К субъектам налоговых правоотношений, чьи права подлежат защите, относятся налогоплательщики (физические лица, организации), плательщики сборов и страховых взносов, налоговые агенты, представители налогоплательщиков (адвокаты, бухгалтеры, уполномоченные лица).
Правовой основой защиты выступает Налоговый кодекс РФ (НК РФ) [2], ст. 21 которого гарантирует налогоплательщикам комплекс прав (на информацию, обжалование, защиту интересов и др.), а ст. 22 закрепляет административную и судебную защиту прав налогоплательщиков. В главах 19–20 регламентируется обжалование актов налоговых органов и действий их должностных лиц. Правовыми средствами защиты прав налогоплательщика в сфере налоговых правоотношений является совокупность используемых инструментов и приемов, предусмотренных нормами налогового права и направленных на защиту нарушенных прав. Основными чертами правового средства защиты прав налогоплательщика являются:
— преимущественно документарная форма выражения;
— сложная правовая структура средства защиты, которая имеет две составляющие: материальные и юридические требования субъекта защиты к налоговому органу и процедуру реализации средств защиты.
Основные способы защиты прав субъектов налоговых правоотношений:
- Административный (внесудебный) порядок. Он предполагает обращение с жалобой в вышестоящий налоговый орган, вышестоящему должностному лицу налогового органа. Особенности административного порядка заключаются в следующем: жалоба подается в письменном виде через налоговый орган, чьи действия обжалуются; срок рассмотрения — до 30 дней (в отдельных случаях до 45 дней); обязательна предварительная подача жалобы до обращения в суд.
Виды жалоб, которые может подать субъект налоговых правоотношений:
— апелляционная (на не вступившие в силу решения о привлечении к ответственности);
— обычная (на вступившие в силу акты, действия/бездействие должностных лиц).
- Судебный порядок. Для организаций и индивидуальных предпринимателей судебный порядок реализуется через арбитражные суды, для физических лиц — через суды общей юрисдикции.
Выделим основания для обращения в суд субъектов налоговых правоотношений:
— непринятие мер по жалобе в административном порядке;
— несогласие с решением вышестоящего налогового органа;
— прямое нарушение прав актами/действиями налоговых органов.
Сроки подачи заявления:
— в арбитражный суд — в течение трех месяцев с момента, когда стало известно о нарушении (ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации);
— в суд общей юрисдикции — в сроки, установленные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Налогоплательщики — это организации и физические лица, которые должны платить налоги, а налоговые агенты — это лица, которые должны собирать, удерживать и перечислять налоги в соответствующий бюджет [3].
Налогоплательщик вправе оспорить:
— акты налоговых органов ненормативного характера;
— решения о привлечении к налоговой ответственности;
— действия или бездействие должностных лиц (например, несвоевременное возвращение излишне уплаченных налогов);
— требования об уплате налогов, пеней, штрафов.
Решения налоговых органов и их последующие действия в налоговых отношениях с принятием или без принятия мер могут быть обжалованы в суде или вышестоящем налоговом органе.
Налогоплательщики и налоговые чиновники имеют право подать апелляцию.
Процедура судебного разбирательства состоит из следующих стадий:
— подачи заявления (в бумажном или электронном виде);
— принятия к производству (суд проверяет соответствие формы и содержания требованиям закона);
— рассмотрения дела (срок — до трех месяцев со дня поступления заявления);
— вынесения решения (признание акта действительным или недействительным; признание действий/бездействия незаконными; отказ в удовлетворении требований);
— исполнения решения (немедленно, если не установлен иной срок).
Типичные нарушения прав налогоплательщиков:
— необоснованное доначисление налогов и штрафов;
— нарушение сроков проведения налоговых проверок;
— неправомерный арест имущества;
— отказ в предоставлении налоговых вычетов;
— разглашение налоговой тайны (ст. 102 НК РФ).
За неисполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков должностные лица могут быть привлечены к ответственности: дисциплинарной, административной (штрафы по КоАП РФ) или уголовной (например, по ст. 183 УК РФ за разглашение налоговой тайны — штраф до 1 млн руб. или лишение свободы до 7 лет).
