Формирование патриотизма и толерантности у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с традициями и культурой казахов в условиях ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Джумалиева, А. Х. Формирование патриотизма и толерантности у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с традициями и культурой казахов в условиях ДОУ / А. Х. Джумалиева, С. Г. Кречковская, Н. В. Меркулова, М. А. Шустова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 13.2 (460.2). — С. 38-42. — URL: https://moluch.ru/archive/460/97733/ (дата обращения: 05.05.2024).



Формирование патриотизма и толерантности у детей старшего

В статье представлен опыт реализации проекта по воспитанию патриотизма и толерантности у старших дошкольников.

В настоящее время одной из актуальных проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к своей семье, родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Одним из богатств России, ее преимуществ, всегда считалась большая дружная семья народов, ее населяющих, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. Толерантность, уважение, принятие и правильное понимание культур других народов должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду.

Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни человека.

Актуальность формирования толерантности у детей дошкольного возраста приобретает особую важность потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения.

Сегодня в детской среде нередки: недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, взаимная нетерпимость и культурный эгоизм.

Причин этому много — средства массовой информации, социальное окружение детей, также непонимание друг друга возникает в связи с разными ценностями, культурой, языком. Практический опыт по формированию у детей культуры уважительного отношения между детьми, независимо от национальности, — еще недостаточен.

В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей.

Мы живем в многонациональном городе и каждому ребенку должны обеспечить возможность соприкасаться со своей национальной культурой.

В последние годы в детском саду увеличилось количество детей казахской национальности.

Для того чтобы сделать наш детский сад действительно добрым, теплым, светлым для всех воспитанников, мы считаем необходимым развивать познавательный интерес дошкольников к культуре, традициям, искусству представителей всех национальностей детского сада.

Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.

Для того, чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников.

Необходимость решения всех выявленных задач обусловили выбор темы проекта, реализованного в 2021–2022 учебном году, « Формирование патриотизма и толерантности у детей дошкольного возраста через знакомство с традициями и культурой казахов в условиях ДОУ».

Проект продолжает работу по приоритетному направлению дошкольного образовательного учреждения — нравственно-патриотическое воспитание дошкольников; в рамках проекта разработаны и реализованы мероприятия с детьми и родителями в данном направлении.

Педагогические условия формирования толерантности у детей дошкольного возраста:

— создание толерантного пространства в дошкольном образовательном учреждении;

— применение в работе с детьми современных педагогических технологий, ориентированных на развитие толерантности;

— взаимодействие педагогов и родителей детей в воспитании толерантности;

— разработка и внедрение в педагогическую практику сценариев занятий, квестов, дидактических игр и пособий по формированию толерантности у детей дошкольного возраста, а также материалов по истории, культуре, искусству казахов.

Цель проекта: формирование основ патриотизма и толерантности у дошкольников.

Задачи проекта:

— создать условия для развития толерантных отношений у детей среднего и старшего дошкольного возраста;

— продолжать воспитывать у детей любовь и уважение к своей Родине, к своей нации, толерантное отношение к представителям других национальностей;

— познакомить детей с традициями и обычаями, культурой казахского народа;

— развивать коммуникативные качества, познавательную активность, развивать творчество и фантазию.

— организовать взаимодействие между ДОУ и национальными диаспорами г. Волжского, семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста;

— обобщить и транслировать опыта работы в ДОУ и за пределами образовательного учреждения.

Участники: воспитатели, специалисты детского сада, родители, дети, социальные партнеры

Время реализации проекта: сентябрь-декабрь 2021 года.

Тип проекта: краткосрочный, информационно-практический, социально-просветительский, познавательно-творческий.

Материально-техническое оснащение:

  • Помещение детской гостиной ДОУ для занятий с детьми;
  • компьютер; магнитофон;
  • проектор для презентации;
  • дидактические пособия, макеты и альбомы:

— «Казахское национальное жилище — юрта»;

— «Казахские национальные инструменты»;

— «Казахская национальная одежда»;

— «Казахские национальные украшения»;

— «Предметы обихода казахского народа, посуда»,

— «Казахские национальные игры»,

— «Казахский национальный орнамент».

