Краеведение в детском саду | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (27) февраль 2020 г.

Дата публикации: 02.02.2020

Статья просмотрена: 1350 раз

Библиографическое описание:

Иванова, И. М. Краеведение в детском саду / И. М. Иванова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 1 (27). — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/154/4860/ (дата обращения: 26.04.2024).



Среди ключевых задач по воспитанию детей дошкольного возраста нужно отметить важную тему, посвященную воспитанию любви, уважения и внимания к своему родному краю, своей малой Родине. Ребята должны понимать, что место, где они живут, это не просто точка на карте и название, а то, чем можно гордиться.

В целях формирования представления и расширения кругозора дошкольников о своем крае и воспитания чувства привязанности и любви к своей малой Родине необходимо применять в процессе обучения и воспитания информацию местных краеведческих материалов, ведь информация именно с краеведческим уклоном будет более понятна и близка для детей, сможет пробудить у них интерес к познанию нового.

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием различных сфер личности — интеллектуальная сторона, нравственно-волевая и эмоциональная. Дети уже способны принимать и усвоить ценности общества из своего окружения. Поэтому важно начинать краеведческую работу уже с детского сада, в возрасте, когда дети активно социализируются и происходит их становление, как личностей.

Важное значение краеведческой деятельности в ДОУ для старших дошкольников в качестве значимого средства приобщить их к культурным традициям родного края, сложно переоценить. Ведь среди основных факторов для формирования историко-патриотического сознания детей можно уверенно назвать их знакомство с историей своего региона, города, поселка.

Актуальность развития интересов дошкольников в данной сфере обусловлена социальными запросами общества, поскольку чем более содержательными, глубокими и полными окажутся знания детей о своем крае и его людях, особенностях исторического развития, природе, культурных обычаях, тем более действенными они станут в процессе приобщения дошкольников к культуре своего края.

Целью данной работы стало определить весь массив педагогических условий, которые помогут приобщить старших дошкольников к культуре и истории своего родного края.

Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:

  1. Изучить и дать качественный анализ литературы, пособий, посвященных проблемам приобщения дошкольников к истории и культуре своего родного края или области.
  2. Оценить, насколько велико влияние деятельности по краеведению, местных краеведческих материалов на формировании у дошкольников интереса и любви к своей малой родине.
  3. Проанализировать методы педагогического воздействия на детей в целях приобщения их к историко-культурному наследию своего региона.

Дошкольный период в жизни человека — один из самых важных этапов жизни, когда происходит становление и развитие личности, когда дошкольники обогащают свою копилку знаний и впечатлений от окружающего мира.

Взаимодействие детей с миром, социализация в общество развивается одновременно с приобщением их к культурно-историческим особенностям родных мест.

Многие исследователи — Выготский Л. В., А. В. Запорожец и другие — по результатам своих психологических тестов показали, что уже с дошкольного возраста процесс приобщения личности к культуре протекает через освоение историко-социального и культурного опыта, который они постигают путем контакта и изучения материальных и художественно-духовных ценностей. Они приобретают бесценный опыт путем активной созидательной деятельности.

Краеведение можно отнести к одним из самых сильных способов воспитывать дошкольников в плане духовно-нравственного и культурного развития. Эта дисциплина может воспитать у детей осознанную любовь к своему городу, земле, они станут понимать, что их родной город является неотъемлемой частью нашей общей Родины. Дошкольники учатся видеть тесные нити от воспитания к жизни, у них формируются ключевые понятия нравственности и чувств.

Материалы, например, из Подольского краеведческого музея, способны значительно расширить кругозор у детей, они способствуют развитию их умственных возможностей. Подход в воспитании, основанный на краеведении, помогает воплощать самые основные принципы педагогической науки — от близких — к далеким, от известных — к неизвестным, от простого — к сложному.

Проблематика приобщения детей к культурному наследию разных народов волновала педагогов уже с начала 20 века. Н. К. Крупская А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и другие известные ученые писали, что необходимо в новых условиях развивать новые методы. Они предлагали начать практиковать воспитание с использованием прогрессивных народных традиций, использовать в текущей деятельности по воспитательной работе ознакомление с национальным искусством, эстетикой национальной одежды, народных танцев, праздников.

