Проектная деятельность в ДОУ как средство формирования у подрастающего поколения национально-патриотических ценностей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 июля, печатный экземпляр отправим 22 июля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гришанкина, О. Н. Проектная деятельность в ДОУ как средство формирования у подрастающего поколения национально-патриотических ценностей / О. Н. Гришанкина, Г. И. Стаханова, Г. В. Тарасова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9.1 (247.1). — С. 53-57. — URL: https://moluch.ru/archive/247/56809/ (дата обращения: 05.07.2020).



В настоящее время воспитание патриотизма и духовности у подрастающего поколения приобретает важное общественное значение.

В нашем регионе дружно живут русские и украинцы, казахи и татары, азербайджанцы, армяне, чеченцы и другие народности и все с уважением относятся другу к другу. Этому способствует воспитание в семьях с самого раннего возраста уважения к людям разных национальностей, к их культуре и традициям. Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаётся по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь. Формирование нравственно — патриотических ценностей нужно начинать как можно раньше, ещё в дошкольном возрасте в детском саду.

Поэтому федеральный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед дошкольными образовательными учреждениями задачи по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей наших воспитанников на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

В нашем детском саду № 79, как и во многих других садах, вместе воспитываются дети разных национальностей. Мы стараемся сделать наш детский сад открытым и приветливым для всех, кто приезжает и живёт вместе с нами. У нас накоплен достаточно большой опыт поформирования у подрастающего поколения национально-патриотических ценностей, что и определило выбор темы нашего проекта «Венок дружбы».

Наш информационно — творческий проект «Венок дружбы» для детей подготовительной группы был проведён в рамках городского конкурса «Дружба и братство-лучшее богатство».

Цель проекта: Национально-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста и изучение культурных традиций разных народов.

Задачи проекта:

  1. Развивать основы нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через приобщение детей к традициям и культуре других народов.
  2. Вовлекать детей в художественно-творческую деятельность, развивать детское творчество и умение видеть прекрасное.
  3. Обогащать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки и умения, память и мышление.
  4. Воспитывать толерантное отношение дошкольников к людям других национальностей, уважение к традициям и культуре.
  5. Привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту.

С чего начался проект?

В подготовительную группу № 10 пришел новый ребенок, по имени Тарлан. Воспитатель утром организовала игру, направленную на знакомство с ребенком. В процессе игры выяснили, что Тарлан приехал из Баку и национальность у него — азербайджанец. Мама приготовила национальное угощение для всех ребят — пахлаву. Ребята рассказали Тарлану, что группу посещают дети других национальностей: казахи, армянка, чеченец, украинцы, татарин, русские, азербайджанки.

Во второй половине дня воспитатель группы провела традиционный «Сладкий вечерок», где дети с удовольствием попробовали угощение Тарлана, оно было очень вкусным. Во время беседы с детьми воспитатель задала вопрос: «Ребята, какие национальные блюда готовят ваши мамы дома?», «Какие национальные праздники отмечают в ваших семьях?», «Знаете ли вы национальные инструменты?». Дети размышляли над вопросами, вспоминали, но не все смогли ответить на них в полном объёме.

Раксана Иманова вспомнила, что она знает азербайджанскую игру «Перепрыгни через ров» и показала её детям. Игра понравилась ребятам, все захотели узнать еще национальные игры, а Тимур сказал, что папа играет на домбре народную песню. Воспитатель предложила пригласить папу выступить в группе. Богдан Левченко показал движения танца «Гопак», которым его научила его старшая сестра Алена. Посоветовавшись с детьми группы, воспитатель предложила обратиться к музыкальному руководителю, чтобы разучить народные национальные танцы и песни. Воспитанник группы Сабиров Даниэль вспомнил, что он и его родители: папа Магади и мама Альфия посетили казахский национальный праздник «Наурыз», который проходил в нашем городе Волжский. По просьбе воспитателя группы, мама Даниэля принесла на другой день фотографии праздника, которые показали детям всей группы.

