Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (462) апрель 2023 г.

Дата публикации: 12.04.2023

Статья просмотрена: 70 раз

Библиографическое описание:

Белишина, А. А. Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития / А. А. Белишина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 15 (462). — С. 315-317. — URL: https://moluch.ru/archive/462/101542/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье представлен упражнения, которые направлены на развитие мелкой моторики у детей с ТМНР.

Ключевые слова: дети с ТМНР, развитие мелкой моторики, пальчиковые игры и упражнения.

В психическом развитии детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) важная роль принадлежит изобразительной деятельности, как первому продуктивному виду деятельности. На занятиях по изобразительной деятельности возможно корректирование недостатков познавательной деятельности ребёнка, расширение и уточнение представлений о предметах и явлениях окружающего мира, освоение способов деятельности, коррекцию различных анализаторов. Изобразительная деятельность важна как для овладения умением рисовать, так и для развития общих способностей, которые будут необходимы для других видов деятельности.

У детей с ТМНР проявляются грубое недоразвитее мелкой моторики рук, недостаточная координированность и целенаправленность движений. Из наблюдений Г. И. Жаренкова видно, что детей испытывают большие трудности при удержании шаблона в процессе работы, наблюдается его соскальзывание. Линейка также меняет свое исходное положение, часто не проходит через намеченные точки, вместо намеченной линии получается «ступенчатая». Не происходит точное совпадение следа и сгиба бумаги с линиями разметки карандашом. Многие дети неверно держат карандаш, сильно нажимают им на бумагу, в результате бумага разрывается. Или же наоборот дети слишком слабо нажимают карандашом на бумагу и не оставляют след.

Большие трудности обнаруживаются у детей с ТМНР при работе с ножницами. Они не знают и не придерживаются основных правил этой работы, наблюдается неправильная хватка ножниц, не умеют правильно резать бумагу по намеченным линиям разметки, часто минуют ее, закрывают лезвие ножниц в процессе резания, не соблюдая правила безопасности работы.

Недостаточность ручных умений и навыков у детей проявляются в работе с красками и кисточкой. Дети не могут контролировать количество краски, набираемой на кисточку, используют слишком много воды из-за чего бумага размокает и рвется. В результате дети не получают качественно выполненную работу, испытывают неудовлетворенность результатом своего труда. У детей пропадает желание заниматься изобразительной деятельностью. В связи с этим необходимо проводить коррекционно-развивающую работу по развитие мелкой моторики рук.

В педагогике хорошо известно и широко применяется такое эффективное средство для развития мелкой моторики, как пальцевые игры и упражнения.

Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

Массаж рук «Улитка»

Домик едет по тропинке — объезжает все травинки.

(Растирающие круговые движения кулачком от кисти к плечу)

То улитка ползёт, домик на себе везёт.

(«Пробежаться» пальчиками от кисти к плечу)

Вот подул ветерок, закачался листок. (Поколачивание кулачками)

И опять по травинке

(Поглаживание руки ладонью)

Медленно ползёт улитка.

(При повторении делается массаж другой руки)

Массаж пальцев рук «Блины»

Ой, лады! Ой, лады!

Мы блинов напекли.

Первый дадим зайке, зайке-попрыгайке,

А второй — лисичке, рыженькой сестричке,

Третий дадим мишке, бурому братишке,

Блин четвёртый котику, котику с усами,

Пятый блин поджарим и съедим мы сами.

(Хлопают то одна рука сверху, то другая.

Поочерёдно массируют пальцы,

начиная с большого)

Массаж подушечек пальцев «Зверята»

Дети любят всех зверей: (большой палец)

Птиц и ящериц, и змей, (указательный палец)

Пеликанов, журавлей, (средний палец)

Бегимотов, соболей, (безымянный палец)

Голубей и глухарей, (мизинец)

И клестов, и снегирей, (большой палец)

Любят горного козла, (указательный палец)

Обезьянку и осла, (средний палец)

Дикобраза и ежа, (безымянный палец)

Черепаху и ужа. (мизинец)

(Массаж подушечек пальцев. На каждую строку осуществляется разминание одного пальца. После 5 строчки — смена рук.)

Упражнения с карандашами.

«Утюжок». Дети катают карандаш по столу ладошками.

« Добываем огонь ». Дети катают карандаш между ладошками.

« Горка ». Скатывание карандаша с тыльной поверхности руки.

« Вертолет ». Крутим карандаш пальцами в воздухе.

« Подъемный кран ». Дети поднимают карандаш меняя пары пальцев (без большого).

« Качалочка ». Необходимо зажать карандаш между большим и указательным пальцами и качать из стороны в сторону.

Упражнения с природным материалом

«Покрути шишку»

Возьмите сосновую шишку и положите её между ладоней малыша. Попросите ребёнка покрутить шишку (как колесо) в разных направлениях примерно 2–3 минуты.

« Покатай шишку»

Сначала упражнение выполняется с одной еловой шишкой, затем — с двумя. Вращайте шишки между ладонями 1–3 минуты.

« Грецкий орех»

Покатайте орех по ладони правой руки, затем по тыльной стороне кисти левой руки. Длительность выполнения упражнения примерно 3 минуты.

