Теоретический анализ проблемы психологического благополучия школьников в условиях раздельного обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №16 (463) апрель 2023 г.

Дата публикации: 19.04.2023

Статья просмотрена: 131 раз

Библиографическое описание:

Пиковская, А. О. Теоретический анализ проблемы психологического благополучия школьников в условиях раздельного обучения / А. О. Пиковская, С. В. Зайцев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 16 (463). — С. 263-266. — URL: https://moluch.ru/archive/463/101727/ (дата обращения: 28.04.2024).



Ключевые слова: младшие подростки, психологическое благополучие, раздельное обучение, смешанное обучение, удовлетворенность жизнью, социально-психологический климат, образовательная среда.

На современном этапе в образовательной сфере все больше внимания привлекает вопрос личностного психологического благополучия обучающихся. Оно является фактором позитивного развития личности школьника, основой для достижения успешности в учебной деятельности и формирования общей удовлетворенности жизнью. Термин «психологическое благополучие» вошел в научный оборот, благодаря Н. Брэдберну в 1969 году. В своей работе «The Structure of Psychological well-being» исследователем отмечено, что модель психологического благополучия выглядит как баланс между положительным и негативным аффектами [6]. Таким образом, все события, которые происходят вокруг нас, отражаются в нашем сознании, накапливаясь в виде соответствующего аффекта. В рамках такой системы в структуру психологического благополучия включены ощущения, противоположные положительным — негативный фон, который может выражаться в неудовлетворенности от жизни, от деятельности, выполняемой субъектом. Психологическое благополучие рассматривается при этом с точки зрения целостного образования, имеющего социально-психологический характер, которое образуется в результате системы личностного отношения человека к себе и своей жизни, вследствие чего возникает соответствующий уровень удовлетворенности. Изучение факторов, влияющих на формирование психологического благополучия личности, становится все более актуальной проблемой психологии и ряда смежных областей научного знания, так как можно констатировать, что психологический фактор играет в жизнедеятельности общества все более значимую роль.

Феномен «психологическое благополучие», согласно К. Рифф, обобщившей определения зарубежных психологов в данном направлении, обладает собственными факторами, которые позволяют выявить, как человек оценивает свою жизнь во взаимосвязи с окружающими его возможностями по развитию личного потенциала [7]. Данное направление развивают в своих исследованиях такие ученые, как И. Бонивелл, П. Вонг, Л. В. Куликов, М. Селигман и многие другие ученые. Обобщая все основные подходы к рассматриваемому конструкту, можно отметить, что основным компонентом в нем выступает такая идея, как определение психологического благополучия в жизни на основе объективного ощущения человека о собственном счастье либо удовлетворенности всем тем, что происходит в его жизни и вокруг него. Иными словами, индивид ощущает, что у него есть потенциал, и он может самореализоваться в различных жизненных сферах.

Необходимо отметить, что в некоторых теоретических подходах проблема психологического благополучия рассматривается с точки зрения эмоционального и субъективного благополучия личности [2], что не всегда позволяет «состыковать» данное понятие по некоторым основаниям, однако дает возможность дополнения одного подхода другим. В рамках многообразия подходов к изучению феномена «психологическое благополучие» были выявлены две основные тенденции, доминирующие при определении теории психологического благополучия, определяющие основные направления его исследования. В частности, это социальная ориентированность [4] и индивидуальная ориентированность [5]:

— психологическое благополучие определяется в качестве переживания, которое проявляется в субъективном ощущении счастья, целостности личности и удовлетворенности жизнью;

— психологическое благополучие понимается в качестве ресурсного состояния личности, включающего в себя совокупность компонентов, которые характеризуют степень полноценного и позитивного функционирования.

