Краеведение как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Марченко, О. А. Краеведение как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников / О. А. Марченко, И. Ю. Рыбакова, Т. В. Спицина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 13.2 (460.2). — С. 72-76. — URL: https://moluch.ru/archive/460/97685/ (дата обращения: 03.05.2024).



Одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания в системе образования является краеведение. Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс. Знакомясь с родным городом, поселком, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя, живущим в определенный период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Центральным звеном патриотического воспитания является воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, к Родине.

Наш детский сад расположен в поселке Погромное. Сегодня Погромное — небольшая часть поселка Краснооктябрьского, входящего в состав Волжского, расположенного на левом берегу Волги. Так как детский сад находится рядом с Волгой, то мы часто водили детей на экскурсии. Изучали фауну и растительность реки. Рассказывали детям, что Волга — это самая длинная река в Европе — является национальной гордостью России. Только эту реку называют самым ласковым словом — «матушка».

C:\Users\User\Рабочий стол\марченко пруд\PIC01501.JPG C:\Users\User\Рабочий стол\марченко пруд\PIC01506.JPG

Экскурсия «Кто живет в реке?

В нашем поселке Погромное есть историко-краеведческий музей МОУ СШ № 15. Посещая музей, мы знакомили детей с предметами быта и жизни наших односельчан.

F:\Новая папка\P1010032.JPG

F:\сащенкова\3571b949-a49a-4026-96c0-f39d56a77e79.jpg

Историко-краеведческий музей МОУ СШ № 15

Из рассказа экскурсовода дети узнали, что на территории поселка Погромного проживали казаки. Ребята очень заинтересовались: кто же такие казаки, как они жили? Чтобы ответить на этот вопрос, мы решили разработать проект «Традиции и быт волжских казаков».

Цель проекта: Обогащение социального и духовно-нравственного опыта детей и взрослых посредством познания истории казачества.

Задачи проекта:

— формирование у дошкольников познавательного интереса к истории и традициям казачества;

— изучение бытовых и духовных традиций казаков;

— укрепление связей с семьей.

На первом этапе мы провели диагностику детей и анкетирование родителей по данному направлению. Результаты показали, что дети и родители недостаточно владеют знаниями о традициях и культуре казаков. Педагоги разработали перспективный план совместной деятельности по изучению казачества.

На втором этапе педагоги провели цикл познавательных занятий: «Знакомство детей с жилищами и предметами быта казаков», «Традиции и быт казаков», «Казачий курень». В ходе НОД воспитанники знакомились с жизнью и бытом казаков, дети приобщались к народным традициям, у них развивался познавательный интерес к истории своего народа.

C:\Users\mdou\Desktop\проект казаки\открытое занятие КАЗАКИ\IMG_20191108_091954.jpg F:\занятие казаки\казаки-занятие\IMG_20191108_092436.jpg

НОД «Традиции и быт казаков» Казачья игра «Разруби арбуз»

В свободной деятельности ребятам понравилось играть в дидактические («Собери костюм», «Казак и казачка») и в традиционные подвижные казачьи игры.

G:\Новая папка\IMG-20191126-WA0006.jpg G:\занятие казаки\казаки-занятие\20191108_110504.jpg

Дидактическая игра Подвижная казачья игра «Собери костюм» «Подарочек»

Педагоги изготовили макет «Казачий двор», где дети наглядно знакомились с обустройством домашнего хозяйства казачьего двора.

F:\занятие казаки\занятие казаки Рыбаковой\20191111_091304.jpg

Рассматривание макета «Казачий двор»

Казаки чтили и отмечали все православные праздники, поэтому в детском саду решили организовать следующие из них: «Покров день», «Яблочный спас», «Троица». Дети учили стихи, казачьи песни и танцы, пословицы и поговорки.

F:\Фото семинар\IMG_4034.jpg

Праздник «Покров день»

В ходе совместной деятельности с педагогами организовали мастер-класс по изготовлению куклы-оберега из джута «Казачка».

C:\Users\user\Desktop\фото сад\20191122_134325.jpg

Мастер-класс «Кукла-оберег «Казачка»

На родительском собрании педагоги говорили об истории и культуре волжских казаков, важности приобщения детей к истории и традициям родного края. Воспитатели обратились с просьбой помочь в организации мини-музея «Казачий курень». Так в детском саду в ходе активной совместной работы родителей и педагогов организовался мини-музей. Дети с большим интересом посещают казачий курень, рассматривают экспонаты.

