Конституционно-правовое регулирование права частной собственности граждан на земельные участки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №11 (301) март 2020 г.

Дата публикации: 16.03.2020

Статья просмотрена: 726 раз

Библиографическое описание:

Кузьма, И. В. Конституционно-правовое регулирование права частной собственности граждан на земельные участки / И. В. Кузьма. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). — С. 115-118. — URL: https://moluch.ru/archive/301/68076/ (дата обращения: 29.03.2024).



В статье проведён анализ основных конституционных положений, связанных с реализацией права частной собственности граждан на земельные участки. Особо отмечены ограничения, связанные с предоставлением в частную собственность земельных участков, рассмотрены основания таких ограничений, а также система гарантий в контексте реализации рассмотренного права.

Ключевые слова: частная собственность, исключительное право, земельные участки, система гарантий, государственные и муниципальные нужды, гражданский оборот.

Статья 36 Конституции РФ [1] регламентировала, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности земельные участки, а владение, пользование и распоряжение землей и иными природными ресурсами должно реализовываться такими собственниками свободно, без нанесения ущерба природной среде, не нарушая законные права и интересы других лиц.

Наличие права на землю на конституционном уровне и последующее предоставление системы гарантий, связанных с реализацией такого права, — это основа формирования земельно-правового устройства Российской Федерации. При этом, провозглашенное в государстве многообразие форм собственности (в первую очередь, частной) закреплено в Основном законе страны как один из основополагающих принципов [8].

Условно все действующие гарантии, направленные на защиту частной собственности граждан на земельные участки на конституционном уровне, можно дифференцировать на административные и судебные.

На уровне административного судопроизводства граждане имеют право обращения в случае нарушения своих прав к специально уполномоченным органам и должностным лицам. С конституционно-правовой точки зрения в данном случае основой защиты таких прав выступают нормы ст. 33 Конституции РФ и Закона № 59-ФЗ [6].

Для реализации системы защиты частной собственности граждан на земельные участки в системе органов исполнительной власти созданы специальные органы, которые уполномочены на проведение государственного земельного надзора [7] и являющиеся основными органами власти на уровне государства, основная деятельность которых прямо направлена на защиту земельных прав граждан и одновременное поддержание земельного правопорядка в Российской Федерации.

Помимо административного порядка защиты своих земельных прав, граждане достаточно активно пользуются и судебной защитой.

В целом действующая система гарантий земельных прав не ограничивается обращением в специально уполномоченные органы и суды. Среди конституционно-правовых гарантий в данном контексте следует выделить и возможность граждан обращения к Уполномоченному по правам человека, правозащитные организации и т. д.

Несмотря на это, факт обращения гражданина за защитой своих земельных прав к вышеуказанным субъектам правозащитной деятельности не может полноценно гарантировать ему полное восстановление нарушенного права, так как только государственные органы власти и местного самоуправления правомочны на принятие соответствующих решений, являющихся императивными для последующего исполнения, и, таким образом, предоставить должным образом гарантии в процессе восстановления нарушенного права.

В целом, конституционное право частной собственности граждан на земельные участки в Российской Федерации носит характер позитивного права и не может рассматриваться как право абсолютное.

По мнению А. С. Шириновкой ограничение права на землю, регламентированное на конституционном уровне, — это возможные пределы реализации законного права на конкретный земельный участок, которые определяются действующими нормативно-правовыми актами либо принятыми на их основании актами исполнительных органов государства (местного самоуправления) [12].

Можно констатировать, что на сегодняшний день имеются значительные проблемы в правовом регулировании процесса вовлечения земель в гражданский оборот, которые находятся в собственности государства или его муниципалитетов, при этом имеется законодательно закреплённая возможность оформления прав граждан на отдельные объекты недвижимости [5].

Среди основных причин в данном случае можно выделить плохую информированность субъектов права о возможности реализации своих прав в отношении пользования земельными участками, непрохождение должным образом процедуры оформления прав на недвижимое имущество и др.

В Российской Федерации законодательное регулирование порядка предоставления гражданами земельных участков в частную форму собственности установлено на государственном, региональном и местном уровнях.

Так, нормами федерального права (в первую очередь Земельного кодекса РФ [2], далее ЗК РФ) определены основы законодательного регулирования вышеуказанной процедуры, в частности — Закон № 137-ФЗ [4], Закон № 218-ФЗ [3], и иных нормативных актах регламентированы непосредственные критерии процесса приобретения права частной собственности на землю.

В законодательных актах подзаконного характера развиваются нормы ЗК РФ относительно порядка предоставления земельных участков в частную собственность, находящихся в собственности Российской Федерации, а те, которые находятся в собственности муниципалитетов — в нормативных актах субъектов РФ.

Основания для отказа в предоставлении земельных участков физическим лицам определены на уровне ст. 39.16 ЗК РФ, перечень которых закрыт. Отметим, что достаточная ясность в формулировки и закрытость перечня для последующего отказа являются важными гарантами в процессе соблюдения прав физических лиц на собственность землей и защитой их от незаконного усмотрения органов государственной власти и местного самоуправления [10].

