Привитие любви к родному городу — одна из ступеней нравственно-патриотического воспитания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (127) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 09.11.2016

Статья просмотрена: 156 раз

Библиографическое описание:

Еропова И. В. Привитие любви к родному городу — одна из ступеней нравственно-патриотического воспитания // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 469-471. — URL https://moluch.ru/archive/127/35048/ (дата обращения: 24.09.2018).



Проблема нравственно-патриотического воспитания считалась одной из важнейших с древних времен. Из века в век менялись взгляды на этот вопрос.

По мнению Аристотеля, нравственное воспитание должно основываться на упражнении в нравственных поступках — частом повторении желательных действий, в которых не должно быть крайностей, они должны быть продуманными и умеренными. Я. А. Коменский советовал воспитывать в детях с раннего возраста стремление к деятельности, мужество, вежливость, почитание старших. Нравственное воспитание, как считал К. Д. Ушинский, должно быть неразрывно связано с умственным и трудовым воспитанием детей. Отечественные философы (Н. А. Бердяев, Н. О. Лосский, П. Ф. Флоренский), развивали теорию, согласно которой, человек предстает как эпицентр культуры, её высшая духовная ценность. При этом он обретает свою духовную сущность, становится частью человечества, постигая культуру и творя её.

Существуют разные подходы к определению «нравственное воспитание». Р. С. Буре считает, что нравственное воспитание — целенаправленное систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение людей, формирующее у них моральные качества, убежденность в значимости нравственных норм. По мнению С. А. Козловой, это целенаправленный процесс приобщения детей к ценностям конкретного общества.

Таким образом, нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения, но оно немыслимо без воспитания у ребенка чувства гражданственности. Воспитание гражданина — это многогранный процесс, охватывающий целый комплекс задач: воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу; формировать в нем хозяина — бережное отношение к родной природе и всему живому, недрам земли и общественному достоянию; воспитывать у ребенка уважение к людям труда и др.

Что доступно ребенку дошкольного возраста, что его может волновать и вызывать интерес? Прежде всего, это место, где он родился и живет. Для каждого из нас, воспоминания детства связаны с теми местами, где мы родились и выросли, где ходили в детский сад и школу, катались на велосипеде и играли в снежки. В этой связи огромное значение играет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона — города Иркутска. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной культуры. Педагог должен стремиться развивать в детях чувство любви к родному городу, желание беречь его красоту, проявлять заботу о нем. Огромное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет все его окружение. Постепенно ребенок знакомится с родным детским садом, родной улицей, городом, а затем уже со всей страной, её столицей и символами. Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком те, которые ему наиболее доступны и которые ему дают природа и мир животных, детский сад, родной край, труд людей, традиции, общественные события. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог, прежде всего, должен сам хорошо знать его. Показать роль малого в большом, зависимость между деятельностью человека и жизнью всех людей — вот что очень важно для воспитания нравственно-патриотических чувств. Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, району, необходимо подвести их к пониманию, что он — часть Родины, т. к. во всех местах, где живут люди, много общего: люди разных национальностей трудятся на благо общества, соблюдают традиции.

Таким образом, эта работа представляет большой интерес. Для её решения мною был подготовлен и успешно внедрён познавательный проект «Наш Ленинский славный район…». На разных этапах этого проекта мною были разработаны следующие мероприятия: с детьми мы беседовали о своём родном городе и районе, проведено анкетирование родителей о важности патриотического воспитания, изготовлены атрибуты для сюжетно-ролевых игр, подобраны художественные произведения для ознакомления детей с творчеством иркутских детских писателей и поэтов, подготовлен иллюстративный и дидактический материал. На следующем этапе работы осуществляли образовательную деятельность с детьми по ознакомлению с городом и нашим Ленинским районом, рассматривали иллюстрации, организовали экскурсию по району, составляли рассказы о труде взрослых и детей на благо города и района, решались проблемные ситуации. Изготовили игру-путешествие «Доберись до нужного места», мастерили совместно с детьми макеты на тему «Двор моей мечты». Для родителей были подготовлены консультации на темы: «История земли Иркутской», «Достопримечательности Ленинского района», «Люди, прославившие Ленинский район». Продуктом нашей работы стало изготовление рекламного проспекта «Наш район», выступление на родительском собрании и на педагогическом совете с презентацией проекта, организация фотовыставки «Любимые места моего района».

