкилозирующего...

Тянуться руками вперед по полу, а стопы в противоположную сторону.

Одновременно подняться вверх левую ногу и правую руку. Таз от пола не отрывать.

Поменять положение, уведя левую руку назад, а левую ногу вперед. 6) И. п. лежа на спине.

Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, левая нога, левая рука, пол, анкилозирующий...

Интегрированное коррекционно-развивающее занятие...

Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону: кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняется смена правой и левой рук в течение 6–8 смен позиций.

Столбняк: этиология, патогенез, классификация, клиническая...

Симптом Воскресенского (др. названия: симптом скольжения, симптом рубашки).Больному, лежащему на спине, левой рукой натягивают рубашку, а правой производят скольжение кончиками пальцев из эпигастральной в правую подвздошную область и наоборот.

Похожие статьи

Особенности пальцевой моторики рук у детей...

Тренировка пальцев рук важна с момента рождения ребенка, она ускоряет процесс функционального созревания мозга, стимулирует созревание центральной нервной системы, влияет на общее интеллектуальное развитие, на развитие речи (устной и письменной) в целом.

Формирование контроля за звукопроизношением у старших...

Было замечено, что процесс формирования фонетической стороны речи у детей с ОНР

‒ проверка сохранности этапов и качества выполняемых движений с опорой на план, на

так и по акустическим характеристикам: выделяется дифференцируемая пара, и

головной мозг, упражнение, ребенок, развитие речи, мелкая моторика, координация движений, занятие...

Формирование моторного праксиса в структуре преодоления...

Мало внимания уделяется развитию тонких движений пальцев рук. В основном используются упражнения на движение сжатия, лишь изредка на растяжение и почти

головной мозг, упражнение, ребенок, развитие речи, мелкая моторика, координация движений

Педагогика оздоровления в системе коррекции общего... ребенок, упражнение, развитие, мелкая...

Стимулирование речевого развития детей раннего возраста как...

Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль

Котова Н. В. Развитие речи детей средствами развития моторики рук/Н.

головной мозг, упражнение, ребенок, развитие речи, мелкая моторика, координация

мелкая моторика, ребенок, палец, упражнение, рука, развитие, пальчик, кисть рук, головной мозг, пальчиковая гимнастика.

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка...

- Поднять то правую, то левую руку. - Взять предмет то правой, то левой рукой.

Зрительно-двигательная координация — это согласованные действия рук и глаза.

Под понятием «мелкая моторика» подразумевают движения мелких мышц кистей рук.

ребенок, мелкая моторика, лист бумаги, движение, предмет, рука, головной мозг, занятие, письмо, развитие.

Бинокулярное зрение и его формирование. Нарушения...

Нарушения бинокулярности у детей. Развитие бинокулярного зрения у дошкольников с косоглазием и

Объединение этих двух изображений происходит в коре головного мозга

После появления на свет малыш еще не имеет сознательного зрения, глазные движения его

Для этого можно предлагать детям задания, игры и упражнения на развития слуховых и...

Специфика речевых нарушений при поражении средних и задних...

Выделяют следующие речевые зоны мозга: задние отделы нижней лобной извилины, височные извилины, нижняя теменная область, зона перекрытия на стыке височной, теменной и затылочной области левого полушария головного мозга.

Роль лечебной физкультуры в течении анкилозирующего...

Тянуться руками вперед по полу, а стопы в противоположную сторону.

Одновременно подняться вверх левую ногу и правую руку. Таз от пола не отрывать.

Поменять положение, уведя левую руку назад, а левую ногу вперед. 6) И. п. лежа на спине.

Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, левая нога, левая рука, пол, анкилозирующий...

Интегрированное коррекционно-развивающее занятие...

Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону: кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняется смена правой и левой рук в течение 6–8 смен позиций.

Столбняк: этиология, патогенез, классификация, клиническая...

Симптом Воскресенского (др. названия: симптом скольжения, симптом рубашки).Больному, лежащему на спине, левой рукой натягивают рубашку, а правой производят скольжение кончиками пальцев из эпигастральной в правую подвздошную область и наоборот.

Задать вопрос