Данная исследовательская работа посвящена изучению психологического благополучия школьников в условиях раздельного обучения. Предметом данного исследования являются особенности психологического благополучия младших подростков в условиях раздельного обучения. Гипотеза исследования предполагает, что различия в уровне психологического благополучия младших подростков в условиях раздельного и совместного обучения обусловлены особенностями их социально-психологической адаптации к школьной среде. Для измерения социально-психологической адаптации младших подростков в исследовании использовался опросник СПА Роджерса–Даймонд в адаптации А. К. Осицкого. Для оценки эмоционально-психологического климата был применен опросник ЭПК Г. А. Карповой. А для измерения уровня психологического благополучия был использован адаптированный вариант опросника субъективного благополучия — WEMWBS (Варвик-Эдинбург).

Проблема психологического благополучия школьников в классах с раздельным и смешанным обучением заключается в том, что еще не до конца ясно, как различные типы образовательной среды влияют на благополучие учащихся. Классы с раздельным обучением могут предоставлять большие возможности для индивидуального развития, так как учитывают особенности каждого ученика, однако, с другой стороны, они могут ограничивать возможности взаимодействия со сверстниками и создавать чувство отчуждения или изоляции. Классы со смешанным обучением, в свою очередь, предлагают ценный опыт социализации, но, по нашему мнению, не всегда обеспечивают равные условия для развития и обучения мальчиков и девочек.

В рамках данного исследования было проведено эмпирическое исследование, сравнивающее уровень психологического благополучия школьников в классах с раздельным и смешанным обучением. Были собраны данные о различных аспектах психологического благополучия учащихся, таких как самооценка, социальная компетентность и общая удовлетворенность жизнью. В ходе исследования были проанализированы ведомости с успеваемостью учащихся, а также другие факторы, влияющие на их психологическое благополучие, такие как качество отношений между учителями и учениками, уровень поддержки, оказываемой школьникам, а также наличие ресурсов и возможностей для участия школьников в деятельности, способствующей психологическому благополучию.

На основе проведенного исследования было получено более четкое понимание факторов, способствующих психологическому благополучию школьников в классах с раздельным и смешанным обучением. Эта информация может послужить основой для разработки образовательной программы, направленной на повышение качества образовательного процесса.

Актуальность

Традиционная система образования использует преимущества смешанного обучения мальчиков и девочек, тогда как система раздельного обучения учитывает гендерный аспект образовательного процесса, то есть, психологически выстроенный процесс, основанный на различиях полов и их равенстве.

Исследования показывают [3], что девочки и мальчики имеют различные психофизиологические особенности, которые в некоторых ситуациях не могут быть равными для обоих полов, что может вырабатывать комплекс неуспешности либо у мальчиков, либо у девочек, а в равных условиях раздельного обучения в своей среде дети равны в ситуациях, когда различия обусловлены лишь разным уровнем способностей и характерологическими особенностями. По сути, уточняя содержание «раздельного» обучения, мы имеем в виду объективные условия традиционного образования, с учетом социально-психологических различий полов. Мальчики и девочки перестают конкурировать в классе, и если в воспитании мальчиков основной упор делается на развитии мужественности, а в воспитании девочек — женственности, то в их взаимоотношениях происходит явная перемена к лучшему.

М. А. Болотов в своем исследовании проблем и перспектив раздельного обучения акцентирует внимание на том, что «женщины и мужчины по-разному приобретают знания, поэтому девочек и мальчиков надо и учить по-разному. Мальчики позже начинают говорить, менее способны к четким формулировкам, им свойственно интуитивное мышление, но у них больше творческих возможностей. А девочки более консервативные, вербальные, у них раньше и лучше развивается речь, они умеют четко формулировать, любят кропотливую конкретную деятельность. Мальчикам лучше не на словах объяснять, а дать возможность сделать самому, девочкам, напротив, необходимо все объяснить в деталях. Усвоив что-то, девочка будет твердо стоять на этих позициях, а мальчик охотнее придумает новую комбинацию» [1, с. 215]. Все это указывает на актуальность исследования психологического благополучия обучающихся во взаимосвязи с условиями обучения (смешанными или раздельными), с целью разработки более адаптивных и эффективных стратегий образовательного процесса с точки зрения психологии и педагогики.