Судебный департамент при Верховном Суде РФ опубликовал отчет о работе арбитражных судов субъектов РФ за 2024 год. Согласно данным отчета, количество решений арбитражных судов первой инстанции по заявлениям налогоплательщиков об оспаривании действий (бездействий) и решений налоговых органов по налоговым проверкам, а также процент удовлетворяемых заявлений несколько снизились по сравнению с показателями предыдущих четырех лет. Количество решений, принятых арбитражными судами первой инстанции в 2024 году, составило 5844. При этом в пользу налогоплательщиков было принято 1682 решения, то есть 29 %. Для сравнения: в течение 2020–2023 гг. количество обращений налогоплательщиков в арбитражные суды первой инстанции составляло около 6200–6800, а процент удовлетворенных заявлений колебался на уровне 34–37 %.
С 1 января 2025 года налогоплательщики могут подавать жалобы в налоговые органы в упрощенном порядке (ст. 140.1 НК РФ), что значительно сокращает срок их рассмотрения (до семи рабочих дней).
Жалоба для рассмотрения в упрощенном порядке может быть направлена только по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика в электронной форме в порядке, утвержденном приказом ФНС России от 02.09.2024 № ЕД-7–9/693@ [4].
При подаче жалобы нужно указать на необходимость ее рассмотрения в порядке, установленном ст. 140.1 НК РФ. В этом случае жалоба направляется в налоговый орган, чьи акты, действия (бездействие) обжалуются. В течение семи рабочих дней налоговый орган либо удовлетворит жалобу налогоплательщика, либо перенаправит ее в вышестоящий налоговый орган для рассмотрения в общем порядке.
Не рассматриваются в упрощенном порядке жалобы на решения, вынесенные в соответствии со ст. 101 и 101.4 НК РФ.
Защита прав субъектов налоговых правоотношений:
- Досудебный этап: тщательно оформляйте жалобу, прикладывайте подтверждающие документы, соблюдайте сроки подачи, используйте право на участие в рассмотрении жалобы [5].
- Судебный этап: подготовьте правовое обоснование требований, соберите доказательства нарушения прав, рассмотрите возможность привлечения специалиста (юриста, налогового консультанта).
Также регулярно отслеживайте изменения в налоговом законодательстве, сохраняйте всю документацию по налоговым операциям, фиксируйте факты нарушений (переписку, акты, протоколы).
Меры, способствующие осуществлению защиты прав:
— цифровизация процессов, доступная субъектам налоговых правоотношений. Это подача жалоб и заявлений в электронном виде, онлайн-участие в судебных заседаниях;
— усиление роли досудебного урегулирования споров;
— повышение прозрачности действий налоговых органов;
— развитие механизмов превентивной защиты (разъяснения, профилактические проверки).
Защита прав субъектов налоговых правоотношений — важнейший элемент справедливой налоговой системы. Связь административного и судебного механизмов позволяет оперативно реагировать на нарушения, обеспечивать баланс интересов государства и налогоплательщиков, повышать доверие к налоговой администрации.
Для эффективной защиты своих прав налогоплательщикам необходимо знать свои права и обязанности, грамотно использовать предусмотренные законом процедуры, своевременно обращаться за юридической помощью при сложных спорах [6].
Только системный подход к реализации гарантий, закрепленных в НК РФ и Конституции РФ, способен обеспечить реальное соблюдение прав участников налоговых правоотношений.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 20.12.2025).
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 20.12.2025).
- Актуальные вопросы административного и финансового права. Вып. 4 / / МГИМО(У) МИД России, каф. административного и финансового права. — Москва : МГИМО-Университет, 2006.
- Приказ ФНС России от 02.09.2024 № ЕД-7–9/693@. — URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/about_fts/docs/15364030/ (дата обращения: 20.12.2025).
- Мигда, Н. С. Способы защиты прав налогоплательщиков / Н. С. Мигда, И. Е. Некрасова, Е. Ю. Васильева, А. М. Жевец // Современная школа России. Вопросы модернизации. — 2021. — № 3–2 (36). — С. 241–244.
- Крохина, Ю. А. Экспертиза налоговой реконструкции — перспективный способ защиты прав налогоплательщиков / Ю. А. Крохина // Адвокатская практика. — 2022. — № 4. — С. 8–13.