Среди наиболее распространенных оснований для отказа можно выделить невозможность или затруднительность подтверждения своего исключительного права на приобретение права собственности на землю без законодательно установленного проведения торгов (абз. 6 ч. 2 ст. 39.3, 39.20 ЗК РФ).

В соответствии с данными нормами законодательства собственник объекта недвижимости обладает исключительным правом на приобретение права собственности за земельный участок, на котором конкретный объект недвижимого имущества расположен [11].

Еще одной причиной, связанной с отказом от предоставления земельных участков физическим лицам в частную собственность является несоразмерность испрашиваемого земельного участка (п. 1 ст. 39.16 ЗК РФ). В данном случае под несоразмерностью понимается значительное превышение площади испрашиваемого участка по сравнению с размером земельного участка, необходимого для должной эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимого имущества, либо осуществлении определенного вида хозяйственной деятельности.

Учитывая, что более 90 % площади всех земель в России находится в собственности государства и его муниципалитетов, возможно, наиболее рациональным и эффективным вариантом будет в процессе разработки норм градостроительного проектирования в субъектах РФ и установлении предельных размеров земельных участков в градостроительных регламентах руководствоваться нормами предоставления земель, тем более что в соответствии с ними сложились существующие в настоящее время размеры земельных участков [9].

Земельные участки достаточно часто подлежат изъятию в связи с нуждами государства и муниципальных образований, поэтому в нормах отраслевого законодательства целесообразно рассматривать данный факт как обременение земли, влекущее при этом ограничение права собственности.

С конституционно-правовой точки зрения возможность изъятия земельных участков для нужд государства и муниципалитетов является конституционным ограничением права собственности граждан, ввиду того, что только нормы Конституции РФ могут установить изъятия из этого принципа. При этом, нормы Конституции РФ не только регламентируют возможность лишения права собственности, но и устанавливают особые механизмы такого порядка лишения.

Данная правовая норма, регламентированная на уровне Конституции РФ, можно определить, как основной ориентир для последующего становления и развития отраслевого права, регулирующего порядок изъятия земельных участков для нужд государства и его муниципальных образований. При этом, гипотеза такой нормы права полноправно можно трактовать как гарантию реализации права частной собственности на землю.

При этом, на сегодняшний день в нормах действующего российского законодательства остаются определенные пробелы и коллизии, даже несмотря на попытки государства модернизировать регулирование порядка предоставления земельных участков с последующим оформлением на них прав. Так, в первую очередь, это относится к перечню оснований для отказа в предоставлении земли в частную собственность. Весьма часто физические лица также сталкиваются и с проблемами правового и практического характера, с которыми процесс приобретения земельных участков становится затруднительным, невыгодным, либо вовсе невозможным для них ввиду наличия разного рода причин.

Таким образом, нормы Конституции РФ регламентируют право частной собственности граждан на землю и как принцип и как право. При этом конституционное право на земельные участки можно назвать однородным по своему содержанию, но носящее характер конституционного, так как гарантируется не только нормами отраслевого законодательства, но и, собственно, Конституцией РФ.

Регламентация в основах российского конституционного строя принципа, в основе которого лежит право частной собственности на земельные участки, можно назвать основной гарантией конституционного права частной собственности граждан на земельные участки.

Право частной собственности граждан на землю может быть ограничено, однако сам конституционный принцип, который закрепляет многообразие форм собственности на землю в государстве, не подлежит ограничению и является главной гарантией реализации такого права.

Все нормы, закрепленные в Конституции РФ, предоставляют гарантии реализации права частной собственности на землю и ограничивают его реализацию только в рамках ограничений только экологического и (или) имущественного характера. Нормы Конституции РФ, которые гарантируют законное право собственности, его реализацию и ограничения права образуют определенного рода конституционную правоспособность собственников земельных участков.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. 25 декабря 1993. № 237.
  2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.
  3. Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.08.2019) // Собрание законодательства РФ. 2015. № 29. Ст. 4344.
  4. Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации Земельный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 44. Ст. 4148.
  5. Федеральный закон от 30 июня 2006 г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 27. Ст. 2881.
  6. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 19. Ст. 2060.
  7. Постановление Правительства РФ от 02.01.2015 № 1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре» // Собрание законодательства РФ. 2015. № 2. Ст. 514.
  8. Аверьянова Н. Н. Конституционно-правовое регулирование земельных отношений в Российской Федерации: Монография. М.: Изд-во Юстицинформ, 2017. 264 с.
  9. Багаутдинова С. Р. Правовое регулирование и практические аспекты предоставления права частной собственности на землю // Экологическое право. 2018. № 6. С. 20–27.
  10. Згонников П. П. О проблемах становления и реализации права частной собственности на землю // Правовые вопросы недвижимости. 2016. № 1. С. 1–3.
  11. Иванов А. А. О презумпции права государственной собственности на землю в России // Закон. 2016. № 6. С. 35–41.
  12. Шириновская А. С. Право на землю в Российской Федерации (конституционно-правовые основы): Монография. Москва: Юрлитинформ, 2014. С. 89.
Основные термины (генерируются автоматически): частная собственность, участок, частная собственность граждан, Российская Федерация, РФ, Конституция РФ, норма Конституции РФ, земельный участок, конституционный уровень, местное самоуправление.


