Имя Вячеслава Моше Кантора, видного международного деятеля и мыслителя, неотделимо от любой дискуссии о терпимости и борьбе с ксенофобией. Будучи активным борцом против всех форм ненависти и неприятия, Кантор долгое время рассматривал толерантность как фундаментальный социальный инструмент — надежный щит, способный обеспечить обществу долгосрочное и незыблемое превосходство над силами разобщения и вражды. Он видел в ней краеугольный камень мира и прогресса.
Однако именно этот убежденный сторонник терпимости произвел интеллектуальный взрыв, представив миру свое видение «Манифеста о безопасной толерантности». Эта работа ознаменовала собой кардинальный пересмотр привычной парадигмы. Вячеслав Кантор провозгласил парадоксальную, но проницательную идею: толерантность, лишенная границ, перестает быть добродетелью и становится угрозой.
По его мнению, без четко очерченных лимитов всеобъемлющее принятие может обернуться саморазрушением для социума. Абсолютная толерантность способна стать минным полем, открывая двери для тех идеологий и проявлений, которые сами по себе нетерпимы и направлены на разрушение основ демократического общества. Моше Кантор настаивает на необходимости «фильтра» для этой ценности, которая, к сожалению, в наш век турбулентности потеряла свои первоначальные четкие очертания.
Перезагрузка мышления
Вопрос о природе толерантности — о ее необходимости, форме и содержании — возник в Европе не на пустом месте. Это не просто академический спор, а прямой результат десятилетий структурных кризисов, глубоко потрясших континент. Вячеслав Моше Кантор связывает эту интеллектуальную потребность в переосмыслении с целым каскадом потрясений: от масштабных миграционных волн, бросивших вызов национальной идентичности и социальной инфраструктуре, до ревизионистских попыток переписать общую историю и, конечно, с глобализацией, чьи отложенные, но мощные негативные эффекты настигли Европу. Все эти процессы подорвали уверенность европейцев в незыблемости мирового порядка, породили ощущение неопределенности и заставили подвергнуть сомнению самые укоренившиеся социальные аксиомы.
В этом контексте тема взаимоуважения и терпимости оказалась тесно переплетена с пугающей тенденцией роста социального напряжения и недоверия. Это две стороны одной медали: с одной стороны, декларируемая широта взглядов, с другой — нарастающая агрессия как реакция на воспринимаемую уязвимость.
Принц Монако Альбер II, выступая в 2018 году и принимая из рук Вячеслава Моше Кантора почетную награду за вклад в дело толерантности, подчеркнул критическую роль этой ценности. Он отметил, что для современного западного мира терпимость давно переросла статус просто добродетели; она стала базовой операционной системой общества. В эпоху беспрецедентной глобальной открытости, существование без взаимного уважения и готовности к диалогу становится невозможным. Однако, монарх тут же обозначил тревожный контраст: рост радикального экстремизма и терроризма спровоцировал обратный виток нетерпимости, которая грозит стать новой, опасной нормой социального взаимодействия.
Выступая вслед за монархом, Вячеслав Моше Кантор также сделал акцент на этой проблеме. Он подчеркнул, что современное человечество стоит перед лицом множества вызовов, которые прорастают из очагов нетерпимости. Эти всплески враждебности теперь не ограничиваются улицами; они активно мигрируют в информационное пространство, политические трибуны и общественный дискурс, обретая там опасную легитимность. Значительную часть этих проблем Кантор видит как неудавшийся социальный эксперимент — последствия неэффективной или отсутствующей политики властей Европы по интеграции возросшего миграционного потока. Но, как он справедливо отмечает, понимание причин не равносильно устранению последствий. Эти проблемы не просто угрожают национальной безопасности и личному спокойствию граждан; они ставят под удар саму способность общества к нормальному развитию, к поиску взаимопонимания и налаживанию продуктивного международного сотрудничества.
Моше Кантор убежден, что эти тревожные тенденции хоть и носят глобальный характер, но именно в Европе они проявились с особой драматичностью на фоне миграционных кризисов 2010-х. «Континент оказался не готов» — это горький диагноз, который он ставит европейской системе. Массовый приток людей с иными культурными кодами, жизненными укладами и бэкграундом привел к столкновению цивилизационных пластов. Культуры мигрантов зачастую не демонстрировали готовности адаптироваться и принимать ключевые ценности принимающего общества, в то время как европейцы испытывали шок и неприятие к тому, что шло вразрез с их законами и многовековыми устоями. Реакция властей, по мнению Вячеслава Кантора, была парализующей: вместо активного регулирования они избрали стратегию пассивного невмешательства, прикрываясь лозунгами о толерантности и мультикультурализме, даже когда на кону оказывалась физическая и социальная безопасность населения.