Планируемые результаты проекта:

  1. У детей дошкольного возраста постепенно сформируются такие качества, как отзывчивость, справедливость, скромность.
  2. Усилится взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и детским садом. Родители приобретут знания в области воспитания толерантных отношений у своих детей.
  3. В группе ДОУ будет создан мини-музей «Хранители степей. Мы разные, но мы вместе!»

IMG_20191114_165754 Дастархан собирает друзей (праздник в МДОУ дс № 73)

Казахская юрта Дастархан собирает друзей (фрагмент праздника)

Стратегия достижения поставленной цели и задач:

Воспитание толерантных отношений у детей дошкольного возраста организуется через игровую, образовательную, продуктивную деятельность, развлечения и праздники.

Реализация проекта в образовательных областях:

социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие

I этап: Подготовительный

Содержание мероприятий

Ответственные и участники

  1. Формулирование цели и определение задач проекта. Создание творческой группы.

Творческая группа, родители воспитанников

  1. Подбор материалов и анализ информации интернет — ресурсов и других источников по теме проекта.

Творческая группа, родители воспитанников

  1. Вовлечение родителей в работу по проекту: взаимодействие с родителями воспитанников-казахов с целью создания условий для реализации проекта;
  2. Сбор в семьях воспитанников предметов казахского народного быта и культуры.

Администрация ДОУ, творческая группа

  1. Организация предметно-пространственной развивающей среды в средней группе и детской гостиной ДОУ в соответствии с задачами проекта.

Творческая группа, родители воспитанников

  1. Продумать и подготовить систему мероприятий для проведения недели казахской культуры в ДОУ

Творческая группа

II этап: Основной. Реализация проекта

Дата

Темы

Мероприятия

Ответственный

Октябрь, 2021

Оснащение и обогащение предметно — развивающей среды в группе,

организация информационного пространства для родителей

  1. Выставка дидактических игр, игрушек, наглядно-демонстрационных материалов, посвященных теме толерантности
  2. Создание картотеки казахских игр
  3. Создание альбомов об обычаях и традициях казахов

Воспитатель группы, родители,

творческая группа

Октябрь, (последняя неделя)

Неделя казахской культуры в ДОУ

Понедельник –

Тема: «История, традиции и быт казахского народа» (Казахские обычаи, народные игры: «Юрта», «Такия тастамак», «Кыс алу»)

Воспитатель старшей группы, родители,

творческая группа

Вторник –

Тема: «Музыкальное наследие казахов» (Знакомство с казахскими народными инструментами: домбра, кобыз, шындауыл, асатаяк)

Среда –

Тема: «Национальный казахский костюм»

  1. Мультимедийная презентация (элементы костюма: комбол, тюрпан, шапан, бюрик)
  2. Казахский национальный орнамент (тюльпан, ласточка, бараний рог)
  3. Художественно-творческая деятельность: аппликация «Украшение камзола»; рисование песком «Байтерек»

Воспитатель группы, родители,

творческая группа, представители казахской диаспоры г. Волжского

Четверг –

Тема: «Художественная литература и казахский фольклор» (казахские народные сказки «Золотая ослица и волшебный заяц» , «Каражай»)

Пятница –

Тема: «Экскурсия в мини-музей «Казахская юрта»;

Познавательный квест «Путешествие к хранителям степей»;

Детско-родительские мини-проекты «Моя казахская семья»;

Праздник «Казахский дастархан собирает друзей!»

II I этап: Заключительный. Обобщение результатов проекта

( Распространение опыта работы по реализации проекта среди педагогов ДОУ, города, участие в городском конкурсе проектов по нравственно-патриотическому воспитанию «Дружба и братство — лучшее богатство». Презентация проекта на сайте ДОУ, в печатных изданиях.

