Модель инклюзивного образования, обеспечивающая новые образовательные результаты на основе индивидуализации образовательного процесса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (463) апрель 2023 г.

Дата публикации: 22.04.2023

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Суворова, О. С. Модель инклюзивного образования, обеспечивающая новые образовательные результаты на основе индивидуализации образовательного процесса / О. С. Суворова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 16 (463). — С. 346-349. — URL: https://moluch.ru/archive/463/101564/ (дата обращения: 06.05.2024).



В статье автор описывает модель инклюзивного образования, обеспечивающая новые образовательные результаты на основе индивидуализации образовательного процесса.

Ключевые слова: образовательный процесс, внешняя дифференциация, внутренняя дифференциация, внеурочная деятельность, положительная динамика, урочная деятельность

Количество детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации постоянно увеличивается (за последние 3 года прирост их составил почти на 7 %). В работе с учащимися данной категории педагоги столкнулись с тем, что не наблюдается положительной динамики в их обучении. Из-за неоднородности состава учащихся в классе при проведении урока у учителя не всегда достаточно времени на работу с детьми с ограниченными возможностями в рамках их возможностей и потребностей. Федеральный государственный образовательный стандарт требует сохранить всю полноту коррекционной помощи, гарантируемой законодательством. Качественно новые результаты образования детей — это сбалансированное накопление необходимых академических знаний, умений и навыков для личного, профессионального и социального развития, а также развитие жизненного опыта ребенка, учитывая его настоящие и будущие потребности.

Были изучены основные проблемы, возникающие у учащихся, и простроена система работы учителей-предметников и узких специалистов. Основу модели образовательной системы составляет механизм индивидуализации образовательного процесса (Приложение 1).

Механизм индивидуализации содержания образования составляют внешняя и внутренняя дифференциация и индивидуализация образовательного процесса.

Внешняя дифференциация и индивидуализация содержания образования позволяет удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ и включает:

— реализацию адаптированных образовательных программ;

— психолого-медико-педагогическое обследование и сопровождение обучающихся;

— реализацию системы дополнительного образования и внеурочной деятельности.

Сущность внутренней дифференциация и индивидуализации содержания образования составляет формирование и удовлетворение особых образовательных и социальных потребностей детей с ОВЗ по результатам индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) (приложение 2) и с учетом рекомендаций ПМПК, что включает:

—интеграция узких специалистов (учитель-логопед, дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог) в урочную деятельность на предметах:

русский язык («Предложение», «Слово», «Слово и слог», «Ударение. Звуки и буквы»);

литературное чтение («Текст», «Работа с разными видами текста»);

математика («Числа и величины», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией»);

окружающий мир («Человек и природа», «Человек и общество»);

изобразительное искусство («Искусство вокруг нас», «Искусство и ты», «Каждый народ — художник»).

Совместная работа учителя и узкого специалиста организована с распределением ролей и ответственности: два преподавателя работают одновременно, но каждый из них держит в поле внимания свое тематическое содержание и область работы с группой, парами сменного состава.

—внедрение инструментов для дифференцированной помощи обучающимся при низком и среднем уровнях сформированности УУД (приложение 3).

Каждое интегрированное занятие и занятие с видами дифференцированной помощи ориентировано как на коррекцию отклонений, так и устранение пробелов в знании программного материала, развитие навыков само и взаимоконтроля, умение работать в коллективе, позитивного восприятия себя и других, формирование элементов сознания. стимулирует различные виды активности обучающегося, побуждает к самостоятельности и проявлению элементов творчества, что, в свою очередь, содействует проявлению и развитию индивидуальных способностей ребенка.

Управленческое сопровождение направлено на создание организационно-методических условий образовательного процесса: повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах реализации образовательного процесса на основе интегративного подхода; расширение репертуара учительских техник за счет освоения новых технологий; планирование образовательного процесса на основе межпредметного взаимодействия с учетом результатов ИОМ, системы оценивания образовательных достижений обучающихся, их динамики;.

Реализация модели инклюзивного образования в ОО позволит повысить качество предметных умений, сформированность УУД и социального опыта. По итогам промежуточных диагностик узких специалистов и результатам комплексных административных работ отмечена положительная динамика в обучении каждой категории детей с ОВЗ в среднем на 5,2 %.


Модель инклюзивного образования в ОО


Модель ИОМ включает следующие компоненты:

1-й блок. Психолого-педагогический статус ученика на основе оценки сформированности УУД. Заполняется на основе психодиагностик, проводимых социально-психологической службой по итогам года/полугодия.

2-й блок. Предметные умения. Заполняется на основе листов достижений, составленных учителями-предметниками по каждому разделу тематического планирования в рабочей программе по предмету.

3-й блок. Универсальные учебные действия. Заполняется на основе результатов комплексных административных работ, работ по видам деятельности, предусмотренным в Положении о системе оценивания учебных достижений в МОБУ Лицее № 59 им. Трубачёва М. Г. классными руководителями после проверки учителями-предметниками. При оценивании сформированности УУД выделяются три уровня: высокий, средний и низкий.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, инклюзивное образование, положительная динамика, внеурочная деятельность, внешняя дифференциация, внутренняя дифференциация, дифференцированная помощь, система оценивания, содержание образования, урочная деятельность.


Похожие статьи

Дифференциация обучения как форма организации...

Маннгеймская система обучения имела много сторонников, особенно в Германии.

Реализация дифференцированного подхода к образовательному процессу обусловлена следующими

Принцип дифференциации обучения – положение, согласно которому педагогический

С этой целью выделяются два уровня развития учебной деятельности.

Технологии инклюзивного образования как средства для...

