Правовое регулирование резервирования земель для государственных и муниципальных нужд | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №16 (463) апрель 2023 г.

Дата публикации: 24.04.2023

Статья просмотрена: 45 раз

Библиографическое описание:

Шкинева, К. Г. Правовое регулирование резервирования земель для государственных и муниципальных нужд / К. Г. Шкинева, Ю. Д. Конюхова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 16 (463). — С. 239-240. — URL: https://moluch.ru/archive/463/101820/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье рассмотрены главные аспекты правового регулирования резервирования земель для государственных и муниципальных нужд в РК и в РФ.

Ключевые слова: земельный участок, резервирование земель, муниципальная собственность, РФ.

Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд представляет собой перераспределение земельных ресурсов и ограничение пользования земельным участком в связи с тем, что земельный участок будет использоваться для государственных и муниципальных нужд [1]. Посредством резервирования государство осуществляет свои властные полномочия в сфере земельных отношений, поэтому развитие правового регулирования резервирования земель фиксируется на сочетании публичных и частных интересов в сфере землепользования. Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд является актуальной проблемой, так как современное законодательство Российской Федерации предусматривает возможность реализации процедуры в случаях:

  1. Резервированию подлежат земли всех форм собственности, в том числе находящихся у граждан и юридических лиц на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения.
  2. Резервированию подлежат земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и не предоставленные гражданам и юридическим лицам.

Институт резервирования земель для государственных и муниципальных нужд является актуальным и существует во многих странах. Например, в статье 49–2 Кодекса Республики Казахстан от 20.06.2003 N 442-II ЗРК «Земельный кодекс Республики Казахстан» закреплена информация о резервировании земель для развития населенных пунктов, размещения планируемых объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, стратегических объектов, объектов обороны и безопасности, космической деятельности, создания особо охраняемых природных территорий, в том числе защитных лесонасаждений, для использования пастбищных и сенокосных угодий в целях удовлетворения нужд населения по содержанию их личного подворья и огородничества, а также для целей недропользования и создания специальных экономических зон или индустриальных зон республиканского или регионального значения. С помощью института резервирования земель право не отграничивает интересы общества с интересами отдельных собственников. В статье 35 Конституции Российской Федерации говорится о существовании частной собственности и допустимости резервирования земель для публичных нужд. Обращаясь к Земельному Кодексу РФ, стоит выделить статью 70.1 Земельного Кодекса, которая полностью посвящена резервированию земель для государственных или муниципальных нужд. Статья 56.1 ЗК РФ предусматривает ограничения прав на землю в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд. Резервирование предусматривает изъятие земель. К примеру, публичный собственник имеет право зарезервировать земельный участок, который находится в его собственности и не предоставлен ни гражданам, ни юридическим лицам. В данной ситуации решение о резервировании ограничивает принятие решений о распоряжении и управлении земельным участком для дальнейшего его использования. Правовое значение подобного ограничения создает основу планирования использования земельных ресурсов.

Резервирование земель, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, является зеленым светом для заинтересованных лиц. Данный вывод подтверждается статьей 70.1 ЗК РФ, которая гласит, что резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, связано с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.

Также резервирование земельных ресурсов осуществляется согласно пункту 7 статье 90 ЗК РФ, а именно в целях создания условий для строительства и реконструкции объектов автомобильного, водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта. Порядок резервирования земель для указанных целей устанавливается федеральными законами. Проведение процедуры резервирования земель предполагает по собой наличие ограничений прав на землю и ее оборотоспособности. Земельные участки, находящиеся в собственности граждан или юридических лиц, на правах постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, наряду с принятием решения о резервировании могут быть ограничены права, которые предусмотренные подпунктом 2 и 3 статьи 40 ЗК РФ, а именно подлежит ограничению право возведения зданий, строений, сооружений; также право проведения оросительных, осушительных, культурно-технических и других мелиоративных работ, строительства прудов и иных водных объектов.

Велика вероятность, что собственники земельного участка, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельного участка понесут затраты и убытки, связанные со строительством на зарезервированном земельном участке. Это значит, после принятия решения о резервировании, произведенные улучшения земельного участка, не подлежат компенсации при дальнейшем изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Принятие решения о резервировании земель, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, ограничивает земельные участки в обороте.

Литература:

  1. Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд. — Текст: электронный // ВладейЛегко: [сайт]. — URL: https://vladeilegko.ru/matherial/rezervirovanie-zemel-dlya-gosudarstvennykh-i-munitsipalnykh-nuzhd/ (дата обращения: 20.04.23).
  2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 25.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // Собрание законодательства РФ, 29.10.2001, N 44, ст. 4147
  3. Земельный кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 года № 442-II.
Основные термины (генерируются автоматически): земельный участок, резервирование земель, РФ, муниципальная собственность, нужда, принятие решения, резервирование, особая экономическая зона, правовое регулирование резервирования земель, Российская Федерация.


Ключевые слова

земельный участок, муниципальная собственность, РФ, резервирование земель

Похожие статьи

Споры в связи с изъятием земельных участков для...

В соответствии с п.2 ст.279 ГК РФ [3], решение об изъятии земель для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта РФ или органами местного самоуправления.

Особенности полномочий органов местного самоуправления...

ЗК РФ закрепляет за органами местного самоуправления ряд полномочий на решение

земельными участками, находящимися в муниципальной собственности

В соответствии с п. 4 ст. 2 ЗК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий

земельных участков (земель) в границах Советско-Гаванского района для муниципальных нужд».