Октябрь- декабрь

Выстраивание партнерских отношений между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста

  1. Консультирование семей по проблеме формирования толерантности;
  2. Привлечение родителей к участию в мероприятиях ДОУ
  3. Создание и выставки семейных альбомов;
  4. Оформление информационных стендов для родителей.

Педагоги ДОУ,

старший воспитатель,

муз.руководитель,

педагог доп.образования

Ноябрь

Обобщение и распространение опыта работы в ДОУ, городе

  1. Проведение методических мероприятий по данной проблеме;

2. Участие в городском конкурсе проектов по нравственно-патриотическому воспитанию «Дружба и братство — лучшее богатство;

3. Презентация проекта на педагогическом совете ДОУ, на сайте ДОУ

4. Публикация наработок в СМИ

Педагоги ДОУ,

старший воспитатель,

муз.руководитель,

педагог доп.образования

Литература:

1. Бобинова С. Приемы воспитания толерантности. Педагогическая техника — 2008, № 5. — с.40–43

2. Декларация принципов толерантности. Век толерантности: научно-публицистический вестник. М.,МГУ, 2001.

3. Ознакомление дошкольников с историей родного края. Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. М., Просвещение, 2013.

4. Строгонова Л. В. Воспитание толерантности. М., Сфера, 2007 г.

Основные термины (генерируются автоматически): творческая группа, дошкольный возраст, детский сад, ребенок, реализация проекта, задача проекта, казахский народ, окружающий мир, родитель, родитель воспитанников.


Похожие статьи

Формирование духовно-нравственного воспитания у детей...

Срок реализации проекта рассчитан на два учебных года. Возраст детей — старший дошкольный 5–7 лет.

За время проведения проекта: разработана программа «Пролетарские казачата», в группе создан мини-музей «Казачий курень», мини-музей под открытым небом

С малых лет родители приучали детей рано вставать, самим одеваться, убирать постель.

«Мини-музей казачьей культуры» как эффективный ресурс...

В 2016–2018 гг. в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад

Создание творческой группы по реализации проекта. Заведующий, старший воспитатель.

Мероприятия мини-музея с участием родителей воспитанников и социальных партнеров. Заведующий, старший воспитатель, творческая группа, родители воспитанников.

Проектная деятельность в ДОУ как средство формирования...

Привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту.

В подготовительную группу № 10 пришел новый ребенок, по имени Тарлан.

В ходе беседы выяснили, что помочь нам в реализации проекта могут наши родители, а старший

Особенность детско-родительского проекта заключается в том, что в проекте принимают...

Сотрудничество семьи и детского сада по воспитанию...

Одна из важных задач детского сада по воспитанию

Поэтому так важна тесная взаимосвязь педагогического коллектива, детей и родителей.

Только ребёнок с его чистой душой, творческим мышлением, может освоить традиционную культуру своего народа.

детский сад, ребенок, родитель, семья, дошкольный возраст, воспитание, приобщение детей...

Партнерское взаимодействие с родителями в процессе...

Партнерское взаимодействие с родителями в процессе приобщения детей к познанию родного края.

Общепризнано, что взаимодействие детского сада и семьи — важнейшее условие

Квест как форма организации работы с родителями решает ряд важных задач

родной город, краеведческий материал, ознакомление дошкольников, окружающий мир, ребенок...

Детско-родительские проекты как современная форма...

Особенность детско-родительского проекта заключается в том, что в проекте принимают

При реализации проекта «Томск — любимый город» участие принимали все дети нашей группы и их

Родители и дети с интересом включились в работу. В рамках проекта были оформлены

Прежде всего, в ходе проектной деятельности, расширяются знания об окружающем мире.

Детско-родительские проекты как форма вовлечения...

В реализацию данного проекта активно включились и дети, и родители.

Родители приняли самое активное участие в реализации данного проекта: придумывали рецепты, проводили мастер-классы для

Проект реализовывался в группе воспитанников 5–6 лет. Вид проекта: познавательно-творческий. Одна из главных задач проекта — привлечение родителей как...

