Ключевые слова: финансовое право, налоговое право, налоги, права налогоплательщиков, защита прав налогоплательщиков.
Право частной собственности, как субъективное право, нуждается в особой защите со стороны государства, поскольку является одним из важнейших элементов экономической системы. Чрезмерное ограничение права собственности, как субъективного права, влечет негативные последствия для экономической системы, а значит, и для всего общества в целом. Именно поэтому право собственности относится к разряду конституционных прав и нашло свое закрепление в статье 35 Конституции РФ [1]. Налогообложение работает на общее благо до тех пор, пока не превращается в тяжкое бремя для налогоплательщика. Чрезмерное налогообложение ограничивает экономическое развитие хозяйствующего субъекта, что в конечном итоге негативно отражается на экономике всего государства в целом. Именно поэтому государству необходимо балансировать между ограничением прав собственности своих граждан посредством налогов и желанием пополнить бюджет за счёт этих поступлений. Данным целям служит институт защиты прав налогоплательщиков. Актуальность темы обусловлена необходимостью с теоретической точки зрения обосновать каким целям служит институт защиты прав налогоплательщиков. Только таким образом налоговая система способна работать на общее благо, не превращаясь в тяжкое бремя для налогоплательщиков, и в то же время, не создавая им возможностей злоупотреблять своими правами.
Для понимания сущности защиты прав налогоплательщиков необходимо определить значение данного понятия. Следует рассматривать данное понятие в широком и узком смысле. В широком смысле под защитой прав налогоплательщиков следует понимать все политические, социально-экономические, правовые и организационные гарантии, осуществляемые в рамках налоговой системы государства и вне ее, призванные обеспечить соразмерность ограничения прав конкретного налогоплательщика и интересов общества в целом. Это и издание специализированной литературы, налогово-правовая специализация судов, наличие соответствующих дисциплин в учебных программах юридических вузов, обсуждение налоговой стратегии [3].
В узком смысле под защитой прав налогоплательщиков понимается обращение в государственные органы для рассмотрения законности и обоснованности действий налоговых органов по отношению к конкретным налогоплательщикам. Данное понятие заключается в том, что основным способом защиты прав налогоплательщиков является именно обращение в налоговые или судебные органы для обжалования решений и действий должностных лиц [3].
Имея в распоряжении два понятия, одно из которых является чрезмерно широким, а другое чрезмерно узким, представляется правильным найти между ними компромисс. По мнению автора, круг гарантий защиты прав налогоплательщиков в понятии в широком смысле следует ограничить до правовых гарантий, и не включать туда издание специализированной литературы, включение специальных дисциплин в программу юридических вузов и т. д. Понятие в узком смысле наоборот кажется чрезмерно ограниченным, поскольку правовые гарантии не представляют собой лишь возможность обращения в государственные органы. Данное понятие следует дополнить иными правовыми гарантиями, например, такими, как самозащита прав налогоплательщиков, в соответствии с пунктом 11 статьи 21 Налогового Кодекса РФ [2]. Учитывая это, защиту прав налогоплательщиков стоит понимать, как правовые гарантии, закрепленные в законодательстве, с целью достижения соразмерности ограничения прав определенного налогоплательщика и интересов общества и государства.
Для определения сущности необходимо выделить важнейшие критерии рассматриваемого явления. Первым критерием является цель защиты прав налогоплательщиков. Целью является не просто обеспечить защиту прав налогоплательщика, а достичь компромисса, достичь соразмерности между правами определенного налогоплательщика и интересами общества и государства. Это объясняется тем, что люди склонны к нарушению правовых границ с целью поиска выгоды, что относится и к государственным органам. Злоупотребление правами может происходить как со стороны рядового налогоплательщика, так и государственного органа. Но дело в том, что их возможности несоразмерны, по этой причине необходимо их уравновесить. Именно для того, чтобы уравновесить возможности определенного налогоплательщика с одной стороны и государственных органов с другой, а значит, подобраться ближе к соразмерности, создан институт защиты прав налогоплательщиков. Налоги необходимо уплачивать, но они не должны являться тяжким бременем для налогоплательщика, тормозящим развитие хозяйствующего субъекта.
Для нормальной работы любого механизма необходимы правила, по которым он будет функционировать. Такими правилами для защиты прав налогоплательщиков является налоговое и процессуальное законодательство, которое определяет границы допустимого поведения его субъектов. Для определения сущности защиты прав налогоплательщиков такие правила являются необходимым элементом.
Следующим критерием стоит назвать непосредственно сам инструмент, позволяющий налогоплательщикам защищать свои права. Таким инструментом являются способы разрешения налоговых споров. Возможность защиты своих прав должна не просто закрепляться в законодательстве, она должна реально обеспечиваться. Как известно, важной государственной функцией является охранительная. В свою очередь, одной из важнейших гарантий демократичности налоговой системы государства является наличие организационных и правовых гарантий в защиту прав и законных интересов налогоплательщиков и налоговых агентов как субъектов налоговых правоотношений. При этом организационными гарантиями такой защиты выступают специальные институты защиты права (судебные и административные), а правовыми — наличие соответствующей правовой базы для защиты прав налогоплательщиков.
Последним критерием, необходимым звеном защиты прав налогоплательщиков, является осуществление надзора за деятельностью налоговых органов. Просто наделить налогоплательщика возможностями защищать свои права недостаточно, необходимо также извне следить за деятельностью государственного органа, с целью пресечения противоправных действий.
Сложив все критерии воедино, можно прийти к выводу о сущности защиты прав налогоплательщиков. Таким образом, сущность защиты прав налогоплательщиков заключается в определении правил налоговым законодательством, надзоре за деятельностью налоговых органов, наличии способов разрешения возникших споров с целью достижения соразмерности между правами определенного налогоплательщика и интересами общества и государства.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Текст Конституции опубликован в «Российской газете» от 25 декабря 1993 г. N 237 (первоначальный текст)
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) / [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (дата обращения: 11.04.2023).
- Пепеляев, С. Г. Налоговое право: Учебник для вузов / С. Г. Пепеляев. — Москва: Пепеляев Групп, 2020. — 796 c. — Текст: непосредственный.