Ситуация, которая складывается в настоящее время в системе образования

Основная идея инклюзивного образования — мониторинг образовательных условий во всей их

5. Технологии, индивидуализирующие образовательный процесс.

«Технология смешанной дифференциации (модель сводных групп) — это объединенная форма двух видов...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в процессе...

реальной индивидуализации и дифференциации воспитания и обучения детей и молодежи

Успешная реализация указанных позиций возможна во внеурочной деятельности.

Связь между урочной и внеурочной деятельности в образовательном процессе обеспечивается

Таким образом, интеграция урочной и внеурочной деятельности в педагогическом процессе...

Программа развития «Качество урока, внеурочной работы...»

— сформировать систему внеурочной деятельности и дополнительного образования

Это направление является основным в содержании данной программы развития.

Групповая работа, дифференциация, проектная деятельность — эти формы должны стать ведущими на уроке.

Еще один аспект повышения учебных результатов — внеурочная деятельность.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном...

2. Занятия внеурочной деятельностью нацелить на формирование УУД.

среди педагогов: внеурочная деятельность-это не аналог программ дополнительного образования. Педагоги должны видеть задачи формирования УУД и связь урочной и внеурочной деятельности.

- Развитие познавательных интересов, внутренней мотивации и художественного вкуса

Общее и особенное в соотношении понятий «дополнительное...»

Содержание «дополнительного образования детей» и «внеурочной деятельности».

Содержание образования определяют образовательные программы (ФЗ 273 — ст.12, п.1). Дополнительное образование детей и взрослых направлено на (ФЗ 273 — ст.75, п.1)

качества образования не безгранична, особенно в рамках классно-урочной системы.

Формирование и развитие функциональной грамотности учащихся...

В Законе об образовании качество образования определяется как «комплексная

Качество образовательного процесса складывается из следующих качеств: качества

— В урочной и внеурочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы

— Создание учебных ситуаций, инициирующих учебную деятельность учащихся...

Реализация принципов индивидуализации в процессе...

Представлен процесс включения ребёнка с ОВЗ в дошкольное образовательное

В процессе формирования модели инклюзивного образования каждая организация выбирает

Здоровых сверстников педагоги включают в помощь «особым» детям в разных видах

Включение в учебный процесс средств ИКТ, индивидуализация и дифференциация образования...

Аспекты организации инклюзивного образования

Разворачивание инклюзивного обучения влечет за собой положительные

Инклюзивное образование предусматривает не только включение детей с ОВЗ в.

Инклюзивное образование — термин, используемый для описания процесса обучения...

Инклюзивное образование, как часть системы образования, оно позволяет полнее.

Похожие статьи

Дифференциация обучения как форма организации...

Маннгеймская система обучения имела много сторонников, особенно в Германии.

Реализация дифференцированного подхода к образовательному процессу обусловлена следующими

Принцип дифференциации обучения – положение, согласно которому педагогический

С этой целью выделяются два уровня развития учебной деятельности.

Технологии инклюзивного образования как средства для...

Ситуация, которая складывается в настоящее время в системе образования

Основная идея инклюзивного образования — мониторинг образовательных условий во всей их

5. Технологии, индивидуализирующие образовательный процесс.

«Технология смешанной дифференциации (модель сводных групп) — это объединенная форма двух видов...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в процессе...

реальной индивидуализации и дифференциации воспитания и обучения детей и молодежи

Успешная реализация указанных позиций возможна во внеурочной деятельности.

Связь между урочной и внеурочной деятельности в образовательном процессе обеспечивается

Таким образом, интеграция урочной и внеурочной деятельности в педагогическом процессе...

Программа развития «Качество урока, внеурочной работы...»

— сформировать систему внеурочной деятельности и дополнительного образования

Это направление является основным в содержании данной программы развития.

Групповая работа, дифференциация, проектная деятельность — эти формы должны стать ведущими на уроке.

Еще один аспект повышения учебных результатов — внеурочная деятельность.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном...

2. Занятия внеурочной деятельностью нацелить на формирование УУД.

среди педагогов: внеурочная деятельность-это не аналог программ дополнительного образования. Педагоги должны видеть задачи формирования УУД и связь урочной и внеурочной деятельности.

- Развитие познавательных интересов, внутренней мотивации и художественного вкуса

Общее и особенное в соотношении понятий «дополнительное...»

Содержание «дополнительного образования детей» и «внеурочной деятельности».

Содержание образования определяют образовательные программы (ФЗ 273 — ст.12, п.1). Дополнительное образование детей и взрослых направлено на (ФЗ 273 — ст.75, п.1)

качества образования не безгранична, особенно в рамках классно-урочной системы.

Формирование и развитие функциональной грамотности учащихся...

В Законе об образовании качество образования определяется как «комплексная

Качество образовательного процесса складывается из следующих качеств: качества

— В урочной и внеурочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы

— Создание учебных ситуаций, инициирующих учебную деятельность учащихся...

Реализация принципов индивидуализации в процессе...

Представлен процесс включения ребёнка с ОВЗ в дошкольное образовательное

В процессе формирования модели инклюзивного образования каждая организация выбирает

Здоровых сверстников педагоги включают в помощь «особым» детям в разных видах

Включение в учебный процесс средств ИКТ, индивидуализация и дифференциация образования...

Аспекты организации инклюзивного образования

Разворачивание инклюзивного обучения влечет за собой положительные

Инклюзивное образование предусматривает не только включение детей с ОВЗ в.

Инклюзивное образование — термин, используемый для описания процесса обучения...

Инклюзивное образование, как часть системы образования, оно позволяет полнее.

Задать вопрос