В статье рассматриваются вопросы создания и использования электронного материала для дистанционного обучения русскому языку студентов национальной аудитории.
Ключевые слова: дидактический материал, видеолекция, электронное учебное пособие, флипчарт, тренажер, дистанционное обучение.
Темпы развития информационных технологий сегодня вносят коррективы в процессы обучения будущих специалистов. Перед педагогами стоит задача создания новых дидактических материалов для активизации познавательного процесса обучающихся.
Кроме того, учебный процесс стал зависимым и от масштабов социальных, природных, медицинских проблем. Как показала практика, форм электронного дидактического материала множество: видеолекции, электронные учебные пособия и учебники, учебные материалы, созданные в различных компьютерных программах, например презентации в Power Point, флипчарты в программе ActivInspire, аудиофайлы, электронные тестовые тренажеры
Все вышеназванные формы успешно используются в процессе дистанционного обучения, как в онлайн, так и в офлайн-режиме.
Сейчас термин «дистанционное обучение» (distant learning) стал синонимом понятия «электронное обучение» (e-learning) или «онлайновое обучение» (online learning), означая, на самом деле, не только обучение через Интернет. Таким образом, дистанционное (или онлайновое) обучение — это такая методика, при которой преподаватель и студент, будучи разделены в пространстве и времени, используют для всех видов учебной деятельности Интернет — технологии (для изучения материала, сдачи тестов, консультаций, общения в процессе всего обучения, а иногда и итогового контроля [1, с. 28].
В нашей практике мы используем видеолекции, электронные учебные пособия, флипчарты, презентации, электронные тренажеры.
Использование видеолекций значительно повышает качество обучения, особенно обучающихся по заочной форме, поскольку хорошо подготовленный видеоматериал создает эффект «живого» общения с преподавателем, который присутствует при нахождении в обычной аудитории; акцентирует внимание слушателя на наиболее приоритетных вопросах и темах, что не всегда достижимо при самостоятельном изучении материла; обеспечивает ознакомление с примерами, характерными для практической деятельности по конкретному направлению [2, c. 16].
В видеолекциях по русскому языку для студентов национальных группах (уровень обучения В2) мы озвучиваем справочный теоретический материал, затем показываем образцы выполнения заданий, предлагаем задания для самостоятельной работы (рис. 1).
Рис. 1. Кадры видеолекции
В случае необходимости указывается ссылка на дополнительные источники информации.
Видеолекции мы используем также и при создании массовых открытых онлайн курсов на сайте Eduardo.studio.
Электронный учебник или электронное учебное пособие весьма эффективный инструмент обучения и познания, так как он служит одновременно и репетитором, и тренажером, и самоучителем.
Электронные учебные пособия, которые мы используем в процессе обучения созданы нами на основе программы «Flip PDF Professional». Данная программа позволяет использовать ЭУП в мобильном формате, т.е. его можно загрузить на сотовый телефон и использовать в любое время, в любом месте.
Весь теоретический и практический материал соответствует требованиям учебной программы по изучаемой дисциплине.
Содержание ЭУП включает в себя силлабус, практические задания, видеоматериалы по темам обучения, тестовый тренажер, методические указания к выполнению самостоятельной работы. Каждая тема сопровождается видеоматериалом, взятом из хостинга You Tube (рис. 2).
Рис. 2. Разделы ЭУП
Флипчарты, созданные в программе ActivInspire, чаще всего нами используются при обучении через платформу Zoom, так как данная программа для работы флипчарта требует ее установки на компьютер, что не для всех студентов представляется возможным. Но программа ActivInspire с помощью своих инструментов (волшебные чернила, ластик, камера, прожектор и другие) позволяет реализовать различные интерактивные формы заданий, презентаций материала, контроля знаний (рис. 3–4).
Рис. 3. Страница флипчарта
Рис. 4. Страница флипчарта
Для подготовки к итоговому контролю знаний мы рекомендуем тренажер тестовых заданий Айрен, который предлагает такие формы ввода ответа, как текстовый ввод, выбор варианта, два верных ответа и т. д. (Рис. 5–6).
Данный тренажер можно использовать для тестирования в локальной сети, скачать на компьютер и проверять качество усвоенного материала.
Рис. 5. Два правильных ответа
Рис. 6. Текстовое введение ответа
Таким образом, использование в процессе дистанционного обучения разнообразных форм электронного дидактического материала создает благоприятные условия для эффективного усвоения знаний, выработке навыков самостоятельной творческой деятельности и способствует развитию ИКТ-компетенций обучающегося, а также служит источником самообразования.
Литература:
- Девтерова Э. Р. Дистанционное обучение в системе непрерывного профессионального образования // Гуманизация образования 2010. № 5 C. 26 -32.
- Кичигина О. Ю. Особенности создания видеолекций для образовательного процесса высшей школы // Теория и практика социогуманитарных наук. 2022. № 2 (18). С. 14–20.