F:\МЫ ДЕТИ РОССИИ КОНКУРС ПРОЕКТОВ В ОУ\проект 4\P1080308.JPGF:\МЫ ДЕТИ РОССИИ КОНКУРС ПРОЕКТОВ В ОУ\проект 4\P1080315.JPG

Заметив интерес ребят, педагог — Галин Ивановна Стаханова предложила детям начать проект, в котором все вместе будем добывать интересную информацию о традициях, культуре народов других национальностей. В ходе беседы выяснили, что помочь нам в реализации проекта могут наши родители, а старший воспитатель Галина Владимировна Тарасова предложила обратиться к работникам детской библиотеки за дополнительной информацией. Вечером, в беседе с родителями, воспитатель рассказала о том, что вместе с ребятами решили начать проект по знакомству с традициями и культурой детей тех национальностей, которые посещают нашу группу, рассказала о проблеме и обратилась к ним с просьбой, помочь в реализации проекта. Были проведены беседы с родителями группы по изучению уклада традиций семей, посещающих группу. Родители приняли участие в диалоге по интересующим нас вопросам: как донести до детей особенности многонациональной страны? Как сделать, чтобы традиции других национальностей стали понятны для детей? Можно ли расширить кругозор детей о других народностях посредством игр, литературы, творчества? Далее, выяснили, что большинство родителей понимают важность предложенной проблемы, осознают, что именно в дошкольном учреждении вместе с семьями можно сформировать у детей бережное отношение к людям разных национальностей, проживающих у нас в городе, к их языкам, костюмам, сказкам, играм, музыкальным инструментам, традициям, ценностям.

Для формирования представления детей о национальных особенностях народных костюмов, народных игр, традиций, были изготовлены методические разработки (альбомы, папки, картотеки): «Игры народов России», «Обычаи, обряды и традиции разных национальностей», «Народные традиции в воспитании детей», дидактические игры: «Разрезные картинки» и «Собери национальный костюм», «Одень куклу в национальный костюм».

E:\МЫ ДЕТИ РОССИИ КОНКУРС ПРОЕКТОВ В ОУ\проект3\20181015_101754.jpgE:\МЫ ДЕТИ РОССИИ КОНКУРС ПРОЕКТОВ В ОУ\проект3\20181015_121154.jpgE:\МЫ ДЕТИ РОССИИ КОНКУРС ПРОЕКТОВ В ОУ\проект3\20181015_120831.jpg

Была организована групповая выставка подлинных изделий народного искусства. Воспитатель Стаханова Галина Ивановна рассказала детям об экспонатах и назначении предметов быта народов Украины, Казахстана, Армении, Азербайджана, России. Экспозиция вызвала большой интерес у ребят. В сборе материала принимали самое активное участие родители группы.

D:\Тарасова\ПРОЕКТ НА КОНКУРС 2018годГОРОД\проект\IMG_3289.JPGD:\Тарасова\ПРОЕКТ НА КОНКУРС 2018годГОРОД\проект\IMG_3295.JPG

Выставка народно-прикладных изделий

А групповая традиция, такая как «Гость группы», очень полюбилась нашим воспитанникам. В гости к детям пригласили родителей Тимура Амангалиева. Папа Тимура — Марат, выступил перед ребятами с национальным казахским инструментом Домбра, а мама Айгуль исполнила национальные напевы.

D:\Тарасова\ПРОЕКТ НА КОНКУРС 2018годГОРОД\проект\IMG_3283.JPGD:\Тарасова\ПРОЕКТ НА КОНКУРС 2018годГОРОД\проект\IMG_3279.JPG

Традиция «Гость группы».. Домбра-казахский национальный

Семья Амангалиевых инструмент

Музыкальная гостиная также явилась одним из компонентов работы по реализации проекта. Организовала гостиную музыкальный руководитель Гришанкина Ольга Николаевна. Это дало возможность ребятам познакомиться ближе с народными песнями, национальными танцами и играми наров России. Дети слушали такие мелодии и песни как: «Кочари» (армян. мелодия), «Камажай» (казах. мелодия), «Гопак» (укр. мелодия), «Халай» (азербайджанская), а песню «Джуджалярим» (азерб. песня) исполнила на родном языке Раксана Иманова. А под русскую мелодию дети с удовольствием поиграли в р. н. игру «Карусель».