«Пересыпь орешки»

Пересыпьте горсточку фундука из одной руки в другую. Длительность выполнения упражнения 1–2 минуты.

«Зёрнышки»

Здесь можно использовать самые разные крупы: гречиху, рис, пшено и др. И упражнения могут быть тоже самые разные: сжать зёрна в кулачке, пересыпать их из одной руки в другую, перемешать в глубокой миске и т. п. Длительность выполнения каждого упражнения 3 минуты.

« Рисование на крупе».

Насыпьте на поднос крупу. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по крупе. Начать можно с простых фигур — линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание. Затем ребенок выполняет задание самостоятельно.

« Баночки с крупами»

Насыпьте в баночки разные крупы и дайте ребенку по очереди опускать руку в каждую из банок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. Можно усложнить задачу. На глазах ребенка закопайте какой-нибудь маленький предмет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попробует найти этот предмет.

Упражнения с предметами.

« Волшебная шкатулка»

Сложите различные предметы небольшого размера в шкатулку и предложите ребенку вместе разобрать вещи и разложить их по разным коробкам.

«Бусы»

Нанизывание бусин на шнурок.

Шнуровка

Основой для шнуровки могут быть картонные шаблоны, вырезанные в форме одежды, обуви, животных и др. в шаблоне необходимо пробить отверстия. Для игры можно использовать шнурок или атласную ленту. Дети должны продевать шнурок в отверстия.

Расстегивание и застегивание различных замков (молний, липучек, кнопок и т. д.)

Игры с прищепками.

«Солнышко»

Шаблон солнца или вырезанный круг желтого цвета, прищепки большие — желтые, маленькие — красные.

Ход игры: в начале игры загадать загадку:

Что видим мы, взглянув в оконце?

Нам ярким светом светит …(солнце)

После того как дети догадаются, что это солнце, необходимо прикрепить к солнышку прищепки по величине, цвету, сопровождая действия заучиванием стихотворения:

Солнышко утром рано встаёт,

Лучики тянет — тепло нам дает.

«Цветок»

Шаблоны цветов, прищепки основных цветов.

ХОД ИГРЫ : Детям предлагается прикрепить недостающие части в рисунке прищепками, сопровождая действия заучиванием небольших стихотворений:

Во дворе растут цветы,

Небывалой красоты,

Желтый, красный, голубой

Выбирай себе любой!

Дети выбирают прищепки нужного цвета и прикрепляют к шаблону.

«Ёжик»

Шаблон ежика, прищепки.

Ход игры:Даём ребенку вырезанную из картона заготовку ёжика, на которой нарисованы глаза, нос, уши, но без иголок. Загадываем загадку:

Вместо шубки лишь иголки,

Не страшны ему и волки,

Колкий шар не видно ножек,

Звать его, конечно… (ёжик)

Отгадав загадку, дети с удовольствием прикрепляют прищепки по периметру ежика.

Занятия для развития активности мелких мышц имеют огромное значение в общем развитии ребенка. Их роль в формировании основных навыков, которые ребенок приобретает за короткий срок, очень велика. Играя с пальчиками, ребенок учится запоминать последовательность движений и положение рук. Если занятия проводятся в сопровождении ритмичных стихотворений, у него развивается память. Если слова сопровождаются ритмичным движением, то текст запоминается гораздо быстрее. Развивая гибкость и силу пальчиков в упражнениях, ребенок готовит руки к письму. Благодаря подражательным способностям, ребенок становится более внимательным.

Литература:

  1. Забрамная С. Д., Исаева Т. Н. Изучаем обучая. Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью.- М.: Институт общегуманитарных исследований, В.Секачев, 2002–112с., илл.
  2. Мачихина В. Ф. Организационно — педагогические аспекты обучения и воспитания умственно отсталых детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. // Дефектология. — 1992. — № 4 — С.19
  3. Чернова, Е. И., Тимофеева Е. Ю. ПАЛЬЧИКОВЫЕ ШАГИ. Упражнения на развитие мелкой моторики. — Санкт-Петербург: КОРОНА-Век, 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, изобразительная деятельность, упражнение, карандаш, мелкая моторика, указательный палец, безымянный палец, Массаж подушечек пальцев, мелкая моторика рук, ХОД ИГРЫ.


Ключевые слова

развитие мелкой моторики, дети с ТМНР, пальчиковые игры и упражнения

Похожие статьи

Игра, кисть рук, мелкая моторика, безымянный палец...

Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка сочетать движения со зрительной системой. Необходимо тренировать и совершенствовать крупную и мелкую моторику рук, у дошкольников уже с раннего возраста.

Методическая разработка «Игры и упражнения для развития...»

Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что на кистях рук имеются

(сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук). Разбежалась детвора.

Массаж пальцев эластичным кольцом. (Дети поочередно надевают массажные кольца на

Игра, кисть рук, мелкая моторика, безымянный палец, указательный палец, стол, рука...

Игра, кисть рук, мелкая моторика, безымянный палец...

Самомассаж. С помощью массажа развивается ловкость движений пальцев и кистей рук.