Российская Федерация, земельный участок, геологическое...

В статье рассматривается правовое регулирование изъятия земельного участка для

Ключевые слова: собственность, земельный участок, изъятие, государственные и

собственность, земельный участок, изъятие, государственные и муниципальные нужды

Аракельян Р. Г. Резервирование и изъятие земельных участков в механизме правового...

Особенности регулирования земель запаса в Российской...

Земли запаса выделены в самостоятельный вид земель.

Статья 103 Земельного кодекса РФ к землям запаса относит земли, находящиеся в государственной или

Если земельный участок потребуется для государственных или муниципальных нужд, то он

Земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с принятым решением об их консервации...

Проблемы изъятия земельных участков для государственных...

Одним из важнейших условий принудительного отчуждения земельного участка для государственных и муниципальных нужд является согласно ст. 55 ЗК РФ предварительное и равноценное возмещение стоимости земельного участка.

Особенности предоставления земельного участка, находящегося...

Согласно ст. 39.1 Земельного Кодекса Российской Федерации основаниями

В соответствии со ст. 39.5, 39.6 ЗК РФ земельные участки

земля запаса, земельный участок, земля, участок, муниципальная собственность

Гражданский кодекс Российской Федерации (далее ГК РФ) не дает определения земли как объекта гражданских правоотношений, в одном...

Регулирование земельных отношений (на примере Пермской...)

В статье рассматриваются проблемы регулирования земельных отношений в муниципальном образовании.

Распределение земель Пермской агломерации приведены в таблице 1.

Земельный участок (186 га) аэродрома Фролова (в 12 км южнее Перми) ДОСААФ России

– Застройка 38,7 га земли на территории Перми (собственность Министерства обороны была...

земельный участок, собственность, земля, РФ, местное...

Земельные участки, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа

В-третьих, так же, как и право собственности, права на земельные участки лиц, не

2013. № 47. Ст. 6113. О территориях опережающего социально-экономического развития в

РФ, земельный участок, пользование, участок, муниципальная собственность...

Конституционно-правовое регулирование права частной...

Конституционно-правовое регулирование права частной собственности граждан на

Так, нормами федерального права (в первую очередь Земельного кодекса РФ [2], далее ЗК РФ)

Учитывая, что более 90 % площади всех земель в России находится в собственности

Земельные участки достаточно часто подлежат изъятию в связи с нуждами государства и...

Похожие статьи

Споры в связи с изъятием земельных участков для...

В соответствии с п.2 ст.279 ГК РФ [3], решение об изъятии земель для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта РФ или органами местного самоуправления.

Особенности полномочий органов местного самоуправления...

ЗК РФ закрепляет за органами местного самоуправления ряд полномочий на решение

земельными участками, находящимися в муниципальной собственности

В соответствии с п. 4 ст. 2 ЗК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий

земельных участков (земель) в границах Советско-Гаванского района для муниципальных нужд».

Российская Федерация, земельный участок, геологическое...

В статье рассматривается правовое регулирование изъятия земельного участка для

Ключевые слова: собственность, земельный участок, изъятие, государственные и

собственность, земельный участок, изъятие, государственные и муниципальные нужды

Аракельян Р. Г. Резервирование и изъятие земельных участков в механизме правового...

Особенности регулирования земель запаса в Российской...

Земли запаса выделены в самостоятельный вид земель.

Статья 103 Земельного кодекса РФ к землям запаса относит земли, находящиеся в государственной или

Если земельный участок потребуется для государственных или муниципальных нужд, то он

Земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с принятым решением об их консервации...

Проблемы изъятия земельных участков для государственных...

Одним из важнейших условий принудительного отчуждения земельного участка для государственных и муниципальных нужд является согласно ст. 55 ЗК РФ предварительное и равноценное возмещение стоимости земельного участка.

Особенности предоставления земельного участка, находящегося...

Согласно ст. 39.1 Земельного Кодекса Российской Федерации основаниями

В соответствии со ст. 39.5, 39.6 ЗК РФ земельные участки

земля запаса, земельный участок, земля, участок, муниципальная собственность

Гражданский кодекс Российской Федерации (далее ГК РФ) не дает определения земли как объекта гражданских правоотношений, в одном...

Регулирование земельных отношений (на примере Пермской...)

В статье рассматриваются проблемы регулирования земельных отношений в муниципальном образовании.

Распределение земель Пермской агломерации приведены в таблице 1.

Земельный участок (186 га) аэродрома Фролова (в 12 км южнее Перми) ДОСААФ России

– Застройка 38,7 га земли на территории Перми (собственность Министерства обороны была...

земельный участок, собственность, земля, РФ, местное...

Земельные участки, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа

В-третьих, так же, как и право собственности, права на земельные участки лиц, не

2013. № 47. Ст. 6113. О территориях опережающего социально-экономического развития в

РФ, земельный участок, пользование, участок, муниципальная собственность...

Конституционно-правовое регулирование права частной...

Конституционно-правовое регулирование права частной собственности граждан на

Так, нормами федерального права (в первую очередь Земельного кодекса РФ [2], далее ЗК РФ)

Учитывая, что более 90 % площади всех земель в России находится в собственности

Земельные участки достаточно часто подлежат изъятию в связи с нуждами государства и...

Задать вопрос