Формирование личности подростка в образовательной среде | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №26 (421) июль 2022 г.

Дата публикации: 02.07.2022

Статья просмотрена: 162 раза

Библиографическое описание:

Иванова, А. С. Формирование личности подростка в образовательной среде / А. С. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 26 (421). — С. 226-227. — URL: https://moluch.ru/archive/421/93696/ (дата обращения: 20.04.2024).



В данной статье рассматриваются основные аспекты формирования здоровой личности ребенка и подростка в безопасной образовательной среде. Также рассматриваются факторы риска нарушения безопасности образовательной среды. Статья представляет интерес как для образовательных учреждений, так и для родителей детей и подростков.

Ключевые слова: психологическая безопасность, психологическая грамотность, образовательная среда, подросток.

Ключевую роль в жизни ребенка и подростка играет институт образования. Для того, чтобы ребенок вырос физически и психически здоровым, и его личность могла активно развиваться и жить в современном обществе, в том числе и иметь возможность адаптироваться к новым современным реалиям, необходимо создать безопасную среду взросления для него, то есть создать психологически безопасную образовательную среду. В настоящее время одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации является сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, их психологическое и физическое развитие, а также обеспечение их безопасности. Федеральным государственным образовательным стандартом предусмотрены различные условия, которые направлены на сохранение и укрепление здоровья учащихся с обеспечением их всем необходимым для гармоничного развития и воспитания.

Понятие психологической безопасности неоднородно. И. А. Баева под психологической безопасностью понимает состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников [2].

Безопасная образовательная среда, по мнению И. А. Баевой, является такой средой, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокий уровень удовлетворенности характеристиками школьной среды и защищенности от психологического насилия во взаимодействии. Исходя из этого, мы можем и выявить основные компоненты безопасности образовательной среды школы [2].

Особенности образовательной среды определяют значимость и специфику решения вопросов обеспечения безопасности детства и подростничества. Стабильные условия окружающей среды особенно важны для ребенка, тем не менее, возможность удовлетворения потребностей и выполнения некоторых функций деятельности неизменно зависят от окружения ребенка и подростка: взрослые и другие дети. Поэтому, образовательное пространство в школе и вне ее должно обеспечивать не только решение образовательных задач, но и удовлетворение вышеназванной базисной потребности в безопасности. Нарушение потребности в безопасности приводит к тяжелым отсроченным последствиям (различные симптомы психических нарушений, а так же невротизация, депрессивные состояния, потеря веры в себя, потеря перспектив и пр.) и во многом определяет дальнейшую судьбу не только одной конкретной личности, но и целых социальных групп. Мы можем назвать это угрозой безопасности образовательной среды.

Также мы можем выделить ряд факторов риска нарушения безопасности образовательной среды: недостаточное обеспечение педагогическими кадрами; недостаточная квалификация кадров или излишняя консервативность взглядов педагогов, касаемых воспитания и обучения детей; недостаточное обеспечение материально-технической базы, в том числе и отказ опытных педагогов работы с информационно-коммуникационными технологиями; низкая активность социально-психологической службы образовательной организации, в том числе несформированность представлений и профилактики психического и физического здоровья; низкая активность обучающихся и педагогов; несформированность социальных и практических навыков, умений и опыта; уровень воспитания и культуры; личностно–психологические характеристики участников учебно-воспитательного процесса и пр.

Совокупность данных факторов представляет собой угрозу безопасности образовательной среды и благополучного развития детей и подростков.

Мы можем сделать вывод, что психологическое благополучие обучающихся и безопасность образовательной среды школы неразрывно связаны друг между другом.

Одна из самых больших угроз для психологического благополучия и безопасности обучающихся — низкая психологическая грамотность субъектов образовательного процесса (обучающиеся, родители, педагоги).

Психологическая грамотность , в нашем понимании — это информация и знание о себе, как о субъекте взаимоотношений, о других, как об объекте взаимоотношений, о ситуации (ситуациях) в которых могут столкнуться объект и субъект, об объективной реальности, в которой живет человек и о взаимоотношениях человека с миром [1].