Педагоги-новаторы предлагали наполнить новым содержанием традиционное народное воспитание, исходя из принципа повторения педагогических критериев ко всему обществу. Для этого необходимо выполнять некоторые условия:

  1. В краеведческой работе участвуют и взрослые, и дети.
  2. Опыт народных традиций дети должны использовать в текущей деятельности — собирать лекарственные травы, выполнять простые работы в саду или в огороде.
  3. Нормы традиционного культурного поведения должны быть взяты на вооружение не только самими детьми, — к этому процессу должны подключаться и их родные, близкие, сотрудники дошкольного учреждения.
  4. Большое значение в области развития патриотических чувств всегда принадлежит семье, где и формируются ключевые нравственные принципы и прививается любовь и трепетное отношение к родному городу.

Краеведческую работу в дошкольном учреждении в качестве способа приобщить детей к культурным традициям родного края можно развивать по разным направлениям:

– Работа с историей и культурным наследием родного города

– Краеведение, связанное с изучением природы, географии, биологии, геологии, экологии своего края.

– Изучение фольклора, этнографических особенностей, литературы, искусства местных авторов.

– Туристическое направление — исследовательская работа выполняется в турпоходах.

– Музейное направление — изучение родных мест по материалам краеведческого музея.

– Краеведение, связанное с экскурсиями по городу или краю.

– Краеведение силами семьи.

Организовать работу по краеведению можно разными способами:

  1. Кружок краеведения в детском саду
  2. Музейные коллективы, которые организованы на базе музея в детских учреждениях.
  3. Выставка рисунков, фото, макетов, поделок и т. п.
  4. Встречи с известными личностями.
  5. Быт, традиции и праздники далеких предков, фольклор, встречи с местными писателями, художниками и т. п.
  6. Подготовка своего генеалогического древа.

Ключевая концепция деятельности краеведческого направления в дошкольном учреждении базируется на том, чтобы сформировать у старших дошкольников системные знания в историко-культурной сфере родного города, воспитать у них чувство любви, гордости и привязанности к родным местам.

В основе этой концепции необходимо выделить некоторые принципы:

  1. Исторический — важно реализовывать данный принцип с помощью хронологической точности при описании тех или иных явлений, показывая три грани измерения времени — из прошлого в настоящее и в будущее. Например, занятия по истории родного города нужно дополнить информацией о современном этапе развития и обозначить перспективы будущего. Благодаря этому подходу дошкольники смогут понять, как правильно осмыслить цепочку событий, адекватно прослеживать их последовательность, видеть причинно-следственные связи. У них будет формироваться историческое мышление.
  2. Гуманистический — в основе этого принципа лежит способность педагогов занять позицию детей, посмотреть на мир их глазами, разделить их точки зрения, понять их чувства и эмоции, видеть перед собой полноправного человека и ориентироваться на базовые общечеловеческие ценности — любовь к близким, родному городу и Родине.
  3. Дифференцированный подход — важно создавать подходящие условия для раскрытия возможностей всех детей с учетом их возрастных и личностных особенностей, их индивидуального опыта, эмоционального развития и познавательных интересов.
  4. Принцип сотрудничества, интеграции на разных уровнях — от семьи до центральной детской библиотеки и музеев города. Наполнение портфеля с краеведческим материалом проходит с учетом всех типов деятельности в области изучения детьми исторических и культурных особенностей своего города.
  5. Наглядность — невозможно объяснить детям все на словах, не используя пособия, игры, основанные на краеведческих и историко-культурных материалах. Это поможет передать все знания детям в доступной и интересной для них форме.

В предметно-развивающей среде стоит выделить две ключевые функции — развивающая и информационная. Есть разные способы приобщить детей-дошкольников к культурно-историческому наследию родного края.

Е. С. Бубанова, к.п.н., выделяет в первой группе способов несколько основных способов — напоминание, сравнение, объяснение, сопоставление, аргументация, рассуждения и другие методы, способствующие развитию мышления и личностного роста детей.

Вторая группа включает в себя такие приемы, как — сюрпризный момент, использование образов персонажей из сказок, ролевые представления, создание ситуации для успеха, постановка ребенка в ситуацию с вымышленным персонажем.

Третья группа объединяет различные занятия творчеством, аппликации, создание поделок, коллекций народно-бытовых предметов.

В заключении стоит отметить, что за счет разнообразия приемов, способов и методик изучения краеведческого материала можно оказать серьезное влияние на развитие дошкольников, увеличение и закрепление повышения их знаний об окружающем мире. Дети начинают осознавать, в чем заключается особенности историко-культурного развития их края, осваивают новые для них понятия в проявлении уважения, привязанности и любви к родному краю.