Литература:

  1. «Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. Под редакцией Микляевой Н. В. Москва: ТЦ «Сфера», 2013.
  2. Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников». Москва, 2007.
  3. «К своим истокам». Ответственный редактор Лыкин Ю. П. Иркутск: «Репроцентр», 2009.
  4. «Ленинский округ Иркутска. 90 лет». Историко-краеведческое издание. Ответственный редактор Корбут С. В. Иркутск: «Общественный совет по культуре Ленинского округа», 2010.
  5. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения». Пособие для руководителей и практических работников в ДОУ. Автор — составитель Киселева Л. С. Москва: «Аркти», 2003.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, Ленинский район, нравственное воспитание, родной город, родной край, город, район, родная улица.


Похожие статьи

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край родной люби и знай».

Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному посёлку и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Воспитание любви к родному городу у старших дошкольников...

родной город, детский сад, ребенок, самар, патриотическое воспитание, город, старший дошкольный возраст, Российская Федерация, дошкольный возраст, воспитанник.

Краеведение в детском саду | Статья в журнале «Образование...»

Это может быть и город, и район, и улица, т. е. то, что нас окружает. Для малыша это, прежде всего, родной дом, детский сад, улица, город. Это природа, люди, дома, окружающие их, которые они видят повседневно.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного...

Родной город, поселок дорог ребенку потому, что здесь живет он сам, его близкие, здесь находятся его детский сад, школа.

Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического...

Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, и определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Моя малая Родина | Статья в журнале «Молодой ученый»

родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский сад, малая родина, патриотическое воспитание, город, дошкольный возраст, родной край, труд людей.

Моя малая Родина (из опыта работы) | Статья в журнале...

- знакомство с историей родного города через рассматривание иллюстраций о городе, беседы, экскурсии

Духовно-нравственное воспитание детей и родителей: содерж., методики, новые формы.

Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста...

Приоритет проекта – воспитание благородного гражданина, активно познающего природу малой Родины, историю родного города, его традиции и культуру. В начале проекта было проведено диагностическое обследование по выявлению знаний детей о родном городе.

Система работы по воспитанию у детей любви и заботы...

родной край, детский сад, патриотическое воспитание, ребенок, родной город, чувство, любовь, краеведческий музей, народная культура, народное искусство.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край родной люби и знай».

Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному посёлку и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Воспитание любви к родному городу у старших дошкольников...

родной город, детский сад, ребенок, самар, патриотическое воспитание, город, старший дошкольный возраст, Российская Федерация, дошкольный возраст, воспитанник.

Краеведение в детском саду | Статья в журнале «Образование...»

Это может быть и город, и район, и улица, т. е. то, что нас окружает. Для малыша это, прежде всего, родной дом, детский сад, улица, город. Это природа, люди, дома, окружающие их, которые они видят повседневно.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного...

Родной город, поселок дорог ребенку потому, что здесь живет он сам, его близкие, здесь находятся его детский сад, школа.

Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического...

Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, и определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Моя малая Родина | Статья в журнале «Молодой ученый»

родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский сад, малая родина, патриотическое воспитание, город, дошкольный возраст, родной край, труд людей.

Моя малая Родина (из опыта работы) | Статья в журнале...

- знакомство с историей родного города через рассматривание иллюстраций о городе, беседы, экскурсии

Духовно-нравственное воспитание детей и родителей: содерж., методики, новые формы.

Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста...

Приоритет проекта – воспитание благородного гражданина, активно познающего природу малой Родины, историю родного города, его традиции и культуру. В начале проекта было проведено диагностическое обследование по выявлению знаний детей о родном городе.

Система работы по воспитанию у детей любви и заботы...

родной край, детский сад, патриотическое воспитание, ребенок, родной город, чувство, любовь, краеведческий музей, народная культура, народное искусство.

Задать вопрос