Прокуратура в системе разделения властей в государственном механизме защиты конституционных прав граждан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №23 (418) июнь 2022 г.

Дата публикации: 11.06.2022

Статья просмотрена: 464 раза

Библиографическое описание:

Ершова, А. А. Прокуратура в системе разделения властей в государственном механизме защиты конституционных прав граждан / А. А. Ершова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 23 (418). — С. 263-265. — URL: https://moluch.ru/archive/418/92819/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье анализируется назначение прокуратуры в государственном механизме защиты конституционных прав граждан и ее место в системе государственных органов. Анализируются нормы Конституции РФ и Федерального закона «О прокуратуре РФ» с учетом последний изменений.

Ключевые слова: прокуратура, защита прав, орган государственной власти, государственный механизм, прокурорский надзор.

Прокуратура Российской Федерации является важнейшим институтом в системе государственного механизма один из важных институтов в государственном механизме. Это связано с тем, что ее деятельность направлена на обеспечение законности и правопорядка в стране, защиты прав и свобод человек и гражданина, обеспечения государственных и общественных интересов. Еще одним признаком организации деятельности прокуратуры выступает ее многофункциональность, воздействие на широкий круг общественных отношений.

Все вышеуказанные особенности функционирования прокуратур свидетельствует о важности качественной правовой регламентации ее деятельности. В первую очередь, речь идет о Конституции Российской Федерации 1993 года и специальном законодательстве [5, с. 4].

В современный период основным правовым актом, регламентирующим деятельность прокуратуры, является Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», который был принят в 1992 году. Данный законодательный акт имеет правозащитную направленность. При этом прокуратура является также важным государственным органом в системе разделения властей, поскольку способствует согласованное функционированию всех органов власти, а также обеспечивает их эффективное взаимодействие.

Место прокуратуры в системе разделения властей имеет важное значение для определения ее роль, функций, организации ее деятельности.

До внесения изменений в ст. 129 Конституции РФ (до 04 июля 2020 года) система функций прокуратуры вообще не закреплялась, а также не было определено ее место в иерархии государственных органов, осуществляющих защиту прав и свобод человека и гражданина с учетом социально-правовой значимости ее деятельности.

После внесения поправок Конституцию РФ, в ч.1 ст. 129 предусмотрено, что «прокуратура — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции». В ч.1 ст. 129 Конституции РФ определено, что «полномочия прокуратуры, ее организация и порядок деятельности определяются федеральным законом».

Важное значение также имеет то, что глава 7 Конституции РФ, в которую входит ст. 129 также была переименована. Если ранее она именовалась как «Судебная власть», что вызывало дискуссию о месте прокуратуры в системе органов государственной власти, в том числе к судебной, то теперь новое наименование «Судебная власть и прокуратура» разногласия не вызывает. Данный подход свидетельствует о том, что роль прокуратуры не до конца понималась создателями Основного закона, не было определено ее место в системе правоохранительных и судебных органов.

При этом, несмотря на существенные изменения норм Конституции РФ, место прокуратуры в системе разделения властей также остается дискуссионным.

В ст. 10. и 11 Конституции РФ прокуратура, как единый федеральный централизованный орган государственной власти не указан в качестве самостоятельного органа в системе разделения властей.

Роль, основные функции и полномочия прокуратуры РФ таковы, что эту единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих надзор, не представляется возможным отнести ни к одной самостоятельной ветви государственной власти, установленной в ст. 10.

В теории вопрос о том, является ли прокуратура самостоятельным независимым федеральным централизованным органом государственной власти в системе разделения ветвей власти, остается дискуссионным многие годы.

Так, одни ученые считают, что прокуратура является государственным органом с особым конституционным-правовым статусом [3, с. 215], другие относят ее к четвертой ветви власти, осуществляющей контрольно-надзорную функцию [2, с. 14]. Есть мнения, что прокуратура относится к законодательной или исполнительной власти, а также то, что она не относится ни к одному органу государственной власти [1, с. 71].

Как указывает В. Е. Чиркин, прокуратура является органом с особым конституционно-правовым статусом. Она относится к контрольной власти, которая не подчиняется никакой другой власти и осуществляет определенный вид деятельности — обеспечивает общий надзор за законностью, за соблюдением право и свобод человека и гражданина, следит за точным и единообразным исполнением законодательных актов. В случае обнаружения нарушения, прокуратура предпринимает меры реагирования в отношении лица или органа, нарушившего закон с требованием устранить нарушение или не допускать его [4, с. 178].

