Библиографическое описание:

Земскова Ю. А. Сотрудничество родителей и ДОУ в воспитании детей на казачьих традициях [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 44-46.

Интерес к традиционной культуре народов, к их языкам, обычаям, обрядам, истории за последние два десятилетия необычайно возрос в нашей стране. Это явление имеет самые разнообразные социальные, культурные, политические национальные причины. Мысль о том, что без всестороннего развития прошлого не может быть понятно настоящее, тем более будущее.

История народа, его традиции, искусство, промыслы и ремёсла являются одним из факторов, помогающих людям осознать свою принадлежность к определённой культурной, ментальной среде.

Глубоко познав свои истоки, легче будет ответить и на самый главный вопрос: что же делать нам сегодня для духовно-нравственного воспитания детей, как действовать?

Дошкольный возраст – важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре. Изучение краеведческого материала, знакомство с историко-культурными, географическими, климатическими, национальными особенностями своего региона помогает, повысит интерес к истории своего народа, развить духовные потребности, воспитать чувство привязанности к своей малой и большой Родине.

Соприкосновение ребёнка с народным искусством, традициями, историей, природой родного края, участие в народных праздниках помогут духовно обогатить ребёнка, поддержать его интерес к прошлому и настоящему, воспитать любовь к своей Родине.

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать богатства. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности.

Детский сад начал работу на конкретных исторических событиях, героических примерах, на народных традициях и правилах, по которым жила Кубань. Но при этом помнили и о сегодняшнем дне, вместе с детьми постоянно прослеживали связь между старинным и днём настоящим, давали понять ребёнку, что он хозяин своей Родины, что здесь его дом, близкие и дорогие люди, что нужно любить свой край, всё что живёт и радуется вместе с ним.

Ознакомление детей с историей и культурой Кубани проходили через все виды деятельности: познавательную, продуктивную, игровую. В подготовке к занятиям принимали активное участие родители воспитанников. На занятиях знакомили детей с историей заселения Кубани, с народными обычаями и праздниками, с историей возникновения родного города, а также с символикой края. В процессе занятий дети учатся не только понимать и любить свой край, но и заботиться о природе, быть её защитником. Полученные знания ребята отражали в продуктивной деятельности.

Работы детей выставлялись на выставке, что привлекло внимание родителей. Дети с гордостью показывали мамам свои работы, относили их домой. Родные и близкие тоже проявили интерес к рисункам и лепке. Я всегда считала, что взаимодействие с родителями необходимо, поскольку семья играет весомую роль во всех аспектах воспитания. Дети, получившие знания по краеведению, стремясь удивить родных, с удовольствием и интересом делились новыми впечатлениями дома. Родные включались в обсуждение, рассказывали о чем-то своем. Таким образом, родители становились моими единомышленниками. Мной и родителями была проделана работа по оформлению макета кубанского подворья, собрана коллекция глиняной посуды. Руками умелой мамы была сшита национальная одежда для кукол казака и казачки. Родители, замечая какой интерес и любознательность проявляют дети, старались поддержать их во всех начинаниях, вовлекая бабушек и дедушек. В семейных архивах нашлись старинные фотографии, предметы вышивки, у кого-то имелись книги с красивыми иллюстрациями – родители охотно приносили эти вещи на время в детский сад, чтобы дать возможность познакомиться с ними и другим детям.

По просьбе родителей была организована выставка совместных работ детей и родителей на тему «Кубанские мастера».

После ознакомления детей с символикой Кубани, я предложила родителям вместе с детьми придумать герб своей семьи или поселка, где они родились, и где жили их родители. Родители с увлечением и энтузиазмом откликнулись на мою инициативу.

Практика показала, что родители и дети, стремясь подчеркнуть особенности своей семьи, своего рода, не ограничиваются полученной информацией. Гербы получаются разнообразными, отображающими труд родителей, их профессию.

На развлечениях и досугах родители не только присутствовали, но и принимали непосредственное участие, даже исполняли роли.

К развлечениям, посвященным обрядовым праздникам, родители приносили выпеченные дома хлебные изделия – блины на Масленицу, колядки – на Рождество, куличи, жаворонки – на Пасху. В благодарность родители получали самые разнообразные призы – поделки, выполненные их детьми.