C:\Users\mdou\Desktop\семаинар-практикум\20191125_124059.jpg C:\Users\mdou\Desktop\19-20 год работы ст. воспит\музейные экспонаты\20190822_134501.jpg

Мини-музей «Казачий курень»

Каждый год коллектив детского сада принимает активное участие в Константиновском фестивале, где представляем экспонаты мини — музея. Вокальная группа педагогов «Душечка» исполняет песни казаков, дети танцуют казачьи танцы.

F:\Фестиваль 19 Казаки поют Победе\20190518_111617.jpg

IV Константиновский фестиваль, вокальная группа педагогов «Душечка»

C:\Users\mdou\Desktop\фото 2019-2020 уч.год\константин. фестиваль 2019\20190831_092751.jpg

IV Константиновский фестиваль, экспозиция «Казачий курень»

На заключительном этапе коллектив педагогов подготовил презентацию проекта «Традиции быт волжских казаков», которая была представлена на семинаре в ДОУ.

Результатом проекта стал заметный интерес родителей и воспитанников к традициям и культуре казаков. Был создан в детском саду мини-музей «Казачий курень». Проект «Традиции и быт волжских казаков» стал участником городского конкурса проектов по нравственно-патриотическому воспитанию, посвященному Дню народного единства «Дружба и братство — лучшее богатство», где занял первое место. В дальнейшем планируется продолжение работы по этому направлению.

Таким образом, краеведение — неотъемлемая часть нашей большой истории, связующая нить времен. Огромные воспитательные, патриотические возможности краеведческого материала позволяют воспитывать настоящего гражданина, любящего своих родителей, семью и нашу великую Родину.

Литература:

  1. Атанова Н. И., Шишкина Е. В. Детский игровой фольклор Волгоградской области: репертуарно-методический сборник, Волгоград, 1997.
  2. Евдокимова Е. С., Молоканова О. И. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада. Волгоград. Издательство «Перемена» 1996.
  3. Евдокимова Е. С. Воспитание маленького волжанина: программа для педагогов и родителей по воспитанию детей от 3 до 7 лет. Москва. Издательство «Планета» 2012.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, казак, Константиновский фестиваль, вокальная группа педагогов, историко-краеведческий музей, патриотическое воспитание, познавательный интерес, родной край, совместная деятельность.


Похожие статьи

Роль районного музея в патриотическом воспитании школьников

С 1992 года — самостоятельный историко-этнографический музей районного подчинения» [5, с. 104].

Жариков А. Д. Растите детей патриотами: книга для воспитателей детского сада.

Жуковская Р. И. Родной край: пособие для воспитателей детского сада / Р. И. Жуковская, Н

Никонова Л. Е. Патриотическое воспитание детей: пособие для педагогов. — Минск: 1991.

«Мини-музей казачьей культуры» как эффективный ресурс...

Библиографическое описание: Кречковская, С. Г. «Мини-музей казачьей культуры» как эффективный

Гипотеза: создание мини-музея казачьей культуры в детском саду позволит ввести в

- Участие во II, III, IV областном Константиновском фестивале (Экспозиция «Казачий

— организован концерт совместно с ВИЭПиП г. Волжского, детскими садами.

Краеведение в детском саду | Статья в журнале «Образование...»

– Музейное направление — изучение родных мест по материалам краеведческого музея.

Музейные коллективы, которые организованы на базе музея в детских учреждениях.

родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский сад, малая родина

родной край, ребенок , дошкольный возраст , родной город, история, воспитание любви.

Воспитание гражданина и патриота через историю и культуру...

Важное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет

Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен

родной край, патриотическое воспитание, малая родина, ребенок, населенный пункт

родной город, детский сад, ребенок, самар, патриотическое воспитание, город, старший...

Воспитание патриотических чувств у дошкольников на...

Решить данную проблему нам помогла, созданная на базе нашего детского сада, инновационная площадка «Воспитание патриотических чувств у дошкольников на краеведческом материале и историко-культурных традициях Кузбасса».

Привитие любви к родному городу — одна из ступеней...

Что доступно ребенку дошкольного возраста, что его может волновать и вызывать интерес?

Огромное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет все его окружение.

Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог, прежде всего

родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский сад, малая родина...

Сотрудничество родителей и ДОУ в воспитании детей на...