Практическая значимость

Образовательный процесс в условиях раздельного обучения основывается на нескольких психолого-педагогических условиях:

— соответствующая возрасту учебная программа: учебная программа должна быть составлена с учетом потребностей и способностей учащихся класса;

— подход, ориентированный на ученика: в образовательном процессе приоритетными, должны быть индивидуальные потребности и стили обучения каждого ученика, а не универсальный подход;

— позитивные взаимоотношения: учителя должны создавать позитивную и благоприятную среду, в которой учащиеся чувствуют свою значимость, уважение и вовлеченность;

— эффективная коммуникация: учителя должны эффективно общаться с учащимися и предоставлять четкие и последовательные требования;

— соответствующая оценка и анализ: оценка и аттестация должны соответствовать индивидуальным потребностям каждого ученика и использоваться для обеспечения конструктивной обратной связи и поддержки прогресса в обучении.

По сравнению с классами со смешанным обучением, классы с раздельным обучением могут предоставить дополнительные возможности для индивидуального подхода и индивидуального обучения. Однако следует отметить, что успешность образовательного процесса в классе с раздельным обучением зависит от качества реализации этих психолого-педагогических условий, а не от самого факта нахождения в школе с раздельным обучением.

Важно отметить, что все перечисленные выше условия могут быть созданы и в системе смешанного обучения, их реализация не является исключительной прерогативой раздельного обучения. Успешность образовательного процесса зависит от компетентности педагогов, их способности адаптировать образовательный процесс к индивидуальным потребностям и особенностям учащихся, независимо от организационной формы обучения.

Кроме того, возможности социализации, предоставляемые в условиях смешанного класса, могут положительно повлиять на психологическое благополучие учащихся, способствуя развитию эмпатии, терпимости и понимания других людей. Однако классы с раздельным обучением также могут предложить учащимся благоприятную и безопасную учебную среду, что также может улучшить их самочувствие.

Проведение исследований психологического благополучия школьников в условиях раздельного обучения актуально по нескольким причинам:

— понимание влияния атмосферы в классе: понимание психологического благополучия учащихся в раздельных классах может пролить свет на влияние такого типа образовательной среды на развитие детей и их общее благополучие;

— совершенствование образовательной практики: результаты данного исследования могут стать основой образовательной практики и помочь в принятии решений об использовании раздельных классов;

— содействие равенству: исследование психологического благополучия девочек и мальчиков в отдельных классах может помочь убедиться, что образовательная практика и среда способствуют равенству, а не усугубляют существующее гендерное неравенство;

— поддержка благополучия учащихся: конечной целью образования является поддержка жизненного благополучия и развития учащихся. Проведение исследований психологического благополучия учащихся в отдельных классах может помочь убедиться, что эта цель достигается.

Проведение исследований уровня психологического благополучия школьников в условиях раздельного обучения может способствовать лучшему пониманию влияния такого типа образовательной среды и информировать о разработке практик и программ, поддерживающих благополучие и успех всех учащихся.

На основе выше представленных доминант исследования психологического благополучия школьников в условиях раздельного обучения были выделены социальные и индивидуальные аспекты жизнедеятельности личности, влияющие на формирование общего психолого-благополучного фона младших подростков:

— эмоционально-психологический климат класса, в контексте которого компонентами выступают индивидуальное эмоциональное благополучие и групповое;

— социально-психологическая адаптация личности, включающая в себя показатели приспособления младших подростков к социальной среде образовательного процесса и взаимодействие с ней;

— составляющие когнитивные и эмоциональные компоненты интегрального показателя благополучия (наличие цели в жизни, положительные отношения с другими, личностный рост, управление окружением, самопринятие и автономия).