Сотрудничество родителей и ДОУ в воспитании детей на...

В подготовке к занятиям принимали активное участие родители воспитанников.

Работы детей выставлялись на выставке, что привлекло внимание родителей.

2. Привлекли родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта.

5. Оформили выставки творческих работ детей и их родителей по теме проекта «Традиции и быт казаков».

Семейная творческая мастерская как средство взаимодействия...

Почему все–таки семейная творческая мастерская? Сама творческая атмосфера встреч побуждает родителей раскрыться

Творческая мастерская в детском саду направлена на решение следующих задач: 1. Расширить представления родителей воспитанников о творческой деятельности.

Проект «Дети и наука» как форма организации и развития...

Похожие статьи

Формирование духовно-нравственного воспитания у детей...

Срок реализации проекта рассчитан на два учебных года. Возраст детей — старший дошкольный 5–7 лет.

За время проведения проекта: разработана программа «Пролетарские казачата», в группе создан мини-музей «Казачий курень», мини-музей под открытым небом

С малых лет родители приучали детей рано вставать, самим одеваться, убирать постель.

«Мини-музей казачьей культуры» как эффективный ресурс...

В 2016–2018 гг. в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад

Создание творческой группы по реализации проекта. Заведующий, старший воспитатель.

Мероприятия мини-музея с участием родителей воспитанников и социальных партнеров. Заведующий, старший воспитатель, творческая группа, родители воспитанников.

Проектная деятельность в ДОУ как средство формирования...

Привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту.

В подготовительную группу № 10 пришел новый ребенок, по имени Тарлан.

В ходе беседы выяснили, что помочь нам в реализации проекта могут наши родители, а старший

Особенность детско-родительского проекта заключается в том, что в проекте принимают...

Сотрудничество семьи и детского сада по воспитанию...

Одна из важных задач детского сада по воспитанию

Поэтому так важна тесная взаимосвязь педагогического коллектива, детей и родителей.

Только ребёнок с его чистой душой, творческим мышлением, может освоить традиционную культуру своего народа.

детский сад, ребенок, родитель, семья, дошкольный возраст, воспитание, приобщение детей...

Партнерское взаимодействие с родителями в процессе...

Партнерское взаимодействие с родителями в процессе приобщения детей к познанию родного края.

Общепризнано, что взаимодействие детского сада и семьи — важнейшее условие

Квест как форма организации работы с родителями решает ряд важных задач

родной город, краеведческий материал, ознакомление дошкольников, окружающий мир, ребенок...

Детско-родительские проекты как современная форма...

Особенность детско-родительского проекта заключается в том, что в проекте принимают

При реализации проекта «Томск — любимый город» участие принимали все дети нашей группы и их

Родители и дети с интересом включились в работу. В рамках проекта были оформлены

Прежде всего, в ходе проектной деятельности, расширяются знания об окружающем мире.

Детско-родительские проекты как форма вовлечения...

В реализацию данного проекта активно включились и дети, и родители.

Родители приняли самое активное участие в реализации данного проекта: придумывали рецепты, проводили мастер-классы для

Проект реализовывался в группе воспитанников 5–6 лет. Вид проекта: познавательно-творческий. Одна из главных задач проекта — привлечение родителей как...

Сотрудничество родителей и ДОУ в воспитании детей на...

В подготовке к занятиям принимали активное участие родители воспитанников.

Работы детей выставлялись на выставке, что привлекло внимание родителей.

2. Привлекли родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта.

5. Оформили выставки творческих работ детей и их родителей по теме проекта «Традиции и быт казаков».

Семейная творческая мастерская как средство взаимодействия...

Почему все–таки семейная творческая мастерская? Сама творческая атмосфера встреч побуждает родителей раскрыться

Творческая мастерская в детском саду направлена на решение следующих задач: 1. Расширить представления родителей воспитанников о творческой деятельности.

Проект «Дети и наука» как форма организации и развития...

Задать вопрос