Прокуратура России в системе разделения властей: новый взгляд | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №13 (460) март 2023 г.

Дата публикации: 30.03.2023

Статья просмотрена: 134 раза

Библиографическое описание:

Безмельницын, С. Н. Прокуратура России в системе разделения властей: новый взгляд / С. Н. Безмельницын. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 13 (460). — С. 215-217. — URL: https://moluch.ru/archive/460/101109/ (дата обращения: 07.05.2024).



Ключевые слова: прокуратура Российской Федерации, современный конституционно-правовой статус прокуратуры, система разделения государственной власти.

Деятельность российской прокуратуры рассматривается на современном этапе развития правовой доктрины правоохранительных органов и конституционного права, как правило, с юридических позиций, в отрыве от реализуемой юридической государственной политики в области надзора за соблюдением законности.

Понятие «надзорная политика» почти не используется в современной науке, между тем, надзорная политика является одной из направлений юридической политики государства и поэтому исследование деятельности прокуратуры, как надзорного органа, является междисциплинарным исследованием, которое находится на стыке конституционного права, политологии, исследований деятельности правоохранительных органов. Междисциплинарный подход представляется довольно перспективным в части применения методов неюридических наук, когда исследуются проблемы прокурорского надзора в государстве и его место в системе разделения властей, закрепленной в Конституции Российской Федерации.

Нами уже утверждается, что расположение статьи, посвященной прокуратуре России в главе 7 «Судебная власть и прокуратура», вовсе не произвольно. Это особенно убедительно, если принять во внимание то обстоятельство, что до конституционной реформы 2014 года [1] эта глава называлась просто «Судебная власть», что свидетельствовало о неопределенности конституционно-правового статуса прокуратуры и позволяло рассматривать прокуратуру, как некий элемент судебной власти в России.

На наш взгляд, это противоречило и содержанию этой главы и сути судебной власти, поскольку при самом комплиментарном допущении, прокуратура все-таки не может быть отнесена к судебной власти, поскольку осуществление правосудия не входит и никогда не входило в пределы компетенции прокуратуры, причем, не только на территории нашей страны, но и в зарубежных государствах в известной исторической ретроспективе. Осуществление же правосудия, как специфическая деятельность, имманентна только лишь судам, и поэтому только суды могут быть отнесены к судебной ветви власти.

Нельзя прокуратуру отнести и законодательной и исполнительной ветвям.

Этой же точки зрения придерживается, например, В. Ю. Шобухин [7], который не относит прокуратуру к исполнительной, законодательной и судебной властям. По его мнению, это самостоятельная, обособленная система органов, должностных лиц и организаций, которые в своей деятельности независимы и осуществляют при этом свои полномочия от имени Российской Федерации. Примечательно, что в качестве аргумента того, что прокуратура не относится к системе законодательной власти, автор выдвигает тезис о том, что прокуратура на федеральном уровне не обладает правом законодательной инициативы, что может быть изменено.

Безусловно, есть и такие авторы, которые не соглашаются с изложенной нами точкой зрения о самостоятельности ветви власти прокуратуры и рассматривают прокуратуру, как особую разновидность исполнительной власти, отмечая при этом единство целей прокуратуры и органов исполнительной власти и единство в осуществлении надзорной функции по обеспечению законности и правопорядка, а также борьбой с правонарушениями [2].

С этой точкой зрения мы согласиться не можем, и в качестве аргумента приведем пример из законодательства, а именно ст.21 Закона о прокуратуре [4], которая наделяет прокуратуру правом надзора и за исполнением законов, в том числе, органами исполнительной власти, что невозможно было бы, если бы прокуратура была встроена в систему органов исполнительной власти.

Кроме того, прокуратура не осуществляет управление государственными и хозяйственными делами, то есть ее деятельность не тождественна государственному управлению, что также служит аргументом «против» точки зрения на то, что прокуратура России может быть отнесена к исполнительной ветви власти.