Подытоживая вышесказанное, мы можем отметить тот факт, что психологическое благополучие младших подростков включает в себя внутренние интенции личности, которые влияют на общий результат ее становления и развития, и чаще всего представлены приставкой «само», представляющие собой внутренние ресурсы человека, направляющие его, стимулирующие и развивающие. Внутренняя структура системы психологического благополучия является не менее значимой, чем социальные факторы развития личности. Ценность потенциала личности младших подростков, связано с критериями и параметрами его психологического благополучия в соотношении с представлениями о качестве жизни, удовлетворенности жизнью, и ощущении эмоционального факта счастья, наполненности жизнью, внутренней позиции ощущения получения ожидаемого результата от собственной деятельности.

Литература:

  1. Болотов М. А. Раздельное обучение: проблемы и перспективы //Вестник Башкирского университета. 2010. — Т. 15. № 1. — С. 213–216.
  2. Бочарова Е. Е. Взаимосвязь ценностных ориентаций, стратегий поведения и субъективного благополучия личности: автореф. дис.... канд. псих. наук: 19.00.05. — Саратов, 2005. — 23 с.
  3. Сергеева С. В., Мишина М. М. Особенности психологической адаптации у старших подростков в условиях раздельного и совместного обучения// Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2018. № 4. С. 117–128.
  4. Сучков Д. Д. Характеристики целей как факторы субъективного благополучия: дис. … канд. психол. наук: 19.00.01. — Москва, 2017. — 143 с.
  5. Фесенко П. П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности: автореф. дис.... канд. псих. наук: 19.00.01. — Москва, 2005. — 24 с.
  6. Bradburn N. The Structure of Psychological well-being / N. Bradburn. — Chicago: Aldine Pub. Co., 1969. — 320 p.
  7. Ryff C. D., Singer B. Psychological well-being: Meaning, measurement, and implications for psychological research // Psychotherapy and Psychosomatics. — 1996. — No65. — P. 14–23.
Основные термины (генерируются автоматически): психологическое благополучие, раздельное обучение, образовательный процесс, психологическое благополучие школьников, смешанное обучение, класс, образовательная среда, психологическое благополучие учащихся, образовательная практика, удовлетворенность жизнью.


Похожие статьи

Обеспечение психологической безопасности образовательного...

Обеспечение психологической безопасности образовательного процесса как условие

 В статье рассматриваются понятия «психологическая безопасность», «психологическое

Психологическое здоровье — условие жизненной успешности и гарантия благополучия

Основными показателями психологической безопасности образовательной среды выступают

Удовлетворенность учащихся психологическим климатом школы

Одной из сред, которая должна подготавливать учащегося XXI века к реалиям сегодняшнего мира является школа. Она задает темп, обуславливает тот социально — психологический климат учащимся, который должен способствовать успешной адаптации.

Особенности психологического благополучия детей младшего...

Ключевые слова: благополучие, фактор, психология благополучия, младший школьник.

На развитие памяти у учащихся этой возрастной группы влияет процесс обучения.

Психологическое благополучие и комфорт младших школьников во многом зависят от учителя.

Младший школьный возраст связан с обучением учащихся в начальных классах.

Формирование личности подростка в образовательной среде

Также рассматриваются факторы риска нарушения безопасности образовательной среды.

Ключевую роль в жизни ребенка и подростка играет институт образования.

Мы можем сделать вывод, что психологическое благополучие обучающихся и безопасность образовательной

Психологическая безопасность образовательной среды — это взаимоотношения в этой...

Здоровая и безопасная среда образования для учащихся...

В данной статье приведены определения эмоциональной безопасности образовательной среды: уменьшение негативных эмоций и увеличение количества положительных эмоций, влияющих на благополучие современного школьника в образовательном процессе.

Повышение психологического благополучия у школьников...

Повышение психологического благополучия у школьников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

Таким образом, психологическое благополучие учащихся является необходимым условием формирования учебной деятельности и становления субъекта.