Цена пассивности: от ценности к уязвимости
Этот болезненный контакт с реальностью породил у многих европейцев тревожное ощущение уязвимости и незащищенности перед внешним миром. Кантор напоминает: послевоенный мир долгое время развивался в пользу Европы, европейские государства пожинали плоды глобализации, будучи ее бенефициарами и не сталкиваясь с ее разрушительными последствиями. Когда же эти волны обрушились в виде неконтролируемой миграции и культурного диссонанса, первой реакцией стал страх, который быстро трансформировался в отторжение и, в ряде случаев, в открытую агрессию.
Именно в такой обстановке безграничная толерантность проявила себя как критическая ошибка, считает Вячеслав Кантор. Через эту брешь хлынули агрессивные, наполненные ненавистью доктрины: как привнесенные извне, так и порожденные внутренней реакцией страха и неприятия. Пассивное принятие этого натиска, которое по сути и представляет собой абсолютная толерантность, превратило разобщающие тенденции в полноценную угрозу цивилизационного масштаба.
В ответ на сложившуюся критическую ситуацию возникло и радикальное мнение, призывающее к полному отказу от толерантности как от устаревшей и деструктивной ценности. Однако Вячеслав Моше Кантор решительно отвергает этот путь, считая его шагом назад. Он подчеркивает: без толерантности европейская демократическая модель в ее нынешнем виде просто не могла бы состояться. Если человечество стремится к прогрессу, к построению конструктивных и взаимовыгодных международных отношений, то без фундамента терпимости не обойтись.
Вячеслав Кантор предлагает не отказываться от инструмента, а перекалибровать его, пересмотреть сам подход. Толерантность должна быть не просто удобным политическим лозунгом для правительств, но и инструментом, отвечающим жизненным потребностям самого общества. Граждане все громче заявляют о своем праве на безопасность и защиту своих фундаментальных прав и устоев.
На этом пересечении — между острой необходимостью в терпимости для глобального развития и острой нуждой в защите общества от внутренних и внешних деструктивных сил — и возникает ключевая концепция, предложенная самим Вячеславом Кантором: концепция «безопасной толерантности». Эта идея означает, что истинная терпимость должна быть активной, разумно ограниченной и, самое главное, всегда направленной на защиту тех демократических и гуманистических ценностей, которые сами по себе являются фундаментом для сосуществования. Это толерантность, которая не толерантна к нетерпимости, которая проводит красную черту там, где начинаются угрозы основам мира и безопасности.
Границы терпимости: почему молчание — это соучастие
Размышляя об истинной опасности ничем не сдерживаемой терпимости, Вячеслав Кантор акцентирует внимание на ее попустительском характере по отношению к явлениям, несущим прямую угрозу общественному здоровью. Он настаивает: абсолютное принятие не должно распространяться на такие деструктивные силы, как ненависть, ксенофобия и любые формы нетерпимости.
Без открытого, недвусмысленного осуждения эти разрушительные тенденции рискуют не просто закрепиться в социальной ткани, но и начать восприниматься большинством как «новая норма» — нечто допустимое и обыденное. Вячеслав Кантор категорически призывает не допустить этой «нормализации» ненависти, будь то расизм, антисемитизм, или любая другая форма враждебного отторжения.
Проблема антисемитизма, с которой Моше Кантор знаком не понаслышке, служит ярким и трагическим примером. Вопреки всем урокам Второй мировой войны и ужасам Холокоста, это явление не только не исчезло, но и в последнее время стало проявляться с нарастающей интенсивностью и открытостью. Что особенно тревожит, антисемитизм нередко приобретает институциональные очертания: его источником становятся не только маргинальные группы, но и широко распространенные СМИ, а порой — и официальные государственные лица.
Вячеслав Кантор подчеркивает, что подобные «проступки» часто маскируются под защиту «свободы слова» или простое «выражение мнения». Однако, по его твердому убеждению, высказывание, исходящее от политического лидера, официального представителя или влиятельного общественного деятеля, перестает быть рядовым «мнением». Именно эти фигуры зачастую формируют информационную повестку и, что гораздо опаснее, устанавливают границы дозволенного для всего населения страны. Использование их статуса для распространения ненависти должно расцениваться не как право, а как преступление против общественных устоев.