На наш взгляд, человеку важно осознавать, понимать и знать свои особенности поведения и эмоциональные реакции, в том числе и стрессовых ситуациях и содействовать тому, чтобы реакции на стресс не были разрушительны как для него, так и для общества. Помимо этого, человеку необходимо осознавать, что другие люди так же могут различно реагировать на стрессовые ситуации и такое поведение, являясь как бы «неправильным» для него, является нормой. То есть, по нашему мнению, психологически грамотному человеку важно умение рефлексии и знание базовых основ психологии.

Стоит отметить, что в силу возрастных особенностей детей, в процессе взросления только формируется умение рефлексии и осознания своих эмоций и поведения, поэтому, взрослому важно не только обучить ребенка рефлексировать, а показать, что эмоциональные реакции бывают разные. Кроме того, взрослому важно показать и привить нормы поведения в обществе и нормы взаимодействия и общения с людьми.

Стоит отметить, что в детстве и подростничестве внешние воздействия оцениваются крайне субъективно: у детей различная степень эмоциональной чувствительности и ранимости, поэтому то, что кажется безопасным для одного — для другого ребенка может иметь разрушительное влияние. Эмоции глубоко переживаются детьми, подростками и юношами, но порой без внешнего видимого проявления до определенного времени, если отсутствует проработка негативных эмоций. Некий «эмоциональный взрыв» может проявится в открытых конфликтах, эмоциональных срывах, протестных реакциях, девиантном и аддиктивном поведении ребенка, а так же, как мы и писали выше, в физических проявлениях — различных заболеваниях [3].

Тем не менее, для того, чтобы ребенок вырос психологически грамотным, а так же здоровым, близкие взрослые ребенка должны быть такими. В последнее время, нами отмечена тенденция, что многие родители и педагоги не придают внимания психологическому благополучию ребенка в силу культурно — исторического развития общества, когда данные родители и педагоги росли.

В условиях современности, важно уметь адаптироваться к новым реалиям жизни, но, не все люди это осознают и стремятся к этому. Поэтому, таких взрослых мы так же можем отнести к факторам риска нарушения как психологической безопасности образовательной среды, так и к угрозе нарушения психологического благополучия ребенка.

Литература:

  1. Азимова З. Х. Основы формирования психологически грамотной и психологически здоровой личности /З. Х. Азимова/ Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2016. — № 52. — С. 7–20.
  2. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании/ И. А. Баева/ СПб: Изд — во «СОЮЗ», 2002.
  3. Прихожан A. M., Психологические проблемы подросткового возраста как пубертатного периода развития/ А. М. Прихожан //
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная среда, психологическая безопасность, безопасная образовательная среда, подросток, ребенок, образовательная среда школы, психологическая грамотность, психологическое благополучие ребенка, психологическое насилие, угроза безопасности.


Похожие статьи

Обеспечение психологической безопасности...

Обеспечение психологической безопасности образовательной среды и, как следствие, охрана и поддержание психологического здоровья ее

образовательная среда, безопасная образовательная среда, психологическая безопасность, психологическое насилие...

образовательная среда, психологическая безопасность...

Ключевые слова: психологическое здоровье, психологическая безопасность, образовательная среда, подростковый возраст.

Образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития...

Психологически безопасная образовательная среда — условие...

Дубровина И. В. Психологическое здоровье детей и подростков.

образовательная среда, психологическая безопасность, психологическое насилие, психологическое

Таким образом, психологически безопасная среда дошкольного образовательного учреждения...

Пути совершенствования безопасной образовательной среды

Психологическая безопасность — это состояние среды, в которой ее участники ощущают

В качестве основных угроз психологической безопасности в школе принято выделять

Несмотря на то, что проблема психологической безопасности образовательной среды...

Изучение психологической безопасности образовательной...