F:\МЫ ДЕТИ РОССИИ КОНКУРС ПРОЕКТОВ В ОУ\проект 4\20181019_104814.jpgF:\МЫ ДЕТИ РОССИИ КОНКУРС ПРОЕКТОВ В ОУ\проект 4\20181019_104127.jpg

Для расширения пространства сотрудничества ДОО с различными социокультурными объектами, в гости к детям была приглашена сотрудник детской библиотеки № 3 Белова Ирина Владимировна. Дети познакомились с презентацией «Традиции и культура народов России». Получили знания о национальных фольклорных праздниках, поиграли в национальные игры. Такая форма работы с детьми обладает большим развивающим потенциалом.

D:\Тарасова\МЫ ДЕТИ РОССИИ ПРОЕКТ\проект2\20181010_094258.jpg

Итоговое мероприятие: фестиваль национальных культур «Венок дружбы», проведённое совместно с детьми и родителями состояло из двух частей. Первая часть — выступление детей с песнями, танцами и играми тех национальностей, дети которых ходят в группу. Во второй части праздника выступали родители детей с показом презентации своей национальности: народного костюма, национальных блюд и музыкальных номеров. Праздник помог детям осознать принадлежность к той или иной культуре своего народа, уважать и бережно относиться к национальным традициям друг друга. Наиболее активным участникам проектам были вручены памятные подарки и грамоты.

F:\МЫ ДЕТИ РОССИИ КОНКУРС ПРОЕКТОВ В ОУ\проект\1899.jpg

Фестиваль национальных культур «Венок дружбы»

Родительский комитет группы № 10 «Маленькая страна» выразил огромную благодарность администрации детского сада и всем участникам проекта за предоставленную возможность осознать детям и взрослым значимость проблемы, что именно семья является источником традиций, а родители — личным примером для детей.

Таким образом, благодаря разнообразным формам работы с воспитанниками и при тесном взаимодействии всех участников проекта (педагоги, дети и родители, социум) мы считаем, что цели и задачи проекта — достигнуты. В результате совместного проекта дети получили возможность больше узнать о традициях и культуре своих национальностей: познакомились с национальными играми, инструментами, музыкой, кухней, художественной литературой. Обогатился словарный запас детей, улучшились коммуникативные навыки воспитанников, дети были вовлечены в художественно-творческую деятельность, повысилась заинтересованность родителей к участию в работе по воспитанию национально-патриотических ценностей наших детей и изучению культурных традиций разных народов.

Литература:

  1. Гончарова О. В., Шапарь М. Г., Красева А. Р., Коршикова Н. А. Программа художественно-эстетического развития поликультурной направленности «Вместе дружная страна» //М. «Планета» 2016г.
  2. Е. С. Евдокимова, О.И Молоканова «Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада» Волгоград. Издательство «Перемена» 1996.
  3. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. — М.: ЦГЛ., 2005.
  4. Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ //Управление ДОУ № 1–2005.
  5. Апполонова Н. «Приобщение дошкольников к национальной культуре» Дошкольное воспитание, 1992. № 5.6.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, традиция, игра, детский сад, национальность, реализация проекта, родитель, ребята, детская библиотека, музыкальный руководитель.


Похожие статьи

Мини-музей в проектной деятельности | Статья в журнале...

Дети узнали, что нашу группу посещают дети разных национальностей, пригласили в гости и познакомились с сотрудниками детского сада разных национальностей. Были организованы различные виды продуктивной деятельности, чтение художественных произведений о дружбе.

Знакомство с проектом «Музыканты среди нас»

Игра на детских музыкальных инструментах — один из самых любимых видов деятельности у детей дошкольного возраста. Представляю опыт работы по проекту, реализация которого осуществляется в нашем детском саду по сегодняшний день. Работу над проектом была...