Работа психолога по созданию психологически безопасной...

Психологическое здоровье – это «динамическое состояние внутреннего благополучия

быть устранено психологическое насилие среди участников образовательного процесса.

В данном возрасте возможен риск разрушения личностного и эмоционального благополучия.

Что такое психологически безопасная образовательная среда, что к ней относится?

Построение образовательной среды современной школы

Влияние образовательной среды, во многом, обусловлено восприятием учащимися, их

Структура образовательной среды включает в себя, по Ясвину В. А., три базовых

Особое значение приобретает влияние образовательной среды в процессе подготовки

родитель, ребенок, образовательное учреждение, совместное обучение, социальная среда.

Связь стиля семейного воспитания и субъективного благополучия...

...жизнью младших школьников как основного критерия их субъективного благополучия.

Субъективное психологическое благополучие младшего школьника понимается в

Матрица корреляций между показателями шкал удовлетворенности жизнью школьников и шкал опросника

Симбиоз (отсутствие психологической дистанции между родителем и ребенком).

Похожие статьи

Обеспечение психологической безопасности образовательного...

Обеспечение психологической безопасности образовательного процесса как условие

 В статье рассматриваются понятия «психологическая безопасность», «психологическое

Психологическое здоровье — условие жизненной успешности и гарантия благополучия

Основными показателями психологической безопасности образовательной среды выступают

Удовлетворенность учащихся психологическим климатом школы

Одной из сред, которая должна подготавливать учащегося XXI века к реалиям сегодняшнего мира является школа. Она задает темп, обуславливает тот социально — психологический климат учащимся, который должен способствовать успешной адаптации.

Особенности психологического благополучия детей младшего...

Ключевые слова: благополучие, фактор, психология благополучия, младший школьник.

На развитие памяти у учащихся этой возрастной группы влияет процесс обучения.

Психологическое благополучие и комфорт младших школьников во многом зависят от учителя.

Младший школьный возраст связан с обучением учащихся в начальных классах.

Формирование личности подростка в образовательной среде

Также рассматриваются факторы риска нарушения безопасности образовательной среды.

Ключевую роль в жизни ребенка и подростка играет институт образования.

Мы можем сделать вывод, что психологическое благополучие обучающихся и безопасность образовательной

Психологическая безопасность образовательной среды — это взаимоотношения в этой...

Здоровая и безопасная среда образования для учащихся...

В данной статье приведены определения эмоциональной безопасности образовательной среды: уменьшение негативных эмоций и увеличение количества положительных эмоций, влияющих на благополучие современного школьника в образовательном процессе.

Повышение психологического благополучия у школьников...

Повышение психологического благополучия у школьников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

Таким образом, психологическое благополучие учащихся является необходимым условием формирования учебной деятельности и становления субъекта.

Работа психолога по созданию психологически безопасной...

Психологическое здоровье – это «динамическое состояние внутреннего благополучия

быть устранено психологическое насилие среди участников образовательного процесса.

В данном возрасте возможен риск разрушения личностного и эмоционального благополучия.

Что такое психологически безопасная образовательная среда, что к ней относится?

Построение образовательной среды современной школы

Влияние образовательной среды, во многом, обусловлено восприятием учащимися, их

Структура образовательной среды включает в себя, по Ясвину В. А., три базовых

Особое значение приобретает влияние образовательной среды в процессе подготовки

родитель, ребенок, образовательное учреждение, совместное обучение, социальная среда.

Связь стиля семейного воспитания и субъективного благополучия...

...жизнью младших школьников как основного критерия их субъективного благополучия.

Субъективное психологическое благополучие младшего школьника понимается в

Матрица корреляций между показателями шкал удовлетворенности жизнью школьников и шкал опросника

Симбиоз (отсутствие психологической дистанции между родителем и ребенком).

Задать вопрос