Детский сад работает в тесном контакте с краеведческим музеем города.

На базе детского сада создан мини-музей «Кубанская горница».

Когда познакомили детей с историей нашего края, дети узнали, почему казачий язык похож на русский, украинский и белорусский говор.

детский сад, ребенок, патриотическое воспитание, День, родной край, дошкольный возраст...

Инновационные формы сотрудничества родителей и детского...

В статье описан опыт работы МДОУ д/с № 98 по взаимодействию ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста, воспитание семейных ценностей через инновационные формы сотрудничества в единстве семья–ребенокдетский сад.

Сотрудничество семьи и детского сада по воспитанию...

Казак без веры — не казак. Казак не может считать себя казаком, если не знает и не

Одна из важных задач детского сада по воспитанию духовно-нравственной культуры

и детьми это совместные экскурсии детей, родителей и педагогов в музеи и храмы родного края.

Патриотическое воспитание дошкольников — это не только воспитание любви к родному...

Краеведение как средство патриотического воспитания старших...

Краеведческий подход в воспитании детей содействует реализации основных

− формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему

малая Родина, ребенок, детский сад, родной город, город, семья, бережное отношение

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая...

Похожие статьи

Роль районного музея в патриотическом воспитании школьников

С 1992 года — самостоятельный историко-этнографический музей районного подчинения» [5, с. 104].

Жариков А. Д. Растите детей патриотами: книга для воспитателей детского сада.

Жуковская Р. И. Родной край: пособие для воспитателей детского сада / Р. И. Жуковская, Н

Никонова Л. Е. Патриотическое воспитание детей: пособие для педагогов. — Минск: 1991.

«Мини-музей казачьей культуры» как эффективный ресурс...

Библиографическое описание: Кречковская, С. Г. «Мини-музей казачьей культуры» как эффективный

Гипотеза: создание мини-музея казачьей культуры в детском саду позволит ввести в

- Участие во II, III, IV областном Константиновском фестивале (Экспозиция «Казачий

— организован концерт совместно с ВИЭПиП г. Волжского, детскими садами.

Краеведение в детском саду | Статья в журнале «Образование...»

– Музейное направление — изучение родных мест по материалам краеведческого музея.

Музейные коллективы, которые организованы на базе музея в детских учреждениях.

родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский сад, малая родина

родной край, ребенок , дошкольный возраст , родной город, история, воспитание любви.

Воспитание гражданина и патриота через историю и культуру...

Важное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет

Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен

родной край, патриотическое воспитание, малая родина, ребенок, населенный пункт

родной город, детский сад, ребенок, самар, патриотическое воспитание, город, старший...

Воспитание патриотических чувств у дошкольников на...

Решить данную проблему нам помогла, созданная на базе нашего детского сада, инновационная площадка «Воспитание патриотических чувств у дошкольников на краеведческом материале и историко-культурных традициях Кузбасса».

Привитие любви к родному городу — одна из ступеней...

Что доступно ребенку дошкольного возраста, что его может волновать и вызывать интерес?

Огромное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет все его окружение.

Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог, прежде всего

родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский сад, малая родина...

Сотрудничество родителей и ДОУ в воспитании детей на...

Детский сад работает в тесном контакте с краеведческим музеем города.

На базе детского сада создан мини-музей «Кубанская горница».

Когда познакомили детей с историей нашего края, дети узнали, почему казачий язык похож на русский, украинский и белорусский говор.

детский сад, ребенок, патриотическое воспитание, День, родной край, дошкольный возраст...

Инновационные формы сотрудничества родителей и детского...

В статье описан опыт работы МДОУ д/с № 98 по взаимодействию ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста, воспитание семейных ценностей через инновационные формы сотрудничества в единстве семья–ребенокдетский сад.

Сотрудничество семьи и детского сада по воспитанию...

Казак без веры — не казак. Казак не может считать себя казаком, если не знает и не

Одна из важных задач детского сада по воспитанию духовно-нравственной культуры

и детьми это совместные экскурсии детей, родителей и педагогов в музеи и храмы родного края.

Патриотическое воспитание дошкольников — это не только воспитание любви к родному...

Краеведение как средство патриотического воспитания старших...

Краеведческий подход в воспитании детей содействует реализации основных

− формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему

малая Родина, ребенок, детский сад, родной город, город, семья, бережное отношение

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая...

Задать вопрос