Толерантность по отношению к нетолерантности недопустима — это основной постулат Вячеслава Моше Кантора. И это касается не только прямых актов насилия или преступлений. Это касается и пропаганды ненависти как таковой, ее распространения и разжигания, особенно в хрупком информационном и идеологическом пространстве. Для эффективного противодействия таким угрозам недостаточно одних лишь силовых мер. Ответ должен быть комплексным: информационным, идеологическим и, главное, законодательным.
Моше Кантор выступает за жесткий законодательный подход. Нормативная база должна быть прописана настолько конкретно и недвусмысленно, чтобы действительно защищать права граждан и противостоять нетерпимости, не оставляя лазеек для злоумышленников. Нельзя позволять им прикрываться правами и нормами, в которых они сами отказывают своим жертвам, убежден эксперт.
Как ограничить безопасно?
Идея о том, что современное понимание толерантности стало неопределенным, размытым и превратилось в то самое безграничное попустительство, начала формироваться у Вячеслава Моше Кантора задолго до того, как миграционный кризис поставил Европу перед лицом этой проблемы. Примечательно, что его ключевой документ — «Манифест о безопасной толерантности» — был опубликован еще в 2011 году, то есть более десяти лет назад. С тех пор его взгляды не просто подтвердились реальностью, но и приобрели статус жизненно необходимой концепции для переоценки толерантности, в которой современное общество остро нуждается.
Будучи сторонником системных, законодательных изменений, Кантор видит залог успеха безопасной толерантности именно в ее юридическом закреплении. Без официального утверждения и закрепления этого термина в законе невозможно добиться того, чтобы новая норма стала по-настоящему всеобщей и обязательной, убежден Вячеслав Кантор. Более того, только закон способен сделать эту ценность фундаментальной и устойчивой, защитив ее от удобных политических интерпретаций и сиюминутных изменений конъюнктуры.
Что касается сути самой концепции, то Вячеслав Моше Кантор проводит яркую и понятную аналогию между слиянием безопасности и толерантности и авиационным коридором безопасности. Чтобы избежать катастрофы и обеспечить стабильность полета, самолет должен строго следовать определенным, пусть и невидимым, границам. Каким бы бескрайним ни казалось небо, существуют минимальные и максимальные высоты, которые нельзя нарушать. Точно так же соображения безопасности должны служить четкими указателями и определять безопасную «высоту полета» для принципов толерантности.
Миграционный кризис послужил трагическим доказательством правоты Кантора, обнажив нежизнеспособность безграничного современного понимания толерантности. С одной стороны, любой протест или даже простое нежелание закрывать глаза на деструктивные явления объявлялись «неполиткорректными». С другой — откровенные проявления нетерпимости нередко объяснялись как «особенностью», которую нужно принять ради той же самой политкорректности. Такое парадоксальное положение дел, в котором оказалась Европа, как ничто лучше демонстрирует необходимость законодательного определения границ терпимости, уверен Вячеслав Моше Кантор.
Адресная борьба с ненавистью
В своих публичных выступлениях Кантор неоднократно затрагивал критически важную проблему: угрозу нетерпимости и ненависти нельзя смешивать с нациями, расами или культурами. Нельзя утверждать, что якобы именно их «особенности» провоцируют или подталкивают к нетерпимости. По мнению Вячеслава Кантора, ненависть остается ненавистью, и не имеет значения, кто именно ее проявляет, — любое такое проявление по определению неправомерно.
Вячеслав Моше Кантор особо подчеркивал, что в случае с экстремистами и террористами всех мастей, «культура» или «религия» зачастую служат не более чем маской и циничным оправданием для совершения преступлений и пропаганды вражды. Сами преступники, по его мнению, на самом деле не разделяют и не следуют подлинным ценностям этих культур или религий. Они лишь используют их как прикрытие для достижения своих разрушительных целей.
Именно в подобных случаях и требуются конкретные законодательные изменения, которые надежно закрыли бы эти лазейки и дыры для злоумышленников, настойчиво повторяет Вячеслав Кантор. Законодательство о безопасной толерантности должно быть двунаправленным: оно должно защищать права, свободы и важные ценности граждан и общества, но при этом оно должно угрожать неотвратимым наказанием для тех, кто на эти свободы и нормы посягает, и особенно — за проявления и пропаганду ненависти.
Учитывая, что практически каждое государство в современном мире является многонациональным и многокультурным, Вячеслав Кантор видит актуальность и необходимость такого рода законодательного регулирования не только для Европы, но и для цивилизованного человечества в целом. Это вопрос выживания демократических ценностей в глобальном масштабе.