В действующем Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина выделен в качестве самостоятельного направления функциональной деятельности прокуратуры, что является подтверждением важного значения ее правозащитной роли на современном этапе государственно-правового развития нашей страны. Правозащитный потенциал прокуратуры проявляется как в разноплановой деятельности по надзору за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина, так и в значительной профилактической направленности проводимых надзорных мероприятий в различных сферах жизнедеятельности государства и общества.

Анализируя роль прокуратуры в государственном механизме защиты конституционных прав граждан, следует отметить, что реализация полномочий данного органа является эффективным рычагом воздействия на орган или лицо, совершающего нарушения в данной сфере в целях соблюдения прав и свобод граждан, закреплённых на конституционном уровне.

Действенность мер реагирования прокуратуры обусловлена совокупностью факторов.

Во-первых, прокуратура осуществляет внешний надзор, она не связана какими-либо корпоративными интересами с объектами надзора. Внутренний контроль и надзор все же предполагает наличие корпоративных взаимосвязей между субъектом и объектом надзора и контроля.

Во-вторых, акты прокурорского реагирования обязательным для исполнения всеми поднадзорными объектами, без исключения

В-третьих, акты прокурорского реагирования обеспечены принудительной силой государства.

В-четвертых, неисполнение актов прокурорского реагирования или исполнение их в нарушение сроков, влечет за собой привлечение виновных лиц к ответственности.

Прокуратура не должна и не может подменять другие государственно-правовые структуры, функции которых направлены также на защиту прав и свобод человека и гражданина, с одинаковой интенсивностью осуществлять надзор за исполнением всех законов, во всех сферах правовых отношений. Необходимо правильно выбрать приоритеты, от обеспечения которых в решающей степени зависит состояние законности и правопорядка в районе, городе, субъекте РФ, в стране в целом. Такие приоритетные направления деятельности и являются основными. Они реализуются с помощью надзорной и иных функций прокуратуры в приоритетном, первоочередном порядке, определяют роль органов прокуратуры в определенные периоды [5, с. 4].

Итак, отличительной особенностью правового статуса прокуратуры России является многообразие форм прокурорской деятельности, механизмов и способов взаимодействия с высшими органами государственной власти, судебными органами, органами местного самоуправления, международными организациями и иными субъектами правовых отношений, чем обусловлено возрастание роли прокуратуры в реализации правовой политики государства, одновременно с этим прокуратура перестает быть органом уголовного преследования (имеющиеся полномочия в уголовно-правовой сфере фактически сведены к надзорной, координационной и судебной функциям), что еще раз подчеркивает конституционную ценность и правозащитный характер деятельности данного государственно-правового института. С целью устранения неопределенности в положении прокуратуры в государственном механизме без преувеличения требует конституционно-правового внимания и может быть реализовано в рамках очередных изменений Конституции РФ. Однако это требует серьезной научной основы, а также учета эволюции конституционно-правового регулирования организации и деятельности отечественной прокуратуры. Полагаем возможным и вполне закономерным отразить на высшем конституционном уровне целевое назначение, состоящее в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности и правопорядка, защиты прав, свобод и интересов человека и гражданина, интересов общества и государства.

Литература:

1. Бывальцева С. Г. Конституционно-правовой статус прокуратуры: проблемы и перспективы // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 5. С. 71.

2. Мельников Н. Прокурорская власть // Государство и право. 2002. № 2. С. 14–18.

3. Смирнов А. Ф. К вопросу о правовом регулировании статуса прокуратуры Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 1. С. 215–221.

4. Чиркин В. Е. Государствоведение. 3-е изд., испр. и доп. М.: Юрист, 2012. 382 с.

5. Щерба С. П., Решетникова Т. А. Конституционные новеллы о системе и иерархии функции прокуратуры // Законность. 2021. № 4. С. 3–6.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная власть, свобода человека, Конституция РФ, прокуратура, государственный механизм, орган, Российская Федерация, система разделения властей, место прокуратуры, прокурорское реагирование.


Похожие статьи

Место и роль органов прокуратуры в системе органов...

Стоит отметить, что Конституция РФ не определила ответа на вопрос о месте прокуратуры в системе разделения властей, который является одним из

Надин Алексей Николаевич Место и роль прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации...

Место и роль прокуратуры в системе органов государственной...

Ключевые слова: государственные органы, прокуратура, система разделения властей. Органы прокуратуры занимают особое место в системе органов государственной власти. Создание прокуратуры связано с именем Петра I, Указом от 12 января 1722 года учредившего...

Трансформация конституционно-правового статуса прокуратуры...

Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от

В России прокуратура является самостоятельной системой органов государственной власти и.

Правовой статус прокуратуры РФ является предметом научных дискуссий и споров.

Роль прокуратуры в механизме государственной власти...

Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, в

Учитывая существование принципа разделения властей, объективно возникает вопрос, какое же место должна занимать прокуратуры в системе трех ветвей власти.

Соотношение системы органов судебной власти и органов...

Российская Федерация, прокуратура, ветвь власти, Конституция РФ, Генеральный прокурор, государственная власть, государственный орган, конституционно-правовой статус, правовой статус, публичная власть. Место прокуратуры РФ в системе органов государственной...

Теоретические аспекты определения места прокуратуры...

Место же прокуратуры в государственной деятельности рассматривалось автономно от

При изучении проблематики включения прокуратуры в систему разделения властей С. А

12. Шобухин В. Ю. Правовой статус прокуратуры и прокурорских работников Российской...

Прокуратура Российской Федерации как четвертая ветвь власти

Прокуратура РФ занимает важное место в системе органов власти, так как её функции по

Андриянов В. Н. Прокуратура Российской Федерации в системе разделения властей

Российская Федерация, Прокуратура, государственная власть, орган, ветвь власти...

Место, роль и особенности правового положения органов...

‒ единого механизма прокурорского реагирования на нарушение законов.

С проблематикой места и роли прокуратуры Российской Федерации в системе органов власти связаны и научные споры об органах прокуратуры как «органах государственной власти с особым...

Место прокуратуры РФ в системе органов государственной...

Анализ положений отечественного законодательства Российской Федерации позволяет установить, что прокуратура занимает особое положение в системе всех государственных органов Российской Федерации. Согласно ст. 10 Основного закона страны вся власть в...

Похожие статьи

Место и роль органов прокуратуры в системе органов...

Стоит отметить, что Конституция РФ не определила ответа на вопрос о месте прокуратуры в системе разделения властей, который является одним из

Надин Алексей Николаевич Место и роль прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации...

Место и роль прокуратуры в системе органов государственной...

Ключевые слова: государственные органы, прокуратура, система разделения властей. Органы прокуратуры занимают особое место в системе органов государственной власти. Создание прокуратуры связано с именем Петра I, Указом от 12 января 1722 года учредившего...

Трансформация конституционно-правового статуса прокуратуры...

Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от

В России прокуратура является самостоятельной системой органов государственной власти и.

Правовой статус прокуратуры РФ является предметом научных дискуссий и споров.

Роль прокуратуры в механизме государственной власти...

Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, в

Учитывая существование принципа разделения властей, объективно возникает вопрос, какое же место должна занимать прокуратуры в системе трех ветвей власти.

Соотношение системы органов судебной власти и органов...

Российская Федерация, прокуратура, ветвь власти, Конституция РФ, Генеральный прокурор, государственная власть, государственный орган, конституционно-правовой статус, правовой статус, публичная власть. Место прокуратуры РФ в системе органов государственной...

Теоретические аспекты определения места прокуратуры...

Место же прокуратуры в государственной деятельности рассматривалось автономно от

При изучении проблематики включения прокуратуры в систему разделения властей С. А

12. Шобухин В. Ю. Правовой статус прокуратуры и прокурорских работников Российской...

Прокуратура Российской Федерации как четвертая ветвь власти

Прокуратура РФ занимает важное место в системе органов власти, так как её функции по

Андриянов В. Н. Прокуратура Российской Федерации в системе разделения властей

Российская Федерация, Прокуратура, государственная власть, орган, ветвь власти...

Место, роль и особенности правового положения органов...

‒ единого механизма прокурорского реагирования на нарушение законов.

С проблематикой места и роли прокуратуры Российской Федерации в системе органов власти связаны и научные споры об органах прокуратуры как «органах государственной власти с особым...

Место прокуратуры РФ в системе органов государственной...

Анализ положений отечественного законодательства Российской Федерации позволяет установить, что прокуратура занимает особое положение в системе всех государственных органов Российской Федерации. Согласно ст. 10 Основного закона страны вся власть в...

Задать вопрос