Таким образом, мы устанавливаем, что прокуратура имеет исключительный статус в системе органов государственной власти. При этом играя значительную роль и являясь важнейшим элементом в системе сдержек и противовесов, осуществляет согласование функционирования ветвей государственной власти, обеспечивая их согласованное функционирование, как единой системы государственной власти в стране.

Практика российского конституционализма допускает осуществление органами одной ветви власти, части функций органов другой ветви власти [3].

В качестве примера, приведем Президента Российской Федерации, который, являясь главой государства, высшим должностным лицом, при этом институционально не входит ни в одну из ветвей государственной власти. Он выполняет функцию координации и интеграции всех ветвей власти, тем самым обеспечивая их совместное функционирование, взаимодействие, что олицетворяет единство государственной власти. В то же время Президент России фактически выступает истинным главой исполнительной власти, участвует в процессе законотворчества и значительно влияет на формирование судебной системы, осуществляющей судебную власть в стране.

Поэтому в системе государственных органов есть ряд таких, которых невозможно отнести к одной из самостоятельных ветвей власти, определяемых как законодательная, исполнительная и судебная. Среди таких могут быть названы не только прокуратура России, но и Счетная плата Российской Федерации [5], и Центральный банк Российской Федерации [6].

Таким образом, на основе анализа главы 7 Конституции Российской Федерации «Судебная власть и прокуратура» можно сделать вывод о том, что прокуратура Российской Федерации может быть названа самостоятельной ветвью государственной власти, наряду с судебной властью.

Литература:

  1. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 05.02.2014 № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 6. ст. 548.
  2. Ижаева Ф. А., Агаджанян В. Я. Статус прокуратуры в системе разделения властей // Интеллектуальный потенциал XXI: ступени познания. 2012.№ 10. С. 157–161.
  3. Ульянов А. Ю. Конституционализация института прокуратуры как закономерный этап развития Российской государственности // Вестник Томского государственного университета: Право. 2016. № 3 (12). С. 90–99.
  4. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 (ред. 01.07.2021) (с изм. и доп. вступ. в силу с 01.09.2021) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 47. ст. 4472.
  5. Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ (ред. 28.12.2022) «О Счетной палате Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 08.04.2013. № 14. ст. 1649.
  6. Федеральный закон от 10.07.2022 № 86-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Собрание законодательства Российской Федерации. 15.07.2002. № 28. ст. 2790.
  7. Шобухин В. Ю. К вопросу о конституционно-правовом регулировании статуса Российской прокуратуры // Российское право: Образование. Практика. Наука. 205. № 48 (88). С. 73–78.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, судебная власть, государственная власть, прокуратура, исполнительная власть, ветвь власти, качество аргумента, орган, прокуратура России, система органов.


Ключевые слова

Прокуратура Российской Федерации, современный конституционно-правовой статус прокуратуры, система разделения государственной власти

Похожие статьи

Прокуратура Российской Федерации как четвертая ветвь власти

Ключевые слова: прокуратура, ветви власти, принцип разделения властей, «прокурорская власть»

Конституция РФ не употребляет понятия «прокурорской власти».

Прокуратура РФ занимает важное место в системе органов власти, так как её функции по своей

Российская Федерация, прокуратура, государственная власть, ветвь власти, судебная власть, орган...

Соотношение системы органов судебной власти и органов...

Потому органы прокуратуры не относятся к законодательной, исполнительной, судебной ветвям власти и представляют собой отдельно стоящий государственный орган, который имеет свои специфические цели и задачи, предназначение и организационную структуру.

Роль прокуратуры в механизме государственной власти...

При Петре I произошло создание органов прокуратуры и, в соответствии с Высочайшим Указом от 12 января 1722 года, закрепление их в составе Российской Империи в качестве надзорного органа, осуществляющего свою деятельность в большей степени в отношении действий сената.

исполнительная власть, орган, Российская Федерация, система

Президент РФ, государственная власть, глава государства, ветвь власти, Конституция РФ, орган, законодательная инициатива, исполнительная власть, никой образ, Российская Федерация.

Российская Федерация, прокуратура, государственная власть...

Судебная власть выступает в качестве «третьей» ветви государственной власти.

Российская Федерация, судебная власть, суд, судебная система, осуществление правосудия

В первую очередь, судебная власть — это ветвь государственной власти.

государственная власть, ветвь власти, прокуратура РФ, отдельная ветвь власти...

Место прокуратуры РФ в системе органов государственной...

В статье автор пытается определить положение Прокуратуры РФ в современных реалиях, а также провести разграничения между надзорным органом и органами государственной власти РФ, определить их сходства и различия.

Прокуратура в системе разделения властей в государственном...

Роль, основные функции и полномочия прокуратуры РФ таковы, что эту единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих надзор, не представляется возможным отнести ни к одной самостоятельной ветви государственной власти, установленной в ст. 10.

Прокуратура в системе государственного контроля Российской...

прокуратуры в системе органов государственной власти, не определен предмет ведения. С проблематикой места и роли прокуратуры Российской Федерации в системе органов. Таким образом, и контроль, и надзор представляют собой этап управленческого цикла, на котором...

Место и роль органов прокуратуры в системе органов...

Органы прокуратуры занимают особое место в системе органов государственной власти. В соответствии со статьёй 10 Конституции, государственная власть в Российской Федерации, осуществляется на основе разделения властей на законодательную...

Похожие статьи

Прокуратура Российской Федерации как четвертая ветвь власти

Ключевые слова: прокуратура, ветви власти, принцип разделения властей, «прокурорская власть»

Конституция РФ не употребляет понятия «прокурорской власти».

Прокуратура РФ занимает важное место в системе органов власти, так как её функции по своей

Российская Федерация, прокуратура, государственная власть, ветвь власти, судебная власть, орган...

Соотношение системы органов судебной власти и органов...

Потому органы прокуратуры не относятся к законодательной, исполнительной, судебной ветвям власти и представляют собой отдельно стоящий государственный орган, который имеет свои специфические цели и задачи, предназначение и организационную структуру.

Роль прокуратуры в механизме государственной власти...

При Петре I произошло создание органов прокуратуры и, в соответствии с Высочайшим Указом от 12 января 1722 года, закрепление их в составе Российской Империи в качестве надзорного органа, осуществляющего свою деятельность в большей степени в отношении действий сената.

исполнительная власть, орган, Российская Федерация, система

Президент РФ, государственная власть, глава государства, ветвь власти, Конституция РФ, орган, законодательная инициатива, исполнительная власть, никой образ, Российская Федерация.

Российская Федерация, прокуратура, государственная власть...

Судебная власть выступает в качестве «третьей» ветви государственной власти.

Российская Федерация, судебная власть, суд, судебная система, осуществление правосудия

В первую очередь, судебная власть — это ветвь государственной власти.

государственная власть, ветвь власти, прокуратура РФ, отдельная ветвь власти...

Место прокуратуры РФ в системе органов государственной...

В статье автор пытается определить положение Прокуратуры РФ в современных реалиях, а также провести разграничения между надзорным органом и органами государственной власти РФ, определить их сходства и различия.

Прокуратура в системе разделения властей в государственном...

Роль, основные функции и полномочия прокуратуры РФ таковы, что эту единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих надзор, не представляется возможным отнести ни к одной самостоятельной ветви государственной власти, установленной в ст. 10.

Прокуратура в системе государственного контроля Российской...

прокуратуры в системе органов государственной власти, не определен предмет ведения. С проблематикой места и роли прокуратуры Российской Федерации в системе органов. Таким образом, и контроль, и надзор представляют собой этап управленческого цикла, на котором...

Место и роль органов прокуратуры в системе органов...

Органы прокуратуры занимают особое место в системе органов государственной власти. В соответствии со статьёй 10 Конституции, государственная власть в Российской Федерации, осуществляется на основе разделения властей на законодательную...

Задать вопрос