Ключевые слова: психологическое благополучие, трудная жизненная ситуация, эмоциональный интеллект.
Дискуссионным и востребованным на современном этапе развития общества становится вопрос изучения психологического благополучия молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Проблема трудной жизненной ситуации освещена в трудах таких ученых как Л. С. Выготский, Н. Г. Осухова, С. Л. Рубинштейн.
Специфика трудных жизненных ситуаций в период студенчества проанализирована в трудах Е. В. Битюцкой, Г. А. Огарина, К. В. Хорченко. В ряде научных работ понятие «трудная жизненная ситуация» рассматривается с учетом стабильности привычного образа жизни (Н. П. Авдеев, К. А. Бульханова, А.В Брушлинский, И. В. Кулагина, Д. А. Леонтьев, А. И. Юдина).
«Трудная жизненная ситуация» определяется как «… ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно» [1].
Теоретико-методологической основой нашего исследования стала культурно-историческая концепция Л. С. Выготского о социальной ситуации развития индивида на различных этапах жизненного пути; идеи С. Л. Рубинштейна о взаимозависимости переживаний, характера и личностных характеристиках человека. Также мы опирались на представления современных исследователей о проблеме психологического благополучия молодых людей, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации (А. И. Юдина, А. В. Брушлинский, К. А. Бульханова, Н. П. Авдеев, И. В. Кулагина, Д. А. Леонтьев). При построении эмпирической части исследования нами были приняты во внимание психологические подходы к изучению личности в условиях социальных изменений (У. Бек, М. А. Бендюков, Г. Г. Гарелова).
Особо отметим работы известного российского психолога Н. Г. Осуховой, в работах которой описаны результаты изучения психологического благополучия человека в экстремальных ситуациях и обоснованы принципы психологической помощи.
Ученый отмечает, что в экстремальных ситуациях важно создать условия для психологической поддержки и помощи, чтобы люди могли справиться со стрессом, тревогой и другими эмоциональными проблемами. Н. Г. Осухова подчеркивает необходимость обеспечить своевременную психологическую консультативную помощь, а также проведение профилактических мероприятий для предотвращения развития психологических проблем в будущем. Исследователь указывает на важность индивидуального подхода к психологической помощи с учетом особенностей и потребностей каждого человека в конкретной ситуации. Автор отмечает, что психологическая помощь должна быть доступной и эффективной, а также основываться на современных научных подходах и методах.
С. Л. Рубинштейн, выдающийся российский психолог, глубоко проанализировал влияние трудных жизненных ситуаций на человека, считая, что такого рода ситуации могут стать источником стресса и вызывать негативные эмоции. В то же время подобные ситуации могут стать источником роста и развития личности. Сергей Леонидович подчеркивал важность умения адаптироваться к трудным жизненным ситуациям, принимать их как вызов и учиться на своих ошибках. Он считал, что нужно учиться справляться с неприятностями и стрессами, а главное, — находить позитивные стороны в трудных жизненных ситуациях.
С. Л. Рубинштейн обращал внимание на поиск поддержки во время трудных жизненных ситуаций, так как общение с близкими людьми, профессиональная помощь, духовная поддержка могут помочь человеку преодолеть трудности и справиться со стрессом. Таким образом, С. Л. Рубинштейн подчеркивал важность адаптации и умения справляться с трудными жизненными ситуациями, а также нахождения поддержки во время стресса.
Предметом данного исследования выступает психологическое благополучие студентов, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (на примере студентов Белгородской области).
Гипотеза: у студентов, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, психологическое благополучие характеризуется особенностями совладающих поведенческих стратегий и временных / жизненных перспектив.
Частная гипотеза: эмоциональный интеллект студентов, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, характеризуется трудностями рефлексии собственных эмоций и управления ими.
Методики:
– Опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» (Д. В. Люсин).
– Шкала психологического благополучия (К. Рифф).
– Тест на эмпатические способности В. В. Бойко.
Практическое значение исследования
Значимость исследования состоит в дополнении и конкретизации представлений о психологическом благополучии молодых людей (студентов), оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Это связано с тем, что молодые люди в этом возрасте проходят через множество изменений в своей жизни, включая переход во взрослую жизнь, установление личных и профессиональных целей, а также обретение социальной независимости.
Данное исследование отвечает современным психологическим проблемам студенческой молодежи и научно обосновывает факторы психологического благополучия в трудных жизненных ситуациях. Более того, использование материалов и выводов диссертационной работы открывают возможности для разработки психолого-педагогических технологий с доказанной эффективностью. На основе теоретических и эмпирических данных исследования возможно проектирование методов и техник, которые помогут молодым людям справиться с эмоциональными трудностями и стрессом, в целом улучшить свое психологическое состояние в ситуации проживания на границе военных действий.
Литература:
- Егорова М. А. Ресурсы и риски психологического благополучия субъектов образовательных отношений [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 3. С. 7–8. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2020_n3/Egorova
- Леонтьев Д. А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал // Сибирский психологический журнал. 2016. № 62. С. 18–37. DOI:10.17223/17267080/62/3
- Министерство образования и науки Российской Федерации. Письмо от 26 февраля 2016 г. n 07–834 о направлении методических рекомендаций// URL: https://base.garant.ru/71384928/
- Осухова Н. Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Г. Осухова. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2007.
- Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир.— СПб.: Питер, 2003. —512 с. — (Серия «Мастера психологии»).
- Федеральный закон № 195-ФЗ от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 10.07.2002 N 87-ФЗ, от 25.07.2002 N 115-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ) URL:https://dubna.msr.mosreg.ru/article/opredelenie-ponyatiya-trudnaya-zhiznennaya-situatsiya-6139