В повседневной жизни дети с удовольствием играют в народные кубанские подвижные игры с пропеванием слов, что тренировало речь детей и параллельно знакомило с особенностями народной речи. Дети включались в игры, которые давали возможность им побыть в роли лидера-водящего.

Эти игры способствовали раскрытию эмоциональных, интеллектуальных и творческих способностей, развивала гибкость характера, решительность, помогала справиться с трудными ситуациями. Игры развили у детей коллективизм, чувство симпатии друг к другу, сострадание, дети научились радоваться успехам других. Благодаря родителям, пополнили атрибуты к народным кубанским играм.

Детский сад работает в тесном контакте с краеведческим музеем города. Посещение музея – одно из основных средств развития эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним. Выход в музей и экскурсии по городу целесообразно проводить с родителями.

При посещении музея и экскурсий по городу дети узнают много нового и интересного о его истории, исторических зданиях, знакомятся с бытом, костюмами казаков, с их песнями, творчеством кубанских поэтов. Систематически организуем встречи детей с интересными людьми нашего города: поэтами, художниками, народными умельцами, ветеранами войны и труда.

Детский сад получает консультативную помощь от представителей православного духовенства. Совместно с родителями и педагогами детского сада интересно проходят экскурсии в храм.

А вся работа по воспитанию детей на казачьих традициях началась с родительского собрания, на котором говорили с родителями о необходимости знаний своих корней, умении разбираться в родственных связях, уметь сохранять и трепетно относится к генеалогии рода, уметь составлять родословное древо. Пришлось учить родителей выполнять эту работу, чтобы они включились в нее, и смогли, в свою очередь помочь своему ребенку. Результатом этой непростой работы стало занятие «Моя семья», на котором были составлены генеалогические древа. Все работы получились оригинальными, разными, это позволило сравнить и заинтересовать родителей на будущее сотрудничество.

Поэтому мы сделали вывод, что:

1. Активизируя работу родителей, мы провели для них семинар-практикум, в котором основное внимание обратили на формирование положительно насыщенного образа родного дома.

2. Привлекли родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта.

3. Организовали консультации и подготовили материалы по следующим темам: «Родословная семьи», «Семейные праздники и традиции», «Семейный досуг».

4. Привлекли родителей к организации и проведению групповых развлечений, викторины: «Дом моей мечты», «Добрых рук мастера».

5. Оформили выставки творческих работ детей и их родителей по теме проекта «Традиции и быт казаков».

Использовали авторский подход к построению предметно-развивающей среды. На базе детского сада создан мини-музей «Кубанская горница». Во всех наших проектах родители были активными участниками.

С помощью родителей сшили прекрасные костюмы, которые еще больше воодушевляли детей. Дети, через песню, откликнулись своею любовью к родному краю богатому фольклором, славным казачьим традициям. Когда познакомили детей с историей нашего края, дети узнали, почему казачий язык похож на русский, украинский и белорусский говор.

Была прекрасно оборудована казачья комната. Теперь не осталось ни одного равнодушного к нашим кубанским песням.

Мы поставили перед собой задачу продолжать формировать нравственно-патриотические чувства у воспитанников, используя народное искусство.

Такая связь с семьей меня очень радовала, знания данные мной детям на занятиях и в совместной деятельности, находили свое закрепление, расширялись и обогащались в семье. Кроме того укреплялись семейные связи, появлялись общие семейные увлечения, что благоприятно сказывалось на нравственном воспитании детей.

Таким образом, я еще раз убедилась, что веду работу в правильном направлении. И задача моей работы – учить детей помнить, на какой земле мы живем, беречь и уважать наследие своего народа – действительно очень важна.

Основные термины (генерируются автоматически): воспитании детей, Похожая статья, детского сада, Детский сад, работ детей, казачьих традициях, воспитании детей раннего, участие родители воспитанников, нравственном воспитании детей, духовно-нравственного воспитания детей, Проблема некомпетентности родителей, Сотрудничество родителей, совместных работ детей, историей заселения Кубани, творческих работ детей, Ознакомление детей, труд родителей, внимание родителей, благодарность родители, досугах родители.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос