Вячеслав Моше Кантор: в чём сила закона в разговоре о ценностях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Рубрика: Информационные материалы

Опубликовано в Молодой учёный №23 (157) июнь 2017 г.

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Вячеслав Моше Кантор: в чём сила закона в разговоре о ценностях. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 23 (157). — URL: https://moluch.ru/archive/157/110792/ (дата обращения: 19.12.2024).

Международный общественник Вячеслав Моше Кантор известен во всём мире – и за свою деятельность, весьма масштабную и продолжительную, и за неизменность своей позиции, касающейся важности для развития глобального общества ценности толерантности и борьбы с нетерпимостью.

Касательно борьбы с ненавистью и нетерпимостью, даже в таких её кардинальных проявлениях, как экстремизм и терроризм, Моше Кантор придерживается тоже весьма принципиальной позиции: основная борьба должна вестись с позиции так называемой «мягкой силы». И хотя меры безопасности и силовые методы оказываются подчас необходимы, реальную победу Кантор видит именно за нормативными и законодательными изменениями, которым под силу изменить само общество и его нормы.

Толерантность: новый взгляд

Ценности толерантности Вячеслав Кантор не зря уделяет столько внимания в своей общественной работе. Именно она, убеждён Кантор, для европейской цивилизации является не просто важной, но основополагающей, во многом – именно тем краеугольным камнем, что лежит в основе самого строения европейского общества.

Проблему, между тем, Кантор видит и в этом. Точнее, не в самой толерантности, а в том, что именно сегодня подразумевают под этим термином. Запросы общества меняются, и толерантность, чтобы сохраниться и продолжать формировать социум, должна меняться вместе с ними – причём так, чтобы удовлетворять как запросы верхушки, так и рядовых граждан. С одной стороны, отказа от толерантности быть не может, с другой – вопросы безопасности приобрели за последние годы ключевое значение. Все эти темы сам Вячеслав Кантор, в частности, поднял на круглом столе в Монако, проведённом в 2018 году Европейским советом примирения и терпимости – организации, в основании которой сам Кантор также принял самое непосредственное участие.

Толерантность и безопасность только на первый взгляд могут показаться диаметрально противоположными ценностями, считает Моше Кантор. На самом деле сам Кантор на протяжении уже более десяти лет работает и размышляет как раз над тем, как ценности эти могли бы работать вместе и к взаимной выгоде. Эффект от их объединения, убеждён Вячеслав Кантор, может быть основополагающим – именно их синергия будет работать не только на благо, но и на дальнейшее развитие европейского общества, на защиту его ценностей и достигнутых прорывов в области прав человека.

Итогом исследований Кантора на эту тему стала полноценная книга – «Манифест о безопасной толерантности», который не только вышел в свет, но и получил переводы сразу на несколько языков; а точнее – на языки всех стран из Совета Безопасности ООН с добавлением иврита и арабского. Впрочем, написанием книги Кантор не ограничился. Следующей его идеей в данном направлении стала разработка законопроекта о толерантности, для чего по его инициативе была даже собрана специальная экспертная группа. Закон этот, по задумке Вячеслава Кантора, должен был наконец закрепить и определить толерантность именно как норму – и на нормативном уровне, сделав таким образом эту ценность защищённой от манипуляций и искажения её смысла.

Закон этот не только был разработан, но и поступил на оценку многим властным структурам ЕС. Однако, как позже с сожалением констатировал сам Кантор, несмотря на все высокие оценки и одобрение проекта, он так и не получил никакого применения и реализации. В чём причина? Кантор видит это в неготовности – и нежелании – современной Европы действительно по-новому взглянуть на толерантность. По-прежнему преобладающим остаётся взгляд на эту ценность как на что-то безграничное, чего не может быть слишком много. В то время как не только может, но и представлять собой определённую опасность через это «может» безграничная толерантность в состоянии, уверен Вячеслав Кантор.

Сам рост нетерпимых настроений внутри самой Европы, подъём антисемитизма и неонацизма, который наблюдают эксперты в течение последнего десятилетия, по мнению Кантора уже говорит о том, что безграничная толерантность доказала свою несостоятельность – и даже опасность. Положение дел меняется, но законодательство в сфере толерантности, прав, свобод и так далее остаётся прежним – а значит, устаревшим. С теми же проявлениями ненависти, в том числе в виде терроризма, первостепенным оружием остаются военные и силовые методы, признаёт Вячеслав Кантор – но методы эти не способны дать настоящую долгосрочную победу. Эта победа возможна лишь при изменении законодательства, при активации и использовании ресурсов гражданского общества. И при этом не нужно дожидаться новой глобальной катастрофы, которая заставит пересмотреть существующие нормы – как это произошло со Второй мировой войной и Холокостом, после которых толерантность и получила столь ведущую роль среди ценностей Европы.

Современное общество всё более фрагментировано, оно переживает кризис за кризисом, последствием чего становится усиление радикализации социума – в такой ситуации излишняя политкорректность и нежелание предпринимать никакие меры по вмешательству в происходящее кажутся скорее губительными, считает Вячеслав Кантор. Политика вседозволенности работает и в отношении процессов, развития которых допускать попросту нельзя, а потому Европа нуждается в новом понимании толерантности – толерантности безопасной, повторяет Моше Кантор.

Терпимость и толерантность нельзя приравнивать к пассивности и политике невмешательства, особенно когда речь идёт об откровенных нарушениях прав людей, убеждён Вячеслав Кантор. И как раз в этом направлении безопасная толерантность может и должна показать себя с куда лучшей стороны. Прежде всего, она позволит бороться с радикализацией и растущим распространением нетерпимых и даже ненавистнических настроений – именно потому, что они представляют собой угрозу безопасности и стабильности общества, а потому в отношении них толерантность распространяться не должна.

Что такое антисемитизм?

Казалось бы, понятие антисемитизма знакомо каждому – однако, как не раз подчёркивал Вячеслав Кантор, на международном уровне до сих пор не существует единого определения этого явления. И это несмотря на то, что само явление продолжает существовать и даже показывает весьма тревожащий рост в последние годы. Моше Кантор, в частности, со своей стороны активно работает над тем, чтобы единое рабочее определение антисемитизма, уже предложенное экспертами из Международного альянса памяти Холокоста, получило максимально широкую поддержку и одобрение от государств, правительств, объединений и организаций по всему миру.

С таким воззванием, например, он обратился к членам ОБСЕ в 2018 году, где выступал на тематической конференции. К тому времени определение уже получило официальное одобрение нескольких крупных европейских государств – в частности, Британии, Германии, Австрии, Болгарии и Румынии. Да и сама тематика конференции – борьба с антисемитизмом – проведённой в честь годовщины итальянского «закона о расах», к рассуждению о важности определения антисемитизма располагала.

Причин для того, чтобы у антисемитизма было единое и, главн6ое, реально рабочее и используемое определение, Вячеслав Кантор назвал сразу несколько. Прежде всего, это позволит самим евреям почувствовать, что их проблемы услышаны и что об их безопасности заботятся – а с сомнениями по этому поводу евреи уже выступают практически по всему миру. Вторая – не менее, а то и более важная практическая причина – это возможность наконец упорядочить борьбу с антисемитизмом по нормативной линии. Законы, проекты и указания по этому вопросу наконец смогут получить единую подкрепляющую базу, что уже не допустит разночтений и ситуаций, когда антисемитизм в каждом случае правоприменения буквально приходится «определять» по-своему.

Напомнил Вячеслав Кантор и о положении дел, которое объясняет необходимость подобных решений и изменений. В той же Европе евреи всё чаще говорят о том, что давление растущего антисемитизма уже начало сказываться на их самой обычной ежедневной жизни. И выход из этого тупика видят только в эмиграции – причём даже в случае тех евреев, что и родились, и выросли в Европе. Сам же антисемитизм, подчёркивает Моше Кантор, опасен для всего общества: если закрывать на него глаза, он открывает дорогу другим формам ненависти, не говоря уж о том, что многие известные экстремистские и радикальные движения зачастую зарождались именно на почве антисемитизма.

Само принятие определения уже будет шагом в нужном направлении, считает Вячеслав Кантор, ведь это будет официальным заявлением о недопустимости антисемитизма. И заявление это, по мнению Кантора, будет сделано прежде всего самим антисемитам – которые нередко пользуются отсутствием единого определения этого явления и в оправдание себя придумывают такие, которые не касаются их собственных действий или заявлений. Для евреев же это решение станет столь нужным сейчас подтверждением того, что проблема антисемитизма наконец перейдёт из категории постоянного обсуждения и борьбы только лишь на словах к каким-то конкретным действиям и решениям. Убеждён Моше Кантор и в том, что принятие определения антисемитизма станет прецедентом, который в свою очередь положительно скажется и станет примером в деле борьбы с остальными видами ненависти.

Шаги к безопасности

Когда речь заходит о законах и упорядочивании каких-либо норм, сложно обойти стороной тему интернета, ведь виртуальное пространство уже давно стало главной площадкой и главным инструментом для пропаганды самых радикальных и зачастую откровенно человеконенавистнических взглядов и идеологий. Вячеслав Кантор также выступает за то, чтобы сеть стала безопасным пространством – и здесь, по его мнение, не обойтись без нормативов и разработок в этом направлении.

По этой причине, когда в Европе в 2016 году Европейская комиссия приняла Кодекс поведения при борьбе с ненавистью в Интернете, Вячеслав Кантор более чем горячо эту инициативу приветствовал и поддержал. Особенно большое одобрение с его стороны получило то, что свои подписи под новым документом поставили не только правительственные ведомства и структуры, но и самые крупные игроки интернет-рынка – ведь без их усилий каких-то реальных изменений в интернет-среде добиться сложно, уверен Вячеслав Кантор.

Решение о разработке и принятии этого Кодекса Кантор и вовсе назвал историческим: столь высокой оценки от Кантора, в частности, заслужила своевременность этого шага. Сам Кантор инициировал немало исследований и мониторингов уровня нетерпимости в мире, и сетевое пространство, его использование для анонимного распространения ненависти и её разжигания, уже давно находилось под самым пристальным вниманием экспертов. В последние годы увеличение количества подобного контента и вовсе начало вызывать тревогу специалистов: посты, содержащие в себе нетерпимость, перетекали в открытые призывы к насилию и даже убийствам, всё на почве ксенофобии или ненависти в той или иной форме. Свои подтверждения влияния подобной атмосферы в сети на реальную жизнь приводят и правоохранительные ведомства: всё чаще задержанные преступники, особенно молодые, признаются в том, что на преступления их вдохновил именно сетевой контент, и что оттуда же они почерпнули сами идеи нарушений. Не стоит забывать и о том, что для всех террористических и экстремистских организаций анонимная и всеохватная паутина является главным источником связи, пропаганды и привлечения в свои ряды всё новых сторонников. Вячеслав Кантор отмечает и то, что проникновение интернета практически во все точки мира сделало возможным даже для обычных недовольных одиночек находить себе сторонников и единомышленников – и таким образом превращать свою ненависть в конкретные действия уже полноценной группировки.

Интернет нужно сделать безопасным, убеждён Вячеслав Кантор, вот только усилий потребуется немало. И приложить эти усилия должны как власти, так и правоохранительные органы – и те компании и социальные сети, которые сами и работают в сети.

Основные термины (генерируются автоматически): Кантор, антисемитизм, Европа, сам Кантор, толерантность, уж, том, безграничная толерантность, безопасная толерантность, европейское общество.


Ключевые слова

Международный общественник Вячеслав Моше

Похожие статьи

С.И. Злотников: между Россией и Израилем. Пьеса «Иван и Сара»

Вячеслав Моше Кантор: страх и паника – главные цели террористических ударов

«Для террористов не существует границ, они враги всей цивилизации», - заявил президент Европейского еврейского конгресса Вячеслав Моше Кантор, комментируя целую серию страшных терактов, потрясших Великобританию.

К понятию о Золотом сечении

Золотое сечение – это универсальное проявление структурной гармонии. Оно встречается в природе, науке, искусстве — во всем, с чем может соприкоснуться человек. Авторы статьи исследуют литературу, находят связи между науками, касающиеся Золотого сечен...

Нейрокопирайтинг в творчестве И. С. Шмелёва: актуальность и значимость в современном обществе

Нейрокопирайтинг — это один из современных методов создания текста с применением специальных психологических средств и приёмов для влияния на мировоззрение читателей. Основная цель работы заключается в анализе текста И. С. Шмелёва в аспекте нейрокопи...

Функциональные аспекты эмотивности в герметичном тексте (на примере рассказа З. Прилепина «Белый квадрат»)

В статье рассмотрены способы выражения эмоциональных пере-живаний в речи рассказчика, со стороны психологии героя выделены ха-рактерные для авторского стиля З. Прилепина приемы повествования.

Религиозный аспект в диалогической философии Мартина Бубера

В статье раскрываются религиозные воззрения Мартина Бубера в рамках диалогической философии XX века, выявляется специфическое понимание диалога мыслителем как взаимоотношений между Я, Ты и Оно — личностью, Богом и его творением.

Исследование характеристик творческих проявлений русских и вьетнамских студентов

Статья посвящена исследованию характеристик творческих проявлений русских и вьетнамских студентов по результатам методики «Экспресс-метод» Д. Джонсона.

Человек и история в художественном мире «Книг Джунглей»

В статье широко рассмотрена проблема двоемирия в творчестве Редьярда Киплинга («Книги Джунглей»). Указано, как автор сначала на лексическом, а потом на идейном ровнях воплощает в творимой реальности сложную систему оппозиций, генетически родственных ...

Визуальное в акте читательской конкретизации

Статья посвящена вопросам современной теории литературы, которые требуют прояснения с учетом уже существующих представлений о взаимодействии читателя и литературного произведения. Цель статьи — исследовать как в процессе чтения литературного произвед...

Репатриация в Израиль

Похожие статьи

С.И. Злотников: между Россией и Израилем. Пьеса «Иван и Сара»

Вячеслав Моше Кантор: страх и паника – главные цели террористических ударов

«Для террористов не существует границ, они враги всей цивилизации», - заявил президент Европейского еврейского конгресса Вячеслав Моше Кантор, комментируя целую серию страшных терактов, потрясших Великобританию.

К понятию о Золотом сечении

Золотое сечение – это универсальное проявление структурной гармонии. Оно встречается в природе, науке, искусстве — во всем, с чем может соприкоснуться человек. Авторы статьи исследуют литературу, находят связи между науками, касающиеся Золотого сечен...

Нейрокопирайтинг в творчестве И. С. Шмелёва: актуальность и значимость в современном обществе

Нейрокопирайтинг — это один из современных методов создания текста с применением специальных психологических средств и приёмов для влияния на мировоззрение читателей. Основная цель работы заключается в анализе текста И. С. Шмелёва в аспекте нейрокопи...

Функциональные аспекты эмотивности в герметичном тексте (на примере рассказа З. Прилепина «Белый квадрат»)

В статье рассмотрены способы выражения эмоциональных пере-живаний в речи рассказчика, со стороны психологии героя выделены ха-рактерные для авторского стиля З. Прилепина приемы повествования.

Религиозный аспект в диалогической философии Мартина Бубера

В статье раскрываются религиозные воззрения Мартина Бубера в рамках диалогической философии XX века, выявляется специфическое понимание диалога мыслителем как взаимоотношений между Я, Ты и Оно — личностью, Богом и его творением.

Исследование характеристик творческих проявлений русских и вьетнамских студентов

Статья посвящена исследованию характеристик творческих проявлений русских и вьетнамских студентов по результатам методики «Экспресс-метод» Д. Джонсона.

Человек и история в художественном мире «Книг Джунглей»

В статье широко рассмотрена проблема двоемирия в творчестве Редьярда Киплинга («Книги Джунглей»). Указано, как автор сначала на лексическом, а потом на идейном ровнях воплощает в творимой реальности сложную систему оппозиций, генетически родственных ...

Визуальное в акте читательской конкретизации

Статья посвящена вопросам современной теории литературы, которые требуют прояснения с учетом уже существующих представлений о взаимодействии читателя и литературного произведения. Цель статьи — исследовать как в процессе чтения литературного произвед...

Репатриация в Израиль

Задать вопрос