Проект по толерантности «Мы — такие разные»

Целью данного проекта является развитие и укрепление у детей старшего дошкольного возраста толерантных отношений с представителями разных культур, национальностей посредством приобщения к культурным традициям народов России.

Использование метода проектов при реализации...

Ключевые слова: проект, детский сад, нравственно-патриотическое воспитание.

Реализация такой системы невозможна без знания традиций своей Родины, своего края.

Реализация проекта позволяет задействовать различные виды детской деятельности, способствует...

Приобщение к мордовской народной культуре детей старшего...

Детско-родительские проекты как современная форма... Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Особенность детско-родительского проекта заключается в том, что в проекте принимают...

Педагогический проект «Формирование национального...»

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 148» г. Воронежа. ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО проекта.

1. Знакомство детей с традициями и обычаями русской семьи посредством игровых форм; знакомство детей с разнообразными жанрами русского фольклора...

Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного...

В статье раскрыта актуальность выдвижения на первый план ценностей и принципов, необходимых для общего выживания и свободного развития современного человека: этика и стратегия ненасилия, идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам...

Приобщение дошкольников к русским народным играм

Приобщая детей к русским народным играм и знакомя детей с разнообразными формами

Вся работа по физическому воспитанию и оздоровлению детей выстраивается с широким

Родители дошкольников, понимая важность проводимой работы, поддерживают здоровье...

родитель, детский сад, педагог, воспитание детей, семейное...

Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и

- Семьи снеработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения...

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего...

Нравственно-патриотическое воспитание детей на современном этапе — одна из основных задач дошкольного образования, важной частью которого является знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными...

Похожие статьи

Мини-музей в проектной деятельности | Статья в журнале...

Дети узнали, что нашу группу посещают дети разных национальностей, пригласили в гости и познакомились с сотрудниками детского сада разных национальностей. Были организованы различные виды продуктивной деятельности, чтение художественных произведений о дружбе.

Знакомство с проектом «Музыканты среди нас»

Игра на детских музыкальных инструментах — один из самых любимых видов деятельности у детей дошкольного возраста. Представляю опыт работы по проекту, реализация которого осуществляется в нашем детском саду по сегодняшний день. Работу над проектом была...

Проект по толерантности «Мы — такие разные»

Целью данного проекта является развитие и укрепление у детей старшего дошкольного возраста толерантных отношений с представителями разных культур, национальностей посредством приобщения к культурным традициям народов России.

Использование метода проектов при реализации...

Ключевые слова: проект, детский сад, нравственно-патриотическое воспитание.

Реализация такой системы невозможна без знания традиций своей Родины, своего края.

Реализация проекта позволяет задействовать различные виды детской деятельности, способствует...

Приобщение к мордовской народной культуре детей старшего...

Детско-родительские проекты как современная форма... Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Особенность детско-родительского проекта заключается в том, что в проекте принимают...

Педагогический проект «Формирование национального...»

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 148» г. Воронежа. ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО проекта.

1. Знакомство детей с традициями и обычаями русской семьи посредством игровых форм; знакомство детей с разнообразными жанрами русского фольклора...

Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного...

В статье раскрыта актуальность выдвижения на первый план ценностей и принципов, необходимых для общего выживания и свободного развития современного человека: этика и стратегия ненасилия, идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам...

Приобщение дошкольников к русским народным играм

Приобщая детей к русским народным играм и знакомя детей с разнообразными формами

Вся работа по физическому воспитанию и оздоровлению детей выстраивается с широким

Родители дошкольников, понимая важность проводимой работы, поддерживают здоровье...

родитель, детский сад, педагог, воспитание детей, семейное...

Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и

- Семьи снеработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения...

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего...

Нравственно-патриотическое воспитание детей на современном этапе — одна из основных задач дошкольного образования, важной частью которого является знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными...

Задать вопрос