Ключевые слова: психологическая безопасность, образовательная среда, психологическое насилие, безопасность личности, защищенность, рефератная значимость среды. Проблема обеспечения психологической безопасности индивиды и общества в целом, связана с...

Психологическая безопасность образовательной среды — это...

Психологически безопасная образовательная среда способствует удовлетворению и формированию

Создание и поддержание такой образовательной среды в школе — одна из важнейших

Психологически безопасная образовательная среда - результат комплексного...

Психологически безопасная образовательная среда в ДОУ

 Что такое психологически безопасная образовательная среда, что к ней относится?

Одним из условий психологического комфорта и эмоционального благополучия является то

Психологическая безопасность образовательной среды — это взаимоотношения в этой...

образовательная среда, психологическая безопасность...

Таким образом, безопасная образовательная среда школы – это результат системного взаимодействия ее компонентов с учетом их

образовательная среда, безопасная образовательная среда, психологическая безопасность, психологическое насилие...

Система мониторинга психологической безопасности...

В статье рассматривается понятие «психологическая безопасность», анализируются основные показатели психологической безопасности

Офицерова, Т. А. Система мониторинга психологической безопасности образовательной среды в процессе управления качеством...

Психологическая безопасность образовательной среды...

«Экспресс диагностика психологической безопасности образовательной среды детей

В исследовании приняли участие 16 воспитанников школы-интерната для детей-сирот и детей

Психологическая безопасность образовательной среды — это взаимоотношения в этой.

Похожие статьи

Обеспечение психологической безопасности...

Обеспечение психологической безопасности образовательной среды и, как следствие, охрана и поддержание психологического здоровья ее

образовательная среда, безопасная образовательная среда, психологическая безопасность, психологическое насилие...

образовательная среда, психологическая безопасность...

Ключевые слова: психологическое здоровье, психологическая безопасность, образовательная среда, подростковый возраст.

Образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития...

Психологически безопасная образовательная среда — условие...

Дубровина И. В. Психологическое здоровье детей и подростков.

образовательная среда, психологическая безопасность, психологическое насилие, психологическое

Таким образом, психологически безопасная среда дошкольного образовательного учреждения...

Пути совершенствования безопасной образовательной среды

Психологическая безопасность — это состояние среды, в которой ее участники ощущают

В качестве основных угроз психологической безопасности в школе принято выделять

Несмотря на то, что проблема психологической безопасности образовательной среды...

Изучение психологической безопасности образовательной...

Ключевые слова: психологическая безопасность, образовательная среда, психологическое насилие, безопасность личности, защищенность, рефератная значимость среды. Проблема обеспечения психологической безопасности индивиды и общества в целом, связана с...

Психологическая безопасность образовательной среды — это...

Психологически безопасная образовательная среда способствует удовлетворению и формированию

Создание и поддержание такой образовательной среды в школе — одна из важнейших

Психологически безопасная образовательная среда - результат комплексного...

Психологически безопасная образовательная среда в ДОУ

 Что такое психологически безопасная образовательная среда, что к ней относится?

Одним из условий психологического комфорта и эмоционального благополучия является то

Психологическая безопасность образовательной среды — это взаимоотношения в этой...

образовательная среда, психологическая безопасность...

Таким образом, безопасная образовательная среда школы – это результат системного взаимодействия ее компонентов с учетом их

образовательная среда, безопасная образовательная среда, психологическая безопасность, психологическое насилие...

Система мониторинга психологической безопасности...

В статье рассматривается понятие «психологическая безопасность», анализируются основные показатели психологической безопасности

Офицерова, Т. А. Система мониторинга психологической безопасности образовательной среды в процессе управления качеством...

Психологическая безопасность образовательной среды...

«Экспресс диагностика психологической безопасности образовательной среды детей

В исследовании приняли участие 16 воспитанников школы-интерната для детей-сирот и детей

Психологическая безопасность образовательной среды — это взаимоотношения в этой.

Задать вопрос