Похожие статьи

Конституционно-правовые гарантии собственности в России

Конституция Российской Федерации применяет понятия собственности, права собственности

Следует отметить, что толкование норм Конституции РФ, закрепляющих право

Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о...

Ограничения частной собственности на землю

Эти ограничения регулируются Конституцией РФ и Федеральными Законами. Вследствие этого целью данной статьи является выяснение какие ограничения частной собственности на землю существуют в РФ и раскрытие их особенностей с учетом преимуществ и недостатков.

Особенности правового регулирования вопроса частной...

Правовое регулирование вопроса частной собственности в Российской Федерации осуществляется различными источниками права, одним из важнейших является Конституция Российской Федерации [1], которая закрепила...

Право собственности на землю | Статья в журнале...

В Российской Федерации право собственности на землю законодательно защищено, поэтому собственник

Форма собственности – экономическое понятие. По определению Конституции РФ (ст.9 ч.2)

Частная собственностьземельные участки, приобретенные гражданами и...

Местное самоуправление как основа конституционного строя

Статья 12 Конституции РФ, в соответствии с которой в РФ признается и гарантируется местного

Местное самоуправление осуществляется в РФ повсеместно на всей территории РФ.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление...

Земельный участок. К вопросу о разграничении понятий земля...

земельный участок , собственность , земля , РФ , местное самоуправление, целевое назначение, собственник, участок , Российская

Конституция Российской Федерации допускает многообразие форм собственности на леса. В ч. 2 ст. 9 Конституции Российской...

Понятие муниципальной собственности | Статья в журнале...

Часть 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации провозглашает: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным

В соответствии со статьей 212 ГК РФ в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы...

Конституционный принцип самостоятельности местного...

В соответствии со ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление.

Конституционно-правовым выражением гарантий самостоятельности местного самоуправления является установление предметов ведения и...

К вопросу о соотношении субъективного конституционного права...

Так Конституция РФ установила и закрепила различные формы собственности: частную, государственную, муниципальную и иные формы

Конституционно-правовые гарантии собственности в России. Российская Федерация, ГК РФ , публичная собственность...

Конституционный Суд РФ в механизме обеспечения...

Российская Федерация , УК РФ , Конституционный Суд , судебный участок, частная жизнь, РФ , мировой судья, жилища , Аскизский район, Уголовный кодекс. Неприкосновенность жилища — конституционное право человека. При этом Конституция Российской Федерации...

Похожие статьи

Конституционно-правовые гарантии собственности в России

Конституция Российской Федерации применяет понятия собственности, права собственности

Следует отметить, что толкование норм Конституции РФ, закрепляющих право

Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о...

Ограничения частной собственности на землю

Эти ограничения регулируются Конституцией РФ и Федеральными Законами. Вследствие этого целью данной статьи является выяснение какие ограничения частной собственности на землю существуют в РФ и раскрытие их особенностей с учетом преимуществ и недостатков.

Особенности правового регулирования вопроса частной...

Правовое регулирование вопроса частной собственности в Российской Федерации осуществляется различными источниками права, одним из важнейших является Конституция Российской Федерации [1], которая закрепила...

Право собственности на землю | Статья в журнале...

В Российской Федерации право собственности на землю законодательно защищено, поэтому собственник

Форма собственности – экономическое понятие. По определению Конституции РФ (ст.9 ч.2)

Частная собственностьземельные участки, приобретенные гражданами и...

Местное самоуправление как основа конституционного строя

Статья 12 Конституции РФ, в соответствии с которой в РФ признается и гарантируется местного

Местное самоуправление осуществляется в РФ повсеместно на всей территории РФ.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление...

Земельный участок. К вопросу о разграничении понятий земля...

земельный участок , собственность , земля , РФ , местное самоуправление, целевое назначение, собственник, участок , Российская

Конституция Российской Федерации допускает многообразие форм собственности на леса. В ч. 2 ст. 9 Конституции Российской...

Понятие муниципальной собственности | Статья в журнале...

Часть 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации провозглашает: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным

В соответствии со статьей 212 ГК РФ в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы...

Конституционный принцип самостоятельности местного...

В соответствии со ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление.

Конституционно-правовым выражением гарантий самостоятельности местного самоуправления является установление предметов ведения и...

К вопросу о соотношении субъективного конституционного права...

Так Конституция РФ установила и закрепила различные формы собственности: частную, государственную, муниципальную и иные формы

Конституционно-правовые гарантии собственности в России. Российская Федерация, ГК РФ , публичная собственность...

Конституционный Суд РФ в механизме обеспечения...

Российская Федерация , УК РФ , Конституционный Суд , судебный участок, частная жизнь, РФ , мировой судья, жилища , Аскизский район, Уголовный кодекс. Неприкосновенность жилища — конституционное право человека. При этом Конституция Российской Федерации...

Задать вопрос