ребенок, игра, мелкая моторика, упражнение, рука, старший возраст, младший возраст

Под понятием «мелкая моторика» подразумевают движения мелких мышц кистей рук.

Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка сочетать движения со...

Игра, кисть рук, мелкая моторика, безымянный палец...

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры».

В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, мелкая моторика, палец, рука

игра, пальчиковая гимнастика, рука, упражнение, ребенок, палец, мелкая моторика...

ребенок, головной мозг, мелкая моторика, рука, развитие, палец...

Массаж большого пальца повышает функциональную деятельность головного мозга.

Массируем мышцу между пальцами – 5- 8 раз. Упражнение выполняется до 30 раз.

Игра, кисть рук, мелкая моторика, безымянный палец, указательный палец, стол, рука, речевой

Эти пальцы — ноги, указательный и мизинец — руки. Большой Палец прижат к ладони.

Кинезиологические упражнения как средство повышения...

игра, пальчиковая гимнастика, рука, упражнение, ребенок, палец, мелкая моторика, развитие речи, левая рука

Игра, кисть рук, мелкая моторика, безымянный палец, указательный палец, стол...

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей...

Упражнения с участием рук и пальцев положительно влияют на деятельность мозга.

мелкая моторика, ребенок, палец, упражнение, рука, развитие...

Указательный палец связан с желудком, средний— с кишечником.

Мы вполне можем поспособствовать ей, развивая мелкую моторику рук малыша.

Существуют различные способы развития мелкой моторики пальцев рук, например

Подушечками пальцев и нижней частью ладошки прикасаться к столу, образуя «полушарие».

Особенности пальцевой моторики рук у детей...

Тренировка пальцев рук важна с момента рождения ребенка, она ускоряет процесс функционального созревания мозга, стимулирует созревание центральной нервной системы, влияет на общее интеллектуальное развитие, на развитие речи (устной и письменной) в целом.

Игра, кисть рук, мелкая моторика, безымянный палец...

Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие.

Речь формируется под действием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев.

ребенок, игра, рука, ранний возраст, пальчиковая гимнастика, палец, мелкая моторика, упражнение

мелкая моторика, ребенок, палец, упражнение, рука, развитие, пальчик, кисть рук, головной...

Похожие статьи

Игра, кисть рук, мелкая моторика, безымянный палец...

Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка сочетать движения со зрительной системой. Необходимо тренировать и совершенствовать крупную и мелкую моторику рук, у дошкольников уже с раннего возраста.

Методическая разработка «Игры и упражнения для развития...»

Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что на кистях рук имеются

(сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук). Разбежалась детвора.

Массаж пальцев эластичным кольцом. (Дети поочередно надевают массажные кольца на

Игра, кисть рук, мелкая моторика, безымянный палец, указательный палец, стол, рука...

Игра, кисть рук, мелкая моторика, безымянный палец...

Самомассаж. С помощью массажа развивается ловкость движений пальцев и кистей рук.

ребенок, игра, мелкая моторика, упражнение, рука, старший возраст, младший возраст

Под понятием «мелкая моторика» подразумевают движения мелких мышц кистей рук.

Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка сочетать движения со...

Игра, кисть рук, мелкая моторика, безымянный палец...

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры».

В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, мелкая моторика, палец, рука

игра, пальчиковая гимнастика, рука, упражнение, ребенок, палец, мелкая моторика...

ребенок, головной мозг, мелкая моторика, рука, развитие, палец...

Массаж большого пальца повышает функциональную деятельность головного мозга.

Массируем мышцу между пальцами – 5- 8 раз. Упражнение выполняется до 30 раз.

Игра, кисть рук, мелкая моторика, безымянный палец, указательный палец, стол, рука, речевой

Эти пальцы — ноги, указательный и мизинец — руки. Большой Палец прижат к ладони.

Кинезиологические упражнения как средство повышения...

игра, пальчиковая гимнастика, рука, упражнение, ребенок, палец, мелкая моторика, развитие речи, левая рука

Игра, кисть рук, мелкая моторика, безымянный палец, указательный палец, стол...

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей...

Упражнения с участием рук и пальцев положительно влияют на деятельность мозга.

мелкая моторика, ребенок, палец, упражнение, рука, развитие...

Указательный палец связан с желудком, средний— с кишечником.

Мы вполне можем поспособствовать ей, развивая мелкую моторику рук малыша.

Существуют различные способы развития мелкой моторики пальцев рук, например

Подушечками пальцев и нижней частью ладошки прикасаться к столу, образуя «полушарие».

Особенности пальцевой моторики рук у детей...

Тренировка пальцев рук важна с момента рождения ребенка, она ускоряет процесс функционального созревания мозга, стимулирует созревание центральной нервной системы, влияет на общее интеллектуальное развитие, на развитие речи (устной и письменной) в целом.

Игра, кисть рук, мелкая моторика, безымянный палец...

Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие.

Речь формируется под действием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев.

ребенок, игра, рука, ранний возраст, пальчиковая гимнастика, палец, мелкая моторика, упражнение

мелкая моторика, ребенок, палец, упражнение, рука, развитие, пальчик, кисть рук, головной...

Задать вопрос