Литература:

  1. А. С. Макаренко. О воспитании. М.: Издательство политической литературы: 1990 г.
  2. Антонова Г. П. Познавательная деятельность детей 6–7 лет \ Г. П. Антонова, И. П. Антонова. М.: Мысль. 199.1
  3. Бабунова, Е. С. Критерии и показатели воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста на идеях с средствах народной педагогики: метод. пособие \ Е. С. Бабунова. Магнитогорск: МаГУ. 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): родной край, родной город, ребенок, дошкольное учреждение, дошкольный возраст, краеведческая работа, малая родина, детский сад, краеведческий материал, культурное наследие.

Похожие статьи

Краеведение в детском саду | Статья в журнале «Образование...»

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека, это время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка и очень важно посеять, и вырастить в детской душе семена любви...

Основные задачи и формы краеведческой работы в ДОУ

К основным задачам краеведческой работы в ДОУ можно отнести следующие.

детский сад, малая родина, родной край, развивающая предметно-пространственная среда

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина...

Создание условий для формирования краеведческой культуры...

Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к системе образования. Важнейшей задачей образовательного процесса становится успешная социализация личности, что определено федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного...

Моя малая Родина | Статья в журнале «Молодой ученый»

Знакомство детей дошкольного возраста с родным городом – это знакомство с историей

родной край, патриотическое воспитание, малая родина, ребенок, населенный пункт

Основные термины (генерируются автоматически): родной край, Родина, краеведческая...

Организация развивающей предметно-пространственной среды...

Обращение к истории малой родины, культурному наследию помогает раскрыть способности детей, сформировать у них суждения и оценки.

родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский сад, малая родина, патриотическое воспитание, город, дошкольный...

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей...

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными... детский сад, ребенок, малая родина, родной город

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, малая родина, родной город, родитель, чувство, семья, дошкольный...

Формирование патриотических чувств у детей старшего...

родной край, ребенок , дошкольный возраст , родной город, история, воспитание любви

Суть формирования представлений о малой родине в дошкольном учреждении состоит в том

Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с...

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город...

Суть формирования представлений о малой родине в дошкольном учреждении состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников чувства любви и уважения к родному дому и семье, к родной природе, к истории и культуре малой родины, созданной трудами родных и близких...

Нравственное воспитание старших дошкольников посредством...

родной край, детский сад, патриотическое воспитание, ребенок, родной город, чувство, любовь, краеведческий музей, народная культура

родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский сад, малая родина, патриотическое воспитание, город, дошкольный...

Похожие статьи

Краеведение в детском саду | Статья в журнале «Образование...»

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека, это время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка и очень важно посеять, и вырастить в детской душе семена любви...

Основные задачи и формы краеведческой работы в ДОУ

К основным задачам краеведческой работы в ДОУ можно отнести следующие.

детский сад, малая родина, родной край, развивающая предметно-пространственная среда

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина...

Создание условий для формирования краеведческой культуры...

Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к системе образования. Важнейшей задачей образовательного процесса становится успешная социализация личности, что определено федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного...

Моя малая Родина | Статья в журнале «Молодой ученый»

Знакомство детей дошкольного возраста с родным городом – это знакомство с историей

родной край, патриотическое воспитание, малая родина, ребенок, населенный пункт

Основные термины (генерируются автоматически): родной край, Родина, краеведческая...

Организация развивающей предметно-пространственной среды...

Обращение к истории малой родины, культурному наследию помогает раскрыть способности детей, сформировать у них суждения и оценки.

родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский сад, малая родина, патриотическое воспитание, город, дошкольный...

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей...

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными... детский сад, ребенок, малая родина, родной город

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, малая родина, родной город, родитель, чувство, семья, дошкольный...

Формирование патриотических чувств у детей старшего...

родной край, ребенок , дошкольный возраст , родной город, история, воспитание любви

Суть формирования представлений о малой родине в дошкольном учреждении состоит в том

Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с...

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город...

Суть формирования представлений о малой родине в дошкольном учреждении состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников чувства любви и уважения к родному дому и семье, к родной природе, к истории и культуре малой родины, созданной трудами родных и близких...

Нравственное воспитание старших дошкольников посредством...

родной край, детский сад, патриотическое воспитание, ребенок, родной город, чувство, любовь, краеведческий музей, народная культура

родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский сад, малая родина, патриотическое воспитание, город, дошкольный...

Задать вопрос